Мысли на каждый день

Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя, и ты для него.

Надземное, 310

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ЛУЧШАЯ ТРАПЕЗА

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  

Журнал: № 10 (102), Октябрь, 2002 / № 9 (365), Сентябрь, 2024

Теги статьи:  работа с детьми, музыка, цвет, аромат

Звук и цвет — Наша лучшая Трапеза.
Листы Сада Мории. Озарение. 2–III–1

В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Кто-то слышит музыку, а для кого-то она просто шум; кто-то видит краски природы и живописи, а для кого-то это только мелькающие цветовые пятна. На ароматы многие не обращают внимания, особенно на те, которые часто встречаются в быту. К ним привыкают, и их влияние на настроение делается неосознанным.

Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!» — говорится в книге «Мир Огненный»1. Также это относится к звуку и аромату. Когда мы не ощущаем и не воспринимаем их, они для нас как бы и не существуют.

Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Поэтому в школах с самых младших классов желательно ввести предмет «Восприятие Прекрасного», где на примерах красот цвета, звука и аромата можно приучить детей уметь чувствовать, различать и наслаждаться ими всю свою жизнь. Надо водить детей с опытными педагогами на природу, на концерты, в выставочные залы, на балет. Чрезвычайно важно также водить детей в музеи и останавливать их внимание на шедеврах изобразительного искусства; показывать им лучшие художественные фильмы, предварительно объясняя их содержание и смысл.

«Можно привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.

Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплёсканный. Знание и творчество будут Амритой [то есть бессмертием] общины»2.

Природа — это самая доступная школа для воспитания прекрасного, для неё не нужно посещать театры или кино. Гуляя по лесу или в саду, или даже просто на улице, можно обращать внимание детей на красоту зелёных газонов, клумб, цветников, деревьев, листьев различной формы и оттенков, на форму стволов, крон; на красоту бабочек, стрекоз, оперение и пение птиц. Нужно, чтобы дети смотрели на небо, облака, на постоянно меняющиеся оттенки разного времени — утра, дня, вечера; то есть приучать их к постоянному любованию окружающим миром. Так же важно подбирать для них и соответствующие стихи, которые помогают лучшему восприятию красот природы.

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустее воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле... —
писал Фёдор Тютчев3.

Для ребёнка, которого так воспитывают, жизнь становится интереснее, ярче, богаче, ему не будет скучно нигде, везде он заметит что-нибудь привлекательное, любая прогулка станет для него развлечением и удовольствием, а не только гулянием в определённые часы.

Как важно, чтобы в школах педагоги являли собой примеры красивого поведения в движениях, интонациях голоса, подборе слов. Учитель, грубо кричащий на учеников, тем самым огрубляет их и являет недостойный пример поведения; так же как и родители, кричащие на детей, ругающие их, не вызывают у последних любви и желания подражать им.

Общаясь с красотами природы и искусства, человек заметно или незаметно для себя утончается. Его уже не привлекают, а скорее отталкивают грубые проявления земного быта — резкие голоса, ругань, безвкусица в одежде, манеры, «музыка» в кавычках.

Строящий свою жизнь на Красоте «строит в созвучии с Высшими Законами Космоса. Красота — критерий безошибочный. Красота — значит гармония и созвучное сочетание элементов, входящих в построение. На примере цветущей розы можно видеть уявления такого созвучия. Такой же гармонической и прекрасной может быть и душа человека»4.

А теперь поговорим отдельно о разных видах лучшей трапезы для духа. Начнём с понятия «цвет».

Воздействие цвета на человека огромно. Одни цвета действуют на него положительно, другие — отрицательно; одни возбуждают его, другие — успокаивают; одни радуют, а другие удручают. Это сказывается и в выборе одежды, и в окружающих предметах обстановки. Особенно подвержены влиянию цвета дети, потому одевать их надо в тона, не раздражающие их нервную систему. Если одежда ребёнка многокрасочна, нужно, чтобы эти краски между собой гармонировали. То же самое может относиться и к игрушкам, и к обстановке в их комнате.

Явления природы всегда дают нам возможность заметить прекрасные цвета. По этому поводу прочту свой стих «Осень».

В звонком ветре осень нам поёт, 
Листья разлетаются, как ноты; 
И на крыльях золота Природы 
Время совершает свой полёт. 

На янтарном фоне листопада 
Выдвигаются на первый план 
Мощные зелёные громады — 
Пихт и сосен хвойный океан.5

И на полотнах больших художников мы можем наслаждаться красками природы.

Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему.

К звукам природы относятся звуки, производимые самой природой, как, например, гром, рокот моря, шелест листьев, журчание ручья, шум дождя или водопада. На картине Н.К.Рериха «Песнь водопада» девушка на лютне как бы копирует эти звуки.

Животные издают как приятные, так и отталкивающие звуки: с одной стороны — пение птиц, а с другой — лай собак или рычание тигра. Если мы приучаемся слушать пение птиц, мы замечаем их многоголосие и неповторимую прелесть каждого птичьего голоса. И чириканье становится для нас не просто чириканьем, но одним из выражений музыки природы. Правда, есть птицы с некрасивыми голосами, такие как вороны, но это исключение из правила, так как в основном слушать птиц приятно. Птицы — самые прекрасные создания животного мира, так же как обезьяны — самые отталкивающие существа его.

Прекрасны звуки, создаваемые человеком: пение, музыка, звон колоколов. «Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. Удар колокола даёт звук, распространяющийся на большое расстояние. В этом случае колокольный звон насыщает пространство звуковыми вибрациями положительного характера. Не сравнить воздействие это с какофонией репродукторов [а также с шумом моторов и стуком колёс поезда]. Звон колоколов насыщен торжественностью. Влияние этих звуков определённо положительное», — сказано в «Гранях Агни Йоги»6. Колокольный звон в России ещё назывался «благовест», и это определение указывает на благое качество воздействия его на людей и на его духовное значение для них.

Говоря о музыке, приведём слова о ней Б.Н.Абрамова. «Музыкой мы питаемся, музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему. Музыкой процветаем и утончаемся. Вибрации музыки благотворны и жизнедательны. Медицина будущего будет лечить [в том числе и] музыкой. Люди будут воскресать, оздоровлённые и телом и духом. Оздоровляя дух, мы оздоровляем тело. Где граница здоровья, где граница тел, где граница воздействия музыки на дух и тело? Музыка — одна из великих радостей Бытия. (...) Музыка — сокровенное действо. Сфера её влияния на окружающее ещё почти не изучалась. Музыка — проводник красоты. Огонь в форме звуков. Целительная благодать. Новый Мир есть мир искусства, мир торжества звука и цвета, и мы уже на пороге царства Красоты. Время пришло осознать искусство, как великий проводник Духа Утешителя. К искусству приступаем торжественно, молитвенно и радостно. И других научим так же приступать. Тогда войдёт красота в жизнь нашу навсегда»7.

Кончим наше слово темой об аромате.

Восприятие аромата, так же как и восприятие цвета и звука, надо в себе развивать, иначе мы его можем не заметить. Когда мы берём в руки цветок, мы не только любуемся им, но также часто, иногда непроизвольно, нюхаем его, из желания насладиться не только его формой и цветом, но и ароматом. Гладиолус красив, но не пахнет, а роза — и прекрасна, и испускает аромат, и потому она ценится больше, чем гладиолус.

Существуют также и искусственные ароматы, имеющиеся в парфюмерии, в них тоже есть своеобразная красота, и многие из нас имеют любимые духи или одеколон. Но эти ароматы не так живительны, как натуральные. Почему люди применяют парфюмерию? Потому что прекрасные ароматы привлекательны, а люди, сознательно или бессознательно, стремятся быть таковыми.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Аромат сада из роз является очагом благословения для человека. Многие ароматы жизнедательны»8.

«Альпийский луг красочен и богат разнообразием трав, но ещё более ароматами каждой. Легко, даже закрыв глаза, отличить гриб от розы или лук от земляники. Сколь богат этот аспект окружающего нас мира. И как мало думают о нём люди. Многие запахи не без значения для пространства — Имею в виду очистителей: эвкалипт, мята, розовое масло, ладан, смолы хвойных деревьев. (...) Цвет, звук и запах связаны тесно. Каждый цвет имеет свой запах, а каждый звук — свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияньях и в переливающихся сочетаниях тончайших благоуханий»9. Когда-нибудь люди смогут воспринимать при слушании прекрасной музыки и цветовой, и ароматический аспекты её.

«Область запахов очень обширна. Можно написать целые тома. Она так же широка, как широк проявленный мир, ибо пронизан он и насыщен запахами от верха до низа. Чем утончённее центр обоняния, тем более резко воспринимает он запахи окружающего мира. Вот почему утончённое сознание любит цветы. Зловоние городов ужасно. Зловонны ядовитые газы. Много отравы кругом. Когда жизнь станет прекрасной и люди полюбят добро и насыщена будет Земля Красотою, сферы плотного мира наполнятся благоуханием. Потому утверждается Красота, как основание Нового Мира»10.

Мыслитель говорил: «Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное — значит улучшаться»11.

В заключение прочитаю вам своё стихотворение «Мы любим».

Мы любим свет. Мы ценим солнца луч,
Ликуем мы, когда светло и ясно.
Окраски неба изливают свет;
И в переливах вод, и в снежном блеске
Он отражён и радует сердца.
Но как же несказанно несравним
Тот Высший Свет, который излучает
Великий Дух из сущности Своей,
Единой с Мировой, Вселенской Атма!

Мы любим звук. Мы музыкой живём.
Гармонии настраивают душу
На сферы тонкие. Мелодии несут
Поверх земли в надземные пределы.
Звучания симфоний в вышину
Нас поднимают, к счастью приобщая.
Но как же несравнима красота
Небесных песен Духов лучезарных,
К божественным высотам вознесённых!

Мы любим аромат цветов Земли,
Благоуханье трав, солёный запах моря
И горный воздух, напоённый праной
Живительной, с Высот идущей к нам,
Несущей ароматы неземные.
Её вдыхая, наполняем мы
Всю сущность нашу творческою силой,
Дающей вдохновенье создавать
Бесценные жемчужины искусства
Во благо всем грядущим поколеньям!12

29 сентября 2002 г.


1 Мир Огненный. I. 30.
2 Община. 224.
3 Русская лирика. М., 1981. С. 239.
4 Грани Агни Йоги. XIII. 231.
5 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 74.
6 Грани Агни Йоги. XII. 20.
7 Записи Б.Н.Абрамова. 8 апреля 1951 г. Из архива Н.Д.Спириной.
8 Грани Агни Йоги. VIII. 419.
9 Грани Агни Йоги. III. 462.
10 Там же. 445.
11 Надземное. 608.
12 Н.Д.Спирина. Подняться в духе до Звезды... Сборник стихов. Новосибирск, 2002. С. 16.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика