Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим». Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10 |
Сринагар, Кашмир. 1925
|
Н.К. Рерих
В марте 1925 года экспедиция Н.К. Рериха покинула княжество Сикким, а с ним и Восточные Гималаи. Путь её лежал в Срединную Азию, где предстояло прикоснуться к таинственной колыбели человечества.
«...Настало время показать истинный лик Азии, показать, чем она была в прошлом для народов всего мира и чем она будет в будущем, — писал П.Ф. Беликов. — Рерих был первым, кто громогласно заговорил об этом прекрасным языком высокого искусства, и, завещая это искусство своей Родине, он был вправе надеяться, что она лучше других поймёт и оценит его граничащий с подвигом упорный многолетний труд. (...) Восток прошёл тяжёлый исторический путь национального порабощения, когда только духовные ценности поддерживали силу и достоинство его народов. Поэтому известный приоритет духовного над материальным в течение многих веков имел там исторически закономерную почву для своего развития»1.
По железной дороге путешественники отправились на северо-запад Индии — в штат Кашмир2. «Всё прошло по Кашмиру, — утверждал Николай Рерих. — Здесь древние пути Азии. И каждый караван мелькает, как звено сочетаний великого тела Востока»3. И неутомимая жажда познания земель и народов, с незапамятных времён заселявших Центральную Азию, вела экспедицию по этим древним путям.
Официальная история Кашмира начинается с III в. до н.э., когда Индийской империей правил царь Ашока. Столицей одной из четырёх главных провинций страны, северо-западной (ныне Кашмир), была Таксила, представлявшая собой крупный торговый и культурный центр; она являлась как бы воротами в Индию.
Этот город возник в V в. до н.э. во время бурного развития торговли Индии с Персией (Ираном) и играл очень важную роль во взаимоотношениях между этими странами. Таксила (санскритское название — Такшашила) упоминается ещё в «Ригведе», древнейшем памятнике индийской литературы. Считается, что именно в Таксиле на одном из великих праздников была впервые исполнена «Махабхарата» — народный эпос Индии. Таксила располагалась на пересечении трёх древнейших караванных путей Азии, один из которых — Великий шёлковый путь — соединял Римский Восток с Китаем.
Развалины древней Таксилы, таящие в себе отпечатки разных времён и культур, находятся в 35 км к северо-западу от пограничного города Равалпинди, в котором остановилась экспедиция Рерихов, прибыв сюда поездом из Сиккима. Короткая запись в экспедиционном дневнике художника — «где тропа великого Александра к забытой Таксиле?»4 — напоминает о многих событиях далёких времён. Великое прошлое азиатских культур и влияние, оказанное ими на древний средиземноморский мир и средневековую Европу, вызывали большой интерес у Рерихов, особенно у Юрия Николаевича.
Индийский поход Александра Македонского был последним в серии его военных операций. Как пишет Ю.Н. Рерих, «Александр перешёл Инд весною 326 г. до н.э. и занял знаменитую Таксилу, культурный и экономический центр всей Северо-Западной Индии, где была организована база для дальнейших действий...»5 Но греческая армия встретила упорное сопротивление ряда племён Индии, в некоторых городах вспыхивали восстания, росло антимакедонское движение, нарастало и недовольство греческих солдат. И хотя полководец мечтал о завоевании всей Азии, он вынужден был повернуть обратно.
«Поход Александра явился мощным толчком к распространению эллинской культуры по всему Среднему Востоку, — писал в своих трудах по истории Средней Азии Ю.Н. Рерих. — От этого столкновения двух культурных миров родился тот своеобразный, красочный и многообразный религиозный и культурный синкретизм, который оплодотворил творчество народов Древнего Востока и эллинистического Запада и отголоски которого дошли до далёкого Китая вместе с буддийским учением»6.
Можно проследить влияние индийской культуры на эллинский мир, главным образом на античную философию, и далее на христианский мир. «Есть бесспорные доказательства того, что кришнаизм и особенно буддизм оказали значительное влияние на раннее христианство, а Гаутама Будда оказался... даже в числе христианских святых под именем святого Иосафата»7.
«Предполагал Александр и массовое переселение из Азии в Европу и из Европы в Азию, в целях создания единства населения империи, причём оказывалось широкое покровительство смешанным бракам, однако ранняя смерть Александра помешала осуществлению всех этих мер»8, — писал Ю.Н. Рерих. Вскоре вся Индия была объединена династией Маурьев в единое государство, просуществовавшее с III по I в. до н.э. Ко времени Ашоки Маурьи относится самая величественная и древняя ступа в Таксиле — Дхармараджика (её диаметр 35 м). Она находится в полутора километрах от древнего города, который с VI по II в. до н.э. располагался на холме Бхир-Маунд.
После распада империи Маурьев на смену ей приходят греческие цари из Бактрии, вторгшиеся в Северо-Западную Индию. Успехи их были значительнее, чем у Александра Великого, хотя продолжались они недолго. В течение столетия Таксила застраивалась на новом месте — в районе холма Сиркап. Многие буддийские ступы были декорированы элементами в стиле греческого искусства, что подтверждает тесную связь двух культур.
Но нашествие скифских племён из Средней Азии положило конец греческим владениям на севере Индии. Около 75 г. до н.э. скифский царь Мога завоевал Таксилу. По утверждению Ю.Н. Рериха, скифы не были разрушителями, они восприняли греко-индийскую культуру, «занесли в Индию мотив двуглавого орла»9. Позже при археологических раскопках в Таксиле были обнаружены ступы с изображением двуглавого орла.
Вскоре скифы оказались под властью парфян10. В начале I в. н.э. парфянский царь Гондофар объединяет скифские владения Северной Индии и Восточного Ирана в одно обширное царство. «Согласно христианским апокрифическим сказаниям, при его дворе в Миннагаре принял мученичество Св. Фома, апостол Индии»11, проповедовавший среди парфян. Тогда же, как отмечают историки, Таксилу посетил Аполлоний Тианский, новопифагорейский философ. Путь его лежал в Гималаи, в Общину Мудрецов, как повествуется в «Криптограммах Востока».
Преемники Гондофара не сумели сохранить мощь государства, они участвовали в постоянных междоусобицах, ослабляя друг друга. И к середине I в. н.э. им на смену приходит Кушанская династия с кочевым народом из Средней Азии. По словам Юрия Рериха, «создание могущественной Кушанской империи... охватившей помимо большей части Северной Индии дальние караванные пути Центральной Азии, облегчило обмен культурными ценностями. Именно в кушанскую эпоху буддизм прочно укрепился в Центральной Азии, к западу и к востоку от разделительной линии Памир — Тянь-Шань. Санскрит стал языком культуры в Центральной Азии и ускорил формирование и развитие местных литературных языков, на которые была переведена значительная часть буддийского канона»12.
В кушанскую эпоху произошло и разделение буддизма на махаяну и хинаяну, но это разделение не означало раскола, считал Ю.Н. Рерих. По свидетельству китайского паломника И. Цзина, «последователи обоих направлений жили в одних и тех же монастырях»13.
Государство кушан достигает расцвета культуры при правлении величайшего царя Кушанской династии — Канишки, приверженца буддийской веры, взошедшего на престол в 144 г. С царём Канишкой историки связывают такое важное событие, как буддийский собор в Кашмире по урегулированию разногласий между различными направлениями буддизма, и деятельность знаменитых учёных, философов и проповедников, таких как Асвагоша и Нагарджуна, о которых Н.К. Рерих не раз упоминал в своих работах.
На северо-западе Индии, в Дхармараджике, находился Большой монастырь. Возведение его началось во II в. н.э., и к V в. он превратился в сложный комплекс жилых помещений с несколькими внутренними дворами, с северной стороны возвышалась мощная сторожевая башня. Судя по размерам монастыря и по числу келий, в нём могло проживать одновременно до тысячи монахов. Были и другие, меньшие по размеру, монастыри, все они были похожи на крепости и строились преимущественно в труднодоступных местах.
В трудах Фа Сяня, китайского монаха-путешественника, объехавшего в 399 – 414 годах большую часть Внутренней Азии и установившего постоянные контакты между Китаем и Индией, Таксила упоминается как большой университетский центр, в котором обучались и преподавали выдающиеся буддийские мыслители.
Но не только философско-религиозными учениями обогатился буддизм в кушанскую эпоху, здесь сложилась новая художественная школа буддийского искусства — гандхарская, «которая создала первые пластические образы Будды Шакьямуни, Майтрейи — Будды будущего века — и Ваджрапани»14. В скульптуре Гандхары органически слились некоторые черты искусства Древней Греции с традициями древнейшей Индии. Затем пластическое изображение Будды было воспринято и другими художественными школами; мы встречаем эти изображения в пещерных храмах Аджанты и Эллоры. Согласно исследованиям Ю.Н. Рериха, «художественные традиции Гандхары распространялись вдоль караванных путей через центрально-азиатские пустыни и достигли берегов Тихого океана. Позднее по тем же путям проследовало искусство эпохи Гуптов, переносившее художественную традицию Аджанты в Центральную Азию и на Дальний Восток»15.
Кушанская империя — одно из самых значительных явлений в истории всего Востока, считают специалисты. Она стоит в ряду с величайшими державами той эпохи — Римской империей, Парфянским царством, Ханьским Китаем. Объединение в рамках одного государства разнородных областей привело к сближению самых различных культур.
Постепенно империя кушанов приходит в упадок и в конце V — начале VI в. погибает под ударами гуннов — кочевых племён, населявших Центральную и Среднюю Азию.
Такова краткая история Северо-Западной Индии, куда направлялась экспедиция Н.К. Рериха.
Путешественники остановились в одной из гостиниц города Равалпинди, ознакомились с городом и на следующий день автотранспортом двинулись в административный центр Кашмира — Сринагар, делая остановки в небольших населённых пунктах. Участники экспедиции любовались необычайно красивым горным пейзажем в окрестностях деревушки-крепости Ури и разрушенным средневековым храмом Бранкутри, небольшим живописным городком Барамула.
В Сринагаре штаб-квартира экспедиции расположилась в отеле «Недоу». Здесь Николаю Константиновичу, Елене Ивановне и Юрию Николаевичу предстояло заняться формированием каравана, перед тем как отправиться в Ладак и пустыни Китайского Туркестана. Отсюда совершались и короткие путешествия по знаменитой Кашмирской долине, расположенной на высоте 1600 м и опоясанной белоснежными горами Больших Гималаев и хребтом Пир-Панджал в Малых Гималаях.
Сринагар расположен в живописной долине у озера Дал, наполненного хрустальной водой горных ледников. Материалы кашмирской исторической хроники «Раджатарангини» (I, 102 – 106) свидетельствуют о том, что столицу Кашмира основал в III в. до н.э. сын Ашоки — Джалаука (Джанака), исповедовавший буддизм16.
В 1585 г. Кашмир был завоёван императором Акбаром и стал его летней резиденцией. Это было идеальное по климатическим условиям место, находившееся недалеко от Агры и Дели; здесь проходили древние торговые пути на Памир, в Тибет, Китай, Персию, Среднюю Азию.
В Сринагаре Акбар начал строительство великолепных дворцов с садами, с обязательными прямоугольными ступенчатыми террасами, сохранившимися до сегодняшнего дня, по которым вода течёт каскадами по всей территории сада, вливаясь в озеро Дал.
«Твёрдо стоит крепость Акбара, — записывает Н.К. Рерих в путевом дневнике. — Но когда подыметесь по всем кручам и ступеням, то видно, что старые кирпичи и глинобитная смазка с трудом держатся. Своды готовы упасть.
Нишад — сад Акбара — занял место от озера до взгорья. Высокое место. Строения скромны, и по углам любимые им башенки. Характер простоты и ясности»17.
По проекту сына Акбара, шаха Джахангира, для его жены Нур Джахан здесь был разбит и сад Шалимар с великолепными павильонами, ниспадающими водопадами и множеством экзотических растений; этот сад сегодня считается одним из самых красивых в мире. О нём упоминал Н.К. Рерих: «Шалимар — сад Джахангира — тоже в характере своего хозяина, стоит "для себя". Меньше внешнего вида, больше роскоши. Той роскоши, которая довела до нищеты потомков моголов»18.
«Из буддийских памятников почти ничто не сохранилось в Кашмире, — пишет Николай Константинович, — хотя здесь жили такие столпы старого буддизма, как Нагарджуна, Асвагоша, Ракхшита и многие другие, впоследствии пострадавшие при замене буддизма индуизмом. Здесь и Трон Соломона...»19 «Ни в одной песне не сказывается, отчего гора "Трон Соломона" носит это имя. Ведь это место очень древнее. Ещё Джанака, сын Ашоки, утвердил там один из первых буддийских храмов. Через семь веков храм был перестроен и посвящён Махадеве [одно из наименований бога Шивы]»20. Отсюда, с холма «Трон Соломона», с высоты 330 м открывается вид на современный Сринагар, на окраине которого находятся руины древнейшего города. «Современному Сринагару не более 150 – 200 лет, — пишет художник в 1925 г. — От старого "города Солнца" ничего не осталось»21.
«Также насыщены древностью и области Кашмира. Здесь и Мартанд, и Авантипур, связанные с расцветом деятельности царя Авантисвамина»22 — поэта, основателя города Авантипура. «И здесь девятый и десятый век дали расцвет, — читаем в дневнике Н.К. Рериха. — Здесь фантастика азиатской колыбели романеска торжественно слилась с радостным культом Вишну. Чувствуете, что и здесь, на фоне сапфировых предгорий Гималаев, стояли величественные сооружения. Вскрыты они лишь частично. Пологие наносные бугры скрывают целые дворцы и города. Картина мощи Азии ещё не явлена. Только искры её можно отметить на случайных листках. Любящие руки соберут чашу прекрасного сознания»23.
В окрестностях Мартанда и Авантипура находятся руины архитектурных памятников средневековой Индии: в Мартанде — храм Солнца VIII в., построенный на отдельном плато в окружении природы, он считался жемчужиной индийской архитектуры того времени; в Авантипуре находился вишнуистский храм IX в. Авантисвами.
Далее экспедиция отправилась к подножию снежного хребта Пир-Панджал. По пути, наняв лодку-дом, Рерихи совершили прогулку по озеру Вулар. «Самое большое озеро Вулар, самое красивое, самое грозное... — пишет Николай Константинович. — На этом озере всё привлекательно. Весь сияющий снегами Пир-Панджал — на западе. Густые горы — на север и восток. Даль Шринагара — на юг. Перед закатом поднимается изумительная Валгалла над Пир-Панджалом, а утром — кристально-синие горы востока. (...) На восточной отмели виден островок. На нём развалины храма и, бывает, сидят размышляющие садху и факиры. Мир религии в Кашмире менее заметен»24.
Высадившись в Бандипуре — маленькой деревушке на берегу озера, Рерихи останавливаются здесь на два дня. Отсюда берёт начало дорога, идущая на север через Гилгит в Кашгар и Таримский бассейн Центральной Азии, к пустыне Такла-Макан и окружающим её оазисам. Этому пути Николай Константинович придавал особое значение. «На северо-востоке озера Вулар горы сходятся, — пишет он. — В этом проходе какая-то зовущая убедительность. Само селение Бандипур уже имеет какой-то особый характер. Когда подходите к почтовому отделению, вы поймёте значительность места. Здесь подымается в горы дорога на Гилгит. (...) Гилгит и Читрал25 берегутся особо. Если трудно идти на Ладак, то Гилгит и Читрал всегда под особым запретом. Лиловые и пурпурные скалы, синева снежных вершин. Каждый всадник в чалме привлекает внимание: не с севера ли? Каждая вереница гружёных лошадок тянет глаз за собою. Значительный угол!»26
Под впечатлением от этих мест Н.К. Рерих написал две картины с одним названием «Гильгитская дорога», вошедшие в серию «Озёра и Гильгитский путь» (7 картин, 1925 г.).
В середине апреля экспедиция направилась на высокогорную станцию Кашмира — Гульмарг, находящуюся недалеко от Сринагара. На взгорьях Пир-Панджала путешественники пробыли три месяца. Этому величественному снежному хребту художник посвятил серию «Пир-Панджал», состоящую из 11 полотен.
Здесь были завершены последние приготовления к путешествию по древнему пути в труднодоступные земли Азиатского континента, где членам экспедиции предстояли встречи с буддийским княжеством Ладак и оазисами Китайского Туркестана.
* Продолжение. Начало в №№ 10, 11, 2010.
1 Беликов П.Ф. Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 240 – 241.
2 В 1947 г. при разделе Индии на два государства часть Кашмира, включая город Равалпинди, отошла к Пакистану, другая часть является индийским штатом.
3 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 67.
4 Там же. С. 89.
5 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. М., 2004. С. 187.
6 Там же. С. 180 – 181.
7 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969. С. 680.
8 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. С. 187.
9 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. С. 308.
10 Парфяне — древние иранцы.
11 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. С. 308.
12 Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 21.
13 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. С. 330.
14 Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Т. 1. С. 332.
15 Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия С. 21.
16 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. С. 254.
17 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 69.
18 Там же.
19 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 23.
20Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 69.
21 Там же. С. 71.
22 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 23.
23 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 70.
24 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 71.
25 Княжество Читрал оказалось в британской сфере влияния в 1911 г., а в 1969 г. было аннексировано Пакистаном; территория Гилгита («Северные территории», не признанные многими странами мира) контролируется на сегодняшний день тоже Пакистаном.
26 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 72.