Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

Зов, 24.03.1920

Подборки из Учения Живой Этики
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТА ЖЕ ВСЕЛЕННАЯ

Автор: Василькова Нина

О том, что человек является отражением Вселенной, мудрецам известно было давно. Они учили, что ключ к её познанию находится в самом человеке. «Познай самого себя», — говорил древнегреческий философ Сократ. «Царствие Божие внутри нас», — сказал Христос. На протяжении веков человечество призывалось через познание самого себя познать мироздание, свою связь со Вселенной.

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «В духе человека уже заложены в самой его сущности все потенциалы великих возможностей»1. И познание высших тайн Мироздания происходит через зажжение света в себе, через раскрытие своего высшего «Я» путём самосовершенствования.

Путь этого познавания велик и нелёгок, ибо познающим аппаратом является микрокосм человека. «Нельзя думать, что доступ к сокровенному Знанию открыт всем прикоснувшимся к нему в равной степени. Нет! Каждый получает точно в размере своего сознания и устремления. Характер его определяется устремлением, объём и степень — сознанием»2. «Сознание переносится в сердце, и знание притекает непосредственно. Это и есть знание духа без вмешательства мозга. Мозг — лишь орудие, но не источник, и притом не единственное»3.

Всё содержится в духе, и для духа не нужны аппараты, чтобы видеть, слышать и постигать. «...Дух человека, или микрокосм человеческий, есть трансформатор и аккумулятор пространственных огненных энергий, тонких и невидимых, но мощнейших из всех известных на Земле. Невидимость и тонкость энергии не есть показатель её слабости. Невидима энергия солнечного луча, но растительный мир покрывает Землю, и недра её хранят чудовищные пласты угля. Невидима магнитная мощь пространственных тел, но на миллионы километров держит воедино Вселенные нашей Галактики. Невидима сила лунного луча, но массы океана поднимает своим притяжением. Мощь Космических сил лежит в их невидимости»4.

«...Нет в Космосе книг и учебников, но зато Великая Книга Вселенной открыта для сознания, — читаем в «Гранях Агни Йоги». — (...) Ошибочно думать, что познаёт лишь человек. Познаёт и животное, и растение, и любой низший организм, и даже атом. Только формы этого познавания... несколько иные, чем у человека. Но камень пустыни, накаляемый лучом Солнца и охлаждающийся ночью, тоже реагирует по-своему на луч пространственного огня. И не только реагирует, но и помнит, то есть запечатлевает окружающие вибрации. (...) ...Человек не есть существо, окончившее десятилетку или Университет и приобретшее знания за свою короткую жизнь. Нет! (...) ...Опыт сотен миллионов лет бесконечно долгой и медленной эволюции, начиная с трёх невидимых царств и царства минерального, растительного и животного, собран и кристаллизован в микрокосме человека, являя каждое мгновение эссенцию этого удивительнейшего опытного знания всего, через что он прошёл раньше. (...) И беспредельность прошлого, сливаясь с беспредельностью будущего, вводит человека в сферу бесконечного познавания Космоса, но познавания уже сознательного»5.

«Мы видим только разрез человека во времени, мгновенный и неполный. Человек — это нечто большее, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Человек — это тело многих измерений, вытянутое в пространстве-времени на огромное расстояние, уходящее на миллионы лет в прошлое и в бесконечное будущее. (...) Фильмы его деяний на всех планах его существования заключены в сфере его микрокосма пространственно-индивидуально. Человек есть существо сложное. (...) Беспредельность заключена в человеке»6.

Познание своего микрокосма даст человеку возможность познать и мир окружающий, и Миры Дальние. Цель духа — познать Законы Вселенной, пройдя через все формы жизни, от низших до Высших, войти в область Космического творчества. Путь этот долог, ведь «грани и аспекты Вселенной столь многообразны, что никакое воображение не в силах их охватить»7. «Многоаспектность граней Вселенной обусловлена явлением Беспредельности, которой нет ни конца, ни начала»8.

Что же это такое — Вселенная? В одной из Записей Б.Н. Абрамова даётся пояснение: «Вселенная есть единое тело, протянутое в Пространстве. Субстанция её, по существу единая, проявлена неоднородно, в формах, различных по своей плотности и внешнему составу. Это видимое различие даёт иллюзию разделённости, расстояния или пустоты между предметами. На самом же деле все и всё — люди, животные, растения, камни, земля и все предметы, на ней находящиеся, — составляют единое тело, или духо-материю, протянутую в Беспредельность. Внешние чувства говорят нам иное. Человек протягивает руку и ощущает пустоту между собой и окружающим. Но это не пустота, но та же единая субстанция, находящаяся в состоянии той степени разрежённости, при которой она нашими грубыми чувствами не ощущается»9. Атомы, из которых состоит наше тело, могут рассматриваться как отдельные единицы, не связанные с окружающим, тем не менее это единое целое человека. Так же и во всём Космосе — ничего не может быть вне его.

