…Горение духа есть красота и щит в служении Благу. Мир Огненный, ч.3, § 261 |
Корни настоящего лежат в прошлом, а плоды его созревают в будущем. Рассматривая способы улучшения кармы, мы выяснили, какими деяниями создаётся наше лучшее будущее. Но можно ли освободиться от тяжёлой кармы? И как победить её? В Учении Живой Этики найдём ответы на эти вопросы.
Уйти от кармы нельзя и обмануть её невозможно. В книге «Зов» сказано: «Если опрокинуть Карму, она обернётся на вас. Страдания духа являют единственную лестницу кратчайшего пути»2. На вопрос «Что значит "опрокинуть карму"?» Н.Д. Спирина ответила: «Если мы кому-то, например, очень навредили когда-то, то впоследствии мы должны ему помочь — искупить свой грех перед этим человеком. Если человек не хочет это сделать, то карма, то есть следствия, которые он когда-то породил, обрушится на него с удвоенной силой»3. Далее в книге «Зов» читаем: «Заплатите по счетам в гостиницах, и с поклоном вынесут сундуки ваши на корабль»4 — так образно проводится мысль о неизбежности кармической расплаты. Хотим мы этого или нет, но заплатить за старые деяния нам придётся. И если мы уготовили себе страдания, то через них нужно будет пройти.
И всё же в Живой Этике говорится о возможности победы над кармой. Люди «с лёгкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от неё. (...) Рост кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий»5. Какие меры для освобождения имеются в виду?
I. Жертвенная помощь незнакомым людям. Мы уже говорили о том, как важно помогать ближнему. Добровольная, бескорыстная помощь — это и самый простой способ освобождения от нежелательных следствий кармы. Из Учения нам известно, что около половины жизненных встреч имеет свои корни, а значит, и кармические причины в прошлом. Устремляясь на помощь людям, знакомым и незнакомым, и не ожидая при этом благодарности, мы пополняем чашу весов оправдания делами добра. Это важно и в том случае, если тот, кому мы причинили зло, ушёл с земного плана. Елена Ивановна касается этого вопроса в письмах: «Представим себе, что некто причинил страдания близкому человеку и раскаялся в содеянном, когда этот близкий уже перешёл в иной мир. Не будучи в состоянии исправить или, как говорится, загладить своей вины перед пострадавшим, он может улучшить свою карму, именно, добровольной жертвой... незнакомым людям. Конечно, карма когда-то догонит и поставит его лицом к лицу с его жертвой, но искупление будет уже выше качеством...»6
Высочайший пример любви и сострадания, выражающейся в анонимной добровольной жертве ради других, являют нам святые и подвижники всех времён и народов.
II. Позитивное отношение к жизни. «Карма в том, что один мыслит о неуспехе и поражении и боится всего, в то время как другой кармически мыслит победно и неуспеха не знает»7. Рассматривая механизмы действия кармы, мы отмечали, что негативные мысли притягивают соответствующие жизненные обстоятельства, а значит, если мы будем стремиться заменять отрицательные мысли положительными, то уже тем самым встанем на путь победы. Но возникает вопрос: «Как можно мыслить позитивно, когда жизнь столь несовершенна и наполнена страданиями?» Это невозможно без осознания смысла жизни, которое нам дают книги Учения Живой Этики.
С пониманием смысла жизни изменяется отношение к ней, в частности к её трудностям и невзгодам, и происходит переоценка ценностей. «Зачем пришли на Землю, для чего живём, ради чего претерпеваем тяготы плотного существования? Всё ради цели единой — совершенствования и восхождения духа. Забыть о ней — значит сделать существование земное бессмысленным», — сказано в одной из Записей Б.Н. Абрамова8.
Если карма — наш учитель, если удары судьбы — это, с одной стороны, неизбежная кармическая расплата за совершённые негативные деяния, а с другой — ступени лестницы восхождения, то не будет ли разумным научиться радоваться так называемым превратностям судьбы. Если помнить о смысле жизни, о главной цели нашего земного пребывания, то можно начать воспринимать неудачи и препятствия не как проблемы, а как задачи, которые поставила перед нами жизнь. Отсюда придёт и мужество преодолеть их. Именно к этому призывает Живая Этика, где утверждается, что «радость есть особая мудрость».
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Многие стремятся к жизни привольной и лёгкой, но благо тем, карма которых лишает их возможности жить в одури благополучия... Идущая переоценка ценностей должна коснуться всего»9. Далее приводится пример: «Жители некоторых островов, где природа без всякого труда с их стороны даёт им всё, что им надо, вырождаются... Дары природы стали для них кармическим источником смерти духа. Пламя бушующее, удары могучие и смена, резкая и неожиданная, огня водой, жары холодом позволяют клинок закалить. Так закаляется и клинок духа, меч духа, который сверкает в руках победителя»10.
