Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений. Мир Огненный, ч.1, 308 |
Николай Константинович Рерих — художник, писатель, учёный, путешественник, борец за мир, деятель культуры. Художник, создавший более 7000 картин. Писатель — 27 книг (переведённых на разные языки), не считая многих отдельных очерков и статей. Видный общественный деятель. — Ведя на протяжении всей жизни борьбу за сохранение памятников искусства, он был инициатором Международного пакта (1930 г.) о защите культурных ценностей, созданных человечеством. Этот пакт был ратифицирован многими государствами, в том числе и Советским Союзом. В 1954 году этот пакт лёг в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Красный Крест Культуры).
Во многих странах имя Рериха являлось символом объединения и созидания. При его жизни во многих странах были созданы Общества имени Рериха, посвящённые культуре, искусству, знанию.
Рерих говорил: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства».
«Там, где культура, там и мир», — утверждал Рерих.
Рерих мечтал о всемирном Дне Культуры, «когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества».
Его определения культуры — краткие, чёткие формулы, полные глубокого значения, призывы к Свету, добру, знанию.
Вся его многогранная деятельность была претворением в жизнь этих призывов, они были для него не отвлечённостью, но программой действия.
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Рерих утверждал: «Расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой».
«В жизни нашей всё, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место».
Рерих призывал вводить Прекрасное в нашу каждодневную жизнь; всячески развивать «внутреннее сознание прекрасного».
И не только посредством произведений искусства приобщаться к Красоте призывал он, но и уметь видеть её в природе, в самой жизни.
В картинах Рериха природа живая. Она живёт своей особой жизнью, своеобразно реагирует на всё происходящее. Как говорил Тютчев, —
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В картинах Рериха на темы Древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.
Также и в литературных творениях Рерих в присущей ему своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы.
Текст, прочтённый 2 августа 1973 г. на вечере,
посвящённом Н.К.Рериху,
в Доме Учёных Академгородка г. Новосибирска,
печатается в сокращении.