Как создавалась Вселенная? В Записях Б.Н. Абрамова говорится: «Вся Вселенная есть продукт творчества. И назначение человека — готовиться стать творцом и сотворцом. Нет границ для творчества, нет пределов. Беспредельность — перспектива творчества. К нему начинаем готовиться. От ­создателя песни до Создателя планеты неимоверный путь, но для того, чтобы дойти до идеала, надо начать с того, чтобы вообще вступить на путь. (...) И Создатели солнечных систем тоже начинали свой великолепный путь не с солнечных систем, а с того малого, с чего начинает каждый»10. «...Человек сознанием своим может коснуться сознания космического и, став частью его, слиться с ним. Через полное огненное пробуждение сознания во всём микрокосме человеческом и во всех его оболочках можно приобщиться к сознанию космическому, ибо микрокосм человеческий есть та же вселенная, но в миниатюре»11, всё содержится в его сознании, вся механика Вселенной. И чудесный огненный аппарат духа позволит исследовать то, что не под силу ни одному аппарату, созданному людьми, так как дух безграничен.

«Говорят о звёздных мирах видимых, бесконечных, но сколь же шире, богаче и глубже Миры Невидимые...»12 «...Есть сферы Незримых Миров, почти не имеющих границ тонкого, ментального и огненного. Чем выше они, тем шире, протяжённее и безграничнее. Если видимая Вселенная не имеет границ и пределов, то где же они у Мира Ментального или Мира Огненного?»13

Приведём фрагменты из книги А.И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», написанной под руководством Е.И. Рерих: «Вселенная состоит из двух миров, резко друг от друга отличающихся; из мира физического и мира духовного, каждый из которых имеет свои законы и основы существования. Мир физический создан мерой и числом и зиждется на началах материальной действительности — времени, пространстве, плотности, объёме, весе и т.д. Каждое очередное пребывание в мире физическом имеет своею целью приобретение какого-нибудь необходимого качества для вечного существования в мире духовном. Мир физический есть вечная школа для подготовки несовершенного физического человека к совершенной жизни в мире духа»14. «Так как Мир Непроявленный учёными ещё не обнаружен и в телескопы не усмотрен, то, говоря о том, что Космос не вечен и идёт к своему концу, учёные отчасти правы, но только отчасти, ибо, утверждая такое положение, они говорят о Мире видимом, Проявленном, который действительно, как и всё в нём находящееся, имеет временное существование. Но источник жизни и проявления всего сущего есть Мир Непроявленный, который в своей беспредельности и непознаваемости никогда не станет вполне доступным человеческому пониманию. Из Мира Непроявленного, то есть абсолютной Беспредельности и Вечности, зарождаются видимые Вселенные, каждая из которых имела и имеет Беспредельность и Вечность относительные, которые могут быть исчислены. В мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. (...) Мир Непроявленный — это Ничто, из которого исходит Всё; это есть вечная Тьма, из которой вечно исходит Свет; это бесформенный Хаос, из которого зарождается дивная гармония мироздания; это Небытие, которое даёт всему Бытие; это Бездна, которая является Первопричиной всего сущего; это Отец и Мать, от которых рождается Космос — их Сын»15. «Итак, источник возникновения всего сущего один, и от Единого изошло всё: и природа, и Вселенная, и всё, что в ней, всё видимое и невидимое, всё подвижное и неподвижное, всё великое и малое, всё разумное и неразумное. Одним словом, все существа, все явления и все вещи. Всё, что существует, начиная с атомов и кончая планетами, имеет элемент жизни, обладает частью Божественного Духа, иначе говоря, обладает Монадой. (...) Но нельзя думать, что от Творца исходят готовые Монады — человеческие, животные, растительные и т.д. Нужно принять за аксиому положение, что из ничего ничто не творится, но всё трансмутируется и совершенствуется. Всё развивается из низших форм жизни в более высшие и из менее совершенных в более совершенные, ибо это есть основной закон развития жизни»16.

«Каждая Монада есть искра из луча, эманированного Вечным Светом, и в силу этого является определённым аспектом Божества. Она несёт в себе самой зародыш своего будущего развития, в ней теплится уже всё её будущее величие и все возможности её грядущей жизни. Но целая бесконечность времён должна пройти, прежде чем эта часть Божества осознает себя, осознает свою индивидуальность, свою Божественность и своё место в Целом. (...) Монады — это те вечные странники, которые странствуют по всему Космосу, которые принимают участие в вечном круговороте жизни, и каждая из них участвует во всех перипетиях этого круговорота»17

«Таким образом, Монада, или высшее "Я" человека, вечна, бессмертна, беспредельна. Начало каждой человеческой Монады уходит в бесконечность прошлого, и о конце существования Монады не может быть речи, ибо Беспредельность, из которой она изошла и к которой всегда принадлежала и принадлежит, не имеет ни начала, ни конца. Миры созидаются и рушатся, но Монада живёт в вечности и беспредельности»18.

Эта же тема получает развитие в Записях Бориса Николаевича Абрамова: «Долог путь эволюции духа, и высока Лестница — не имеет начала и не имеет конца так же, как не имеет его Вселенная. Путником вечного Пути без конца и начала можно назвать человека. Здесь ли, или на планетах иных, но везде спираль эволюции, устремлённая в Беспредельности»19.

«Представьте себе все качества и свойства человека, развивающиеся бесконечно. Продолжите в Беспредельность способности его, его мысль, наблюдательность, огненную мощь, волю, его творческие силы, все таланты, которыми обладает человек, его ум, и тогда увидите, какое великое будущее является уделом человека»20. «Эволюция духа намечена до конца, где путь теряется в сиянии несказуемого Света. Таков удел человека: стать богом, пройдя ступень планетного духа, богом и творцом проявленных во Вселенной миров. Помните великие слова: "Вы боги". Кто сказал их, не Тот ли, Кто Знал удел человека от начала и до конца, которого нет?»21

«Жизнь каждого человека составляет неотъемлемую часть жизни всего мироздания, и как нельзя из сложной машины вынуть самую малую часть её, без существенного вреда для её действия, точно так же нельзя выключить жизнь самого незначительного человека из общей жизни Вселенной. (...) Человек есть конденсатор и трансмутатор космических энергий. Потому жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всего Космоса»22.

Мерцают звёзды. В пламенном полёте
Летят в пространстве миллионы лет
Светил лучи. Кто на Земле поймёт их?
Какую весть таит их вечный Свет?

Тебе, младенец, человек разумный,
Пока неведом солнечный секрет.
И звёздный блеск, и солнечные струны
Воспринимаешь ты наивно — просто свет...

Всё впереди! И взлёты, и прозренья,
Признанье жизни множества миров.
Всё впереди — и светлые боренья,
И бесконечность радостных трудов.

Там, впереди, откроются все тайны,
Чтоб новым тайнам место уступить,
И горизонты вечного познанья
Тебе когда-то суждено открыть.

И пусть тобою будет не растрачен
Ни миг, ни атом, ни благая мысль.
Исполнить долг земной ты предназначен
И сердцем в Беспредельность вознестись23.

Великий Учитель сказал: «Духом прозревших за Мною Зову в беспредельные выси Вселенной. Что нам тяжкие годы всей жизни земной, когда Вечность лежит перед нами. Всё выше и выше взвивается дух над малой планетою плотной. За ней Беспредельность, за нею миры и звёздных глубин Бесконечность»24.

1 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 557 (Новосибирск, 2014).

2 Там же. 479.

3 Там же. 1952 (I). 346 (Новосибирск, 2013).

4 Там же. 1953 (I). 70 (Новосибирск, 2012).

5 Там же. 1952 (II). 650.

6 Там же. 1954. 419 (Новосибирск, 2017).

7 Там же. 1971. 27 (Новосибирск, 1997).

8 Там же. 514.

9 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012.
С. 278 – 279.

10 Там же. С. 81 – 82.

11 Грани Агни Йоги. 1955 (I). 145 (Новосибирск, 2015).

12 Там же. 1954. 458.

13 Там же. 615.

14 Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Новосибирск, 2019. С. 619.

15 Там же. С. 625 – 626.

16 Клизовский А.И. Основы миропонимания... С. 596 – 597.

17 Там же. С. 603, 612.

18 Там же. С. 603.

19 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 89.

20 Там же. 1955 (I). 227.

21 Там же. 1956. 859 (Новосибирск, 2009).

22 Клизовский А.И. Основы миропонимания... С. 538.

23 Деменко Т. Всё впереди! // «Путь человека — по звёздам...» Сб. стихов. Новосибирск, 2023. С. 157.

24 Грани Агни Йоги. 1955 (I). 83.

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики