Мысли на каждый день

Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности.

Мир Огненный, ч.2, 276

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ

Авторы: Зорина Татьяна / Воронцова Наталья   



Теги статьи:  работа с детьми

Милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления, так указанные Нами, разве не являются чудесными путями сообщения с высшими энергиями? Нужно привыкать смотреть на эти светлые качества как на действительное средство, соединяющее с высшими мирами (Сердце, 374).

ЧУДЕСНЫЕ ПУТИ ДУХА

25 сентября в Музее Н.К. Рериха состоялось занятие педагогической секции Сибирского Рериховского Общества на тему «Милосердие и сострадание в свете Учения Живой Этики». Собравшись в каминном зале Музея Н.К. Рериха, педагоги, родители, экскурсоводы обсуждали сложные вопросы: как воспитывать в детях сострадание и можно ли этому научить? что важнее — самому стремиться проявлять его в жизни или говорить о милосердии с детьми? как учить детей проявлять высокие духовные качества, зная о собственных несовершенствах?

Вспоминали примеры проявления сострадания из собственной жизни, размышляли о том, с какого возраста с малышами можно обсуждать подобные темы. Многие согласились с одной из участниц, сказавшей, что для детей не так важны слова, как пример взрослого, который сам способен проявлять и добро, и милосердие, побуждая детей к тому же.

Глубже осознать значение этих высоких духовных качеств, постичь их светоносность и красоту очень помогают лучшие образцы художественной литературы, притчи, жития Святых и подвижников, которые были истинным воплощением Света и сострадания ко всему живому. Стараясь им подражать, мы будем проявлять в повседневной жизни эти качества, и тогда жизнь вокруг нас начнёт меняться.

Незаменимы в работе с детьми стихи и сказы Наталии Дмитриевны Спириной. Всё её творчество пронизано светом красоты, мудрости и сострадания. Наталия Дмитриевна, чей облик стал близким и дорогим для многих, являла собой пример истинного добра и милосердия. Немало людей были свидетелями проявления ею сострадания ко всему живому, участия и сопереживания каждому приходившему к ней, свидетелями её действенной помощи в самых трудных и, казалось бы, непреодолимых условиях жизни. Как важно иметь перед глазами подобный пример!

Тема милосердия и сострадания отражена во многих картинах Н.К. и С.Н. Рерихов. Участники педагогической секции особо остановились на двух картинах Н.К. Рериха — «Матерь Мира» и «Труды Мадонны». Эти великие женские Облики, символизирующие наивысшую созидательную силу космоса, олицетворяют собой светоносные энергии добра и милосердия, щедро посылаемые всем живым существам.

Высокие примеры сострадания и милосердия, отражённые в картинах Н.К. Рериха, с которыми знакомит детей экскурсовод, неизменно вызывают в них стремление подражать, творить добро, заставляют звучать лучшие струны в детской душе. По-своему следуя этим примерам, ребёнок будет стремиться проявлять в жизни свои лучшие качества.

Татьяна Зорина


Пусть сердце будет как солнце…

«Сказы» Наталии Дмитриевны Спириной — это Учение Жизни, претворённое автором в малой форме рассказа и философской притчи. «Сказы» — художественно изложенные нравственные правила; и если они восприняты сердцем, они помогают найти путь в мир добра. «Сказы» написаны замечательным мастером слова. Близкие своим строем и ритмом слогу русских сказок и былин, они вводят нас в прекрасный мир русского языка.

Особое место в ряду этих жемчужин занимает рассказ «Медведь» из раздела «Сказы о Сергии». Слайд-программа на его основе, в начале 1990-х годов разошедшаяся из Новосибирска по городам и сёлам, тысячекратно прозвучала на просторах нашей страны. Невозможно сосчитать, сколько сердец всколыхнул рассказ о трогательной дружбе Человека и медведя.

Наталия Дмитриевна выделяла сказ «Медведь» из ряда других, объясняя это необычной историей его создания. «Однажды, — рассказывала она, — я проснулась очень рано на рассвете, движимая одним чувством — записать то, что услышала на границе сна и бодрствования, — записать скорее, скорее. Я настолько прониклась чувствами и ощущениями медведя, как будто воплотилась в него, сама стала им». Сказ был записан сразу целиком, от начала и до конца, и больше не дорабатывался.

Когда учитель Наталии Дмитриевны Борис Николаевич Абрамов послал текст сказа Зинаиде Григорьевне Фосдик, от неё незамедлительно пришёл ответ: «...и в прозе её чуткая душа поэта нашла всю свежесть и тонкость подхода к Великому Облику Св. Сергия. Люблю её всем сердцем за этот венок Св. Сергию — цветы, собранные ею, выявляют яркость и чистоту красок — язык её прекрасен по силе и простоте...»

* * *

— Ребята, как вы думаете, — почему каждое зерно, посаженное в землю, каждое растение и каждое живое существо тянется вверх?

— Потому что там Бог...

— И Ангелы...

— Потому что там солнце, а от него тепло и светло.

Так начинается наша беседа с воспитанниками детского приюта «Гнёздышко» г. Новосибирска. На меня смотрят 20 пар ребячьих глаз, смотрят доверчиво и серьёзно. Дети размышляют об очень важном.

Мы беседуем о людях, которые, подобно солнцу, могут излучать тепло и свет, и это чувствуют не только люди, но даже звери и птицы. Кто-то из ребят припоминает, что был такой человек — святой Сергий, к которому однажды пришёл голодный медведь, и Сергий накормил его и подружился с ним. Другие подхватывают тему, и я удивляюсь не столько знанию детьми жития Св. Сергия, сколько тому глубокому чувству, с которым они говорят о святых людях. «Около них хорошо и радостно, потому что они добрые», — рассказывают дети как о чём-то для них абсолютно достоверном, и я вдруг понимаю, что их детские сердца, уже достаточно настрадавшиеся в этой жизни, действительно знают касания Высшие...

Свет гаснет, и на экране голубыми и синими красками загорается картина Н.К. Рериха: зимний лес, одинокий Подвижник трудится над постройкой избушки, а рядом лежит медведь, доверчиво глядя на своего Друга.

Ему с Тобою было хорошо,
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом сердца мы зовём...

— звучит голос Наталии Дмитриевны. Начинается сказ «Медведь», неспешно течёт повествование, меняются картины на экране. Щёлк, щёлк — автоматически передвигаются слайды. Какому же мальчишке не интересно посмотреть, как это происходит, и некоторое время любопытные лица то и дело оборачиваются в сторону слайд-проектора. Но чем дальше рассказ, тем больше внимание детей захватывают чувства большого бурого медведя, впервые в жизни увидевшего Человека. И мы, в который раз слушая проникновенный голос автора, вместе с детьми вновь и вновь переживаем те чудесные мгновения, которые испытал медведь, когда Сергий разговаривал с ним, кормил его и гладил по мохнатой голове.

Заканчивается рассказ, гаснет экран, умолкает музыка... Но очарование присутствия Великого По­движника ещё длится, и мы сидим молча, боясь спугнуть его.

Потом наша беседа продолжается — история этой удивительной дружбы нашла горячий отклик в сердцах детей. Они объясняют, почему большой и голодный медведь насытился маленькой корочкой хлеба: «Потому что Человек напитал его своей любовью». «Ведь не только хлебом единым жив человек, — не по годам мудро рассуждают маленькие философы, — но и духовным миром, который есть в нашем сердце».
«В сердце живёт доброта, любовь и всё хорошее, о чём человек мечтает».

Дети рассказывают, что и они хотели бы быть как Сергий и дружить со зверями, у них уже есть кенарь, канарейка, два попугайчика и кошка с котятами — питомцы, о которых они заботятся. И дети вместе с воспитателями проводят для нас экскурсию по своему дому — настоящему уютному «гнёздышку», с удовольствием знакомят со своими меньшими братьями.

В конце встречи мы дарим детям книги Наталии Дмитриевны Спириной — «Сказы» и «Капли». На прощание звучит одна из «капель», и нужно видеть, с каким недетским вниманием и пониманием слушают её дети!

Пора уходить, но расставаться не хочется; что-то важное и несказуемое произошло в этом зале: светлое творчество Наталии Дмитриевны сблизило, сроднило всех нас в одну семью, и словно сам Сергий осенил своим Присутствием.

Спустя год нам вновь довелось побывать в приюте «Гнёздышко». Радостно, как старых знакомых, встретили нас ребята. Воспитательница рассказала, что о той нашей встрече дети вспоминали очень часто и в течение долгого времени неизменной темой их рисунков были Человек и медведь...

2000 г.
Наталья
Воронцова

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика