«Кому много дано, с того больше и спросится». Рерих Е.И. Письмо от 14.07.1932 |
Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешок с гвоздями и сказал: — Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днём забивал гвоздей всё меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил: — Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь. Шло время, и однажды мальчик снова пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остаётся шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам всё равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат. * * *
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна из женщин другой: — Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. — А мой поёт как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что же сказать, — говорит женщина, — ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались женщины. А третий — к матери: взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну, что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу. * * *
В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что-нибудь, но всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно, но их новые игрушки часто ломались, и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудрый и добрый человек, зачем же ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются. — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся мудрец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с эти бесценным даром бережнее. |
В ноябре 2011 года в Музее Н.К. Рериха прошло очередное заседание педагогической секции, на котором состоялся разговор на тему, как говорить детям о Культуре. Начинался этот разговор словами Николая Константиновича Рериха: «Если от колыбели слышать о добре, то ведь оно и останется руководящим началом»1. В сегодняшнее время воинствующей бездуховности, когда «сознательно и целенаправленно губятся души и тела людей, развращаются дети самыми изысканными способами уродства и лжи»2 , как никогда нужны слова о добре, культуре, сердце. Что мы можем противопоставить разгулу тьмы? Как научить наших детей строить свою жизнь по законам Культуры и Света? Участники педсекции СибРО искали ответы на эти важные вопросы, опираясь на свой опыт работы в школах на уроках и внеклассных занятиях, на экскурсиях и дома, со своими детьми. Ведь дать детям представление о культуре, построить разговор без назидания, затронуть душу ребёнка и показать привлекательность добра совсем непросто. Накануне заседания педсекции педагоги и родители попытались выяснить, как дети понимают значение слова «культура», хотят ли они быть культурными. Ответы были самые неожиданные. В основном дети говорили о культуре поведения, даже были высказывания, что для разных слоёв общества существует своя особая культура, и далеко не все считают, что быть культурным человеком обязательно. Это большая проблема современного общества, и мы должны прилагать свои силы для её решения. На педсекции звучало много интересных мыслей, высказываний, прекрасных изречений — ёмких, точно формулирующих суть тех болевых вопросов, о которых шла речь на этом заседании.
С.Р. Сапунков, г. Новосибирск: Мы должны не требовать от детей быть добрыми, умными и чуткими, а помочь им стать такими. А.С. Макаренко сказал: «Детей надо не столько поучать, сколько приучать». Если ребёнок по настоянию учителя выучит наизусть самое великолепное определение культуры, это не гарантия, что он будет культурным. Нам нужно помочь детям стать культурными. Главное — чтобы тот, кто работает с детьми, будь то учитель, экскурсовод или кто-то другой, сам был культурным. Конечно, дети бывают разные, и шаловливые, и озорные, но, несмотря на это, надо сохранять внутреннее доброжелательство, доброе отношение даже к озорнику. Определений слова «культура» очень много, больше ста, но мы даём определение Рериха: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»3. Свет — это антипод тьмы, это жизнь, это счастье, это созидание, это противовес смерти и разрушению. Обязательно детям надо говорить об этом. Можно подобрать слова, которые созвучны слову «культура», например «красота». Сейчас в Музей началось буквально паломничество начальных классов. Я не говорю детям «будьте культурными», а обращаюсь со словами «будьте красивыми». Это не значит, что сразу у нас будут результаты, но, как сказано, «сейте разумное, доброе, вечное». Мы бросаем семена, и у нас огромное поле для творчества.
А.А. Резванцева, г. Новосибирск: Что есть Свет? Слово это удивительное, оно есть в пословицах, в крылатых выражениях: «светлая мысль», «светлая голова», «ученье — свет, неученье — тьма», «внутренний свет», «свет любви», «свет доброты», «свет знания». Мы должны донести до детей понимание света как всего самого лучшего в человеке и в окружающей жизни — того, к чему надо стремиться, без чего жить невозможно, что продвигает человечество вперёд. У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «Если человек встал на путь света, то ему захочется стать лучше». Совершенствуясь, человек умножает в себе свет и распространяет его вокруг себя. Как у Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!» А.П. Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Ведь дети в нас всё очень хорошо видят, подмечают буквально каждую мелочь. Огонь сердца оживотворяет всё, но в то же время надо не забывать о том, что и речь наша должна быть красивой, и вести себя надо тактично в общении с детьми. Мы должны сами быть примером и в поведении, и в поступках.
И.М. Солуянова, г. Омск: Одно из определений культуры у Рериха — «культура есть сердце». Наша сердечность чувствуется сразу. Если мы приходим куда-то и настроены сердечно, то на это откликаются, к этому тянутся. Есть в статьях у Николая Константиновича такое понятие — «акультурное сердце», иначе говоря, бесчувственное. К такому сердцу не достучишься, к нему очень трудно пробиться через оболочки, которые его закрывают. Сейчас нужно говорить именно о сердце, ведь сердце забыто. Культурный человек тот, кто может помочь слабому, протянуть руку помощи, помочь и делом, и добрым словом, и мыслью, и добрым взглядом. Понятие культуры связано с понятием человечности. Это самое главное — внести сердце во всё, что мы говорим и делаем. А.А. Резванцева: Наши дети часто связывают представление о культурном человеке с хорошим поведением, хорошими манерами. Культура поведения — это важная составляющая нашей жизни, но мы должны каждое понятие одухотворить, подвести нравственную основу. С детьми нужно говорить о том, что надо за внешним поведением видеть внутренние качества. Бывает, что кто-то хорошо себя ведёт, а близких обманывает, с товарищами может поступить подло. В семье и школе сейчас мало говорят о том, как важно быть чуткими и бережными по отношению друг к другу, порой мы сталкиваемся с детской жестокостью, особенно к сверстникам. Культура проявляется и в уважении достоинства другого человека, и в соблюдении собственного достоинства. Научившись понимать поведение других, дети станут правильно оценивать и свои поступки. В этом очень помогают рассказы, притчи, сказки и др.
Т.П. Осипова, г. Новосибирск: Беседуя с детьми на экскурсиях, я отмечаю, что дети многое правильно понимают. Они знают, что улучшить мир можно только через улучшение себя, что, изменив своё отношение к ближним, к товарищам в школе, мы можем изменить ситуацию в школе, городе, а потом и в стране. Студией СибРО создан замечательный фильм «Пусть всегда будет мир!». Перед показом его детям вначале всегда спрашиваем, каким они видят наш мир. Затем они слушают, что говорят об этом их сверстники в фильме. Приходилось не раз наблюдать, как живо реагируют и дети, и учителя на такое, например, высказывание одного мальчика в фильме — о том, что надо ввести в школе дисциплины, которые учили бы людей быть людьми. Вот как чувствуют наши дети!
Т.И. Серадская, г. Новокузнецк: Когда учитель сам загорится темой культуры, тогда он и детей вдохновит. К Дню Культуры, 9 октября, мы в первую очередь оформляем выставку в школе. В этом году она была посвящена Знамени Мира. Делаем подробные аннотации, чтобы дети могли самостоятельно прочитать, проводим по классам беседы. Мы рассказывали о Знамени Мира, о культуре, о Н.К. Рерихе как Водителе Культуры, о его экспедиции и о созданных в Сибири музеях его имени. У нас в школе в коридоре перед выставкой висит лозунг: «Культура человека проявляется в его стремлении к красоте, а красота зажигается в сердце» (Д.С. Лихачёв). В завершение Дней Культуры, а они длятся у нас до декабря, мы с детьми выпускаем стенгазету, пишем сочинения на тему «Культурный человек, какой он?» и проводим конкурс рисунков.
Л.Ф. Кашеутова, г. Новосибирск: Н.К. Рерих занимался археологией, и найденные им предметы будили его воображение, что потом находило отражение в его картинах. Детям, я думаю, будет интересно знакомиться со старинными предметами, сохранившимися до наших дней, чтобы в будущем люди тоже смогли прикоснуться к истории. Так соединяются времена: прошлое, настоящее и будущее — идея Знамени Мира, предложенного Николаем Константиновичем. Постараться донести до детей мысль, что каждый человек должен приложить усилия к сохранению предметов старины. Ради культуры человек должен потрудиться, а не просто созерцать эту красоту.
В заключение ведущая заседание педсекции А.А. Резванцева сказала: «Елена Ивановна Рерих писала о том, что "цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарём. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие"4. Со старшеклассниками уже можно говорить об этом соотношении культуры и цивилизации. Помните, Н.К. Рерих дал определение культурного человека: "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры"5. Ещё одна грань культуры раскрывается в словах великих мыслителей, что всё человеческое горе, беды и страдания — от невежества. Истинное знание есть единственное спасение от всего тёмного, злого и разрушительного. Но достаточно ли только накапливать знания, чтобы стать культурным? Великий учёный Д.И. Менделеев сказал: "Знание в руках безнравственного человека — то же самое, что сабля в руках сумасшедшего". Выходит, что знания мы должны рассматривать тоже сквозь нравственную призму. Нельзя использовать знание во вред человеку, наша жизнь даёт много примеров, иллюстрирующих это. Понятие культуры неразрывно связано с искусством, с творчеством. Человек всегда стремился к красоте, испокон веков украшая жилища, посуду, одежду. У каждого народа созданы прекрасные произведения искусства, которые стали бесценными сокровищами всего человечества, ведь язык искусства понятен всем и искусство объединяет людей поверх рас и народностей. Встреча с Прекрасным пробуждает в человеке самые лучшие, возвышенные чувства: желание любить, творить добро. Как писал А.С. Пушкин, "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". По мнению Р. Тагора, слушание, видение прекрасного — главный облагораживающий фактор, влияющий на душу ребёнка и дающий ей опору и силу преодолевать жизненные трудности. Иногда важно не столько говорить, сколько знакомить детей с произведениями искусства и сопереживать с ними. Можно поразмышлять с учениками над словами древнего мудреца Гамалиила, говорившего о том, что "не давший сыну своему мастерства в руки готовит из него разбойника на большой дороге"6. Во время войны люди ценой собственной жизни спасали сокровища искусства. Значит, есть в них такая сила, которая облагораживает и очищает душу человека!» Закончилась очередная встреча участников педсекции, но труд на ниве Культуры не закончится никогда. Н.К. Рерих писал: «Неотложно нужно, чтобы среди мировых смущений и смятений возникали твердыни, маяки Культуры. Если кто-то подумает, что и Школ, и всяких Просветительных Учреждений уже достаточно, — он ошибается. Если бы было достаточно просвещения, то человечество не стояло бы на пороге ужасных разложений и разрушений. (...) Мир через Культуру. А кто же не стремится в сердце своём к миру, к возможности мирного и творящего труда, к претворению жизни в Сад Прекрасный? (...) Внесённый Свет уже разгоняет тьму. Каждое сотрудничество во имя Света своим существованием уже противоборствует тёмному хаосу. Работники Культуры в справедливости должны наблюдать, чтобы никто из приобщившихся к делу Просвещения не пострадал. Отзывчиво и сердечно они должны протянуть друг другу руку истинной помощи. (...) Дума о Культуре есть Врата в Будущее»7. Материал подготовлен редакцией
1 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 245. 2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 126. 3 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63. 4 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. 5.09.1935 г. 5 Цит. по: Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 29.05.1931 г. 6 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 371. 7 Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991. С. 223 – 225. |