Слова есть корабли мысли. Мир Огненный, ч.2, 147 |
Екатерина ГРАЧЁВА
Агни Йога о творчестве
Слово «творчество» люди привыкли воспринимать как относящееся к области искусства. Однако если мы подробнее изучим этот вопрос в Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги», то встретим более широкое его толкование. Искусству не просто посвящено немало страниц, оно обозначено как кратчайший путь к космическому назначению человека. Более того, много сказано и о мысленном творчестве, к которому все мы имеем отношение. Вдумаемся, о чём говорит Учение...
Творчество как назначение человека
«Всё, что видит глаз вокруг и в беспредельном пространстве, всё есть продукт творчества духа. Цель эволюции — возвести человека на высочайшие ступени творчества»2. «...Человек — это прирождённый творец. Творит он всегда, на какой бы ступени эволюционной лестницы он ни стоял... (...) Ведь аппарат человеческий постоянно излучает от себя вибрации, или огненные энергии»3. «Удел человека на вашей Земле — понять своё космическое назначение и, поняв, внести в жизнь каждого дня осознание того, что надо начать, хотя бы с самого малого, утверждать в себе на деле и практически, сейчас, в этой жизни, зачатки и зародыши... великих возможностей»4.
О каких великих возможностях здесь идёт речь?
«Истинно, Говорю вам, вы боги. (...) Надо... сердцем понять и духом почуять эту единую неизменную цель жизни — стать сотворцами Пламенных Логосов и суметь пронести эту идею яркой и незамутнённой через все жизни, умножая и накапливая данную человеку от начала времён космическую власть над материей во всех формах её проявления»5.
И далее в Учении говорится о четырёх видах творчества: плотном, тонком, огненном и космическом6. Что представляет собой самое высокое, космическое творчество? Речь здесь идёт о взаимодействии Теоса и Хаоса.
«Хаос есть антипод проявленного бытия... бездна, из которой вышли все видимые формы Вселенной. (...) Высшее творчество Духов Высоких яро соприкасается с бешенством необузданных энергий хаоса. (...) Великий Свет и великая тьма противостали друг другу. И творческая мощь победила, формы жизни создав»7.
Какое отношение могут иметь люди к такому грандиозному космическому процессу? Вот ответ: «Преодоление хаоса требует от человека высшей согласованности, ибо гармонией духа обуздывается дисгармония хаоса»8. «В чём же заключается сущность преодоления? Очевидно, в том, чтобы огонь внутренний оказался сильнее энергий внешних или огни высшие — низших, если это касается самого микрокосма человеческого»9. «Мыслью творите светло и мыслью светите всегда, всем, постоянно. Удумайте, как достичь состояния постоянной светимости и его утвердить. (...) Храните благодушие, храните спокойствие, свет охраняйте в себе в горении постоянном...»10
Вот для какой далёкой цели, оказывается, необходима наша каждодневная работа над собой и своими качествами. И она является творчеством, мы творим самих себя, лучших себя.
«Искусство управлять и владеть энергиями своего микрокосма — самое тонкое и самое нужное. (...) Никакие усилия в этом направлении не останутся беспомощными и излишними. (...) Поймём это широко. В музыканте, художнике, скульпторе, искуснике, ремесленнике, хорошем стрелке — во всём и во всех видим это умение распоряжаться своей энергией, доведённое до начальной степени совершенства. Лучшие качества лучшей работы имеют то же значение. Хорошо быть мастером своего дела. Хорошо быть мастером всякого дела, хорошо быть искусным умельцем. (...) Цель труда — утвердить овладение энергиями, находящимися в распоряжении человеческого аппарата и подчинёнными его воле. (...) Утверждаю полезность труда, и особенно творческого. (...) Труд, творчество, искусство даются как пути воспитания духа. Труд — для всех, творчество — для всех, искусство — для всех. Надо видеть и осознать пути Нового Мира»11.
Но если любой труд, выполняемый качественно, помогает нам овладевать своими энергиями, то почему работа может называться более или менее творческой и чем отличается искусство от обычного труда? Дело в том, что люди искусства в гораздо большей степени имеют дело с тонкой материей — материей образов. Скажем, если столяр мастерит обычный шкаф по разработанному чертежу, он мысленно соприкасается с образом шкафа, но этот образ не им придуман. А вот если за дело берётся искусный резчик, он очень подробно обдумывает все узоры на этом шкафу, их расположение, тем самым создавая на тонком плане их уникальное сочетание.
Искусство как кратчайший путь
Обратимся к важному своими подробностями параграфу, в котором последовательно затронуты все виды искусства.
«Поймут ли, если Скажу, что к космическому могуществу духа путь кратчайший лежит через искусство. (...) Поясню: ваятель, художник, писатель и композитор — все они должны овладеть в совершенстве: ваятель — материей плотной, художник — красками и умением их сочетать гармонично, писатель — материей тонкой, астральной, композитор — энергией звука. Возьмите книгу великого писателя. Видите переплёт, листы бумаги и печатные буквы-символы, за которыми скрыты незримые физическому глазу людей картины и образы, созданные творческой мыслью художника слова. Все они незримы, их нет на листах книги. Лишь при помощи внешних символов и обозначений можно увидеть их оком духовным. На плане незримом писатель творит... создавая живые и реальные формы, невидимые глазом обычным, но видимые явно глазу ясновидящего. (...) Скульптор творит явно, но воплощая... мысль — в астральную форму, а последнюю — в физическую. Художник, не зная того, стремится овладеть шкалой света и умением комбинировать цвета спектра в видимых формах, запечатлённых на полотне. Чтобы их воспроизвести и изобразить, надо видеть, надо... усмотреть и удержать, чтобы потом воспроизвести. ...Видя внутренним зрением запечатлённый образ, художник уявляет власть свою над материальными вибрациями энергий световой шкалы и, пользуясь ею, творит. Композитор творит в мире звуков, используя тот же процесс, но по шкале звуковой. Все эти виды искусства обуславливаются владением энергиями и материей определённого вида, и все они ведут к умению ими владеть. Особенно характерно творчество не репродуктивное, но синтетическое, когда творец создаёт совершенно новые формы, ранее не существовавшие и не виденные им»12.
«Если художник с фотографической точностью запечатлевает на полотне какой-нибудь вид, или картину, или предмет, или человека, то этот вид изобразительного искусства называется репродуктивным. (...) Истинное искусство должно быть не репродуктивным, но творческим, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство переживает века. (...) Истинное искусство передаёт через внешнюю форму идею, заключённую в ней»13.
Мастерство, приобретённое человеком искусства, в дальнейшем послужит на уровне сотворения миров. «Как великий художник, Создатель Планеты творит из материи тонкой, светящейся, нужные формы»14.
Итак, искусство названо кратчайшим путём, потому что люди искусства сознательно работают с материей мыслей и образов. Однако каждый из нас так или иначе порождает какие-то мысленные образы или усиливает чужие, с которыми соприкоснулся по созвучию. Мы не видим воочию плодов своего мысленного творчества, но для тонкого зрения они материальны и видны. Вот почему необходимо развивать широту воображения, умение концентрировать мысль на лучших образах, умение мыслить чётко и ярко.
Мыслетворчество как сотворение будущего
«Учитель хочет, чтобы не устыдились вы произведениями своего мысленного творчества, когда перейдёте границы Тонкого Мира»15. «...Что может творить человек, лишённый воображения или не умеющий представить себе ясно и чётко того, что он хочет создать. Ведь созданный образ будет нести на себе отпечаток этой расплывчатости, туманности и неопределённости»16. «Мыслитель говорил: "Учитесь думать. Начните с самых простых помыслов. Лучше всего начните мечтать о самых прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты разовьют воображение"»17. «Мы творим мыслью. (...) ...Каждая устремлённая мысль может двинуть дух на подвиг. Потому Мы так высоко ставим оформление мысли»18.
Надо лишь направить воображение «в должное русло, чтобы драгоценная энергия мысли не тратилась напрасно на мысленные образования, которые не имеют и не могут иметь практического применения ни теперь, ни в будущем. (...) Жизнь планеты и человечества движима вперёд творящей мечтой. И если рычаг обычных мечтаний повернуть на строительство жизни своей и окружающих, то этим путём можно начать строительство Нового Мира в любых условиях земного существования»19.
Другими словами, чётко оформленная мечта становится реальным планом будущего.
«Народы, планирующие своё будущее, опередят, непреложно опередят тех, кто живёт самотёком сложившейся жизни. В план вкладывается творческая воля, план исключает стихийное течение жизни, план вводит в рамки кристаллизованную мысль коллектива и осуществляется непреложно в той или иной мере. (...) Придёт время, и коллективное сознание будет сознательно концентрировать мощь сосредоточенной мысли народов на нужных явлениях планетного масштаба для осуществления их на Земле»20.
Бессознательно творят все. Но когда мы начинаем подходить к творчеству жизни сознательно, то стремимся искать созвучных людей, которые так же, как и мы, мечтают о построении светлого будущего. Объединяясь с этими людьми для совместной работы, мы начинаем ощущать, что в чём-то мы единодушны, а в чём-то — нет. Как же нам относиться к нашим различиям, почему они возникают? Здесь мы подходим к вопросу об основах светлого творчества и индивидуальности творца.
Основа и индивидуальность творчества
«Учение — это канва, Основа жизни, и на ней может создавать человек узоры своего духа. Если эти узоры созданы в созвучии с красотою, то творчество духа космически правильно. (...) Строить можно лишь на основах истинного знания, то есть на фундаменте прочном, на незыблемой скале, на Камне Вечного основания жизни, сочетав построение с законами гармонии, знание — с красотою. Мерило красоты будет всегда правильным. (...) Нужно знание. Его основы даются в Учении, и к ним можно прилагать»21.
Если Учение — это незыблемая основа, то узоры на ней разнообразны, способы творчества индивидуальны.
«Каждый центр жизни и сознания индивидуализирован. Даже элементы периодической шкалы Менделеева имеют ярко выраженную индивидуальность, в зависимости от свойств которой они вступают в соединение с другими элементами. (...) Многие восстают даже против термина "индивидуальность", не отдавая себе отчёта в том, что в действительности восстают они против эгоизма, себялюбия, самости и всех ярко выраженных отрицательных свойств человеческой личности. Творчество Шекспира, Толстого неповторимо и индивидуально. Неповторимы Байрон и Пушкин. Мы утверждаем индивидуальность творчества. Истинное творчество самобытно и индивидуально. Сочетание огней разгорающихся центров человека неповторимо»22.
«Отвергнуть себя значит понять смысл, цель, сущность и назначение личности как инструмента, или орудия Индивидуальности, посылаемого этой Индивидуальностью в мир земной для прохождения, приобретения и накопления опыта, нужного для роста и обогащения Индивидуальности»23. «Индивидуальность не самость. В огромном оркестре каждый музыкальный инструмент индивидуален, но стройность симфонии обязана гармоническому, согласованному звучанию каждого отдельного инструмента. Майтрейя утверждает Новый Мир согласованности»24.
Вложить огонь в творчество
Обратим внимание на одно читательское наблюдение. Казалось бы, нужны две составляющие, чтобы книга была хороша: это содержание, заключающее в себе важную идею, и умело выстроенная форма. Однако на практике оказывается, что для убедительности этого недостаточно. Иногда «правильная» книга может оставлять читателя равнодушным, а другая, без явно выраженной идеи, на удивление воодушевляет.
Почему так происходит? Потому, что за видимым нам произведением искусства стоит его невидимая тонкая или огненная сущность. И оказывается, что, при всей необходимости работать и над содержанием и над формой стихотворения или картины, главное — тот огонь, который мы в наш труд вкладываем.
«Самое главное — вложить огонь в продукты творчества духа. Ценится оно по силе огней, в нём заложенных, и по силе же огней и воздействует на сердце созвучное. Творчество и сила его определяются по огням. Страна Новая процветёт искусством, ибо сила проснувшегося духа народного огненно в творчестве проявится. И не только в искусстве, но и во всём»25. «Именно огонь уявляется в творчестве. Ярое проявление этих огней радостно Нам»26.
Как понять это указание — вложить огонь в творчество? Огонь — это психическая энергия творца. Тогда справедливо полагать, что всё, что накопляет или расточает нашу психическую энергию, отразится и на творчестве. Значит, для убедительности творчества нужно работать над собой в целом и понемногу становиться более светоносным человеком. Кроме того, в параграфах Учения, посвящённых творчеству, встречается несколько особо отмеченных факторов, которые влияют на огненность творчества.
Неоднократно подчёркнута составляющая огненного творчества — участие сердца. «Как нужно всем на пути к Нам не разобщить сердце с явлением ума»27. «Животворная сила сердца настолько мощна, что можно сказать, она и есть Магнит»28. «Заповедано — творите любовью. Даже в шершавых условиях Земли творчество любовью является наиболее совершенным»29. «Творчество идёт огнями сердца. Вы сердцем творите. Творчество мозговое огня лишено»30.
В Учении также указаны две ошибки, связанные с творчеством, которые по-житейски кажутся незначительными, но следствие их характеризуется словами: они «парализуют волю». И если мы вспомним, что творчество подразумевает власть духа над материей, становится ясным, почему так важно этих ошибок не допускать. Ведь при самых лучших наших намерениях и больших накоплениях эти ошибки сводят на нет весь наш труд. Притом речь здесь идёт не только об искусстве, но о любых проявлениях творчества: о строительстве самого себя, о посылании добрых мыслей пространству, о планировании будущего.
Итак, одна из ошибок — это сомнение в том, получится ли у нас намеченное, неуверенность и колебания. Приведём отрывок, где объясняется, что именно происходит с нашей мыслью, когда её затрагивает сомнение.
«...Закон действует безотказно и непреложно. (...) Мысль воплотится в формы плотные. Не надо никого ни о чём просить или убеждать. Надо лишь мыслить ясно, чётко, определённо и спокойно, зная неизбежность исполнения. (...) Конечно, колебания, неуверенность, неясность и сомнения вложат себя в намеченный план и придадут задуманному свои свойства, часто нейтрализуя и затемняя основную мысль. Поэтому нужна абсолютная и непреклонная вера в непреложность Космического Закона. Огненная воля подсекается в корне и парализуется неверием»31.
Вторая ошибка — это попытка решать творческие задачи не свойственным нашей индивидуальности путём. Это можно пояснить на примере иронической притчи Н.К. Рериха «Старинный совет», где незадачливый ученик-живописец много раз спрашивает мастера, как же ему нарисовать то или это, а мастер отвечает одно и то же: «Сделай так, как тебе нужно». — «Что же значит "как нужно"?» — «Как нужно — значит всё должно быть так, как хорошо». — «Но как же так, как хорошо?» — «Так, как хорошо, может значить лишь одно — так, как красиво». — «А красиво?» — «Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габакуку и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое "красиво". А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей».
У человека, мало знакомого с искусством, может возникнуть вопрос: почему же этот мастер живописи не захотел дать конкретный совет? Ведь если бы он сам писал картину, то все прозвучавшие вопросы были бы разрешены конкретными способами. Да потому, что каждый художник индивидуален, каждый передаёт красоту мира по-своему, не так, как другой.
В книге «Община» говорится, что люди часто дают другим советы, которые хорошо подошли бы им самим, но не собеседнику, при этом в сознание человека «как клинья, вонзается чуждое мышление. Эти трещины трудно залечимы, ибо такие советы бывают очень житейски применимы, но для выполнения требуют совершенно другую ауру»32.
И дальше даётся пояснение: «Именно, не объём [ауры], но цвет даёт особый подход к действию. Объём ауры даст напряжение поступку, но путь будет подсказан цветом. Так невозможно подставить в чуждую группу цветов определённый способ действия. Случайное предопределение наносит смешение лучей и парализует волю. Немощь многих работников объясняется смешением разнородных цветовых групп»33.
Конечно, никто не захочет стать немощным или нанести такой удар товарищу. Но если мы, обычные люди, не видим цвет ауры собеседника и не знаем тонкостей его индивидуальности, — как помогать друг другу в творческих делах, будь то создание произведений, организация мероприятий и так далее?
Совет требуется человеку в том случае, если ему не хватает каких-то знаний или он не может самостоятельно понять и осознать, в чём именно его работа несовершенна. Хорошо пояснить собеседнику то, чего он не знал или не осознавал, но не затрагивать его свободу в решении задачи собственным путём.
А принимая советы от других, стоит помнить, что ценность нашего труда в итоге определяется не количеством правил, которым мы послушно следовали, а тем, насколько огненным получился результат.
«Для правильного определения степени духовного состояния своего на данный момент следует учесть состояние огненности устремления. Неважно, почему огонь погас, но если он погас или тухнет, значит, что-то неблагополучно. Никакие оправдания не усилят пламя — единственный показатель озаренности сознания. По огням сердца Судим»34.
Творчество — для всех
Плоды светоносного творчества оказывают огромное влияние на судьбы человечества. Красота искусства и высокое качество труда вызывают восхищение, и, как сказано, «такая радость образует как бы целительный купол над многострадальной Землёю»35. Искусство может давать человеку силы, «возвышать его деятельность»36. Отмечается также, что искусство не только помогает людям постигать красоту окружающего мира, но и подготавливает их к реалиям Тонкого Мира, ведь «человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясён множеством образов, переполняющих пространство», а «к каждому восприятию нужно приучиться»37. И наконец, светлое творчество преображает и поднимает весь мир, в котором мы живём.
Мы восхищаемся творениями гениев искусства и мысли, мы признаём их великую ценность. А вот стоит ли нам самим заниматься творчеством, искусством? На этот вопрос мы далеко не всегда отвечаем себе положительно. Не то чтобы мы сомневались в своих силах, но иногда слишком очевидно, что уровня гения нам не достичь в этой жизни. А если результат творчества будет заведомо посредственным, то какой смысл тратить силы и время?
Но обратимся к «Граням Агни Йоги». Да, там подчёркивается особая значимость великих мыслителей и творцов, но и о них, и о тех, кто делает только первые шаги, говорится с одинаковой заботой и любовью.
«Есть люди, дающие творящую мысль, и есть исполнители. Первых будем ценить и оберегать особенно тщательно, ибо они являются сокровищем государства. (...) Творчество общенародное во всех областях жизни, творчество конструктивное, созидательное и светлое следует яро поощрять. В нём залог прогресса и преуспеяния государства. Но особенно следует оберегать и ценить их, родящих высшую творящую мысль. Их мало. Их надо научиться отбирать от общей массы людей и ставить в условия, способствующие развитию их творчества. Оберегите творцов огненной мысли, их заменить некем. (...) Ими держится мир, ими стоит государство»38.
«Надо поднять всех. Пусть творят все как угодно, что угодно, но пусть творят. Творчество удел всего человечества, и когда-то надо начать приступить к нему планетно. (...) Первые неуклюжие попытки творчества не угасите только потому, что ваше представление о нём много выше. Духа не угашайте в других, пусть упражняются в размере своего понимания. Задача — поднять и расширить его и приобщить сознание к истинному искусству. Примеры его следует дать, чтобы чувствовали и знали. Но первые самостоятельные шаги требуют поощрения и поддержки»39.
* * *
«Только человеческое соприкасание даёт форму Космосу. Человек мыслит формами. Эти формы сперва образуются на плане ментальном, затем в силу закона цикличности опускаются до плотного мира, чтобы воплотиться в нём в физическую, видимую, оболочку и чтобы затем снова уйти в сферу своего зарождения. (...) Космические энергии посылаются из пространства на Землю. Но Землю преображает человек. Придёт время, когда знания и рост возможностей дадут людям власть преобразовать лик Земли, её поверхность, климат, природу, растительность и всё, что на ней. (...) Эпоха Огня даст в руки человечеству могучие силы творить. (...) Ведь Сказано было — "вы боги", Добавлю — творцы»40.
1 Грани Агни Йоги. III. 592.
2 Грани Агни Йоги. 1957. 252.
3 Там же. 32.
4 Там же. 252.
5 Там же. 252.
6 Грани Агни Йоги. VII. 204.
7 Грани Агни Йоги. 1957. 349.
8 Там же. 349.
9 Грани Агни Йоги. 1954. 84.
10 Грани Агни Йоги. 1957. 32
11 Грани Агни Йоги. 1954. 84.
12 Грани Агни Йоги. 1957. 253.
13 Грани Агни Йоги. XIII. 57.
14 Грани Агни Йоги. 1957. 253.
15 Грани Агни Йоги. 1959. 73.
16 Грани Агни Йоги. 1956. 813.
17 Надземное. 207
18 Агни Йога. 664
19 Грани Агни Йоги. IV. 524.
20 Там же. 1.
21 Грани Агни Йоги. 1955. 226.
22 Грани Агни Йоги. VII. 181.
23 Грани Агни Йоги. 1955. 45.
24 Грани Агни Йоги. IV. 14.
25 Грани Агни Йоги. 1955. 34.
26 Грани Агни Йоги. 1957. 94.
27 Иерархия. 178.
28 Беспредельность. 469.
29 Грани Агни Йоги. VII. 205.
30 Грани Агни Йоги. 1957. 99.
31 Грани Агни Йоги. 1954. 16.
32 Община. 131.
33 Там же.
34 Грани Агни Йоги. 1956. 17.
35 Надземное. 569.
36 Община. 224.
37 Надземное. 404.
38 Грани Агни Йоги. 1955. 317.
39 Грани Агни Йоги. 1957. 264.
40 Грани Агни Йоги. III. 592.