Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 2 |
27 сентября 1960 года произошло событие. В Новосибирскую картинную галерею прибыли и были выставлены 60 шедевров мирового изобразительного искусства — 60 полотен всемирно прославленного художника Николая Рериха. Это был его дар городу на Оби, передать который он завещал своему сыну, Ю.Н. Рериху. (...)
Незабываемо прекрасен был этот праздник встречи с картинами Рериха. Мне посчастливилось быть на этом торжестве. Помню радостные и изумлённые лица людей, впервые увидевших такое. Помню вдохновенную речь искусствоведа Павла Муратова, прояснившую многое тем, кто имел весьма смутное представление о творчестве и личности Николая Константиновича Рериха. С каким жадным вниманием слушали его и проникались увиденным; и уходили, унося с собой воспоминание о невиданных доселе, невообразимых по красоте и светоносности красках, о захватывающих дух горных пейзажах, о сказочных и поэтических обликах, полных глубинного символического смысла. Картины начали свою «работу». (...)
Дело Рерихов начало жить в нашем городе. Когда-нибудь в анналах истории рериховского всемирного движения будет отмечена и роль Новосибирска в деле культуры, понятие которой неразрывно связано с именем Рериха, её носителя и знаменосца, борца за культ Света.
Светлый дар. 16 августа 1992 г.
С чего и как началось наше знакомство с искусством Святослава Рериха? Ведь до 1960 года мы об этом художнике ничего не знали.
В начале 1960 года в Дели состоялась большая выставка картин Святослава Николаевича — итог работы почти всего индийского периода его жизни. Открывая его выставку, Джавахарлал Неру назвал её «праздником красоты».
Эту же выставку в феврале 1960 года посетил Н.С. Хрущёв во время его визита в Индию. Он сказал Святославу Николаевичу: «Некоторые могут поспорить с Вами: бывают ли такие краски? Но я их видел своими глазами. Есть в природе такая красота, и её только нужно почувствовать, понять и умело написать!»
В результате этого посещения и последовавшего за ним приглашения в мае этого же года впервые в нашей стране открылась выставка работ Святослава Рериха в Музее искусств народов Востока.
Философско-этические воззрения
Святослава Рериха. 21 октября 1989 г.
Наталия Дмитриевна, а с Юрием Николаевичем Вы не встречались?
Нет, только со Святославом Николаевичем, и не один раз. Это было большое счастье. (...)
Чтобы попасть на его выставку, была такая очередь! Он рассказывал о картинах, мы всё записывали. Потом, когда картины засняли на слайды, пользовались его объяснениями.
Собеседования. 7 февраля 1993 г.
Наталия Дмитриевна, с чего начиналась Ваша работа в Новосибирске? Как Вы начинали?
В 1970-х годах мы с Евгением Палладиевичем Маточкиным — он большой деятель в области рериховедения — стали организовывать так называемые Рериховские чтения. Началось всё с того, что сначала в Доме учёных была большая выставка картин Н.К. Рериха, и оказалось, что никто не может объяснять содержание этих картин, никто ничего не знает, никаких материалов по Рериху нет, а было только несколько человек, которые занимались Рерихом раньше. И я водила экскурсии, объясняла содержание картин. После этого мы с Маточкиным договорились, что будем проводить Рериховские чтения в Картинной галерее, потому что там много картин Рериха. И мы четыре раза в 1970-х и 1980-х годах делали Рериховские чтения, где объясняли картины Рериха, рассказывали его биографию, о его значении как художника, но относительно философии тогда надо было быть сдержанными, только кое-что давали. Были концертные выступления: пригласили чтеца-специалиста, который читал стихи Рериха, а Маточкин ему аккомпанировал.
И с этих Рериховских чтений в 1970-х годах у нас и началось приобщение людей к Рериху и его творчеству. Тогда был А.П. Окладников; совместно с директором Картинной галереи М.И. Качальской они были основателями чтений, и мы с ними вплотную работали. Кроме того, к нам приезжал самый большой рериховед России Павел Фёдорович Беликов. Мы его каждый раз приглашали, он выступал с большими докладами, отвечал на вопросы и очень много нам помогал. (...)
Следующая рериховская выставка проходила в специально выделенном спорткомплексе университета. И поскольку я Рерихом раньше занималась, я там дежурила целыми днями и проводила экскурсии, потому что всё время туда приезжали и приходили люди: и взрослые и дети, целыми группами. (...)
У меня есть очень много фотографий — там все картины, которые были выставлены на этой знаменитой выставке. И даже я там сфотографирована, веду экскурсию. Одна сторона зала была застеклена, и это окно выходило в девственный лес. На остальных трёх стенах были картины Н.К. Рериха. Это было такое поразительное сочетание! Так впечатляло!
Собеседования. 25 апреля 1999 г.
Будущее помогает нам оценить происходящее в настоящем. «...Вдвигая факт в будущее, находим его ценность» (Агни Йога, 128). Сейчас, например, мы стоим перед фактом выставки картин Рериха «Гималаи». Что несёт приход к нам картин священных гор, с высот которых стекаются к нам капли жизни, необходимые для роста нашего духа? Несёт «прикасание к величию, которое питает дух». Можем ли мы учесть все последствия этого факта?
По аналогии мы вспоминаем, как в 1960 году в этих же залах была открыта выставка 60 картин Н.К. Рериха, привезённых его сыном для города на Оби. В центре огромного города внезапно просиял несказуемый свет. Загорелись переливы красок, стали излучаться высокие энергии, наслоённые на них рукой великого художника, посланца нового мира. И через какое-то время духовный посев стал давать всходы. Многие пробудились к духовной жизни, и это пробуждение определило всю их дальнейшую судьбу. Не в наших малых мерах учесть следствия выставки «Гималаи», но что они будут — это несомненно.
Ковёр полёта. Беседа на выставке картин
Н.К. Рериха «Гималаи». 15 сентября 1991 г.
...Для людей, которые смотрят на картины Рериха, эти картины — как окна в иной мир, в мир прекрасного, мир чудесного, в Миры Тонкий и Огненный, которые мы в своей обычной, бытовой жизни не видим. И когда мы смотрим на них, то как бы входим в этот Новый Мир, знакомимся с ним, и он становится нам ближе, понятнее, мы приобщаемся к красоте. Сказано: когда мы смотрим на красоту, мы улучшаемся. Поэтому каждая картина, каждый показанный слайд с картин Рерихов вводят нас в мир, нам доселе неизвестный, но с которым мы когда-то встретимся. И если мы заранее будем подготовлены к этой красоте, откроем свои глаза на неё, то, перейдя в иное измерение, мы почувствуем себя там как дома, а не в каком-то неожиданном и чуждом для нас мире, к которому мы не были приобщены.
Эти картины — вход, окна в мир прекрасного. Вот ещё одно значение, помимо всех прочих, этой выставки и всех слайд-программ, которые мы показываем: когда люди видят эту красоту, и приобщаются, и знакомятся с ней, она уже становится их достоянием.
Собеседования. 27 ноября 1994 г.
Приветствую братское Рериховское общество с прекрасным именем «Гармония». (...) Мы радуемся тому, что к вам пришла Красота в виде картин Николая Рериха. Эти картины — как окна в невиданный чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное через своё искусство. И мы приобщились к царственному величию вершин. Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него.
Смотреть на прекрасное — значит улучшаться. Незабываемы эти встречи с прекрасным. После них человек уже не тот, что был раньше. И это преображение творят произведения искусства. «Через искусство имеете свет». Так сказано в одной из книг Живой Этики. Порадуемся Свету!
Приветствие к выставке картин Н.К. Рериха
в Нижневартовском Рериховском обществе
«Гармония». 1995 г.
В нашем городе в связи с выставкой картин Н.К. Рериха было интересное явление — зимой над городом стояли белые ночи.
Это влияние выставки. Не могут такие картины не воздействовать. Во-первых, очень важно, чьей рукой они написаны, какая в них энергия вложена, какое чувство. Даже то, что они просто очень красивы, — даже это на пространство очень влияет, потому что красота — это гармония. А раз это гармония, она и на природу влияет. Эти выставки имеют огромное значение. То, что они сейчас по Сибири ходят, это очень большая радость, и последствия этого долго будут сказываться и на многих делах, и на людях. Я не думаю, чтобы кто-то, увидев выставку, ушёл с неё тем же самым человеком, каким он на неё пришёл. Нет, это будет уже не тот человек. Что-то в нём такое пробудится и откроется, и глаза его откроются на красоту. Может быть, он этого не осознает, но это уже будет не тот человек, потому что он не сможет остаться равнодушным. Само влияние цвета, звука, освещения, аромата, если аромат есть, — всё это очень, очень влияет. И мы ведь не знаем, когда что скажется. Нам кажется, что, если увидели картины, это сразу должно на нас повлиять. Нет, это не обязательно. Это может сказываться и сказываться в течение долгого времени и потом дать какие-то очень неожиданные результаты. У нас ведь наука о влиянии искусства на человека ещё почти и не существует. Есть ли у нас такая наука, которая изучает влияние поэзии или музыки на человека? Человек прослушал прекрасное произведение — и никто не анализирует, что в нём произошло при этом. А если этим заняться, могут быть интересные открытия.
Собеседования. 29 декабря 1996 г.
На выставках Н.К. Рериха дети особенно откликаются на его творчество, пишут замечательные отзывы.
Всё это дети новой, шестой расы. Те, которые всё это принимают, — духовно готовы. А что значит духовно готовы? Значит, находятся на высоком духовном уровне. И мы видим нарождение, появление людей шестой расы. Уже в конце этого века они так явно выражаются. И все эти выставки помогают выявить этих людей. Как бы вы их выявили, если бы не было этих замечательных выставок, слайд-программ, экскурсий? Этим они выявляются и определяются. Так что это великое дело — то, что вы делаете. И чрезвычайно важно, что они уже есть, эти дети, теперь они тоже определились. И люди шестой расы, и дети — это важный симптом того, что начинается Новая Эпоха. Это очень хорошо, это всё знаки Новой Эпохи. «И увидел я Новое небо и Новую землю, и старых больше нет» — так сказано в Апокалипсисе.
Все «Книги отзывов» обязательно берегите, собирайте. Это история — история становления и развития новой расы.
Собеседования. 23 февраля 1997 г.
«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет», — сказано в книге «Зов» (01.01.1921).
Эти слова о лучезарном явлении относятся в очень большой степени к самому Николаю Рериху. Мы не знаем в истории искусства произведений, более мощно излучающих свет, чем картины Николая Константиновича Рериха. Многие обращают внимание на то, что в залах, где они выставлены, как будто свет струится из самих картин. Это не может быть отнесено только за счёт умелого подбора тонов, но происходит и по причине того, что вкладывала рука художника в эти полотна. Только одним мастерством владения кистью нельзя этого достигнуть. В его картинах присутствует нечто несказуемое, о чём и говорится в приведённых строках книги «Зов».
Картины Н.К. Рериха воздействуют благотворно не только на духовное состояние, поднимая дух к надземным высотам, но, как отмечали врачи, и на физическое здоровье.
В некоторых клиниках имеют его картины как средство, помогающее больным воспрянуть, получая от них прилив сил.
Порадуемся возможности приобщиться к этому свету!
«Имеете Свет». Приветственное слово на открытии
выставки картин Н.К. Рериха «Гималаи». 6 ноября 1996 г.