Мысли на каждый день

Жизнь есть служение эволюции.

Надземное, § 305

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Голоса друзей. Статьи и отзывы
КРАСОТА СПЕСЁТ НАШИХ ДЕТЕЙ

Автор: Письма в СибРО, коллективные обращения  




Спросят: где же поиски совершенства?
Отвечайте: нам в любви, красоте
и действии — тех трёх путей
достаточно.

Листы Сада М., Зов

Будем ли бездействовать, когда посягают на наши духовные ценности, когда идёт массированная атака на сознание нашего народа, когда «опять нагрянули они, иных времён татары и монголы». Нельзя закрывать глаза на тот факт, что «одичание и огрубение теперь достигло невероятных пределов. Дикость, наконец, ворвалась в города и опрокинула все насаждения духа. Сознание большинства вернулось к самому тёмному веку»1.

В такой обстановке самыми незащищёнными остаются наши дети. А что же мы — родители, учителя, воспитатели? Какие усилия предпринимаем мы, чтобы помочь разобраться в окружающем мире, чтобы понять, где добро, где зло? Что делаем мы, чтобы уберечь наших детей от всего пошлого и безобразного? Неужели молча стоять в стороне и наблюдать, как целенаправленно губятся души наших детей?

Движимые истинным состраданием и желанием помочь нашим детям, мы понимаем, что нужно действовать незамедлительно. При этом очень важно определиться, в каком направлении нужно действовать и какие меры будут наиболее эффективными. Как показывает богатый опыт наших предшественников-педагогов, главным облагораживающим фактором, влияющим на нежную детскую душу и дающим ей силу преодолевать жизненные трудности, является воспитание чувства прекрасного.

С.Н.Рерих, великий русский художник, педагог, почётный академик Академии Художеств СССР, основатель школы искусств при Бангалорском университете, верит в действенную силу красоты. «Я верю, что если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, — это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом всей их жизни. Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей. Это и будет основа красивой жизни. Потому надо стремиться, чтобы молодое поколение видело как можно больше красивого. Впечатления, которые мы получаем в детстве, всегда нам сопутствуют, никогда не стираются и всегда остаются тем вдохновением, тем отдалённым эхом, которое проходит с нами через всю нашу жизнь»*.

Духовно-нравственное воспитание детей всегда было и будет самой неотложной задачей для всего общества, но для педагогов, пожалуй, первостепенной, ввиду нашего профессионального долга и социальной ответственности за судьбы вверенных нам детей. Поиски путей реализации, глубокого осмысления вопросов духовно-нравственного воспитания сблизили нас с Сибирским Рериховским Обществом. После встречи с Н.С.Юшковой и А.П.Юшковым, где педагогический коллектив школы имел возможность познакомиться с педагогическими и научно-философскими взглядами семьи Рерихов, с материалами семинаров «Дети и Живая Этика», многие учителя прониклись чувством осознания практической значимости культурно-просветительской и научно-методической деятельности этого Общества. Как и в любой школе, у нас имеются проблемы в обучении и воспитании, в культуре поведения, развитии учащихся. Само собой понятно, что они входят в круг духовно-нравственных проблем, над которыми мы трудимся. И, безусловно, помощь Сибирского Рериховского Общества в этом деле очевидна и несомненна.

Благодаря сотрудничеству с Н.С.Юшковой и А.П.Юшковым, нам всей школой удалось посмотреть слайдпрограмму «Красота спасёт мир», посвящённую Святославу Николаевичу Рериху. Весь сбор от просмотра слайдпрограммы было решено направить на строительство Музея Н.К.Рериха в Новосибирске, чтобы и наша маленькая частица помощи влилась в общее дело Культуры.

Несмотря на то, что зал в Доме Культуры «Новоборский», где 3 декабря проходила слайдпрограмма, был переполнен и многие смотрели её стоя, ребята отмечают, что картины Святослава Николаевича вызывали у них чувство радости. Вот как они пишут о том, что увидели.

«Глядя на картины С.Н.Рериха, улетаешь далеко и полностью отрываешься от всего мира. Его картины очень притягательны и волей-неволей попадаешь в этот чудесный мир, где тебя окружает неземная красота, и люди, живущие там, настолько добры, что свет, который они излучают, просто ослепляет глаза. Его картины подобны сказкам, содержание которых можно узнать, лишь посмотрев на эти прекрасные шедевры, достойные восхищения всех людей мира… Святослав Николаевич даёт нам возможность подняться над всею суетою и почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком» (Ахмедова Лейла, 8 а). «Я была восхищена картинами С.Н.Рериха. Когда я на них смотрела, меня почему-то охватывало такое сильное чувство радости… Смотря на экран и видя мельчайшие штрихи, я сразу становилась персонажем картины…» (Матанцева Марина, 8 а). «Там было красиво. Яркие картины выделялись на фоне экрана, и если б какой-нибудь художник пришёл на эту программу, то он бы удивился этим изяществом. Мне больше всего понравилась картина, где был нарисован ангел с мечом и горы. В них были такие краски, будто эти картины были живые. И мне запал в душу ангел. А я хочу нарисовать картину, но она не получается. А потом я понял, что он выражал красоту и любовь, а я не могу. Он делал так, что они получались красивыми» (Сидорчук Артём, 6 а). «…У меня замирало сердце, когда меняли картины. Эти картины были необычайно красочные» (Дедюхин Яша). «Сейчас в нашей жизни осталось так мало радости. Мы редко бываем в театре, цирке, наши родители не могут нам купить дорогую игрушку, потому что не хватает денег. А вот то, что для нас организовали, лучше всяких дорогих игрушек. Мы смотрели слайдпрограмму, посвящённую художнику С.Н.Рериху. Перед нами как в сказке возникали интересные картины: горы, люди, цветы. Мне понравились краски, такие яркие, что в душе появилась радость. Особенно мне понравилась картина, на которой изображён Ангел с мечом, он защищает землю от зла. Запомнились слова: «Нужно победить своё "я", а только потом идти дальше». Я тоже буду стараться бороться с собой, не делать плохо людям. После слайдпрограммы я задумался над тем, как прекрасен, оказывается, наш мир и как нам нужно беречь его красоту» (Гарин Миша, 6 б).

11 декабря в рамках культурно-просветительной деятельности СибРО в школе была показана слайдпрограмма «Николай Рерих — водитель Культуры». Целый день провели в школе сотрудники СибРО Усманова Л.Е., Буряк Д.В., Шаланова И.И. Благодаря их усилиям слайдпрограмму посмотрели учащиеся 5 – 11 классов, их учителя. Целью этой слайдпрограммы было познакомить учащихся с творчеством великого русского художника, мыслителя, учёного, путешественника Н.К.Рериха. Как ни парадоксально, но наши дети слишком мало знают о своём великом соотечественнике, многие дети вообще не были в картинной галерее. И, естественно, красивая слайдпрограмма на фоне прекрасной музыки явилась для многих ребят прекрасной возможностью получить более глубокое представление о творческой деятельности Н.К.Рериха и членов его семьи.

«Мне очень нравятся слайдпрограммы, так как в них есть глубокий смысл, в них показано всё прекрасное, что есть в природе, в жизни. Там всё чистое, светлое. Кроме того, с помощью слайдпрограммы узнаёшь замечательную семью Рерихов… И они хотели людям показать всё-всё прекрасное на Земле. Пытались с помощью картин и стихов донести до каждого из нас, чтобы мы поняли и оставили у себя что-нибудь прекрасное в сердце. И я очень хочу, чтобы эти слайдпрограммы продолжались» (Левченко Марина, 8 а). «Мне очень понравилась слайдпрограмма. Я бы хотела съездить в Музей, который сейчас строится. Мне понравились картины Н.К.Рериха. В них много жизни, душевной красоты. Мне бы хотелось увидеть все его картины, потому что в них заложено всё наше будущее… Н.К.Рерих воплотил жизнь в картинах. В них много гор, людей, природы. Природная красота лучше всего помогает от перевозбуждения и волнений, она действует успокаивающе… Смотря на картины великих художников, мы учимся душевной красоте, которую нам передают авторы этих произведений. Я рада, что смогла увидеть эту слайдпрограмму, в которой я увидела много новых картин и узнала много нового о творчестве Н.К.Рериха» (Торбина Катя, 8 а). «Мне очень понравилась эта слайдпрограмма. Я бы очень хотела, чтобы этот Музей, который строится в городе, был самым красивым зданием в городе. Этот Музей святой! От него будет исходить свет и добро. Мне бы очень хотелось дать на строительство деньги, но ни у кого нет денег. Мне жалко, очень жалко, если его не построят. Но когда я смотрела программу, то все, даже те, которые всегда шумят на уроках, притихли, не говорили. Это, наверное, воздействие на человека этих святых картин. Это было просто великолепно!!! Я бы хотела, чтобы эта слайдпрограмма повторилась много, много раз» (Калинина Татьяна, 8 а).

Как видим, зоркий глаз наших детей улавливает всё, порой даже то, что проходит незаметно мимо нас. Есть изречение, что устами младенца глаголет истина. Так давайте прислушаемся к зову их сердец, устремим их к красоте. Они в ней так нуждаются! Им так нужен этот «святой» Музей, который будет их защищать, который будет помогать им строить их Новый, Светлый Мир. Коллектив Барышевской средней школы сердечно благодарит Сибирское Рериховское Общество за то, что среди множества спешных и неотложных дел сотрудники этого Общества нашли время и для наших детей, чтобы поделиться знаниями и светом. Отзывы ребят ещё раз убеждают нас в плодотворной и полезной деятельности Сибирского Рериховского Общества, в том, что картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, репродукции их картин, слайдпрограммы служат прекрасным материалом для воспитания чувства прекрасного, для работы над духовным развитием, над воспитанием чувства достоинства, любви к Отечеству.

Приобщая детей к богатствам мировой культуры, приобщая их к прекрасному, к красоте мыслей, слов, к красоте образов, звуков, к красоте человеческих поступков и действий, мы прививаем им иммунитет против безобразия. Если мы хотим воспитать наших детей добрыми, отзывчивыми, способными к созидательной деятельности, мы должны окружить их Красотой. Мы должны дать им понять, что такое Красота. Мы должны помочь им видеть Красоту. Только тогда они смогут её оценить, сохранить и приумножить. Путь к прекрасному пролегает через очищение окружающей жизни и наших сердец от всего негативного, мелкого, не достойного нас самих. Он пролегает через упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые хотят отнять у общества, у всего человечества перспективу лучшего будущего.

Но Истина, Добро и Красота всё же возьмут верх над ложью, злом и безобразием. Мы верим в это!

БЕСПАЛЬКО К.Г., педагог Барышевской средней школы № 9, Новосибирск.


1 Аум. 109.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Голоса друзей. Статьи и отзывы