Мысли на каждый день

Каждая деятельность ценится Вел[икими] Учителями по той мере самоотверженности, которую она в себе заключает.

Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Картины Н.К. Рериха в Горловском художественном музее

Автор: Кочергина Наталья  



Теги статьи:  дружественные организации, картины Рериха, Горловка

Поистине неисповедимы пути и судьбы картин Николая Константиновича Рериха — по всему свету разлетелись эти добрые вестники, хранятся они и в частных собраниях, и в разных музеях мира. Большая коллекция произведений великого русского художника находится в Художественном музее Горловки, небольшого городка Донецкой области (Украина). 26 апреля 2009 года музей отметил свой 50-летний юбилей, и наше сообщение приурочено к этой знаменательной дате.

Горловский художественный музей

Горловский художественный музей был открыт одним из первых в Донбассе. Идея его создания принадлежала донецким художникам и коллекционерам, предложившим для этого 214 своих работ. Сейчас собрание музея насчитывает около 3000 экспонатов — произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Именами таких крупных художников, как В. Тро­пинин, А. Венецианов, Н. Ярошенко, Н. Ге, И. Репин, И. Айвазовский, представлено в музее русское ис­кусство XIX – XX вв. Большое место в собрании занимают работы художников — современников Н. Рериха: К. Сомова, М. Врубеля, А. Бенуа, Ф. Ма­лявина, З. Се­ребряковой. Здесь можно познакомиться с творчеством видных украинских художников: В. Орловского, С. Светославского, И. Похитонова, К. Крыжицкого и других; интересно представлено и современное искусство. Но гордостью музея, несомненно, является собрание произведений Н.К. Рериха — дар московского коллекционера, известного врача-гомеопата С.А. Мухина.

Картины Рериха Мухин начал собирать в 1940-е годы, и вскоре у него сформировалась значительная коллекция. В 1953 году он познакомился с Татьяной Григорьевной Рерих — женой Бориса Константиновича, старшего брата художника. У неё находились работы Николая Константиновича, оставленные им на хранение ещё в 1916 году. Холсты, свёрнутые в огромный рулон, за 37 лет ни разу не разворачивались. Их состояние было угрожающим, краска могла осыпаться. Уникальные панно — эскизы росписи моленной, выполненные Рерихом в 1914 году, — были приобретены семьёй Мухиных и переданы на реставрацию в Центральные реставрационные мастерские при Третьяковской галерее. Так собрание Мухиных пополнилось бесценными произведениями искусства.

12 апреля 1958 года в Москве открылась первая в Советском Союзе персональная выставка произведений Н.К. Рериха, организацией которой занимался вернувшийся из Индии на Родину старший сын художника Юрий Николаевич Рерих. Среди полотен Рериха, предоставленных музеями и частными коллекционерами, на выставке экспонировалось несколько картин из собрания Мухиных. К 1962 году их коллекция стала столь объёмной, что супруги обратились в Министерство культуры с предложением о безвозмездной передаче картин в один из музеев страны при условии их постоянного экспонирования. Находившийся в это время в Москве Б.В. Бородин, директор недавно созданного Художественного музея Горловки, с благодарностью принял этот дар.

О существовании этой коллек­ции я узнала в 1980-х годах и каждый раз, приезжая в свой родной город Донецк, старалась непременно побывать и в Горловском музее. В начале 1990-х годов я познакомилась здесь с искусствоведом Натальей Петровной Писаренко; она передала в Сибирское Рериховское Общество «Каталог произведений Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея» со своей развёрнутой статьёй-исследованием. Тогда же сотрудники музея откликнулись на предложение провести здесь слайд-программу «Весть Красоты». Состоялась встреча с жителями города, на которой прозвучали стихи Н.Д. Спириной; это мероприятие было отмечено заметкой в местной газете. По просьбе Наталии Дмитриевны в музей передавались сборники её стихов, журналы «Перед Восходом», слайды с картин Н.К. Рериха.

За эти годы в Горловском музее мне довелось посетить экскурсии разных искусствоведов, и всегда их рассказы были очень интересны, в них чувствовались искренняя увлечённость и глубокое понимание темы.

С.А. Мухин, побывав музее в 1964 году, сделал в книге отзывов следующую запись: «Настаёт пора, когда слава Горловской картинной галереи начинает выходить за пределы области, республики, а может быть, даже и за пределы Советской Родины». Как отмечает нынешний директор музея Галина Ивановна Рубанова, эти слова оказались пророческими. Картины Рериха стали неисчерпаемым источником для научных исследований и просветительской работы музея. Уже не первый год сотрудники выступают с докладами и сообщениями на конференциях Одесского Дома-Музея им. Н.К. Рериха. Каждую осень в Горловке в рамках Рериховской недели проводятся различные мероприятия, раскрывающие многогранную жизнь и деятельность Николая Константиновича Рериха. Всё больше и больше людей, в том числе из-за рубежа, узнают об этой коллекции и приезжают в Горловку, чтобы познакомиться с этой частью наследия великого художника, учёного и мыслителя.

Н.К. Рерих. СТАРЫЙ ПСКОВ. 1904

Горловское собрание картин Рериха — крупнейшее на Украине — насчитывает 28 произведений живописи и графики, созданных художником в русский период его жизни (с 1893 по 1916 год). Наиболее ценную его часть составляют хорошо известные работы, о которых не раз писалось в литературе, — это «Эскизы росписи моленной в Ницце», картины «Поморяне. Утро», «Ковёр-самолёт», «Лесовики», «Старый Псков». В собрание входят также восемь графических работ: пастель «Могила викинга», наброски и эскизы к картинам и театральным декорациям.