Приведём другой пример. Во время Великой Отечественной войны на наиболее сложные участки фронта направлялись сибирские дивизии. Вспомним легендарные победы воинов-сибиряков, которые в 1941 году спасли Москву, а в 1943-м приняли на себя главную тяжесть в Сталинградской битве — одной из величайших битв всех времён, ведь из наших земляков почти полностью состояли 62-я и 64-я армии, находившиеся, по словам очевидцев, в самом пекле битвы.
Что делает воинов из Сибири непобедимыми? Именно суровые условия жизни. Они помогают вырабатывать важнейшие качества, такие как стойкость, мужество, бесстрашие, суровая жизнь приучает также к развитию находчивости, умению принимать неординарные решения.
Е.И. Рерих так относилась к трудным условиям жизни: «Хвала препятствиям и трудностям. Благополучие — смерть духа. Трудности вырабатывают в [нас] необходимые качества для продвижения на духовном плане. Когда-то люди поймут, что они потеряли, избегая трудности и рождаясь в лёгких условиях. Вел[икие] Уч[ителя] выбрали самые трудные жизни и стали Владыками Кармы. Карма побеждается трудными жизнями. Венец достижения складывается из терний, не из лавров земных»11. «Бедность и трудные условия растят крылья у сильного духа»12. Так пишет Елена Ивановна, и мы знаем, какими тяжкими испытаниями была полна её жизнь, и ни разу она не пала духом, ободряя и вдохновляя близких на подвиг, неся свет любви всем, кто был рядом с ней, и всему человечеству.
Изменить отношение к жизненным горестям и невзгодам могут помочь и следующие строки: «Лёгкая карма есть карма ничтожества. ...Чрезвычайно редко, когда человек поднимается среди благополучия. Потому среди мудрых принято считать лёгкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королём поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не её личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими духами»13.
Также очень важно осознание нерушимости духа. В Записях Б.Н. Абрамова поясняется: «...понимание закона избавит человека от сознательного порождения тяжких причин, но только одно это обстоятельство всё же свободы не даст. Свобода внутри человека, свобода в духе, который над всем и над которым власти ничто не имеет... (...) Сила человека — в осознании временности жизни земной и вечности и нерушимости зерна духа в себе. В этом и ищите пути освобождения от власти кармы над сознанием»14. Освободиться от кармы нельзя, ведь это космический закон, который сопровождает нас на всех путях, но можно освободиться от её власти над сознанием. Рабство — удел невежества. Давно сказано: «Знание — сила!». И свобода, и рабство находятся внутри человека, в его сознании, а точнее, в осознании или неосознании им неуязвимости духа.
«Пусть жизнь складывается волею кармы (законы её не прейдёте), но сильным быть надо всегда, даже идя на смерть. Ни карма, ни жизнь, ни смерть не могут сокрушить духа, ибо он вечен и нерушим»15. На картине великого испанского художника XVIII века Франсиско Гойи «Расстрел 3 мая 1807 г.» изображена сцена расстрела испанских заложников французскими оккупантами. Беззащитные люди охвачены страхом. Но в центре картины мы видим человека с распростёртыми руками и открытой грудью, смело смотрящего на врага. Его можно убить, но сломить его нельзя. Он поднялся в духе над собой, над врагом, над судьбой.
Ещё всем нам нужно помнить о неизбежном переходе в Мир Тонкий. Ведь тяжкие жизненные обстоятельства часто бывают и необходимым условием для освобождения от земных привязанностей, которые могут помешать в жизни надземной. «Предположим, что старый человек теряет всё: имущество, кров, работу, друзей. Обыватель впадёт в отчаяние; мудрый же скажет: "Благая рука судьбы освободила меня перед близким переходом в Мир Тонкий от всего, что связывало меня с Землёю". (...) Жалка и безрадостна участь бездомного странника, и тяжка его судьба. Но это по-земному. Свободными они приходят в Мир тот и к дому-тюрьме не привязанными»16.
Кроме того, трудные уроки жизни дают человеку ценный опыт. «Много огорчений от людей, но каждому уроку можно порадоваться, ибо научает познать природу человека и обогащает опыт»17.
Итак, важнейшим условием победы над кармой является принятие в сознание необходимости жизненных тягостей и невзгод как пути продвижения по лестнице восхождения. Это и поможет нам позитивно и победно мыслить.
III. Важным шагом к победе над кармой будет подчинение астрала власти духа и достижение бесстрастия. «Вносим новое понимание преодоления кармы. Представьте себе, что обуздан астрал и замолк. Сколько кармических воздействий окажутся недейственными и потеряют свою силу и власть над сознанием. От скольких кармических следствий освобождает себя человек! Карма продолжает действовать, но он поднимает себя над нею, и удары скользят по сознанию, не причиняя страданий. Кто-то обидел, ужалил, украл, хотел причинить неприятность, но обуздан астрал и замолк и уже не реагирует на эти удары — сознание уже неуязвимо... И карма, получив по счетам, проносится мимо»18.
Достижение бесстрастия невозможно без освобождения от самости. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Преодоление кармы совершается путём преодоления своей низшей природы и утверждения своей власти и примата духа над нею»19. А в «Мире Огненном» утверждается: «Ничто иное не помогает так покончить земные счета, как освобождение от самости»20. Самость — наше малое «я», желающее блага только для себя и замыкающее сознание в круг личных интересов. Самость можно сравнить с многоголовым драконом из русских сказок, у которого вместо одной срубленной головы вырастает две и побороть которого может только герой. Вот и нам для победы над кармой необходимо вступить в смертельный бой с многовековым врагом — своей низшей природой.
Ты отсекаешь низшее в себе,
И Высшее, свободное от груза,
Возносится к назначенной Судьбе
С надземным миром в благостном союзе...
(Н.Д. Спирина)21
Здесь приведём слова Учителя, что «не себя смиряет и обуздывает человек, не с собой борется, а с отжившей и ненужной уже более формой своего выражения. (...) Потому огненная воля утверждающаяся есть тот меч, который... должен поразить дракона порога, астральное чудище со всеми его прошлыми тёмными накоплениями»22.
Эта никому не видимая важнейшая битва происходит внутри человека. Она неимоверно трудна. Недаром в древности, ища единения с Высшим, подвижники уходили в пустынь, чтобы ничто мирское не мешало им в достижении примата духа. Но сегодня этого нужно достичь, находясь в самом горниле жизни, именно там, где мы оказались по воле судьбы. Таково веление времени. На картине С.Н. Рериха «Освобождение» в художественных образах показана эта битва человека с самим собой. Святослав Николаевич так пояснял свою картину: «...изображена ярость стихийной борьбы человека... со своими многими "я", только победа над которыми может укрепить торжество возрождения и истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света, — "Освободившийся человек" — человек, который покорил свои безобразные "я" и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия»23.
Только победой в этой борьбе может достичь человек неописуемого состояния покоя и гармонии среди волн житейских бурь. Эту мысль Н.Д. Спирина выразила поэтическим языком:
Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,
Бурлит и пенится шумливою рекой,
А ты возносишься над ней единым вздохом
В безмолвный голубой космический покой,
В Пространстве обретая мир такой,
Что ни судьба, ни горе, ни могила
Жемчужины Небес лишить тебя не в силах24.
IV. Есть ещё одно непременное условие достижения победы над кармой — это связь с Высшим. Без веры в Высшие Силы и осознания Высшей Помощи в делах добра невозможно выполнить и предыдущие условия. Силы Света, наши Старшие Братья, ведут планету по пути эволюции и помогают каждому, кто устремился к совершенствованию и добру. Помощь даётся через Учения, которые приносят на Землю Великие Учителя. В них языком, доступным для данной ступени развития человечества, даются нравственные основы бытия, указывается, как человеку стать человечным. Сейчас, на стыке двух эпох, через Елену Ивановну Рерих человечеству дано Учение Живой Этики. Елена Ивановна пишет: «Истинно, принятие Учения и горение сердца могут изменить карму»25.
Высшая Помощь оказывается и непосредственно в наших каждодневных духовных битвах. В последний момент, когда уже сделано всё возможное, если мы не сдались, то приходит Помощь. Кто-то называет это везением, кто-то чудом, но люди, чуткие к явлениям духовного мира, знают, что в делах добра мы не одиноки. «Люди должны понять, — пишет Елена Ивановна, — что им даётся возможность пройти сечу и все теснины с помощью Высших Руководителей, но нужно не отринуть Руку Помощи. Нужно полюбить Руководителя всем сердцем. (...) По всей жизни можно видеть защиту, если открыты глаза»26. Н.Д. Спирина, поэт, чуткий к тонким проявлениям, пишет:
Во всём видна Твоя Рука,
Она земной судьбе близка, —
И человека и планету
Она ведёт из мрака к свету,
Огнём ручаясь за победу!27
Пока мы не проснулись для духовной жизни и в своих вожделениях идём против эволюции, карма является нашим единственным двигателем к совершенствованию. Но при слиянии устремлений духа с эволюционным потоком карма становится инструментом освобождения сознания от мучительных проявлений самости.
В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Когда человек берёт свою эволюцию в свои руки, Карма становится его помощницей... Когда воля восходящего духа сливается с Космической Волей, Энергии Кармы сочетаются в полной гармонии с волей Ведущей и волею человека. И тогда с полным сознанием он говорит: Да будет воля Твоя, Владыка!»28 Следовать Космической Воле — значит мыслить и действовать согласно законам бытия, а жить по завету «да будет Воля твоя!» означает руководствоваться в действии тем Высшим началом в себе, которое и зовётся искрой Божьей.
В процессе освобождения от самости утончается сознание человека, очищается и становится горячим его сердце, в котором зажигаются огни любви к ближнему, и думает он уже не о себе, а об окружающих людях, и помощь становится его сущностью. В результате этого долгого нелёгкого пути он становится неуязвимым для низших энергий, и злая карма прошлого больше не может навредить ему.
Так можно обогнать свою карму. «Очищение и огненная трансмутация нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы»29, — пишет Е.И. Рерих. И тогда человек переходит на другой уровень оплаты кармических долгов — помощь в духе.
На вопрос «Как человек, который уже перегнал свою карму, очистив и облагородив все свои низшие принципы, следовательно, сделавшись неуязвимым для более грубой кармы, заплатит за... грехи?» Е.И. Рерих отвечает: «Но именно облагораживание качеств и свойств и очищенная внутренняя сущность его создают и очищение и оздоровление окружающей атмосферы, его магнитные излучения привлекают лучшие вибрации и подымают настроение и сознание людей, приходящих в соприкосновение с ним. Ведь в каждом воплощении среди встреченных людей больше половины наши кредиторы и должники, и тогда такая духовная терапия... действует много сильнее земных мер расплаты. "Помощь в духе — наисильнейшая"...»30
Итак, преображая свою сущность, человек не только перестаёт отягощать свою карму, но и побеждает её; неся в жизнь гармонию, он способствует и преображению входящих в соприкосновение с ним людей и очищению Планеты. «...В истинном значении карма есть труд, — сказано в книге «Беспредельность». — Не ограничивайте работу мастерской духа и увидите следствие»31.
«Карма есть наше неотъемлемое, неповторимое индивидуальное творчество и достижение, — пишет Елена Ивановна. — Неповторяемая сказка нашего бытия. Каждый имеет свою Книгу Жизни, и карма вписывает в неё до мельчайших подробностей все движения нашей души, весь рост и раскрытие потенциала нашего духа. (...) Я часто думаю, как мы должны любить нашу карму, чтобы сделать её Книгою Прекрасною»32.
Наталия СПИРИНА
ЭТА ЖИЗНЬ
Мы эту жизнь проходим как сквозь строй —
Наносит нам удары за ударом
Всё то, чему, отдавши сердце даром,
Служили мы с наивной простотой.
Мы отдавались в рабство второпях,
Мы уступали наше первородство
За мишуру, скрывавшую уродство,
За блеск фальшивый на простых камнях.
Мы наших душ кидали жемчуга
Под ноги суетящимся прохожим
И получали, пораженья множив,
Презренье победителя-врага.
Кто виноват, что свиньи, обратясь,
Топтали нас за слабость и за сдачу?!
За всё сполна заплатим и заплачем,
Чтоб никогда не воротиться вспять.
Как хорошо, что мудрая судьба
За все ошибки щедро отплатила;
И, отплатив, безмерно одарила
Свободой — погибавшего раба33.
1 Начало см. в № 9, 2019.
2 Листы Сада Мории. Зов. 10.04.1922.
3 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 95.
4 Листы Сада Мории. Зов. 10.04.1922.
5 Надземное. 229.
6 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 194 (14.05.1936).
7 Грани Агни Йоги. 1959. 171. Новосибирск, 2004.
8 Там же. 1954. 197. Новосибирск, 2011.
9 Там же. 1955. 260. Новосибирск, 2010.
10 Там же.
11 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 35 (21.04.1951).
12 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 208 (5.05.1934).
13 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М. 2002. С. 207 (8.06.1936).
14 Грани Агни Йоги. 1955. 260.
15 Там же. 1958. 69. Новосибирск, 2007.
16 Там же. 1955. 260.
17 Там же.
18 Там же. 1961. 10. Новосибирск, 1994.
19 Там же.
20 Мир Огненный. I. 443.
21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 159.
22 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 43. Новосибирск, 2012.
23 Рерих С.Н. Распятое человечество // Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 51.
24 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 58.
25 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 178 (19.06.1952).
26 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 700 (12.12.1935).
27 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 108.
28 Грани Агни Йоги. 1961. 313.
29 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. С. 23 (21.01.1936).
30 Там же. Т. 7. М., 2007. С. 317 (17.06.1946).
31 Беспредельность. I. 20.
32 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. С. 316 (17.06.1946).
33 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 163.