Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

Свет Утренней Звезды

Авторы: Фосдик Зинаида Григорьевна / Спирина Наталия Дмитриевна



Теги статьи:  Елена Рерих

«Урусвати» («Свет Утренней Звезды») — так звали в Индии Елену Ивановну РЕРИХ (1879–1955) — выдающуюся женщину XX века, философа, писателя, переводчика, общественного деятеля, благодаря которой было записано Учение Живой Этики, данное человечеству на многие тысячелетия вперёд для его дальнейшего духовного продвижения Великим Учителем Востока.

Н.К.Рерих называл Елену Ивановну «другиней, спутницей, вдохновительницей» и писал, что под всеми его картинами должно было бы стоять два имени — жен-ское и мужское. Одна из красивейших вершин Алтая, находящаяся рядом с пиком Рериха, в 1978 году была названа сибирскими учёными-восходителями в честь Е.И.Рерих — «Урусвати».

В новосибирской радиопередаче «Прирастать Сибирью» известный рериховед, поэт и прозаик Н.Д.Спирина так сказала об этой удивительной женщине: «Раньше корабли водили по звёздам. Есть люди — как звёзды. Думая и говоря о них, мы приобщаемся к их сиянию. Нам так нужен пример, так нужен образец, на который можно в своей малой мере равняться. В преддверии нашего женского праздника хочется вспомнить о женщине, такой прекрасной и внешне, и внутренне, что у тех, кто встречался с ней, захватывало дух»1.

Вот как рассказывала о Елене Ивановне З.Г.Фосдик, Вице-президент Нью-Йоркского Музея Н.К.Рериха, во время своей встречи в Москве в 1974 году с Н.Д.Спириной: «Елена Ивановна… была человеком исключительной сердечности, желанием всё дать людям. Она предо-стерегала, чтобы ничего не давалось не по уровню сознания. Она отличалась большой ласковостью, но была суровой там, где нужно. Не признавала сентиментальности. Если она любила человека, то выше меры отдавала всю любовь своего сердца. Она о нас знала всё, что нужно».

Зинаида Григорьевна Фосдик была ближайшей сотрудницей и ученицей Рерихов, впервые встретилась с ними в 1920 году на выставке картин Н.К.Рериха в Нью-Йорке.

В одной из своих статей она писала: «Елена Ивановна не любила оповещений о себе. Лишь с первых лет нашего сотрудничества, когда я близко сошлась с ней, я начала многое записывать с её слов о себе, о её детстве и юности. Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 г. в семье архитектора И.И.Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урождённой Голенищевой-Кутузовой, приходившейся внучкой великому полководцу. Елена была чутким ребёнком, впечатлительность и острая наблюдательность отличали её. С юных лет в ней жило стремление к красоте в природе и гармонии красок. Рано проявился талант к музыке, и ей пророчили большое будущее. Она любила рисовать и безошибочное знание красок осталось у ней на всю жизнь.

В 1899 г. произошла встреча с Н.К.Рерихом. Елена Ивановна и Николай Константинович нашли много общих интересов. Они полюбили друг друга и, несмотря на все чинимые препятствия, твёрдо решили соединить свои жизни. (…) Археологические поездки Николая Константиновича теперь продолжались вместе с Еленой Ивановной. Одной из первых была поездка в великие русские города — Новгород, Псков, Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Смоленск и другие. Древние сказания, архитектура, старинная одежда запечатлевались Николаем Константиновичем во многих его эскизах и картинах. Елене Ивановне он первой показывал новую картину, ибо постоянно считался с её художественной интуицией и тонким вкусом. Елена Ивановна снимала храмы, городские стены, росписи, и её фотографии высоко ценились в художественном мире. Таково было начало их совместного сотворчества, которое продолжалось всю жизнь. (…) Лето 1922 г. Рерихи решили провести на острове Монхиган, у океана. Муж и я присоединились к ним… Началась незабываемая для нас пора. Дни текли быстро. Частые утренние прогулки с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной запомнились на всю жизнь. (…) Елена Ивановна вставала очень рано, ибо любила работать одна, часа два. Когда же она к нам присоединялась, радость была полной. Они обменивались мыслями, а мы прислушивались к их словам. Лёгкость их ходьбы и неутомимость были удивительными... Днём они оба работали с нами. Николай Константинович диктовал программу для наших учреждений на будущие годы. Елена Ивановна давала нам книги для изучения и разбирала их с нами. Её знания древних учений и философии Востока были значительными. С помощью Елены Ивановны нами изучалась также история эволюции человечества. В ту пору Елена Ивановна много думала о необходимости пробуждения сознания женщин. Устремление к знанию, к красоте подчёркивалось ею, ибо с грустью наблюдала она жизнь женщин в Америке. Елена Ивановна писала позже: «В тяжкие дни человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос женщины, призывающий к воскресению огня подвига во всех действиях жизни, испившей чашу страданий и унижений и закалившейся в великом терпении». В личных встречах, в письмах и книгах она часто указывала на роль женщины в эволюции человечества. (…) Елена Ивановна была красивой женщиной. Её лучистые карие глаза, тонкие черты лица, улыбка, пышные волосы, каштановые с сильной проседью, румянец на слегка смугловатой коже, быстрая лёгкая походка, всё привлекало в ней. (…) Её интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с её красотой. Она вызывала глубокое почтение к себе, и к её советам прислушивались американские художники, писатели и учёные, с которыми встречались Елена Ивановна и Николай Константинович. (…) По возвращению Рерихов из экспедиции в Индию начался новый период их творче-ской деятельности. В 1928 г. Н.К. и Е.И.Рерихами был основан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Его первым президентом была избрана Елена Ивановна. (…) Из её книг нужно упомянуть «Основы буддизма», «Чаша Востока», «На восточных перепутьях», а также два тома «Писем».

К Родине были устремлены все помыслы Елены Ивановны. Ей принадлежат пророческие слова: ''Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя ещё недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира, и прикладывали все свои старания, чтобы разложить и расчленить её по мере возможности. Велик был страх перед ростом России, и, если страх этот по существу имел основание, то всё же никто не относил его к правильной причине. …Велики последствия взрыва в России. Очищенная и возрождённая на новых началах широкого народного сотрудничества, Россия станет оплотом истинного мира''»2.

Составитель Наталия Юшкова


* В статье использованы материалы из архива Н.Д. Спириной.

1 Спирина Н.Д. Урусвати – Свет Утренней Звезды. Новосибирск, 1998. С. 6.

2 Рериховские Чтения, 1979 (материалы конференции). Новосибирск, 1980. С. 311-317

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Е.И. Рерих

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость.

Письма Мастеров Мудрости, 108

Неслучайно-случайная
статья для Вас: