Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
П.И. КРЫЛОВ, г. Санкт-Петербург
Среди русских сюжетов, к которым, живя в Индии, обращался Н.К. Рерих, привлекают внимание картины, изображающие крестный ход в пасхальную ночь. Из ярко освещённого собора выходят люди с иконами и хоругвями. Ещё темно, но на востоке небо уже светлеет. Свечи и фонари в руках людей сливаются в огненную ленту.
Известны набросок и три картины художника на этот сюжет (ил. 1 – 4). Картины упоминаются в авторских списках художественных произведений, составленных Н.К. Рерихом, в 1934 (№ 14), 1942 (№ 24) и 1944 (№ 110) годах1. Однако судьба только первой из них (ил. 2), датируемой 1934 годом, прослежена достаточно подробно.
Различия между этими тремя картинами хорошо заметны. На первой (ил. 2) мы видим ясное ночное небо, усыпанное звёздами. На второй (ил. 3) небо закрыто облаками, звёзд не видно. На заднем плане первой и второй картин видны чёткие силуэты двух деревьев с раскидистыми ветвями и маленькой церквушки с островерхой крышей и маковкой. На третьей картине (ил. 4) маковка исчезает, остаётся просто домик, а вместо двух деревьев — нечёткие островерхие силуэты, которые можно принять и за высокие стройные деревья, и за башни каких-то строений. Есть между картинами и другие различия.
В литературе встречаются разные названия картин этого сюжета, как на русском, так и на английском языках. Необходимо отметить, что и сами Рерихи называли эти картины по-разному. Полный список насчитывает девять названий, причём только два последних, отмеченных звёздочкой, никогда не использовались Рерихами и не публиковались в прижизненных изданиях. Вот их список:
«Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат»,
«Силы Небесные с нами невидимо служат»,
«С нами Силы Небесные»,
«Силы Небесные» («Heavenly Forces»),
«Святая ночь» («Sacred Night»),
«Пасхальная ночь» («Easter Night»),
«Ранние звоны» («Clarion Calls»),
«Русская Пасха» («Russian Easter»)*,
«Крестный ход» («Christian Procession»)*.
Поэтому все названия (кроме двух последних) можно считать авторскими, относящимися к картинам одного и того же сюжета. В дальнейшем для краткости в статье будет использоваться название «Силы Небесные».
Для того чтобы разобраться в истории бытования указанных произведений, необходимо проанализировать их описания и упоминания в литературе, в первую очередь в письмах и очерках членов семьи Рерихов.
20 сентября 1933 года в письме барону М.А. Таубе Н.К. Рерих сообщал из Наггара: «Сейчас пишу большую картину на тему "С нами Силы Небесные ныне невидимо служат"»2. Картина была закончена в начале 1934 года, в авторском списке произведений за этот год она значится под № 14. Из Индии она была отправлена в Музей Рериха в Нью-Йорк на временную выставку. 30 октября 1941 года Н.К. Рерих напоминал американским сотрудникам: «При дальнейших развитиях дела не забудьте, что в Музее (в Нью-Йорке. — П. К.) с 1934-го года была на выставке картина "Силы Небесные с нами невидимо служат" и эта картина не входит
в музейные списки, ибо она была дана на выставку
и принадлежит Е.И. [Рерих]»3.
После разрыва с Л. Хоршем и закрытия музея картина оказалась в собрании Луиса и Нетти Хорш, а приблизительно в 1951 году куплена у них Балтазаром Боллингом. У его наследников она была приобретена частным лицом и передана в Международный Центр-музей им. Н.К. Рериха (Москва)4.
В письме сыну Святославу 12 декабря 1941 года Е.И. Рерих сообщала: «Пасик (Н.К. Рерих. — П. К.) окончил новую версию "С нами Силы Небесные", вышла ещё удачнее первой, все мы ею любуемся. Хотя рижский холст в некоторых отношениях и труден, но всё же и на нём удалось. Небо вышло превосходно, получилась особая мягкость»5.
А перед Новым годом, 30 декабря 1941 года, в листе дневника «Выставки» Николай Константинович отметил: «Кончаю "Горыныч", "Грозный" и "Силы Небесные с нами ныне невидимо служат". Кончил "Огни победы". Начат "Александр Невский" — Победитель на поле битвы. Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь»6.
Судя по этой записи, работа над картиной была закончена в начале следующего года. В авторском списке 1942 года, как уже упоминалось, она значится под номером 24.
В 1942 году состоялась только одна выставка картин Рерихов. Она прошла в Майсуре, в то время столице одноимённого княжества. О ней известно мало, каких-либо упоминаний картины «Силы Небесные» в связи с этой выставкой не найдено.
Следующая выставка прошла в Хайдарабаде. Она открылась в конце 1943 года. 22 декабря С.Н. Рерих сообщал оттуда родителям: «Сегодня было открытие. Кучка министров и несколько важных людей. Всё было очень хорошо. Несколько картин были отмечены обоими принцами. Сколько именно, я не знаю, но, думаю, штук восемь больших. Несколько было взято маленьких, но это мелочь. Выставка до 31-го вечером»7.
7 января 1944 года в письме американским сотрудникам Н.К. Рерих восклицал: «Святослав сейчас в отъезде... Кто бы мог подумать, что моя "Святая ночь" останется в Индии!»8
28 января подвёл итоги этой выставки и Святослав Рерих: «Сижу в Бомбее... Всё закончено неплохо. (...)Ещё ушли, конечно, "Sacred Night", "Kanchenjunga" ["Святая ночь", "Канченджанга"]. "Sacred Night" имел очень большой успех»9.
Николай Константинович вспоминал об этой картине и позже: «Так вот и живём. Вот "Святая ночь"
("С нами Силы Небесные") и "Борис и Глеб" останутся в Хайдерабаде. Ещё две русские картины будут в Индии и напомнят о великом Народе Русском — друге Индии. Кто мог думать, что русские темы затронут сердца дальней Индии?!»10 «И "Пасхальная ночь" —
в Хайдерабаде...»11
Осенью 1997 года в Бангалоре мне довелось беседовать с индийской исследовательницей творчества Н.К. Рериха доктором Пушпой Дравид (Puspa Dravid). Она рассказала, что эта картина была приобретена раджой (низамом) Хайдарабада шри Рамешваром Рао (Sri Rameshwar Rao) и находится у него дома. Она показала мне сделанную ею небольшую фотографию картины.
Можно полагать, что сделать чёрно-белую фотографию картины ещё до выставки удалось и Рерихам и что эта фотография была использована при издании открытки12. Если это так, то эта открытка (ил. 3) — единственное известное воспроизведение картины «Силы Небесные» 1942 года.
Возможно, успех картины на выставке в Хайдарабаде побудил художника создать ещё один, третий вариант картины «Силы Небесные». Как уже упоминалось, в авторском списке художественных произведений, созданных в 1944 году, он значится под № 110. Эта картина была куплена на выставке, проходившей в городе Барода (совр. Вадодара, штат Гуджарат) с 10 по 28 января 1946 года.
С.Н. Рерих в письме сообщал родителям: «Выставка закончилась, и мы вернулись в Бомбей на неделю. (...) В Бароде взяли всего 12 больших картин. Никак не удалось сделать что-либо больше. Пасика взяли: 1) "S[acred] Night", 2) "Saga of Gessar", 3) "Message of Shambhala", 4) "Ramayana", 5) "She who leads" ["Святая ночь", "Сага о Гессэре", "Весть Шамбалы", "Рамаяна", "Ведущая"]. А у меня триптих, "Messenger", "Pieta", "Travancore" (женщины) ["Вестник", "Пиета", "Траванкор"], "Яков и Ангел", то есть мои лучшие картины»13.
«После выставки в Музее Бароды остаются: "Ранние звоны" (русская), "Ведущая", "Весть Шамбалы", "Приказ Ригдена", "Рамайана", "Гималаи" — все большие. Конечно, Музей Бароды — лучший в Индии и имеет хороший европейский отдел, но всё же жаль, что эти картины на Родину не доехали», — записал Н.К. Рерих в очерке «Памятный день» 1 марта 1946 года14.
Об этом же он сообщал в письмах И.Э. Грабарю. «Вот и сейчас думалось, что "Ранние звоны" и "Рамаяна" попадут на Родину, а судьба решила иначе — обе взяты в Музей Бароды»15. «А уж так было обидно, когда моя "Пасхальная ночь" осталась в Музее Бароды. Хотелось её в другое место, на Родину...»16
В настоящее время в музее и картинной галерее Бароды находятся всего два произведения Н.К. Рериха («Канченджанга» и «Рамаяна») и одно — С.Н. Рериха («Вестник»). Обе картины Н.К. Рериха из собрания этого музея были представлены на проходившей в Дели в 2010 году выставке «Николай Рерих: Вечный поиск» и воспроизведены в изданном к выставке альбоме17.
Проследить судьбу остальных купленных с выставки в 1946 году картин Рерихов, впоследствии исчезнувших из Бароды, — задача дальнейших исследований. Но след картины «Силы Небесные»
неожиданно отыскался: 24 апреля 1991 года она была продана на аукционе «Кристи» в Лондоне, а 16 января 1996 года — на аукционе «Дойл» в Нью-Йорке под названием «Easter Night» («Пасхальная ночь»). Описание в каталоге аукциона «Кристи» не оставляет сомнений в том, что это именно третий вариант картины — на подрамнике рукой Рериха написано название, а также его подпись и номер 110, подчёркнутый снизу и сверху двумя чертами (датирующий символ 1944 года)18.
В настоящее время она находится в собрании Музея-галереи «Новый Эрмитаж» в Москве. Она, как и картина 1934 года, неоднократно воспроизводилась в различных изданиях.
Так что желание Н.К. Рериха сбылось: даже не одна, а две его картины «Силы Небесные» со временем «до Родины доехали».
1 Номера приводятся по опубликованным авторским спискам художественных произведений Н.К. Рериха: Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих: В 2 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2009.
С. 700 – 754.
2 Знамя Мира. М.: МЦР; Бисан-Оазис, 1995. С. 256.
3 Рерих Н.К. Письма в Америку. М.: Сфера, 1998. С. 324.
4 Цветкова О.Е. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат // Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих: В 2 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2010. С. 787 – 788.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М.: МЦР, 2007. С. 122.
6 Рерих Н.К. Выставки // Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000. С. 461.
7 Рерих С.Н. Письма. Т. 1 (1912 – 1952). М.: МЦР, 2004. С. 273.
8 Рерих Н.К. Письма в Америку. М.: Сфера, 1998. С. 437.
9 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 277.
10 Рерих Н.К. Живём (20 марта 1944 г.) // Листы дневника. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. С. 189.
11 Рерих Н.К. Памятка (24 февраля 1945 г.) // Там же. С. 259.
12 Соболев А.П. Рерихи в филокартии: Каталог. СПб.: Коста, 2011. С. 49, 83. № 162.
13 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. С. 291.
14 Рерих Н.К. Памятный день (1 марта 1946 г.) // Листы дневника.
Т. 3. С. 358.
15 Рерих Н.К. Грабарь (20 июня 1946 г.) // Там же. С. 400.
16 Рерих Н.К. Грабарь (17 февраля 1947 г.) // Там же. С. 492.
17 Крылов П.И. Задачи и перспективы изучения художественного наследия Николая и Святослава Рерихов в собраниях Индии // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Т. IX: Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира. СПб., 2012. С. 31 – 40.
18 Christie’s. London. 24 April 1991 at 10.30 a.m. P. 70, N 151. Monogrammed in red lower left RKh, stretcher inscribed Easter Night N. Roerich and N.R. 110, tempera on canvas, 34 ½ x 54 ¼ in (87.5 x 137.8 cm). Executed 1944, from double lines above and below the number on stretcher.