Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

Новая выставка в Музее Н.К. Рериха. [Рисунки Николая Рериха].

Автор: Подготовлено редакцией



Теги статьи:  выставки, картины Рериха


О.А. Ольховая открывает выставку графических работ Н.К. Рериха

Программа мероприятий, проходивших в Музее Н.К. Рериха 14 июня 2014 г., была посвящена Дню России. На протяжении всего дня в музее звучала музыка — несколько коллективов дали концерты. Особенно яркое впечатление произвёл детский вокальный ансамбль «Апельсинчик», исполнивший духовные песнопения.

В этот день состоялось открытие новой выставки: графические работы Н.К. Рериха и предметы, принадлежавшие членам его семьи. Открывая её, О.А. Ольховая сказала: «С полным правом сотрудники музея назвали выставку "Предвестники шедевров". Мы знаем Н.К. Рериха как автора великолепных красочных полотен, но их созданию предшествовали графические работы — первичные зарисовки, сделанные карандашом, проработки идей, мыслей художника, которые затем вылились в шедевры живописи. Таких работ-прорисовок у Николая Константиновича очень много. Только в одном Нью-Йоркском музее Н. Рериха хранится более 500 его рисунков. Сколько их сохранилось вообще, не скажет никто.

Подчеркнём, что для нас необыкновенно важно всё созданное Николаем Константиновичем, вне зависимости от размеров, техники написания и других деталей. Работы выполнены рукой Мастера — это для нас является определяющим. Мы признательны людям и обстоятельствам, благодаря которым в нашем музее появилось 14 графических рисунков Н.К. Рериха.

Среди них есть те, которые бесспорно можно отнести к эскизам широко известных полотен Н.К. Рериха. В отношении некоторых других были проведены исследования, и с большой долей вероятности мы можем соотнести их с теми или иными картинами художника.

Два рисунка (ил. 1, 2) имеют отношение к одному из ярчайших, фундаментальных произведений художника — сюите "Богатырский фриз" (состоящей из восьми крупных панно высотой более 2 м), главной темой которой является героическая Древняя Русь. Эта серия была создана Рерихом по заказу видного промышленника Ф.Г. Бажанова и украсила столовую его дома в Петербурге.

Символично, что в День России в Музее Рериха мы говорим о работах, посвящённых русскому богатырству. "Богатырский фриз" создавался художником в период с 1907 по 1910 год. Это было очень непростое для России время, когда многие представители русской интеллигенции переживали "сумерки духа", отчаяние и неверие в будущее. Но Рериху всегда был присущ исторический оптимизм. Этой работой Николай Константинович побуждает зрителей вспомнить об исполинах Руси, об их необыкновенной мощи, которая никуда не ушла, но лишь захоронена до времени и обязательно проявится, когда придут сроки.

Центральное место в "Богатырском фризе" занимает по­лотно "Садко" (длиной 7 м). На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, который, занимаясь торговлей, был знаменит также тем, что умел потешить всех "игрою на гуслях звончатых".

Один из представленных на выставке рисунков относится к панно "Садко", другой — к "Витязю".

Фриз начинался двумя парными панно, которые располагались по сторонам от дверного проёма, — "Баян" и "Витязь". Баян играет на гуслях и поёт о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы вводят в образный мир всей серии в целом, служат своеобразным прологом к ней.

Известно, что Н.К. Рерих работал над созданием нескольких фризов разной тематики. И если "Богатырский фриз" и фриз "Каменный век. Север" (1904) сохранились и их можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга, то местонахождение "Сибирского фриза" (1903) в настоящее время неизвестно.

В 1917 году в издательстве "Свободное искусство" (Петроград) вышла книга "Современная русская графика". Перед тем как перейти к следующему рисунку, на котором изображена голова человека явно выраженного восточного типа в шлеме (ил. 3), приведём характеристику, данную в этой книге графике Н. Рериха автором текста Н. Радловым: "Оригинальные и превосходно-декоративные образцы его графики заставляют жалеть о их немногочисленности. Несмотря на это, по ним можно составить себе представление о серьёзном и строгом стиле Рериха. (...) Если бы мы хотели сделать стилизованных людей на иллюстрациях Сомова осязаемыми, пластичными, мы должны бы были их изваять из фарфора, кружев и воска; фигуры Билибина хочется вырезать из дерева; людей Рериха можно только высечь из камня"*.

Рисунок витязя ассоциируется с картиной Н.К. Рериха "Святогор", на которой изображён древнерусский великан-богатырь с суровым ликом. Былины не донесли до нас его подвигов, в них говорится лишь о его могучей силе. Про Святогора сказано, что "его и земля на себе через силу носит" и, когда он шёл, его ноги и ноги его коня проваливались в землю. "Святогор — это богатырь-стихия, титаническая мировая сила... Святогор — представитель стихийных начал, брожений, кочевья, титанических по­двигов..."

У Рериха есть несколько картин с изображением героя индийского эпоса Кришны. На картине 1946 года "Кришна" на фоне прекрасных Гималаев изображён божественный пастух — по представлениям индусов, воплощение Бога Вишну. Николай Константинович увековечил Гималаи на сотнях своих полотен. Абрис горного хребта на картине "Кришна" точно совпадает с горным пейзажем одной из зарисовок (ил. 4).

На рисунке с изображением высокого холма (ил. 5) имеется надпись «Ihinlahti»**, сделанная рукой художника. Этот же пейзаж угадывается в двух картинах Рериха 1918 года, посвящённых Карелии, — "Лапландский замок" и "Зимний пейзаж". Рисунок этот также напоминает целый ряд эскизов декораций, выполненных Рерихом к спектаклю по сказке А.Н. Островского и опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и к балету на музыку И.Ф. Стравинского "Весна священная".

В других зарисовках из числа представленных на выставке можно увидеть фрагменты картин Н.К. Рериха "Облака" (1917), "Гималаи" (ил. 6) и других.

Рисунок, изображающий каменную лестницу уходящего вглубь подземелья (ил. 7), напоминает нам эскизы Н.К. Рериха к драмам М. Метерлинка, в частности "Подземелье" (1913), — в нём та же таинственность, "смутность и недосказанность", которые так характерны для произведений Метерлинка.

Известно, что Н.К. Рерих много работал в области книжной графики — создавал иллюстрации к рассказам, стихотворениям и пьесам разных авторов, виньетки и заставки для декоративного оформления книг. На двух рисунках (ил. 8, 9) представлены виньетки, выполненные Рерихом. К каким текстам они сделаны и были ли использованы в изданиях, обнаружить пока не удалось.

На нескольких рисунках Н.К. Рериха стоит монограмма, сочетающая буквы его имени и фамилии.

Выставка графических работ Н.К. Рериха будет находиться в экспозиции музея до 1 ноября 2014 года».

Экспозиция предметов,
принадлежавших семье Рерихов

Предметы, которые были представлены следом за рисунками, подарены музею. Это жёсткий кофр (дорожная сумка с несколькими внутренними отделениями) из плотной кожи, принадлежавший Ю.Н. Рериху. Судя по размерам и форме кофра, в нём находились кинокамера или фотоаппарат — непременные атрибуты Юрия Николаевича во время экспедиций.

В музей поступила и шкатулка, принадлежавшая Н.К. Рериху. Она выполнена из орехового дерева, крышка украшена тонкой резьбой.

Фонды музея пополнились также несколькими клише для полиграфического воспроизведения фотографий. На рельефных изображениях, выполненных на металлических пластинах, хорошо просматриваются контуры известных фотографий, сделанных в Кулу.

Рядом с клише в экспозиции помещены журналы, выпущенные Институтом Гималайских исследований «Урусвати» в 1930-е годы, в которых опубликованы эти фотографии.

Подготовлено редакцией

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Сердце человеческое – престол сознания.

Сердце, 354
Неслучайно-случайная
статья для Вас: