Мысли на каждый день

Истинное духовное достижение есть чувствознание, и оно, прежде всего, выражается в способности вмещать и объединяться в сотрудничестве.

Рерих Е.И. Письмо от 01.01.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
ВЕРХНИЙ ПУТЬ ДУХА (Признаки духовного начала)

Автор: Башкова Наталья  



Теги статьи:  подборки, о качествах, Рериховские Чтения

Наталья БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула


Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесётся.
Сергий Радонежский

Мир духа нуждается в понимании.
Мир Огненный, III, 129

Когда человек ставит задачу внутренней нравственной работы над собой, когда он стремится к помощи людям, то перед ним неизбежно возникает проблема распознавания качества мыслей, побуждений, поступков — как своих, так и чужих. Тысячелетняя мудрость различных культур и народов учит опираться на сердце как сокровенное средоточие духа. Но как различить «тихие токи» голоса сердца, как понять глубинные импульсы нашего духа? Каким из своих мыслей, чувств, желаний отдать предпочтение и стремиться к их воплощению в жизни? А какие из них должны вызывать дозорную настороженность и подлежат искоренению в нашем сознании?

К сожалению, многие люди не склонны к самоанализу и философским размышлениям и относятся к голосу духа как к некой отвлечённости или сентиментальности. Они ищут критерии для принятия решений во внешнем мире, в чужих мнениях и оценках, применяемых ими часто неразборчиво. Однако изучение философского и религиозного наследия человечества в его лучших образцах убеждает в действенности именно внутренних ментально-психических сил человека и их скрытых резервов. При этом приоритетное значение отдаётся духу — самой высшей, лучшей творческой части нашего существа.

В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» духовное начало предстаёт основной антиэнтропийной силой, ведущей к поступательному развитию человеческого микрокосмоса, двигателем его преображения и всей дальнейшей эволюции. Сама эволюция понимается как одухотворение человека, то есть глубинное преобразование всех его сил, их упорядочивание под главенством духа. По сути, это единственный естественный путь прогрессивного продвижения человечества. «Эволюция, — отмечается в «Гранях Агни Йоги», — есть утверждение высших импульсов духа в материи низшей для её трансмутации, утончения и возвышения»2. «Не продвинуться без господства духа и сердца, — подчёркивается в Живой Этике. — ...Мир Огненный утверждает господство духа во всём космическом масштабе»3. «Что же может сравниться с мощью духа? Нет другого рычага... Так лишь обновление духа даёт прочный фундамент для нового строительства. В нём человечество найдёт своё великое назначение и своё место в Космосе»4. Именно поэтому научиться различать глубинные импульсы и устремления духа — важнейшая задача человека.

Главная причина такой непреходящей значимости духовного начала состоит в том, что в сложном, многомерном бытии именно оно связывает наше существо с Высшими Мирами, вмещает и чутко передаёт в наше повседневное сознание их направленность и ритм. Духовное начало человека — это неотъемлемая частица высшего Мира Духа. И чем ярче возгорается дух в человеческом сердце, тем ближе и ощутимее становится и Духовный Мир — мир, откуда человеческая индивидуальность получила когда-то импульс к зарождению и куда ей предстоит вернуться на новом витке бесконечной эволюции. «Знать своё назначение — значит знать, что дух человека есть выражение Высших Сил, — утверждается в Живой Этике. — Лишь тот, кто знает эти устремления, может понять, как нужно тонко прислушиваться к голосу Высших Сил. Какое чудесное понятие, что человек создан по Образу Божьему! Ведь это и открывает Беспредельность, умножая все силы и устремления»5.

Как же распознать признаки духовного начала?

Согласно Учению, дух проявляется в целом ряде свойств человеческого сознания. В образе Цветка6 мы обобщили духовно-нравственные, познавательные и волевые качества человека. Это почитание Высшего, вмещение и чувство прекрасного, доброжелательность и сострадание...7 Все качества объединены в 12 групп по их внутреннему созвучию и близости, что показано цветом лепестков. Такое выделение очень помогает осознанию и запоминанию качеств, а их сопоставление между собой углубляет наше понимание оттенков их смысла.

Каждый из лепестков достоин самого внимательного и вдумчивого отношения с нашей стороны. Ведь каждое качество — это не просто одна из умо­зрительных добродетелей, а это, как подчёркивается в Живой Этике, свойство нашей психической энергии. Нравственные качества, в отличие от настроений, эмоций, чувств, аффектов, характеризуются бóльшим постоянством и закреплённостью в психике. Их устойчивость обусловлена процессом кристаллизации психической энергии в тонко-энергетические образования определённой формы и степени светимости. Эти психокристаллы накапливаются в многомерной структуре человека и мощно воздействуют на всё его состояние, вплоть до физического здоровья. Это влияние особенно ярко проявляется в тонких процессах обмена веществ, гормонального баланса, выделения секреций.

Каждое из позитивных нравственных качеств — это окно для выявления духовного начала в нашем сознании. Плотно ли завешено это окно тёмной пеленой самости или же оно открыто навстречу солнечным лучам духа? Призма сознания накладывает неизбежный отпечаток на проявления духа. Отсюда и возникает сложность его различения в многообразном, часто противоречивом потоке наших мыслей, чувств и желаний.

Рассмотрим некоторые признаки духа, наиболее яркие и выразительные для их внутреннего опознавания в себе, выделяемые в Учении.

1. По своей природе дух антиэгоистичен, открыт миру и устремлён к даянию. В Живой Этике подчёркивается: «Отдавание есть божественный признак. (...) ...Огненное зерно духа существует отдачею»8. «...В природе сердца всякое даяние. (...) Нельзя понимать лишь денежное даяние или ненужными предметами, истинное даяние в духе. (...) Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние»9. В «Гранях Агни Йоги» Учитель отмечает: «Закон Архата есть закон вечного даяния»10.

Духовная готовность к отдаче, самоотверженность и радость помощи противоположны корысти, самости, жадности низшего «эго» человека. Если дух направлен от себя к миру и людям, то низшее «эго», наоборот, — к себе, для себя и избранного окружения.

2. Духу изначально присущи всевмещаемость, всеобъемлемость. В Живой Этике подчёркивается: «Дух преображает сознание в явление всевмещения»11. Поэтому в человеке его импульсы выражаются в чувствах единства, родственности со всем сущим. А это, в свою очередь, является источником подлинной духовной любви.

В «Гранях Агни Йоги» Учитель выделяет три аспекта единства: «...Вы единением стойте, единением будьте сильны... (...) Пусть единение это будет трёхсторонним. Единение с Учителем Света, единение между собой и единение, или монолитность, своего собственного микрокосма, когда уничтожена половинчатость и шатание и единым внутри себя становится дух... Это тройное единение даст прилив сил необычайный и сознание, что таким Единением можно победить всё»12.

Если наши решения и поступки способствуют пониманию, укреплению отношений между людьми, насыщены терпимостью, великодушием и благородством и в итоге ведут к сотрудничеству и братской любви, то они всегда будут нести на себе печать духовного блага и поступательного развития. Узкая корпоративность, эгоизм, обособление ведут к отделению и разрыву с единым целым бытия, в котором мы все существуем.

3. Вокруг духовного ядра может накапливаться только высокая психическая энергия человека, прекрасные кристаллы которой сияют чистотой и гармонией. Поэтому дух всегда стремится возвысить сознание к соответствующей чистоте проявлений (мыслей, чувств и побуждений), к их ясности и чёткости, что ведёт к цельности человеческого микрокосма. Чистота сознания означает его созвучие с вибрациями духовного начала. В Живой Этике утверждается: «Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами»13. Любое проявление недисциплинированности и легкомыслия допускает в дела, отношения и собственное сознание хаотическое, низшее начало и растрачивает духовно-психическую энергию. Чистота сознания нуждается в зоркой защите и означает постоянный контроль сознания. Беспокойство, неуверенность в себе, сомнения, точно рябь на воде, разрушают чёткость и адекватность духовного восприятия и понимания.

Чистота и ясность кристаллизуют принятые нами решения до степени убеждённости в их необходимости и непреложности. Вспомним слова Учителя: «Непоколебим тот, кто предался самому Высшему. Если есть какое-то колебание, значит, не было представления о самом Высшем»14. «Без нравственной чистоты, — подчёркивала Елена Ивановна Рерих, — не может быть высокой духовности. Чистота есть великая мощь. Сказано — "Чем чище, тем выше"»15. «...Во всём и всегда единое мерило — общее благо или чистота побуждения...»16 Как замечательно Елена Ивановна указывает здесь на тождество между чистотой побуждения и общим благом. Так, стремление к общему благу может служить критерием для проверки чистоты наших побуждений.

4. Духовное начало направлено к созиданию и творчеству. «...Зерно духа знает все законы творчества...»17 — отмечается в Живой Этике. Строительное начало духа всегда будет противостоять любому слепому разрушению, деградации, нетерпимости. Подвижник духа с радостью отзовётся поддержать и помочь самоотверженным трудам других людей, не проявляя при этом ни разрушительного умаления, ни зависти.

Творчество, согласно Учению, являет собой подлинное назначение человека, составляет глубинный смысл его жизни. «Именно дано человеку возжжение огня [духа], — утверждается в Живой Этике, — который пребывает во всех проявлениях творчества. Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжжёт дух, тот не выполнит назначения»18.

5. Ещё одно качество духа, выступающее ярким критерием его распознавания в человеке, — это радость. В «Гранях Агни Йоги» подчёркивается: «Радость мудрости есть радость о непреходящем»19. А непреходящее — это и есть то, что принадлежит вечному Миру Духа. Действительно, человеческий дух бессмертен, перед ним — беспредельные пути восхождения и развития, любовь Учителя Света всегда открыта для взаимности... Всё это окрыляет и вдохновляет и позволяет ощущать подлинную радость духа и полноту бытия.

Ещё один аспект духовной радости связан с тем, что человек обладает удивительным свойством глубинного знания духа, способного оценивать его мысли, слова и действия по критериям добра и зла. Когда человек поступает хорошо, честно и справедливо, он испытывает глубокое удовлетворение и духовную радость, тогда как плохие поступки обостряют голос совести и чувство стыда. Чем чище сознание, не обременённое корыстью, сомнениями и чуждыми влияниями, тем ярче человек способен ощутить эти переживания. «В зерне своём каждый дух знает правду, явленную тихими токами...»20 — отмечается в Учении. «...Сердце понимает, где искры Света и пыль тьмы»21. «Каждый человек чувствует внутреннее облегчение, когда поступает правильно. Можно объяснить такое чувство... совестью, но не забудем и космическую причину такого состояния. Правильное действие будет в сотрудничестве с Огненным Миром... (...) Огненный Мир радуется правильному действию»22.

Выделенные свойства духа и их сравнение с проявлениями самости показывают, насколько ясны и понятны его силовые линии. По этим критериям мы можем проверять себя, оценивать свои побуждения, мысли и поступки. По сути, каждое из синтетических духовно-нравственных качеств выступает признаком духовного начала в себе и других людях, а также критерием духовного развития человека в целом. Духовность — это симфония нравственных качеств человека, это гармоничное звучание духовного начала в нашем сознании.

В философии Учения человек призывается к воплощению и мужественному отстаиванию принципов Духа в своём микрокосме и жизнедеятельности. Последовательное утончение и одухотворение сознания и всего образа жизни будут отвечать этому высокому назначению. «Мера лучшего, — подчёркивается в Живой Этике, — понимается как соответствие с Высшим Началом»23. Лучшее, высшее измерение человеческой жизни и составляет тот «Верхний путь», о котором так много говорится в Учении. Верхний путь — это путь духа, путь очищенного и сияющего сердца.


* IX Рериховские чтения, Новосибирск, 4 – 6 окт. 2014 г.

2 Грани Агни Йоги. 1954. 157.

3 Мир Огненный. III. 27.

4 Там же. 186.

5 Там же. 147.

6 http:// etikavomne.agni-age.net

7 Добавим, что духовное начало обладает и другими свойствами: молниеносностью, всепроницаемостью, магнитностью и др. Но их рассмотрение выходит за рамки темы данной статьи.

8 Мир Огненный. III. 546.

9 Сердце. 386.

10 Грани Агни Йоги. 1954. 17.

11 Беспредельность. 108.

12 Грани Агни Йоги. 1957. 345.

13 Надземное. 854.

14 Мир Огненный. II. 314.

15 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 80 (12.09.1948).

16 Там же. Т. 6. М., 2006. С. 106 (29.04.1938).

17 Беспредельность. 659.

18 Мир Огненный. II. 447.

19 Грани Агни Йоги. 1953. 551.

20 Мир Огненный. III. 129.

21 Сердце. 125.

22 Мир Огненный. II. 320.

23 Аум. 23.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики