Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша. Зов, 03.03.1923 |
...В[еликий] Вл[адыка] имеет План, как собрать картины, как создать Памятник такому исключительному Художнику, Мыслителю и представителю великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности.
Е.И. Рерих. 28 ноября 1950 г.
О неделимости наследия Рерихов
В Сибирское Рериховское Общество пришло письмо от представителя Межрегионального культурно-просветительного общества «Зов к Культуре». Автор письма делится мнением о «круглом столе», прошедшем в Санкт-Петербурге в октябре текущего года в рамках XVI Международной конференции «Рериховское наследие», главным организатором которой был Музей-институт семьи Рерихов. Затем в СибРО пришла и рассылка, которую осуществляет сайт «Культуру в жизнь!» (Общество «Зов к Культуре», Санкт-Петербург), где в новостях от 31.10.2016 г. также опубликован этот материал.
Тема «круглого стола» была обозначена директором Музея-института А.А. Бондаренко как «Рериховское наследие, рериховское движение, взаимодействие государства и общества». В обсуждении приняли участие представители пяти музеев: Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург), Государственного музея Востока (Москва), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), Музея Николая Рериха в Америке (Нью-Йорк), Дома-музея Рериха в Монголии (Улан-Батор), а также общественных организаций и групп, изучающих рериховское наследие.
Обратим внимание на предложение представителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д.Н. Попова, о котором с восторгом говорится в письме. Сославшись на «установку Е.И. Рерих», он, в частности, сказал: «Н.К. Рерих как деятель культурный, его художественное наследие, его литературное наследие — это одно, а сокровенное Учение, которое, она настаивала, должно быть сокровенным, — это отдельно, для тех людей, которые действительно по собственной инициативе к нему приближаются, хотят его изучать. Наверное, это всё-таки надо нам сегодня принимать во внимание».
К сожалению, высказанная Д.Н. Поповым мысль о разделении Учения и художественного творчества Н.К. Рериха была принята определённым количеством присутствующих и уже широко распространяется.
В связи с этим приведём такой факт. В начале 1990-х годов по новосибирскому радио в рамках передачи «Какие мы?» прошёл цикл радиобесед о Живой Этике, которые были подготовлены Наталией Дмитриевной Спириной и сотрудниками СибРО. Эти радиопередачи вызвали огромный отклик.
Н.Д. Спирина поделилась этим с директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дэниелом Энтиным, с которым состояла в переписке после ухода из жизни З.Г. Фосдик.
В СибРО готовится к изданию полная переписка Н.Д. Спириной с З.Г. Фосдик, с которой у неё существовала теснейшая связь. Приведём два отрывка из писем З.Г. Фосдик: «Я высоко ценю Вашу добровольную работу в Галерее — это так нужно! Особенно Ваши доклады и статьи о Н.К. [Рерихе] — Вы тонко чувствуете искусство Н.К. и делаете его облик более близким и понятным. (...) Ваша всем сердцем. З. Фосдик, 14.11.1977 г.». Меньше чем за месяц до своего ухода из жизни Зинаида Григорьевна написала Наталии Дмитриевне: «Вы наша ценная сотрудница, и мы радуемся Вашей деятельности во всех её проявлениях. (...) Обнимаю и целую Вас, всем сердцем с Вами. З.Г. Фосдик, 22.06.1983 г.».
Д. Энтин в ответном письме к Н.Д. Спириной написал, что рекламирование Учения на радио недопустимо, и сослался на письмо Е.И. Рерих к З.Г. Фосдик, в котором Елена Ивановна приводит слова Учителя:
«Яро не разрешаю распространение Моего Учения путём радиорекламы. Провозвестие Новой Эры и Учения, ему сопутствующего, не может быть распространяемо среди вульгарного окружения и с присоединением к нему ложного основания в виде дешёвой новеллы, как бы ни была она интересна с точки зрения искателей приключений и любопытствующих ротозеев» (28.01.1950).
Дэниел Энтин также сообщил, что в Америке они об Учении не говорят открыто в музее, но лишь в небольших группах, изучающих Живую Этику.
Получив это письмо, Н.Д. Спирина твёрдо сказала: «В письме Елены Ивановны речь идёт о конкретной ситуации, имевшей место в Америке, но это не имеет никакого отношения к радиобеседам СибРО». И, повторив своё любимое изречение Будды: «Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия», — она решительно утвердила, что сейчас пришло время говорить об Учении, и говорить об этом широко, но очень важна форма подачи1.
Надеемся, что слова Елены Ивановны Рерих из её письма от 19 октября 1951 года к американским сотрудникам поставят точку в вопросе о нераздельности наследия Н.К. Рериха:
«...Книги Учения, Учения Огненного, я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество — ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ. "Рерих Фаундешен" и было бы таким Учреждением! Мечта эта должна осуществиться и, конечно, ближе всего в Лучшей Стране!»
Исходя из слов Е.И. Рерих, единство Учения Живой Этики и картин Н.К. Рериха осуществится в России.
Сколько труда ещё нужно будет приложить последователям Учения Живой Этики, чтобы философия Рерихов стала базой для взаимоотношений и государств, и граждан внутри государства, — это вопрос столетий.
Но живопись Рериха неотделима от идей Учения Живой Этики, его картины даже называют «Живой Этикой в красках». И делить наследие мастера на две части: Рерих-художник — это одно, о чём можно говорить в музеях, а Рерих-философ — другое, и об этом можно говорить только в «сгармонизированных группах», — недопустимо!
Известные всему научному сообществу сибирские учёные-академики не боялись говорить о философском наследии Рериха и его значении ещё десятилетия назад, утверждая, что «Живая Этика — мировая этическая система»!2
О выставках картин и репродукций Н.К. Рериха и Учении Живой Этики
Можно, конечно, рассказать о картинах Рериха так же, как и о картинах любого другого художника: коснувшись сюжета, сказать о композиции, обратить внимание на передний и дальний планы, на колористику, плавность или чёткость линий и т.д. Возможно, кому-то будет интересно услышать, как Николай Константинович готовил темперу, выбирал холсты. Но разве этого достаточно, когда речь идёт о произведениях Рериха?
Интерес к Рерихам, к Учению у нас в стране сейчас неудержимо растёт, идёт новая очень мощная волна — говорим об этом с полной уверенностью, ибо мы это видим в Музеях Н.К. Рериха и в Новосибирске, и на Алтае. Бесчисленны примеры, когда люди на экскурсиях просят рассказать о философии Рерихов, о Живой Этике, о том, какую веру исповедовали Рерихи, был ли Рерих буддистом и т.д. Невозможно не почувствовать, когда человек приходит, чтобы найти ответ на важный для него вопрос, что-то понять или сделать какой-то выбор. Безусловно, недопустимо «торпедировать» людей Учением Живой Этики, но необходимо обладать умением отвечать на поставленный вопрос, не отправляя посетителей «самим почитать книги». Несомненно, для экскурсовода очень важны соизмеримость, соблюдение канона «Господом твоим». Его задача в том и состоит, чтобы коснуться именно той грани творчества Николая Константиновича, которая интересна посетителю.
В Записях Б.Н. Абрамова есть такие строки: «Ныне много сердец, бессознательно тянущихся к Свету. Как им помочь, как их насытить, как утолить голод духа? Только Светом своим, если зажжён. Можно словами, но только если слова насыщены Светом. Слово пустое не даст ничего. Если бы знали, как остро людские сердца ныне нуждаются в Свете»3.
Н.Д. Спирина откликается на эти строки стихотворением, которое очень созвучно поднятой теме:
СибРО имеет обширные связи с различными культурными организациями, мы контактируем со многими экскурсоводами, работающими на выставках картин и репродукций Н.К. и С.Н. Рерихов. Утверждаем, что люди, грамотно и компетентно представляющие на экскурсиях творчество Рерихов, есть в разных регионах страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Кемерово и других местах. И это не только сотрудники рериховских организаций, но и представители разных музеев и культурных центров.
К сожалению, есть и другое. Можно привести такие примеры толкований картин Рериха, даваемых иными экскурсоводами, что впору создавать общероссийский сборник «Нарочно не придумаешь» для рассылки во все музеи, имеющие работы Рерихов, — материалов уже достаточно.
Так, в одном музее на просьбу посетительницы рассказать в общих чертах о философии, которую мир получил через Рерихов, экскурсовод воскликнула: «Да лучше вы в эту область не вторгайтесь! Пройдите дальше — там у нас выставка интерьеров XIX века. Изучайте, смотрите, там столько почерпнёте, а в эти дебри лучше не надо!»
Непревзойдённым перлом в этом ряду невежества является данное неким экскурсоводом описание картины «Настасья Микулична»: «Вы видите взрыв красок! Обратите внимание на богатыршу: кто у неё на ладони? Это Илюша и Алёша Попович. Она же вначале Илюшу в карман спрятала, потом подумала: кто это у меня там, дай посмотрю. Если добрый молодец, выйду за него замуж. Вытащила, взглянула, понравился он ей. Она вышла за него замуж и стала нормальной женщиной».
Что на это можно сказать? Только одно — не уподобимся...
Нам довелось общаться с прекрасными искусствоведами, хорошо владеющими темой художественного наследия Н.К. Рериха, но как их мало! Всё резче выявляются сложности, связанные не столько с некомпетентностью, сколько с неприятием работниками музеев мировоззрения Рериха. Это низводит рассказ экскурсоводов в лучшем случае до формального уровня, а чаще — до прямого искажения идей, заложенных в его картинах.
Вопрос подготовки кадров для проведения полноценных экскурсий по рериховской тематике — это отдельная проблема, которая, мы надеемся, в ближайшем будущем будет конструктивно решаться.
Елена Ивановна Рерих в своём пронзительном письме к М.Н. Варфоломеевой от 19 апреля 1948 г., описывая уход из жизни Н.К. Рериха, предрекает: «...в будущем будет воздвигнут ему живой памятник — Институт изучения его Искусства, Творчества и Мудрости»5.
Уверены, что недалеко то время, когда в России осуществятся эти слова.
Сотрудники Сибирского Рериховского Общества
Данную публикацию (размещённую также на сайте СибРО) мы хотим дополнить двумя фрагментами из писем З.Г. Фосдик П.Ф. Беликову6, в которых звучит тема единства живописного и философского наследия Н.К. Рериха:
«Я очень счастлива Вашим сведениям о книге, которую Вы пишете о Ник[олае] Конст[антиновиче]. Главы, намеченные Вами, говорят о широких горизонтах — истинно, когда пишешь об искусстве Н. К., нельзя неглижировать (пренебрегать. — Сост.) обзором его философии. Его творчество заключалось не только в живописи — синтез его захватывал человечество и космос, как Вы это правильно отметили» (28.08.1962).
«Крайне интересуюсь второй главой Вашей Книги о Николае Константиновиче Рерихе. Вы правы — Рерих-мыслитель не может быть отделён от Рериха-художника. Неиссякаемый источник мудрости, накопленный в веках, живёт в его творчестве» (26.02.1963).
1 Записи трёх радиобесед о Живой Этике на сайте СибРО: http://sibro.ru/media/audio/50062, http://sibro.ru/media/audio/50064, http://sibro.ru/media/audio/50065
2 См.: «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях»: Сибирские учёные о Н.К. Рерихе и его наследии // Восход. 2016. № 10. С. 10 – 14.
3 Грани Агни Йоги. II. 578.
4 Спирина. Н.Д. Капли. Новосибирск, 2015. С. 234.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 37 (19.04.1948).
6 Диалог через океан: Переписка Зинаиды Григорьевны Фосдик и Павла Фёдоровича Беликова. 1961 – 1965 // http:// grani.agni-age.net/index.htm?issue=67&article=6720 («Грани эпохи», электронный журнал).