Улучшаясь сами, мы улучшаем все окружающее. Рерих Е.И. Письмо от 27.02.1934 |
Жертва есть не путы на ногах, а освобождение. Путы — это самость; жертва — это свобода. Жертва освобождает человека от самого лютого тюремщика — от самого себя. Характерно для тёмного века искажение понятия жертвы. Из свободного, радостного продвижения сделано слезливое воздыхание. И потому жертва, ложно понятая, не принимается. Если жертва не есть приобретение для приносящего её, то принять её — значит отяготить себя неоплатным долгом и принять на свою голову все воздыхания и сокрушения несознательного жертвователя. Только когда отдача становится получением, понятие жертвы находит должное понимание. По закону Космоса каждое даяние неминуемо влечёт за собой воздаяние; это, в сущности, один процесс, расчленяемый на два теми сознаниями, которые не могут постичь второго полюса явления во времени. Так что дающий, вопреки очевидности, ничего не теряет, по меньшей мере. Также процесс отдавания себя освобождает от себя, что является великим благом, так как при этом пресекается власть наших мучителей в виде зависти, обид, саможаления и прочих пособников самости. Вся тёмная свора тьмы остаётся позади, а человеку открывается путь к свету. Можно ли после всего этого требовать ещё вознаграждения за свою жертву?
Надо сказать, что тот, кто действительно самоотвержен, не думает об этом. Он увлечён своим делом, которое для него дороже всего на свете, и в этом находит радость и удовлетворение. Понятие жертвы гнездится в умах тех, кто ещё не умеет по-настоящему жертвовать. Если человек говорит о ней, то, значит, где-то в сознании ещё гнездится саможаление. Опасны такие жертвователи.
Понимание принципа отдачи требует расширенного сознания, или очень большого сердца. Когда сердце — действительно сердце, а не просто насос для перекачивания крови, то оно вмещает отдачу и живёт ею так же естественно, как лёгкие дышат воздухом. Оно — фокус получения и источник жертвы.