Как отмечают горловские искусствоведы, эта коллекция кажется малой песчинкой среди огромного художественного наследия Рериха, и всё же она достаточно ярко характеризует искусство художника, его мировоззрение и творческий метод.

В произведениях, рассказывающих о далёком прошлом, Рерих стремится к воплощению «исторического настроения», свойственного тому или иному периоду истории. В картине «Старый Псков» (1904) Рерих рисуетобраз древнего города и в то же время воссоздаёт героический дух сурового средневековья.

Расположенный на западных рубежах Древней Руси, Псков был одним из её главных форпостов, принимавших на себя удары иноземных вторжений. Рерих изображает город со стороны реки — так видели его те, кто прибывал сюда водным путём. На берегу застыли суда со спущенными парусами, у городских ворот теснятся красные шатры — торговых гостей в древнем Пскове всегда бывало множество. Частому ритму островерхих шатров и корабельных мачт противопоставляются уверенные линии могучих крепостных стен. Глядя на них, веришь, что живущие здесь люди могли отразить натиск любого врага. Мощные укрепления древнего Пскова «символизируют несгибаемую волю народа, душа которого чиста и светла, как проглядывающие из-за крепостных стен белокаменные строения».

Н.К. Рерих. ПОМОРЯНЕ. УТРО. 1906

Одной из наиболее значимых в коллекции является картина «Поморяне. Утро» (1906)*, тематически примыкающая к большому циклу произведений Н.К. Рериха «Начало Руси. Славяне». В этом произведении, звучащем гимном природе и людям, выразилась красота миропонимания художника, устремлённого к гармонии и высоким идеалам добра.

На фоне красивого северного пейзажа изображены поморяне — одно из древних западно-славянских племён, живших на берегах прибалтийского Поморья. Бархатом густой травы покрыт широкий берег моря, поросший вековыми соснами. Мягкий свет северного солнца золотит бревенчатые строения славянского посёлка, стволы сосен и огромные стога. «Величавое спокойствие природы ласково объемлет простую жизнь людей, от раннего утра занятых размеренной, неторопливой деятельностью: на воде белеют паруса, юноши охотятся на птиц... женщина гуляет с ребёнком по берегу моря», убелённый сединами старец погружён в размышления, «и над всем плывут сказочные жемчужные облака».

Жизнь этих людей «проста, спокойна и чиста, как само утро. Они свободны и радостны»,они живут в ладу друг с другом, с соседями и с природой. Даже сцена охоты не нарушает этой гармонии: юноша, склонившись к убитой птице, по обычаю древних, просит у неё прощения за то, что вынужден был лишить её жизни.

Пейзаж с уходящим вдаль пространством, нежные сине-зелёные краски, передающие прохладу и свежесть северной природы, рождают чувство глубокого покоя и тихой радости, разлитой в мире.

У картины «Поморяне. Утро» имеется парная работа — «Поморяне. Вечер» (1907)**. Во второй половине 1900-х годов эти картины экспонировались на выставках русского искусства в Париже, где их впервые увидел Николай Гумилёв. О том, как он понял их скрытый смысл и объединяющую идею, поэт рассказал в одном из своих писем в Россию: «...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь» (речь идёт о картине «Поморяне. Вечер»). На другом полотне («Поморяне. Утро») — «тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась давным-давно среди жалобно шелестящих болотных трав».

Картины, увиденные таким образом, обогащаются новым смыслом: между «Вечером» и «Утром» прошла целая эпоха, перевернулась страница истории, и наступило утро нового века. Здесь выражена мысль о том, что каждый исторический цикл сменится новым, эволюционно более совершенным, и вслед за Вечером, каким бы тёмным он ни был, неизбежно наступит светлое, лучезарное Утро.

Н.К. Рерих. ЛЕСОВИКИ. 1916

Одна из самых интересных и необычных работ Николая Константиновича русского периода — картина Лесовики» (1916). По словам С. Эрнста, она вызвана «магией волшебства земного» и примечательна «своей тонкой и лёгкой структурой». Действие происходит в чаще осеннего леса. Облетевшие ветви, сплетаясь, образуют голубовато-золотистую сеть, которой как бы затянута вся площадь полотна. На коричневом фоне ярко синеет речушка, отделяющая одинокого странника, чем-то похожего на волшебника, от лесовиков — маленьких добродушных существ.

Словно добрый сказочник, Рерих вводит нас в загадочный и таинственный мир народной фантазии, и сказка, сплетаясь с былью, под его волшебной кистью оживает, приближается к зрителю, делается почти зримой реальностью...


Литература

1. Бондарь И.Н. Модерн в творчестве Н.К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Материалы научно-практических конференций 2005 – 2006 гг. Одесса, 2008.

2. Каталог произведений Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея / Статья Н.П. Писаренко. Горловка, 1990.

3. Рубанова Г.И. Некоторые аспекты изучения работ Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея // Творческое наследие семьи Рерихов в свете мировой культуры: Материалы научно-практических конференций 1999 – 2004 гг. Одесса, 2005.

4. Эрнст С. Н.К. Рерих // Держава Рериха. М., 1994.

Продолжение следует


* Ранее картина находилась в собрании Елены Ивановны Рерих.

** В настоящее время картина «Поморяне. Вечер» находится в коллекции одного из университетов США (Brandeis University).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов