Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны».

Надземное, § 542
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
Книги:         

«Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях...». Сибирские учёные о Н.К. Рерихе и его наследии

Автор:



Теги статьи:  СО РАН, Николай Рерих

Николай Константинович Рерих

А.П. Окладников, академик

«Всем известно имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха... Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях и даже до сих пор не поддаётся точному измерению: свыше семи тысяч картин, около тридцати книг и много ещё не опубликованных материалов, грандиозные, длящиеся годами азиатские экспедиции; огромная плодотворная культурная и общественная деятельность, увенчанная "Пактом Рериха" — Красного Креста Культуры... Активная борьба Рериха за сохранение культурного наследия... выдвинула его в ряды великих гуманистов нашей планеты».

Центрально-Азиатскую экспедицию «по праву считают одним из величайших свершений географической науки нашего века».

«Экспедиция семьи Рерихов была настоящим научным и человеческим подвигом».

«Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового»1.

1972 г.

«...Как археолога Н.К. Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки».

«Н.К. Рерих шёл по Азии, разбуженной от вековых снов. Шёл под впечатлением грандиозных событий... встряхнувших самые глубинные страны Азии. И Н.К. Рерих не безучастен к ним. Он на стороне новой России, всем сердцем с ней, с её трудной борьбой за новое будущее... Н.К. Рерих всей душой за то обновление Азии, которого жаждут её народы.

Он проявил себя перед людьми планеты убеждённым гуманистом — активным и деятельным, мечтавшим о братстве народов и рас, о великом синтезе культур, о слиянии Востока и Запада, а не об их противоборстве»2.

1976 г.

«Картины, созданные Рерихом в Индии, стали нам близкими и родными. Они — часть нашего духовного наследия. Художник предвидел расцвет Сибири и завещал нам 60 своих произведений. Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири»3.

3 июня 1975 г.

А.Л. Яншин, академик

«Картины Рериха всегда рождали глубокие мысли и поэтому поражали меня своей внутренней мощью...

...О сути Учения. Можно сказать совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество. ...Начался предсказанный процесс объединения — этнического и политического — всего человечества. В этом отношении очень важно развитое Рерихами — Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем — Учение Живой Этики.

...Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях...

Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы... Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, Письмах Елены Рерих.

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему... Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества.

Пропаганда по всей Сибири этого Учения, пропаганда действенная — это очень важно сегодня. Мне рассказывают, что из самых разных уголков Сибири поступают письма с благодарностью за присланные материалы, с вопросами и с выражением собственного мнения. Эти письма свидетельствуют о том, что в наш век, когда сильно дифференцировалось человечество: с одной стороны, разгул преступности, любых пороков, с другой стороны — стремление к Свету, к знанию, — всё больше прорастают зёрна Живой Этики. В Сибири, пожалуй, активнее, чем в европейской части России, растёт количество городов и сёл, где находятся понимающие люди, организуются Рериховские общества и кружки, пропагандируют Учение Живой Этики. И эти зёрна, давшие уже всходы, несомненно, будут расти, будут развиваться. Боюсь предсказывать сроки, но я верю, что в России, может быть, быстрее и лучше, чем на слишком практичном Западе, разовьются этические основы будущего общества.

Однако должен сказать, что люди, понимающие Учение, есть во множестве стран... И Общества эти объединяют людей в разных странах. Так что по всему миру уже раскинулись ростки этого Учения. ...Я верю, что вам, деятелям Сибирского Рериховского Общества, своими очами удастся увидеть рост посеянных вами зёрен...

Земля Русская и весь мир стремятся к этому предсказанному великими предшественниками будущему»4.

Из интервью 6 апреля 1996 г.

«Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом в построении нового человеческого общества, фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский называл ноосферным этапом развития биосферы Земли. Вот почему деятельность Рериховских обществ в России — Московского и Сибирского — представляет большую ценность и имеет большое значение для будущего человечества...

Семья Рерихов представляет собою выдающееся явление в истории мировой культуры. Её значение общепризнано. Пакт сохранения культурных сокровищ мира, принятый по инициативе Николая Константиновича Рериха почти всеми существующими странами, является одним из камней того фундамента единения народов, к которому, несомненно, идёт человечество.

Я желаю, чтобы V Рериховские чтения прошли успешно. Я знаю, что с каждым годом число участников таких Чтений растёт, и это хорошо, это знак постепенного возрастания культуры нашей страны. Работа предстоит ещё очень большая, потому что, к сожалению, не так много сделано у нас для развития правильных представлений о путях развития человечества. И поэтому я искренне желаю, чтобы Сибирское Рериховское Общество росло, чтобы его влияние на население Сибири и прилегающих стран возрастало. Я очень рад тому, что состоялось решение мэра города Новосибирска о выделении специального хорошего здания для Сибирского Рериховского Общества и для создания там одного из немногих музеев картин Николая Константиновича и Свято­слава Николаевича Рерихов. Я благодарен мэру города Новосибирска; ведь 25 лет я проработал в Сибирском отделении Академии наук, и потому всё, что происходит в Новосибирске, глубоко меня интересует и все положительные явления культурной жизни Сибири близки моему сердцу»5.

Из интервью 3 ноября 1997 г.

А.А. Трофимук, академик

«Именно наука, стоящая сегодня на грани великих открытий, докажет необходимость и практичность этики и нравственности. Как сказал академик А.Л. Яншин: "...совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество"»6.

22 июля 1996 г.

«...Руководство области и города приняло решение о выделении отдельного здания в центральной части города Сибирскому Рериховскому Обществу для организации в нём Музея Н.К. Рериха... Считая этот шаг ответом, в частности, и на моё обращение о поддержке деятельности СибРО, хочу высказать свою глубокую признательность за эти действия и выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество между руководством области и города и Сибирским Рериховским Обществом»7.

Из письма от 10 апреля 1997 г.

«Цель учёного, настоящего учёного, состоит в том, чтобы своей наукой содействовать процветанию человечества. Я не могу себе представить человека, который занимается наукой, чтобы он не уважал культуру. То есть человек тогда может быть назван человеком, когда он — друг культуры и не может жить без неё. ...Поэтому крупных учёных отличает и высокий уровень культуры. "В человеке всё должно быть прекрасно" — это ещё Чехов сказал, и именно это Прекрасное и окружает его всякими культурными ценностями, и от этого он вдохновляется на новые подвиги.

Мы к Востоку ближе по идеологии, по пониманию человеческих ценностей... В душе русского народа таятся и процветают благородные черты...

Я думаю, что человек создан именно для того, чтобы он проникался какой-то высокой идеей; человек — это Человек с большой буквы, он не представляется без мечты об улучшении жизни.

...Николай Константинович Рерих — это величайший патриот нашей страны, и не только страны, но и мира. Он осуществлял высшую культуру, тонкую культуру, к которой мы только можем стремиться. И поэтому всякие действия, направленные на укрепление идей о всеобщей культуре, о том, что "Красота спасёт мир", — должны объединять людей и подымать их над уровнем современности. Это всё... может принести нашему обществу большую пользу. Поэтому я всячески приветствую, чтобы Чтения, посвящённые Н.К. Рериху, стали продолжаться. Я думаю, что в сегодняшней обстановке они тем более актуальны, в нашей беспросветной жизни — это хороший луч Света, и им можно осветить перспективу развития человечества. Поэтому, с моей точки зрения, это очень хорошее дело. Надо всячески содействовать проведению его на самом высоком уровне, чтобы оно сплачивало наш народ, повышало его культурный уровень, то есть содействовало тому, чтобы русская культура подымалась и вдохновлялась теми идеями, которые вынашивал в своей жизни Николай Константинович Рерих»8.

Из интервью 17 мая 1997 г.

В.А. Коптюг, академик, председатель СО РАН (1980 – 1997)

«Одна из целей, поставленных Генеральным секретарём ООН Б. Бутрос-Гали, — содействовать тому, чтобы концепция устойчивого развития стала идеологическим стержнем общества каждой страны. Важные составляющие этой концепции — противостояние идеологии потребительства, необходимость роста духовности. Как мне представляется, этим аспектам близки идеи и труды С.Н. Рериха и его семьи, и поэтому важно, чтобы работа по их распространению, ведущаяся в Новосибирске уже давно, активно развивалась. (...) Со своей стороны Сибирское отделение РАН прорабатывает вопрос о создании в Академгородке ячейки Музея Н.К. Рериха, которая занималась бы изучением его научного наследия»9.

9 ноября 1993 г.

«Елена Ивановна Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира". Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не преувеличение»10.

1990-е гг.

В.Е. Ларичев, академик РАЕН

«В ряду высокого ранга "властителей дум" в нашем Отечестве достойное место всегда занимал Николай Константинович Рерих, великий русский художник, оригинальный мыслитель, неутомимый общественный деятель, страстно увлечённый путешествиями писатель, историк и поэт, вдохновенный певец красот Космоса, провозвестник эпохи космического мышления человечества, единения народов под знаменем культуры, духовности, добра и сердечной душевности. ...Его колоссального объёма художественное, литературное, научное и культурное наследие продолжает оставаться объектом пристального изучения как любителей, так и профессионалов из сфер культуры, науки, искусства и политики Отчизны»11.

1997 г.

«Памятники культуры России рассматривались Н.К. Рерихом как "лучшие устои государства", как "оплот народа"... Истоки русского национального духа всегда оставались для него священными и неприкосновенными. В них Николай Константинович видел самое бесценное — душу своего народа, познать которую можно было лишь с открытым и радостным сердцем, без надменности и предубеждений»12.

1993 г.

В.И. Молодин, академик

«...С именем Николая Константиновича Рериха сибирскую науку связывает очень и очень многое.

Невозможно не преклоняться перед этим великим человеком — человеком, который был велик в очень многих областях. Это был великолепный, гениальный художник, полотнами которого мы не устаём восхищаться сегодня и восхищались всегда.

Это был блестящий археолог... Н.К. Рерих был великолепный этнограф, который прекрасно знал этнографию народов, населяющих в целом нашу планету...

Это был замечательный поэт. ...У него есть прекрасные стихи, написанные в очень своеобразной манере, которые поражают глубиной содержания.

Это был прекрасный историк, который особенно любил и знал историю славян, историю народов Центральной Азии. И наконец, это был великий философ, наследие которого ещё предстоит осмыслить, ещё предстоит познать.

Остаётся только преклоняться перед тем, как мог этот человек преодолевать на своём пути огромные трудности и вместе с тем постоянно, всю жизнь, очень много работать в этих различных областях...

Отношение Николая Константиновича и к России, и к Сибири всегда было однозначным... В любые, самые сложные годы, в самые тяжкие годины Великой Отечественной войны он всегда оставался патриотом и всегда стремился оказать помощь для достижения нашей победы. Отношение его к Сибири, в частности к Алтаю, всегда было особо трепетным, он очень любил эти края и неслучайно называл Алтай жемчужиной Азии...

...Уверен, что эта конференция внесёт новый вклад в изучение наследия семьи Рерихов — величайшего достояния всего человечества»13.

3 ноября 1997 г.

В.К. Шумный, академик

«Наследие Рерихов — это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой — глубоко разрабатывать.

...Все члены семьи Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич — были крупными учёными, внёсшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д.

...Наследие Рерихов — с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой — выражение в живописи своеобразной философии, которую ещё нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов — это своеобразная, оригинальная и не до конца ещё проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании.

...Пакт Рериха — это сочетание культуры, мира и сохранения духовных ценностей человечества. И если человечество это понимает, тогда в дни самых больших потрясений оно должно выстоять и найти пути выхода из кризисных ситуаций. ...Это его предостережение наиболее злободневно сегодня, когда мы действительно находимся в периоде потрясений, в периоде ломки, и именно сегодня философия Рерихов должна помочь нам выйти из этой кризисной ситуации. Но для того, чтобы это сделать, нужно понимать философию Рерихов.

...Рерих и Сибирь — это очень философская связка. Рерих любил Сибирь, Рерих понимал Сибирь, и особенно это понимание Сибири углубилось во время знаменитой экспедиции в 1926 г. ...Когда Рерих был в Западной Сибири, он особо исследовал Горный Алтай. Всё, что осталось после этой экспедиции, это, с одной стороны, научный багаж, а с другой — понимание роли Сибири как того рубежа, где произошёл синтез культур Востока и Запада. Понимание того, что мы находимся на стыке двух культур — восточной и западной, — было одним из основных критериев оценки семьёю Рерихов роли Азии, роли Сибири в будущем человечества, в формировании его нового мировоззрения... Это мы должны понимать и учитывать в разрабатывании стратегии выхода России из того кризиса, в котором мы сегодня находимся. Культура Востока, культура Запада, место России в этом — одна из проблем, которую ещё предстоит проанализировать по наследию, оставленному нам Рерихами.

Ещё одна, очень важная и не до конца понятая ситуация взаимоотношений человека и природы, человека и Космоса... В том, что касается человека и Вселенной, человека и Космоса, — здесь только и открывается эра исследований; и, конечно, прав академик А.Л. Яншин, поставивший Н.К. Рериха в один ряд с К.Э. Циолковским и другими исследователями Космоса. К решению этой проблемы нам ещё только предстоит приступить, и мы всегда должны помнить, что есть Живая Этика, есть философия Рериха, которая может очень существенно помочь в освоении данной проблемы, находящейся на грани науки и философии...

Анализируя наследие Н.К. Рериха, обращаешься к мысли, что его имя должно быть в ряду выдающихся учёных России, которые обладали синтезом научных знаний и философского мышления.

...Институт "Урусвати", организованный Рерихами, по праву является форпостом российской науки на Востоке... Наследие Рерихов можно оценивать как крупнейшее национальное достояние... И чем мы быстрее и глубже поймём философско-этические проблемы, которыми занималась семья Рерихов, тем быстрее обретём те параметры, по которым нужно строить стратегию нашего бытия в это сложное время.

Поэтому программа наших Чтений построена... на сочетании научного анализа наследия Рерихов и попытки осмыслить эти результаты с морально-философских позиций, — именно этот посыл и заложен в той программе, которая вам предложена на V Рериховских чтениях»14.

3 ноября 1997 г.

А.Л. Асеев, академик, председатель СО РАН (с 2008 г.)

«Николай Константинович Рерих, крупнейший учёный, гуманист, художник, исследователь, путешественник, оставил нам величайшее наследие.

Он завещал нам заботиться о Мире, любить Родину, любить всех живущих на Земле. В эмблеме, которая изображена на фронтоне здания Музея Н.К. Рериха [в Новосибирске], отражена выдвинутая Рерихом идея единства прошлого, настоящего и будущего, единства религии, искусства и науки. В продвижение этой идеи Рерих внёс громадный вклад.

Мы все помним Пакт Рериха, посвящённый защите и сохранению культурных ценностей. Мы знаем многогранную деятельность Рериха, направленную на то, чтобы обеспечить мир и спокойствие в Центральной Азии, в которой находится и наш родной Новосибирск.

Николай Константинович Рерих внёс очень большой вклад в познание и понимание истории России, в познание истории народов Центральной Азии. Он был большим русским другом Индии. Он много работал в Тибете, Монголии, Китае и тем самым обес­печивал неразрывную связь поколений и тех наций и народностей, которые населяют центр Азии...

...В Сибирском отделении Академии наук мы делаем всё, чтобы наука следовала заветам Николая Константиновича Рериха и его великого последователя, моего предшественника, крупного сибирского учёного Валентина Афанасьевича Коптюга.

...Я очень храню в памяти встречу с сыном Николая Константиновича, Святославом Николаевичем Рерихом, в Бангалоре в 1990 году... На меня произвели громадное впечатление его интеллект, прекрасный русский язык, на котором разговаривал Святослав Николаевич, и те идеи его отца, которые он нам старался передать.

Я очень бы хотел, чтобы мы все осознали значимость идей гуманизма, дружбы и любви, которые двигали Николаем Константиновичем Рерихом, чтобы мы в полной мере осознали всё величие дел Николая Константиновича и его последователей.

Очень благодарен и сотрудникам этого прекрасного Дома Рериха, и руководству города и области за всё, что делается для сохранения его памяти. Этот прекрасный Дом, всё, что здесь собрано, — это громадное достояние города Новосибирска и всех нас, здесь живущих»15.

21 сентября 2012 г.

Картины Н.К. Рериха — «это совершенно новый взгляд на природу, необычные краски, силуэты гор Тибета, старинные храмы, которые встроены в суровые, безжизненные местности Центральной Азии».

«Институт, который был ими создан, и несколько экспедиций, которые были проведены под руководством Николая Константиновича, — это был колоссальный вклад в развитие коммунистического начала цивилизации. Мы знаем, что такое Центральная Азия, — это стык многих не просто религий — христианство, буддизм, ислам, — это территории, где они взаимопроникают и рождают новое качество. Сибирскому отделению повезло работать на этой территории, и для нас всё, что связано с семьёй Рерихов, представляет исключительную ценность».

«...В суете нашей жизни мы теряем что-то самое ценное. Семье Рерихов это удалось сохранить и передать через поколение... И я советую молодым людям проникнуться образом мысли, образом жизни, которые двигали этой замечательной семьёй»16.

2013 г.

1 Окладников А.П. Н. Рерих: Беспредельная реальность вершин // Вокруг света. 1972, № 3. С. 35 – 36.

2 Окладников А.П. Н.К. Рерих и археология // Рериховские чтения – 1976. Новосибирск, 1976. С. 8, 12 – 13.

3 Цит. по: Маточкин Е.П. Посвящается семье Рерихов // Рерих и С?????. ???????????, 1993. ?. 181 ? 182.

ибирь. Новосибирск, 1993. С. 181 – 182.

4 Яншин А.Л. Живая Этика — мировая этическая система // Перед Восходом. 1996, № 5. С. 2.

5 Яншин А.Л. «Учение Рерихов — фундамент будущего» // Перед Восходом. 1997, № 12. С. 2.

6 Из письма Главе адм. Новосиб. обл. В.П. Мухе // Архив СибРО.

7 Цит. по: Юшкова Н. «Служить народу, жертвовать собою ради его счастья!» // На Восходе. 2001, № 8. С. 12.

8 Там же. С. 12 – 13.

9 Из письма и.о. Главы адм. Новосиб. обл. И.И. Индинку // Архив СибРО.

10 Коптюг В.А. На пороге XXI века. Новосибирск, 1995. С. 117.

11 Ларичев В. Предисловие // Рериховские чтения – 1997. Новосибирск, 2000. С. 12 – 13.

12 Ларичев В.Е. Н.К. Рерих и сотоварищи в Сибири // Рерих и Сибирь. С. 24 – 25.

13 Молодин В.И. Приветствие // Рериховские чтения – 1997. С. 24 – 26.

14 Шумный В.К. Приветствие // Рериховские чтения – 1997. С. 19 – 23.

15 Асеев А.Л. Заветы Н.К. Рерихa // Восход. 2012, № 10. С. 15.

16 Программа «Линия жизни» на телеканале «Культура». 2013 г.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества