Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

Педагогическая секция

Автор:



Целью педагогической секции Сибирского Рериховского Общества, которая проходит один раз в два месяца, является ознакомление с указаниями Учения Живой Этики, а также с Письмами Е.И.Рерих, статьями Н.К.Рериха на темы воспитания и образования подрастающего поколения, что имеет для нас чрезвычайно важное значение. На прошедшей секции 23 февраля 2002 г. обсуждалась тема: «Семья — прообраз общинножительства». Эта тема была выбрана не случайно. То будущее, в которое мы стремимся, — не возможно без Общины. В слове Наталии Дмитриевны Спириной «Кузница мощи» сказано: «Община начинается с семьи. Это самая малая её ячейка»1. В книге «Братство» говорится: «Истинная семья есть прообраз общиножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья есть символ вражды, — настолько люди привыкли не уважать свой дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства»2.

На секции прозвучала подборка «Е.И.Рерих о воспитании в семье», составленная Ю.Цыганковой. Приведём её.

Для нас имеют большую ценность слова Елены Ивановны Рерих о воспитании в семье.

Зинаида Григорьевна Фосдик (сотрудница Рерихов в Америке) в своих дневниках вспоминала: «...Елена Ивановна мне много рассказывала о физическом и моральном воспитании своих детей. И действительно немудрено, что вышли такие чудные сыновья при такой прекрасной системе. (...) Елена Ивановна — самая идеальная мать, какую я когда-либо встречала, не говоря уже о том, что это одна из мудрейших и начитаннейших женщин. И какое дивное сердце! Какая любовь к людям!»3

«...Говоря о детях, Елена Ивановна сказала, как важно, чтобы дети учились визуализации. Она говорила, что и мы, взрослые, должны учиться внимательно присматриваться к вещам, например кораллам на шее, а потом очень отчётливо представлять их себе. Даже до оттенков цвета на них, а потом воображать [их] с деталями. Затем учить детей, гуляя и смотря на вещи, уметь их потом описать, до оттенка света солнца на лепестках. Давать им составлять целую мозаику из листьев, камней, которые так [легко] подходят для этого по форме и цветам. Ставить ребёнка перед белой стеной и дать его воображению создать образы и формы на этой стене. В музыке то же самое — слушать тона, краски их, различать цвета в природе. Затем, как ужасно, что дети, работая в школах и учась зимою, летом остаются без руководства. Когда именно летом так важны прогулки с опытным наставником, знающим и любящим природу, умеющим заинтересовать и увлечь детей цветами, растениями, насекомыми. Как это важно для развития детей. Затем Елена Ивановна говорила... [что нужно] развить дисциплину... до семилетнего возраста. Как дисциплина должна быть строга, определённые часы сна, еды, прогулок, настаивать на этом, не менять установленных часов, ибо ребёнок привыкает, а после семи лет дать больше свободы, не мешать развитию. Но сначала [мать] должна сама развить воображение и научиться визуализации, а потом дать это своим детям»4.

«...Надо развивать наблюдательность с детского возраста, давать долго наблюдать цветы, листья, затем спрашивать их описание со всеми деталями. И так с всевозможными предметами, наблюдать краски природы, подмечать цвета и уметь описывать. Затем перейти к развитию воображения, как ребёнок представит себе дерево, животное, сад, как бы он хотел иметь сад, цветы, деревья, дорожки, настаивать на деталях, ибо это развивает воображение»5.

В письмах Е.И.Рерих иногда давала некоторые советы по воспитанию своим корреспондентам, они обращены к конкретным людям, но носят абсолютно общий характер. Так, она пишет: «...Очень прошу не баловать растущего воина и приучать к занятиям, внимательности, усидчивости и развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся. Пусть теперь уже приучается помогать, дети так любят, когда старшие просят их помощи. Учить нужно его услужливости и уважению к старшим — отсюда научится и сотрудничеству, и пониманию Иерархии. Пусть приучается думать об удобстве других [и] находить радость в доставлении удовольствия окружающим. Самое страшное — это развить в ребёнке эгоизм и скупость, ибо эгоизм и скупость скупы и на мышление. Все мысли будут привязаны к своей самости и к охранению накоплений»6. «...Ценить красоту и творчество он должен научиться с ранних лет. Также понимание значения Учителя, как земного, так и Высшего, должно быть внушаемо ему постоянно»7.

«...Каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества»8.

«Дайте детям свободу, но сумейте избежать неразумного потворства. Покажите вашу твёрдость в дисциплине их обихода. Дети чувствуют себя гораздо счастливее, когда они знают пределы дозволенного. Поощряя, не захвалите, но утвердите в сознании, что в любви (устремлении) и в труде лежит ключ от всех Врат. Внушите: чем больше природные способности, тем более обязывают они к упорному труду, ибо они могут дать путь совершенствования. Научите уважать и ценить Вас, пусть не думают, что Ваша жизнь начинается и кончается ими. (...) С ранних лет внушите им сознание значения, ценности и ответственности каждого существования. Они должны знать, для чего они существуют и приходят на Землю. Такое осознание облегчит им путь. И самое главное, разбейте иллюзию смерти. Недопустим в новых людях страх смерти, которой не существует для сознательных духов»9.

«Именно нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать своё место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса»10.

Также на секции звучали стихи Н.Д.Спириной, посвящённые Красоте, и подборка «Воспитание красотой», составленная М.Славгородской. Приведём её в сокращении.

«...Красота есть Звезда Путеводная...»
В Царстве Духа твоё зарождение.
Ты ведёшь нас путями свободными;
Ты хранишь нас от злых наваждений
В океанах смертей и рождений;
И возносишь в миры светородные
Возрождений и перерождений.11

«Мы говорили о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать красоте. Он может увидеть её в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют открыть восприятие Красоты. Мыслитель говорил: "Кто не знает пути красоты, тот не дерзнёт обратиться к Высотам Божественным"»12. Также Он утверждал, что «красота есть самое нужное»13.

«В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. (...) Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты»14.

«...В человеке уже с первых лет жизни нужно развивать высшее духовное знание, чтобы он мало-помалу познавал основы, смысл и цель жизни, чтобы всё сущее предстало пред ним в истинном, Космическом свете»15.

«Каждое восхищение перед прекрасным собирает зёрна света. Каждое любование природою создаёт луч победы. Уже давно сказал — через красоту имеете Свет. (...) Так восхищение будет кратчайшим путём к накоплению психической энергии. (...) Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни. Научитесь понять, что такая радость не есть безделие, но жатва сокровища»16.

«Красоте служить может каждый и так, как ему ближе. И поэт, и художник, и писатель — каждый служит по влечению своему. Но мыслями, чувствами, словами и поступками могут служить все»17.

Все участники педагогической секции активно обсуждали данную тему, так как для каждого она актуальна. Разбирались наболевшие вопросы, и никто не остался равнодушным. В заключение прозвучала аудиозапись слов С.Н.Рериха о своих родителях.

Материалы педагогической секции можно получить в СибРО или заказать в отделе «Книга-почтой».

Ответственная за педсекцию Юлия Цыганкова


1 На Восходе. 2001. №12. С. 7.
2 Братство. 57.
3 Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., 1998. С. 100.
4 Там же. С. 331-332.
5 Там же. С. 365.
6 Рерих Е.И. Письма. Т. I. М.: МЦР, 1999. 17.06.1931.
7 Там же. 21.08.1931.
8 Там же. 19.07.1933.
9 Там же. 23.03.1929.
10 Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001. 11.10.1935.
11 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С.191.
12 Надземное. 426.
13 Там же. 226.
14 Иерархия. 359.
15 Рудзитис Р. Сознание красоты спасёт. Новосибирск, 1999. С. 50.
16 Агни Йога. 546.
17 Грани Агни Йоги. II. 624.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список


Новости по теме, смотреть список



 

 

 
Мысли на каждый день

В сознании заключается и мощь, и всё оружие победы. Устремлённое сознание может двигать громадами…

Мир Огненный, ч.3, § 320
Книги - почтой

Введение в Агни Йогу / С.В. Стульгинскис



Неслучайно-случайная
статья для Вас: