Мысли на каждый день

Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.

Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

О СУРОВОСТИ. Часть1

Автор: Шумеева Татьяна  

Другие части статьи: О СУРОВОСТИ. Часть 2

Теги статьи:  о качествах, суровость
Учение Живой Этики есть провозвестие Нового Мира. В книге «Зов» сказано: «...Пора помыслить о Новом Мире. Поучение Моё открывает дверь действия»1. Учитель призывает нас помыслить и действовать, ведь Новый Мир не возникнет по волшебству, он будет построен руками людей.

«...Красота заключена в каждом участии в построении Нового Мира»2, — читаем в книге «Сердце». Если мы решили стать участниками строительства Нового Мира, мы неизбежно должны начать со строительства нового человека в себе. Учение подчёркивает, что «старый и новый мир отличаются в сознании...»3 Обращаясь к нам, Учитель говорит: «Поскорее явите сознание Нового мира»4. Явить — значит проявить в жизни. Возникает вопрос: как нам изменить наше сознание, чтобы оно соответствовало Новому миру? «Ничто так медленно не растёт, как сознание, — находим ответ в одном из писем Елены Ивановны Рерих. — Для усвоения каждого нового понятия приходится не только осветить его со всех сторон, но и несчётно повторять...»5 Она советует приступить к усвоению Учения, «которое всё ещё так мало осознано и применено. Каждая строка вызывает столько вопросов, сопоставлений и требует немедленного применения в жизни каждого дня»6. «...Приступим всем сердцем, — призывает Елена Ивановна, —
к углублению понимания Учения Жизни. Сердце болит, чуя, как мало ещё поняты те сокровища, которые так щедро проливает Учитель. На этих сокровищах будет воспитываться новая раса. Вдумайтесь в величие даваемого! (...) Ведь это даст Вам такое широкое и ясное понимание самых сложных вопросов бытия!»7

Эти слова говорят нам о важности работы по углублению понимания Учения, осмыслению каждой его строки. Это и поможет обновить наше сознание, утончить его.

Чтобы освоить то или иное понятие, его нужно изучить, проникнуть в самую суть его, почувствовать, как оно проявляется в разных жизненных ситуациях. В этом помогают тематические выборки из книг Учения, писем Рерихов и «Граней Агни Йоги». Выписывая параграфы, затрагивающие нужное понятие, размышляя над прочитанным, мы постепенно открываем его сущность, и нам становятся понятны его грани. И чем яснее полученная картина, тем легче применить понятое, — конечно, при условии искреннего желания измениться.

Попробуем таким образом освоить понятие суровость. Вначале рассмотрим два важных аспекта этой темы: суровая дисциплина духа и суровая борьба с собой.

Суровая дисциплина духа

В книге «Озарение» говорится: «Поговорим о Владыке Будде. Люди не уясняют себе основу учения Благословенного. Основа — дисциплина.

Духовно и телесно монах Общины стремился удержаться на пути. Первые годы он нёс тяжёлое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа. Так сурово учил Будда учеников. Воистину, только в духовной битве знали они радость...

Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу...»8

Попробуем понять: что же такое послушание, в чём оно заключается и как оно приводит к сверканию «серебряной узды духа»?

В книге «Основы буддизма» Е.И. Рерих пишет: «Вся жизнь общины была строго дисциплинирована, ибо основой учения Будды была железная самодисцип­лина для обуздания беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. (...) Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей хотел Готама Будда создать работников Общего Блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины»9.

Хочется остановиться на нескольких моментах в вышесказанном. Первое — суровый отказ от всего личного. Обратим внимание на слово «всего», которое означает здесь отказ не только от личных вещей, но и от личных, эгоистических мыслей и желаний, от своеволия, самомнения, саможаления. Замена куцего «я» творящим «мы».

Следующий момент — это железная самодисцип­лина. Дисциплину в общинах Будды надо понимать именно как самодисциплину, ибо насилие было чуждо природе этого Подвижника. Он показывал путь, устремлял, разъяснял, но следовать по этому пути общинник должен был сам.

Далее обозначена важнейшая задача: обуздание беспорядочных чувств и мыслей, именно при этом условии развивается непоколебимая воля. И ещё обратим внимание на следующие слова Учителя: «...Хотел Готама Будда создать работников Общего Блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины». Эта мысль поражает своей глубиной — тот, кто проходил эту суровую школу до конца, становился творцом народного сознания, работником Общего Блага!

Продолжение этой мысли находим в письмах Е.И. Рерих, которая, раскрывая историческую и духовную роль великого русского подвижника Сергия Радонежского, подчёркивает связь между дисциплиной духа, характером народа и мощью государства: «Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он [Преподобный Сергий] творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда...»10

Теперь попробуем понять, как дисциплина и самодисциплина связаны с послушанием. В письме к одному из своих корреспондентов Елена Ивановна касается этого вопроса. Она пишет: «Недаром в основу всех древних Учений полагалась дисциплина, или послушание. И в данном нам Учении очень подчёркивается эта дисциплина. Что есть Иерархия, как не дисциплина? (И мы должны пройти эти ступени послушания.) Во всех древних [религиях] есть Учение общее и Учение для ближайших, и вот в этом Учении для ближайших прежде всего настаивается на дисциплине духа; и послушание есть первый шаг к тому. Будущий Водитель должен прежде всего научиться повиноваться...»11

Здесь наша великая соотечественница просто и ясно формулирует ведущий космический закон: «Иерархия есть дисциплина». Тот, кто научился повиноваться, может стать Водителем, — утверждает она.

«...Если бы знали... — читаем в одном из её писем, — какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Вел[иких] Учителей, но для того, чтобы ученик мог, таким образом, вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи»12. В последней фразе — поражающая своей новизной мысль. Не правда ли, обычно мы считаем повиновение признаком слабости. И, как далёкий маяк, появляется главная цель: понимание и принятие Космической Воли. А послушание есть путь, ведущий к этой цели.

В Житии Преподобного Серафима Саровского читаем: «Скоро новоначального Прохора... стали проводить по разным, более трудным физически, послушаниям: он был и на хлебной, и в просфорне, и в столярной; затем исполнял обязанности будильщика монахов, церковного пономаря; был и на клиросе, ходил на общие послушания — рубку леса, пилку дров и т.д. (...) Прежде всего брат Прохор отличался совершенно безропотным исполнением послушания, при этом он, по свойству своего точного характера, всё делал с усердием, аккуратностью и возможно совершенно. Это именно и требуется больше всего от новоначальных послушников, дабы они сразу же приучились сокрушать свою мирскую гордость, этот корень всех прочих страстей и основную болезнь падшей души»13. Под мирской гордостью здесь нужно понимать гордыню, но не гордость как таковую, которая ближе к достоинству духа.

«Помни всегда, послушание превыше всего, превыше поста и молитвы — так наставлял Преподобный Серафим ищущих духовного подвига. — Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах — только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрёпан»14. Находящимся в монастырях Преподобный Серафим, согласно общему отеческому наставлению, советует послушание как путь к смирению, а смирение — смерть страстям.

А из следующего письма Елены Ивановны видно её отношение к христианской трактовке послушания: «Всем сердцем хочу верить, что все данные заверения о проведении благоразумного сотрудничества выполняются. Для придачи силы в этом подвиге прилагаю Вам чудесный жизненный пример из книг ''Добротолюбия''... Прочтите внимательно, я считаю пример этот замечательным и стараюсь держать в уме. "Такого терпения... показала одна благочестивая женщина, которая, желая усовершенствоваться в добродетели терпения, не только не бегала искушений, но ещё искала, чтобы её огорчали, и сколь ни часто была оскорбляема, не падала от искушений. (...) Однажды, пришедши к блаженной памяти Архиепископу Афанасию, просила дать ей на содержание и упокояние какую-либо вдову из призираемых на церковном иждивении. «Дай мне, — говорила она, — одну из сестёр, которую бы я успокоила». (...) Тогда он [Первосвятитель], догадавшись, чего искала та мудрая жена, велел дать ей вдовицу непотребнейшую из всех, которая всех превосходила бы гневливостию, сварливостию, буйством, болтливостию и суетностию. Когда нашли и дали ей такую, она, взявши её в свой дом... стала служить... в благодарность же за такие услуги получала от нея только то, что та оскорбляла её недостойною бранью, злословием, поношением и, укоряя её с язвительным ругательством, роптала... Такия оскорбления предерзкая эта женщина простирала иногда до того, что не удерживала даже и рук, а та — госпожа усугубляла за это смиренныя ей услужения, научаясь побеждать ея разъярение не сопротивлением, но более смиренным себя ей подчинением и укрощать ея неистовство человеколюбивою кротостию. Такими опытами утвердившись вполне в терпении и достигши совершенства в сей желаемой добродетели, она отправилась к помянутому Святителю поблагодарить его и за мудрый его выбор, и за собственное благодетельное обучение, за то, что он, наконец, совершенно согласно ея желанию назначил ей такую достойнейшую учительницу, непрестанными оскорблениями которой укрепляясь каждодневно в терпении, она достигла самого верха сей добродетели"»15.

Читая эти строки, мы понимаем, конечно, что в них говорится скорее не о терпении, а о смирении как высочайшем аспекте послушания.

Вернёмся к Учению Живой Этики. В книге «Надземное» сказано: «Урусвати знает, что внутренняя жизнь Деятелей основана на многих дисциплинах. Самодеятельность, мужество, целесообразность, неутомимость, милосердие, уважение Иерархии и многие другие дисциплины развиваются прилежно и сознательно. Нельзя представить себе разумную жизнь, если она не охранена от беспорядочных проявлений. (...) Также и все прочие дисциплины могут быть развиваемы в любых условиях жизни»16.

Учитель подчёркивает, что дисциплины развиваются в любых условиях. Нам необходимо понять, что не нужно ждать каких-то особых условий, что те условия, в которые нас поставила жизнь, являются как раз наилучшими для нашего самосовершенствования.

Обратим внимание, что отсутствие дисциплины, по словам Елены Ивановны, свойственно нашему народу: «Отсутствие дисциплины и сотрудничества, — пишет она, — обрекли многомиллионный талантливый русск[ий] народ влачить жалкую судьбу всюду "нежеланных". Но в тот миг, когда воскреснет дух и будет осознана необходимость дисциплины, разумного сотрудничества и понят будет подвиг служения, произойдёт воскрешение страны и народа»17.

Всеми силами устремимся осознать необходимость дисциплины, ведь это приблизит воскресение нашей страны и народа. Закончим этот раздел словами из письма Елены Рерих: «Наложим на себя духовный строгий пост, чтобы в чистоте духа и тела встретить Великую Страстную Субботу Воскресенья Духа. Устремим все наши помыслы в это близкое будущее, и многое серое, будничное и тяжкое облегчится, ибо сердце наше примет неизбежные невзгоды и трудности как великое послушание и будет жить часом радости будущей»18.

Суровая борьба с собой

«К кому же надлежит отнестись особо сурово? — читаем в книге «Община». — Конечно, к самому себе. Как следует нести Учение — наедине. (...) Учение жизни оценивается жемчужиной сознания. (...) Нужно уметь создать мир личной ответственности за своё сознание...»19

«Пусть каждый распнёт себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам, — пишет Елена Ивановна в Америку. — Нужно распинать себя, себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе. Если кто не доделал чего-либо в порученном ему, не укоряйте, но, если возможно, сделайте сами. И очень прошу —
не осуждайте друг друга»20.

«Родная моя Мамочка, — пишет Елене Ивановне сын Юрий в ответ на письмо, строки из которого были только что прочитаны. — За последнюю зиму произошла значительная кристаллизация в моём мировоззрении, и твоё последнее письмо о суровости к самому себе и о воздержании от обсуждения близких прозвучало совершенно особенно. Именно об этом я постоянно говорю»21.

«Осуждение допустимо, осуждение оправданно, осуждение Приветствуем, но... только себя самого, — записал Борис Николаевич Абрамов. — Суровость суждения о себе надо явить. Суд над собою надо явить. Суд над собою надо явить, не ожидая другого суда»22.

Елена Ивановна Рерих пишет Френсис Грант — одной из своих сотрудниц: «Модрочка, припомни символ распятого на дне Чаши, всё вместившего и дающего на все четыре стороны. ...Вспомни и распни себя. ...Пойми суровую радость самоотверженного приношения и великую, ни с чем не сравнимую радость Служения. (...) Не утеряй это сокровище, раз упущенное, оно не скоро находится опять и никогда не повторится в тех же сочетаниях»23. «Да, любимые, "все тёмные углы должны быть освещены и сор вчерашнего дня выметен, иначе не построить лучшей ступени".(...) В основании высшей радости лежит боль. "Боль предшествует радости" — так запомним»24.

А из следующих строк письма Елены Ивановны понимаем, почему так необходимо спешить: «Время грозное у порога. Разве не сверкают уже зарницы и не пробиваются грозные вестники пробуждённого подземного огня? И мы, знающие о нём, должны неотложно трансмутировать свои внутренние огни, чтобы ассимилировать надвигающуюся огненную бурю, ибо лишь это даст нам устойчивость в битве, приблизит к Иерархии Света и поможет наполнить нашу ''чашу''. Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий. Начнём с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом — самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобными украшениями...»25

«Поднять меч очищения можно только тогда, когда осознается, ради чего это делается, — записывает Борис Николаевич Абрамов. — Одно меняется на другое; старые, грязные, изношенные одежды — на новые, светлые и сияющие. Если хочется всё ещё удержать некоторые из изживаемых свойств и пребывать с ними хотя бы в мыслях, если жаль с ними расстаться, это означает, что не понимает человек, чего он лишает себя... (...) Суровость анализа собственного сознания покажет действительную высоту, которой достиг дух»26.

Значит, чем выше дух, тем суровее его самооценка. И действительно, знакомясь с жизнеописанием Светочей Мира, мы легко можем убедиться в этом. Вспомним Серафима Саровского, который называл себя «убогий Серафим».

«...Пусть все приближающиеся к Учению отдадут себе суровый отчёт, насколько изменились их привычки после ознакомления с Учением... — пишет Елена Ивановна. — ...Пусть исповедуются себе или избранному гуру, но пусть Учение живёт в сердце, а не в любопытстве и на словах. (...) Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил своё наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его, для того пусть ежедневно отмечает, что было сделано им в этом направлении»27.

Из этих слов следует: если мы выбрали путь совершенствования, если хотим заменить ветхие старые одежды на сияющие новые, нам необходимо исповедоваться самому себе или избранному гуру, то есть дать суровую оценку своему сознанию, наметить план работы над собой, ежедневно отмечать, что было сделано в этом направлении.

Сказано: «Всё гениальное просто». Если мы воспользуемся советом Елены Ивановны и ежедневно будем заглядывать в закоулки своей души, честно оценивать свои побуждения, сурово и решительно освобождаться от всего ветхого — разве не стремительно станет наше продвижение?!

Почему же тогда так мало доходящих? Учитель обращает внимание на следующее: «Отметим и ещё одно обстоятельство: это упорное стремление сознания вернуться на старое пепелище, то есть снова погрузиться в исчерпанные условия жизни. Прошлое представляет собою сильный магнит. (...) Новое часто может быть ещё недостаточно совершенно, и сознание с ним ещё не сжилось, в то время как старое привычно и удобно, хотя и является оно оковами духа. Ветхий человек внутри ярый защитник старого, привычного... и потому это — сильный и упорный противник эволюции духа»28.

Будем помнить: прошлое — сильный магнит, а потому проявим всё упорство, всю твёрдость и решительность в этой суровой борьбе с собой.

Учитель говорит: «На известной ступени сознания маска снимается прежде всего с собственного лика: маска угодливости, заискивания, лепетания и желания произвести впечатление. Уж лучше замкнутая суровость и холод сдержанности... Астральный паяц пользуется каждым случаем, чтобы выступить на сцену... Вот к нему-то в себе и нужна самая суровая и беспощадная жестокость, ибо нет у человека врага более хитрого, коварного, многоопытного и опасного... (...) Нет ничего в мире, ради чего стоило бы поступиться достоинством духа...»29

Эти строки заставляют подумать о том, что мы, как правило, ищем врага вовне — в обстоятельствах, в окружающих людях. Но враг обозначен — это хитрый, многоопытный ветхий человек внутри, наш астральный паяц. «Урусвати знает мощь победы, — сказано в книге «Надземное». — Пусть будет добрая победа, при ней прекрасно возжигаются огни сердца. Чем меньше проявления самости, тем светлее будут огни. Скажут: ''Не всякому суждено одерживать победу''. — Нет, друзья, именно каждый может одержать славную победу. Не на одних полях сражения творится победа. Каждый может преодолевать свои привычки и тем возжигать огни сердца. (...) Мыслитель говорил: ''Приди, победа, и освободи от ржавых оков''»30.

Итак, подняв меч духа, будем сурово поражать многоглавого дракона самости, и в этих каждодневных победах в чистом огне сердца пусть сгорит наш ветхий человек.


1 Листы Сада Мории. Зов. 9.01.1923.

2 Сердце. 593.

3 Агни Йога. 55.

4 Там же. 54.

5 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 130. 18.02.1936.

6 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 34. 15.01.1930.

7 Там же. С. 19. 19.10.1929.

8 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – XII – 1.

9 Основы буддизма. Таллин, 1990. С. 11.

10 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 205. 25.05.1936.

11 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 148. 2.06.1934.

12 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 325. 10.10.1934.

13 Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник. Житие прп. Серафима Саровского. М., 2007. С. 22 – 23.

14 Там же. С. 23 – 24.

15 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 135 – 136. 13.03.1935.

16 Надземное. 546.

17 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 297. 17.08.1934.

18 Там же. С. 75. 26.04.1934.

19 Община. 130.

20 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 34. 15.01.1930.

21 Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1. М., 2002. С. 57. 15.02.1930.

22 Грани Агни Йоги. VI. 256.

23 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 70. 17.12.1929.

24 Там же. С. 110. 24.08.1930.

25 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 34. 15.01.1930.

26 Грани Агни Йоги. IX. 330.

27 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 204. 3.06.1931.

28 Грани Агни Йоги. V. 420.

29 Грани Агни Йоги. I. 9 марта 1960 г.

30 Надземное. 825.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады