Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Мир Огненный, ч.3, 212 |
Ничто так не приближает нас к человеку, от которого мы отделены временем и с которым никогда не встречались, как воспоминания близких ему людей, тех, кто был с ним рядом.
Борис Николаевич Абрамов, ученик Николая Константиновича Рериха, духовный сын Елены Ивановны Рерих, — каждое воспоминание, каждая подробность о нём и его жизни для нас необычайно ценны, особенно если они оставлены его ближайшей ученицей, свидетельницей его подвижнической жизни, — Наталией Дмитриевной Спириной.
В собеседованиях с сотрудниками рериховских обществ, на семинарах и личных встречах Наталия Дмитриевна постоянно обращалась мыслью к своему учителю, его советам, урокам, наставлениям. Все её слова о Б.Н. Абрамове были проникнуты глубочайшим уважением и восхищением его духовной красотой, подвигом его жизни.
Обратимся к словам Наталии Дмитриевны и через призму её воспоминаний прикоснёмся к образу замечательной Личности, выдающегося Человека — Борису Николаевичу Абрамову.
Дисциплина духа. Рассказывая о Б.Н. Абрамове как о руководителе группы молодых людей, желавших постигать под его началом основы Живой Этики, Н.Д. Спирина вспоминала:
«Как занимался он с учениками? Дисциплины мысли и чувств требовал он от них. Это было первым условием для продвижения»1. Именно с выработки духовной дисциплины, которая в Учении названа «уздой духа», начинал Б.Н. Абрамов работу с учениками. Без дисциплины и самоконтроля невозможно воспитать в себе нужные качества характера и накопить жизненно необходимую психическую энергию. И Борис Николаевич требовал от учеников объявить решительную войну всему, что расхищает энергию, — всплескам эмоций, переживаниям, обидчивости и другим подобным проявлениям. И если он видел, что ученик не приложил достаточных усилий в работе над собой, он «не деликатничал», по словам Наталии Дмитриевны, и говорил об этом прямо, а порой и сурово. Она говорит: Б.Н. Абрамов был человек «суровый, но всё положительное находило в нём и отклик, и всяческую поддержку. А всякая распущенность, всякая астральность, всё, что сжигает ауру, — к этому он сурово относился и старался это как-то изжить в нас, то есть воспитывал нас против этого»2.
«Что отличает духовно развитого человека? — Сердце, вот самое главное. (...) Имеющий сердце может быть суровым, но ему можно доверять. (...) Борис Николаевич не скрывал своего мнения, он не был любезным в общепринятом смысле этого слова. Но я чувствовала к нему бесконечную благодарность, — после его слов, замечаний я всегда духовно вырастала...»3
Борис Николаевич говорил о недостатках, но он умел сказать так, что «при этом никогда не возникало ни малейшей обиды, только было стыдно за себя»4. «...Его слово не было гробовым гвоздём, а, напротив, побуждало ученика к активному действию. Он знал, как и что сказать так, чтобы эти слова послужили во благо. А к тому же — он так нас любил, и мы все это чувствовали!»5
Живая Этика как действие. «Самым главным, на чём он особенно и неустанно настаивал, было применение Учения в жизни. Каждый день применить что-то из даваемого»6. «Борис Николаевич научил понять Живую Этику как действие: выполнять хоть как! Когда я читала до того Учение, — отмечала Н.Д. Спирина, — это не было так конкретно»7. «Он говорил, что йогов-теоретиков нет и что принимать Агни Йогу только в теории — это значит не преобразить ни себя, ни свою жизнь. Только практика»8.
«Изучение путём становления» — таков был главный принцип, которым руководствовались ученики Б.Н. Абрамова.
Очувствованное знание. Те, кто читают книги Живой Этики, знают о важности утверждения в себе положительных качеств, ведь именно они слагают наше главное сокровище, бессмертную Чашу опыта. Но всегда ли мы понимаем, как это осуществлять практически?
Один из способов, который предлагался Абрамовым, Наталия Дмитриевна описывает так: «Знания должны претворяться в состояние духа, знания непретворённые — мертвы. Одно непосредственное ощущение стоит многих томов книг. Цель книг — подвести человека к этому непосредственному ощущению. Очувствовать то или иное, глубинно понять. (...) Если человек не научился очувствовать то, что он читает, пишет, учит, — оно не останется на следующую жизнь. А если мы любим Николу Чудотворца, то это — останется.
Накопления — очувствованные знания, которые переходят в непосредственный опыт и откладываются в Чаше. (...) Мысль очувствованная — соединение ментала с сердцем. Этому и учил нас Борис Николаевич — вызывать ощущения, например, вызывать чувство любви к ближнему. ...Мы боремся, преодолеваем своё недоброжелательство, вызывая в себе добрые чувства к другому»9.
О том же в книге бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной «Искры Света» сказано: «Каждое положение Учения нужно реализовать, то есть ощутить. Это большая внутренняя работа, требующая огромного напряжения и концентрации. Но со временем приобретается навык, умение вызвать нужное ощущение. (...) Эта реализация мыслей Учения даёт ассимиляцию с ними, врастание в них. Они становятся составной частью существа человека»10.
Наука помогать. Скажем ещё об одной особенности «школы Абрамова»: о науке помогать.
«Сострадание, доброта, отзывчивость — всё это было у Бориса Николаевича. Эффективная помощь, которую он оказывал, проявлялась на земном и духовном плане»11. «Сама я много раз получала его помощь, совершенно явно ощутимую, во время болезней и в трудных обстоятельствах, — вспоминала Наталия Дмитриевна. — Там, где не могли помочь врачи и лекарства, там помогала его психическая энергия...»12
«...Его сердце отзывалось на всё, начиная от глобальных явлений и политики... и до наших самых мельчайших нужд»13. «Люди инстинктивно тянулись к нему за помощью... Он учил, лечил, помогал в неизбывной щедрости сердца, не нарушая этим свой внутренний гармонический строй»14.
«В Учении сказано: "Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь" (Иерархия, 434). По этому завету Учения он [Борис Николаевич] поступал сам и приучал учеников к тому же. Учил мыслить во благо, указывая, что мысль, дисциплинированная и целенаправленная, есть великая сила; учил делиться своей психической энергией, делать посылки больным и нуждающимся»15. «Редко наши занятия проходили без того, чтобы не помочь кому-то коллективно в духе»16. «Бывали при встречах с Б.Н. Абрамовым такие случаи, когда, например, кто-то находился в унынии, в печали, в грусти. Для того чтобы ему помочь, нужно было активно настроиться на радость, на бодрость, на уверенность в победе, и это ему передавалось через наше настроение и помогало»17.
Работа над речью. Ещё один важный момент в занятиях с Б.Н. Абрамовым, который отмечает Н.Д. Спирина: он обращал большое внимание на речь, умение чётко и кратко излагать свои мысли, объяснял ученицам, что с речью нужно работать. «Болтливость — это вампиризм, болтуны своей речью берут энергию, — говорил он. — Когда же человек говорит по делу — он даёт»18. Борис Николаевич считал очень важным умение вести беседу, то есть быть способным к собеседованию. «Б.Н. Абрамов приучил нас к аккуратному отношению к разговору; говорить — только по существу. Если это было пустопорожнее — нам доставалось»19, — вспоминала Наталия Дмитриевна.
Благородный облик
Теми качествами, которые Б.Н. Абрамов требовал от своих учениц, сам он владел в высокой степени. Наталия Дмитриевна особенно отмечала его огромную внутреннюю дисциплину и самообладание. «Он был предельно собранный»20. Что бы ни происходило вокруг, Борис Николаевич всегда оставался спокойным и уравновешенным, «он даже не менялся в лице, если что-то случалось»21. «Я никогда не видела Бориса Николаевича в тревоге, в раздражении или не в духе; он всегда был выше этого. Никогда не был в неуравновесии. Это хорошо — быть рядом с тем, кто много выше, это подтягивает»22.
«Я видела его простоту высокого порядка... Простота — это качество у Бориса Николаевича было очень красивое. И в то же время достоинство, — чувствовалось, что за простотой огромная сила стоит. И мы трепетали и не смели что-то не то сказать. Но это хорошо — так перед кем-то трепетать. ...Очень важно, куда человек смотрит — вверх или вниз. Всегда важно смотреть вверх»23.
«Борис Николаевич никогда не выглядел равнодушным, он был очень внимательным»24, при этом «в нём была некоторая отстранённость: "мою сущность ничто затронуть не может; всё, что происходит вовне, меня совершенно не затрагивает"... А внутри — тишина»25.
«Б.Н. Абрамов необыкновенно владел словом»26; у него «был особый язык, который производил очень сильное воздействие...»27 «Общаясь с Борисом Николаевичем, я ощущала примат духа28, с ним говорить было — блаженство. Он — существо иного плана; нашего уровня астрала в нём не было. Это было духовное счастье, особенно во время занятий, — он приходил в особое состояние, предназначенное для нас»29.
Читая воспоминания Наталии Дмитриевны Спириной, мы явственно видим облик Бориса Николаевича Абрамова, прекрасный в своём благородстве, которое проявлялось как во всей его жизни, в мыслях, делах, так и в его внешности и манерах.
О его внешнем облике Н.Д. Спирина рассказывает: «Борис Николаевич был удивительно пропорционален — прекрасно сложённая фигура, абсолютно пропорциональный человек... Волосы густые, только с сединой. Нос — орлиный, и сам он был как орёл. Широкие плечи, классическая мужская фигура. Порода в нём так чувствовалась! Он был дворянин»30.
«У него были голубые глаза, необыкновенно светлые, светящиеся. Взгляд был чрезвычайно пронзительный»31. «Я очень обращаю внимание на кисти рук у людей... Первое — лицо и глаза, второе — руки. У Бориса Николаевича руки были необыкновенной красоты... Форма рук и ногтей у него была изумительная, я всегда смотрела с восхищением»32.
Поражала в нём «дисциплина внешних действий: он даже не жестикулировал — был образец поведения!»33 «Б.Н. Абрамов — "человек без лишнего": ни одного лишнего слова, никаких жестов. Смеялся тихо»34. «Борис Николаевич никогда себе не изменял: спокойствие, юмор, очень тонкий»35. «Говорил тихим, ровным, спокойным голосом — и при этом было такое воздействие!»36
Несмотря на тяжелейшие обстоятельства жизни, на трудные ситуации, в которые судьба ставила порой Бориса Николаевича, Наталия Дмитриевна никогда не видела его омрачённым, уставшим или больным.
«...От него исходила такая энергия, такое воодушевление! Он был всегда на таком подъёме, что прямо дух расцветал»37. «Борис Николаевич был всегда устремлён в будущее и настолько переносил в него своё сознание, что как бы был уже в нём. (...) Отсюда проистекал его несокрушимый оптимизм... (...) И этот настрой на будущее, эта несокрушимая вера в непреложный приход Эпохи Света передавались и всем, с кем он беседовал. (...) Эту уверенность он вложил в нас на всю оставшуюся жизнь»38.
Наталия Дмитриевна не раз подчёркивала, как скромно относился Борис Николаевич к себе и своим Записям. «...Никто никогда не слышал от него никакого самоутверждения»39. «Образец наибольшего бескорыстия — жизнь Бориса Николаевича: он ничего не имел в земной жизни, в те годы не было никаких надежд на издание его Записей, наоборот, надо было скрываться»40.
«Я всегда поражалась, глядя на Бориса Николаевича, — в одиночестве, и такая твердыня, такая несокрушимость! И не знал, для чего его Записи будут нужны, работал без всякого уныния, потому что было Указано»41.
Когда стали выходить в свет первые выпуски бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной («Искры Света»), её спросили: «В чём заключается такое сильное, почти магическое воздействие этих бесед на нас?» Её ответ: «Магическое, то есть благотворное воздействие их объясняется тем, что удавалось... записать непосредственно слова того, кто был очень близок к Иерархии Света... и поэтому его слова, иногда даже не совсем точно воспроизведённые, оказывают такое особое впечатление»42. «Это же был поток мудрости, — вспоминала Н.Д. Спирина. — Ведь каждая беседа с ним — это нечто
несравненное, несравнимое ни с чем. Такое счастье! Я эти встречи называла "часы счастья". Потому что я получала от него, от его бесед то, что нигде больше никогда не получала»43.
Приведём и такие слова Н.Д. Спириной: «Шестая раса — в качествах проявляется, а Борис Николаевич Абрамов, безусловно, был человек шестой расы»44.
О миссии Бориса Николаевича Абрамова Наталия Дмитриевна говорит: «...главным подвигом его жизни было неустанное укрепление духовного прямого провода с Иерархией Света, посредством которого он получал Записи и указания. (...) Эта работа требовала полного отрешения от себя, исключения всяких личных мыслей и перенесения всего сознания в сознание Учителя. (Контакта бы не было и он бы не слышал слов Учителя и не мог их записывать, если бы у него были и свои какие-то мысли, о себе. Он делал своё сознание совершенно чистым от себя, и тогда он слышал беззвучный Голос и записывал слова)»45.
«Он стал прозрачным для Луча Учителя»46.
«Борис Николаевич Абрамов — ближайший к нам по цепи Иерархии, и его "Грани Агни Йоги" даны прямо для нашей эпохи»47, «это Ток, идущий через него»48. «Очень питательные книги для духа — "Грани Агни Йоги"»49. «Каждая его Запись — это бездна премудрости!»50
«Про себя мы называли его капитаном, — говорит Наталия Дмитриевна Спирина. — Он действительно был капитаном, вёл нас по несворачиваемому курсу, и мы ему полностью доверяли. Мы чувствовали его связь с Высшим»51.
Наталию Дмитриевну как-то спросили: «...у Вас есть стихотворение, посвящённое Б.Н. Абрамову: "Одинокое пламя под всеми ветрами горит...". Значит, у Бориса Николаевича была достигнута эта степень ровно горящего пламени?»
Она ответила: «Да. В очень тяжёлых жизненных условиях, в полном одиночестве, с очень тяжело больной женой на руках... в окружении людей, совершенно ему чужих. И всё равно — он так горел!.. Он так горел, что действительно этому можно было удивляться — так ровно, так красиво, так неукоснительно!»52
«Борис Николаевич Абрамов — огненный дух. Когда пламя горит ровно, — это тишина. Не мерцающий, не мигающий огонь. Он не должен мигать. А у нас он то дымит, то тлеет... У Бориса Николаевича Свет горел всегда»53. «Он уже светился, он подступал к этой ступени постоянной светимости, почему и был так привлекателен»54.
«У меня написан "Сказ о благом камне" про частицу разделённую — про то, как всё худела частица и делалась мельче и мельче, потому что нельзя было делить и, в конце концов, легче было всю чашу принять, хотя вначале казалось, что это очень тяжело. Борис Николаевич всё принял, всю чашу! Поразительно, как трудно ему было по-житейски и как он принял всё, до самого конца. И какой это был пример для меня!»55
Свой доклад, прочитанный 2 августа 1997 года, в день празднования 100-летия со дня рождения Б.Н. Абрамова, Наталия Дмитриевна закончила словами: «Я часто вспоминаю, чем я многократно обязана Борису Николаевичу... ...Я получала от него и знания, и защиту, и помощь, и непрестанную заботу. Встречи с ним были светлой радостью и духовным обогащением. Каждый уходил от него с руками, полными даров... И всегда было стремление не растерять полученное, но пронести по всей жизни, сделать своим достоянием. И невозможно учесть, сколько всходов дали благие посевы его духовных трудов. Да будет благословен сеятель добрый...»56
Пошлём нашу глубокую благодарность Борису Николаевичу Абрамову, подвижнику и воину Света, а также Наталии Дмитриевне Спириной, его верной ученице, донёсшей до нас Облик и Заветы своего Учителя в чистоте и огненности.
Б.Н. Абрамову
Одинокое пламя
под всеми ветрами горит;
Под грозой,
под ударами волн озверевшего мира
победно стоит.
Ночь темна,
но Лампада пустыни
во мраке бесстрашно горит.
Н.Д. Спирина
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 200.
2 Там же. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 92.
3 Из бесед Н.Д. Спириной с сотрудниками (записано Н.М. Кочергиной). 4.07.1999 г.
4 Там же. 21.08.1998 г.
5 Там же. 3.08.1993 г.
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 200 – 201.
7 Из бесед... 2.08.1993 г.
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 387.
9 Из бесед... 13.12.1997 г.
10 Искры Света: Из Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2021. С. 419.
11 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 204.
12 Там же. С. 203.
13 Там же. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 18.
14 Там же. Т. 7. С. 388.
15 Там же.
16 Там же. Т. 2. С. 203.
17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 186.
18 Из бесед... 24.09.1998 г.
19 Там же.
20 Там же. 16.12.1997 г.
21 Там же. 26.12.1994 г.
22 Там же. 29.07.1995 г.
23 Там же. Лето 1997 г.
24 Там же. 18.08.1996 г.
25 Там же. 19.12.1997 г.
26 Там же. 2.08.1993 г.
27 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 122.
28 «Примат духа — это превосходство духа над астралом» (Н.Д. Спирина), т.е. над низшей эгоистической природой человека.
29 Из бесед... 2.08.1994 г.
30 Там же. 14.02.1997 г.
31 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 26.
32 Из бесед... 14.02.1997 г.
33 Там же. 9.08.1997 г.
34 Там же. 1995 г.
35 Там же. 19.12.1997 г.
36 Там же. 27.10.1994 г.
37 Там же. 13.03.1997 г.
38 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 386 – 387.
39 Там же. Т. 5. С. 22.
40 Из бесед... 20.06.1998 г.
41 Там же. 21.08.1998 г.
42 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 122.
43 Там же. С. 237.
44 Из бесед... 6.07.1997 г.
45 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 389.
46 Из бесед... 8.07.1995 г.
47 Там же. 16.08.1997 г.
48 Там же. 11.11.1997 г.
49 Там же. 22.07.1995 г.
50 Там же.
51 Там же. 12.09.1995 г.
52 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 65.
53 Из бесед... 13.09.1994 г.
54 Там же. 1995 г.
55 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 325 – 326.
56 Там же. Т. 2. С. 210.