Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

НАШ ПОКРОВИТЕЛЬ

Автор: Николаиди Г.С.



Теги статьи:  Николай Рерих, картины Рериха, Россия, Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Преподобный Сергий

Почитание и любовь людей всего мира к Святому Николаю Чудотворцу настолько сильны, что вознесли его даже выше Апостолов. Он пришёл на нашу землю в третьем веке — в самое трудное для христианства время, когда борьба против последователей Христа достигла своего апогея. Когда Святитель Николай служил архиепископом в Мирах Ликийских, после небольшого затишья вновь начались гонения на христиан. Разрушались храмы, сжигались книги, священнослужителей и христиан заключали в тюрьмы, пытали, бросали на растерзание зверям. В Никодимии в день Пасхи в храме было сожжено 20 тысяч человек. Смертоносная буря пронеслась по стране и дошла до Мирликийской церкви. Святой Николай неустрашимо поддерживал свою паству, открыто проповедуя Имя Божие, за что надолго был заключён в темницу, продолжая и там заботиться о христианах, томившихся вместе с ним.

Убедившись в том, что жестокость не приводит к уничтожению христианства, император Галерий, правивший в это время, стал ослаблять гонения на христиан. Повинуясь его новому указу, из темниц стали выпускать находившихся там людей. После своего освобождения архиепископ Николай снова занял Мирликийскую кафедру.

Менялись императоры, вновь начинались теснения и преследования христиан, и Святой Николай опять был готов положить душу за свою гонимую паству.

Наконец пришедший к власти император Константин, впоследствии названный Великим, начал смягчать участь страдальцев: он возвратил домой изгнанников, освободил тех, кто был в заточении, и издал ряд распоряжений, в которых предписывал правителям областей со всем усердием способствовать восстановлению уцелевших церквей и строительству новых. Таким образом, настоятели христиан­ских церквей, в их числе и Святой Николай, получили полную свободу проповедовать христианство. Император Константин издал «Поучение об идолопоклонническом заблуждении», и Святитель Николай, следуя указу императора, разрушил все языческие капища в своей стране.

Но избавившись от внешних гонений, христиан­ское Учение столкнулось с новыми испытаниями. Многие из современников Святителя Николая, предавшись умствованиям, сделались виновниками искажений Учения Христа (так называемых ересей), долгое время изнутри раздиравших церковь. В начале IV века христианство особенно сильно пострадало от ереси Ария, который отвергал Божественную природу Христа, не признавая Его единосущным Богу-Отцу. Эта волна прокатилась по всему христианскому миру, внеся разъединение и смущение в умы людей. Такие шатания были совершенно чужды пастырю Мирликийской церкви. Подобно Апостолам, он видел путь духовного совершенствования не в том, чтобы углубляться в непостижимое, а чтобы вернее исполнять познанное; он ценил веру не по словам, а по делам. Так Святой Николай шёл сам и вёл свою паству.

В 325 году в Никее состоялся Первый вселенский собор, на котором 318 епископов утвердили Символ веры и осудили Ария и его последователей.

Сохранилось предание о том, как на одном из соборных заседаний Святитель Николай, не стерпев богохульства Ария, ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок недопустимым, лишили Святого Николая его святительского сана и заключили в башню. Но этой же ночью многих епи­скопов посетило видение: Сам Господь подал угоднику Евангелие, а Пречистая Богородица возложила на него омофор*, снятый накануне. Утром Святителя вывели из темницы, и ему был возвращён прежний сан. Предание Никейской церкви до сих пор сохраняет память об этом событии. По возвращении с Первого собора Святитель Николай продолжил свою благотворную пастырскую деятельность.

Однажды в Ликии начался сильный голод. В Мирах оскудели съестные припасы, и многие из горожан терпели в них крайнюю нужду. Но чудесная помощь, поданная Святителем Николаем, не позволила довести город и страну до страшного бедствия. Произошло это следующим образом.

Один торговец, нагрузив в Италии свой корабль хлебом, перед отплытием увидел во сне Николая Чудотворца, который приказал ему отвезти хлеб для продажи в Ликию и вручил ему в виде задатка три золотые монеты. Немедленно проснувшись, купец, к своему изумлению, действительно увидел у себя в руке монеты. Он тут же отплыл в Миры, где и распродал свой хлеб, рассказав людям о чудном видении.

Свою земную жизнь Святитель Николай закончил в Мирах Ликийских — столице и митрополии Ликийской страны. 19 декабря отмечается день его ухода. Мощи Святого Николая оставались в Мирликийской церкви до XI века. А в 1087 году они были перенесены в город Бари (Италия) и положены в церкви во имя Святителя Николая, где находятся и сейчас.

Само перенесение мощей произошло при следующих обстоятельствах. Через 700 лет после кончины Николая Чудотворца родная ему Ликия стала подвергаться частым нашествиям сарацин, которые опустошали её огнём и мечом. Древние Миры опустели, оставшиеся в живых жители переселялись в другие места.

И вот однажды Святитель Николай явился во сне священнику апулийского города Бари и сказал: «Поди скажи клиру (христианскому духовенству) и народу, чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в этот город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне».

Утром священник пошёл в церковь и рассказал о своём видении. Все исполнились великой радости. Немедленно были снаряжены три корабля, которые отправились в Миры Ликийские за мощами Святителя. Путешествие было трудным, и многочисленные чудеса сопровождали этот переезд. Лишь только мо­щи Святого Николая были привезены в Бар-град, как от них стали происходить многочисленные исцеления. В первую ночь и на следующий день исцелилось 47 человек.

С тех пор 22 мая отмечается как день перенесения мощей Святого Николая. На Руси этот праздник именовался «Никола вешний».

Новость о прибытии в Бари мощей Святого Николая разлетелась по Европе с необычайной скоростью; иначе и быть не могло, ведь этот Святой являлся наиболее почитаемым как на Востоке, так и на Западе. Для Бари открылась новая историческая страница. Если раньше этот город был византийской столицей южной Италии, то теперь он становится городом Святителя Николая.

В связи с перенесением мощей Святого в Бари здесь была построена Базилика. Немногие из существующих памятников обладают таким смысловым богатством, как Базилика Святого Николая. Это — воплощение в камне того глубокого религиозного чувства, которое было основой духовности в эпоху средневе­ковья.

Как свидетельство глубочайшего почитания Святителя Николая, сюда сразу же отовсюду стали прибывать различные дары, сделавшие со временем сокровищницу Базилики бесценным хранилищем произведений искусства и памятных предметов.

На самом почётном месте в Базилике, непо­средственно за алтарём реликвий, находится знаменитая икона «Святой Николай и Дароносцы», которая на протяжении многих веков считается в Европе истинным изображением Святого.

Скульптурная композиция «Святой Николай благословляющий с Адеодатом» была сделана в годы, когда свирепствовала чума, в благодарность Святому Николаю за исцеление от смертельной болезни.

Следует отметить, что многие сокровища Базилики содержат в себе Знак Триединства. Этот Знак, имеющий древнюю историю, был использован Николаем Константиновичем Рерихом для создания Знамени Мира — Знамени охраны мировых сокровищ культуры.

На Руси к Святому Николаю Чудотворцу издавна установилось необыкновенно трогательное отношение. В знак особого почитания Святителя Николая русский народ возводил множество храмов и часовен, превзойдя в этом даже Византию, и не было на Руси дома, в котором не хранилась бы икона, посвящённая этому Святому. Интересным представляется тот факт, что древнерусские иконы с изображением Николая Чудотворца также в изобилии имели Знак Триединства. Обычно он помещался на епитрахили* и означал высочайшее понятие — Святую Троицу.

Сохранилось множество устных преданий и рассказов о Святом Николае и его чудесах. Известно, что наши Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский не только глубоко чтили Святителя Николая, но и многое совершили в деле прославления его имени. Приведём трогательный народный рассказ о том, как однажды Преподобный Сергий и Святой Серафим спросили Святителя — за что он так горячо возлюбил Землю Русскую?

— За то, — отвечал Святитель, — что дитя она, Святая Русь, что в ней души чистые, детские, что не гонится она за деньгами, дьяволу не кланяется. Цветок она неувядающий, благоухание пред Господом. Но и ребёнок бывает неразумен и огорчает отца, но, наказуя его, отец не перестаёт его любить. Так и Россия пред Господом как дитя любимое. Русь — это тайная дума Господня пред вечностью.

Николай Константинович Рерих создал несколько картин, на которых изобразил Николая Угодника, ярко выразив связь Святителя с русским народом. На картине «Никола», созданной в 1916 году, художник изобразил его таким же, как на древней афонской фреске. В том же году Рерих пишет картину «Три радости», где «на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах».

В 1920 году Рерих написал картину «Святой Николай». В древней легенде говорится о том, как задумали однажды татары напасть на Можайск. Тогда явилось дивное видение: в ободрение жителей Можайска и на страх врагам Святитель Николай показался в грозном виде, стоящим в воздухе над собором и держащим в одной руке меч, а в другой — подобие храма. Враги так устрашились этим видением, что сняли осаду и бежали, к удивлению и радости осаждённых. Так был спасён город Можайск.

На центральной площади Новосибирска, первоначально названного Новониколаевском, воздвигнута часовня в честь Святого Николая. Она символизирует покровительство Святого нашему городу. Разрушенная в 1930-х годах, она была вновь построена на том же месте. «Ясносияющая» — так назвала её Наталия Дмитриевна Спирина, говоря о несокрушимой мощи, исходящей от часовни, которая «укрепляет дух и возвышает все наши устремления к Небу».

К Святому Николаю у Наталии Дмитриевны было совершенно особенное отношение. Она учила нас обращаться к нему за помощью во всём. Показателен такой эпизод. Несколько лет назад, когда на окнах Музея Н.К.Рериха в Новосибирске были обнаружены следы выстрелов и все попытки найти виновных не имели успеха, Наталия Дмитриевна, показав рукой наверх, убеждённо сказала: «Запомните, нам помогут только оттуда, наша защита — там! Обращайтесь к Святому Николаю, просите защиты и помощи!».

Свою любовь к этому вселенскому Святому она стремилась передать всем, с кем приходилось ей общаться. Вдохновлённые отношением Наталии Дмитриевны к святым как к реальным живым героям, во­площавшимся для помощи человечеству, сотрудники СибРО пишут стихи на эту тему. Вот стихотворение Юлии Стройновой:

Великие Святые на Земле...
Они приходят, чтобы нас спасти,
Чтоб мы не заблудились в страшной мгле
И к Солнцу Духа путь смогли найти.

Великие Святые по Земле
Прошли путём страдания и бед,
И подвиг Их, сияющий во тьме, —
Как на скрижалях выжженный Завет.

Сегодня, когда всё резче обозначается противостояние сил созидательных и сил, прилежащих тьме, мы, памятуя наказ нашего Руководителя, как никогда призываем о помощи Великого заступника и не устанем повторять вслед за Алексеем Ремизовым:

«Милостивый наш Никола, где бы Ты ни был, явись к нам! Скажи Спасу о нашей тяжкой страде... за­ступи, защити русскую землю! Благослови русский народ великим благословеньем своим на новую грядущую жизнь!»

Галина НИКОЛАИДИ


* Омофор — широкая полоса из ткани, возлагаемая на плечи архиепископу поверх всех облачений.
* Епитрахиль — часть церковного облачения, символ благодати.
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Николай Чудотворец

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Все человеческое горе происходит от невежества.

Беспредельность, 828
Неслучайно-случайная
статья для Вас: