Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Ароматический аспект Вселенной»

Автор:



Теги статьи:  работа с детьми

29 ноября 2003 года в Сибирском Рериховском Обществе прошла педагогическая секция на тему «Ароматический аспект вселенной». В основу всех секций, проходивших в этом году, легло слово Н.Д.Спириной «Лучшая трапеза», в котором говорится о значении цвета, звука и аромата в жизни человека и о том, как эти знания применяются в воспитании детей. Ведь очень многих педагогов и родителей волнуют вопросы: как развивать в детях творческие способности, научить любить прекрасную музыку, поэзию, разбираться в искусстве; как природа помогает воспитывать детей и какое значение имеет аромат в нашей жизни, и т.д.

На данной секции прозвучало много интересных выступлений, мы познакомим наших читателей с некоторыми из них. Приводим их в сокращении.

«Ароматический аспект вселенной».
Доклад, подготовленный О.Бахтызиной и А.Кучер (г. Омск).

«Ароматический аспект проявленного мира обнимает собою всё, существующее в нём»1. Область ароматов очень интересна и невероятно «широка, как широк проявленный мир, ибо пронизан он и насыщен запахами от верха и до низа»2.

Попытаемся увидеть те пути, которые дают учителю возможность приобщить учеников к этой удивительной сфере проявленного мира. Например, учитель химии может поведать, что в настоящее время существует 50 теорий, пытающихся объяснить молекулярный механизм взаимодействия ароматических молекул с нервными клеточными окончаниями. К тому же существуют ещё теории, предполагающие испускание веществом запаха на более тонком уровне, уровне электромагнитных волн.

Обоняние играет большую роль в мироощущении и поведении человека. Известно, что из всех органов чувств обоняние является наиболее чувствительным, быстрее всего переносящим в мозг внешнее раздражение. Многие наши настроения, симпатии и антипатии обязаны своим возникновением именно запахам. Можно вспомнить исключительно «душистый» рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки», который как бы непосредственно навеян автору запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола в кабинете с окнами на шумную городскую улицу. Рассказ полон этих яблочных запахов «мёда и осенней свежести» и поэзии прощания с прошлым.

«Запахом обладают все предметы, вещи и растения проявленного мира. Металлы, источники вод, животные, люди — всё характеризуется запахами, свойственными как общему виду явлений, так и индивидуальным особенностям каждого»3. На уроках природоведения и биологии можно отметить, что мир природы живёт в мире запахов гораздо полнее, чем люди. Язык запахов в жизни растений и многих животных является одним их основных.

Очень поэтичен мир ароматов у К.Бальмонта в стихотворении «Аромат солнца».

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты, 
Ароматы и цветы —
Всё слилось в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной.

Нежно-светлотканными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам: —
Будет вам!
Не узреть вам райских врат.
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

«Можно утверждать, что не только каждый человек имеет свой особый запах, но каждое его переживание, эмоция, чувство и даже мысль»4. «Когда жизнь станет прекрасной и люди полюбят добро и насыщена будет Земля Красотою, сферы плотного мира наполнятся благоуханием»5. Наверное, каждый учитель русского языка обязательно обратит внимание ребят на то, как точны по сути слова «благовоние» и «зловоние».

Значительную роль играют запахи в литературе, служа распознаванию и живописанию мира сущего, места и времени, социальной принадлежности и характера изображаемых людей. Чувственное выражение тончайших подробностей, деталей, оттенков аромата (как, например, бунинское различение «запаха росистого лопуха от запаха сырой травы») позволяет нам постигать нашу жизнь на земле в её полноте и цельности.

«Ароматами можно лечиться. Мысленное вызывание положительных запахов и при соответствующих мыслях действует тонизирующе»6. Учение о лечебном действии ароматов на человека возникло более 6000 лет тому назад в храмах Древнего Египта. Для египтян ароматические вещества имели большое духовное и религиозное значение. Они считались символами божественности, чистоты, силы, власти и могущества. Чтобы ими воспользоваться, фараоны не жалели никаких усилий. По воде и по суше доставлялись желанные ароматические вещества в империю на Ниле из сегодняшней Индии и с Гималаев.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием приятных запахов. Эти приятные запахи приходят к нам в основном из растительного мира — от цветов, деревьев, кустарников и трав. Они известны нам как эфирные масла. Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь, но и для того, чтобы предупредить её. «Лечение ароматами цветов, смол и зёрен восходит к глубокой древности. Так, роза даёт не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения»7.

Е.И.Рерих советовала употреблять мяту «во всех видах и наружно и внутренно. (...) Чай из мяты несомненно хорошая дезинфекция, также и пары мяты при некоторых видах астмы очень помогают. ...Полезно в комнатах держать живое растение»8.

Ароматерапия — приятный, высокоэффективный, мягкий, щадящий, полезный во всех отношениях метод лечения, и поэтому он с успехом применяется в уходе за детьми.

«Цветы — наши друзья и помощники». Сообщение Л.Ф.Кашеутовой.

В каждом сердце живом 
	есть цветок сокровенный.
Не поверх, а в глубины
	свой взор устремим —
И за мраком увидим
	 сверкающий мир,
И за тленным почувствуем
	образ нетленный!

Н.Д.Спирина

«Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. (...) Главное, не будьте умершими для красоты. (...) Нужно среди земных условий уметь находить уже части, пригодные для всех миров. (...) Только нужно не терять часа здесь, чтобы научиться радости каждому цветку»9. «Радуйтесь и среди цветов, и среди снега, тоже полного благоухания, — радуйтесь!»10

«В древности явление ароматов соединялось с целительным знанием. (...) Так можно без всякого колдовства уследить целую лечебную систему, основанную на вдыхании и питании нервной системы через втирание. (...) Неразрывно с ароматами стоит понятие наших эманаций...»11

«Ничто не собирает эссенцию праны равно растениям. Даже пранаяма может быть заменена общением с растениями. И годно понять, как пристально надо углублять взор на строение растений»12.

«...Земные цветы — единственная связь живая земли с небом. В создании цветочной пыли как бы осаждаются кристаллы праны. Не шутя можно сказать, что в цветах оседает небо на землю. Если бы лишить землю цветов, то исчезла бы половина жизнеспособности»14.

Цветы славословят 
	Творца Красотой,
Цветы ароматом 
	Его воспевают
И нам помогают
	создать сад земной,
Чтоб к Раю приблизить
	и Небо восславить.

Н.Д.Спирина

«Поистине, животные имеют развитое сознание. (...) Также не будет нелепо говорить о сознании растений. Мы уже знаем о нервах растений, но, больше того, можно различать не только отзывчивость на свет, но и привязанность к определённому человеку. (...) Можно заметить, как растение, чтобы сделать приятное любимому человеку, даже цветёт в неурочное время. ...Сознание живёт гораздо глубже, нежели полагают»14.

Можно привести пример того, как растения радуют нас. На окне расцвела нежно-розовым цветом роза. Запах разлился по всей комнате, как будто здесь был целый розарий. Цветок был огромный по отношению к стебельку, он низко наклонился, распушился, его лепестки напоминали крылья лебедя. Радость была безмерной, когда хозяйка смотрела на розу; она каждый день подходила к цветку, наслаждалась его ароматом и благодарила.

Было удивительно, что такое малое создание может одарить необыкновенной радостью. И ещё у цветка был особый язык, которым он разговаривал, — это запах. Каждым лепестком, каждым листочком он выражал свою радость. Наступил такой момент, когда роза должна была отцвести. Стали вянуть лепестки; они почти поникли, но почему-то аромат оставался таким же стойким и свежим. И когда хозяйка заглянула в середину цветка, она увидела там распустившийся новый цветок, ярко-розовый, пахучий, только лепестков было всего пять. Цветок в цветке. Разве это не чудо, и разве это не радость, подаренная цветком любимой хозяйке?

Пришли мысли: а что же происходит с человеком, когда он любуется красотой и вдыхает аромат? Он сам становится лучше, мягче; он как бы окутан красотою, пребывает в ней и начинает излучать любовь, добро и радость. В это время очень легко посылается благодарность Высшему за всё виденное, за Его касание...

«Во внешнем мире деятельность природы имеет один аспект, но в наших сердцах, во внутреннем мире она представляет совершенно иную картину. (...) Когда образ цветка проникает в сердце человека, его практическое значение исчезает... Он получает иное значение, когда беседует с нашим сердцем. Его единственным качеством является красота. (...) Цветок является нам вестником с другого берега и шепчет: "Я явился... Я — вестник красоты Того, Чья душа — блаженство любви. Он перекинул мост к острову уединения и не забыл тебя. Он даже теперь готов тебя спасти"»15.

«...Запахи розы, розового масла, эвкалипта, мяты, кедра, кедровой смолы, деодара и очень многих цветов, растений и фруктов очень полезны для здоровья и служат каналами для эманаций Света и облегчают приближение Светлых Сущностей, а также являются и ярой защитой от зла и очистителями пространства...»16

Каждый человек, сознательно питающий себя красотою, устремлённый к Иерархии, будет именно тем благоухающим цветком, который изменит состояние нашей Планеты. Исчезнет коричневый газ, окружающий её, а значит, и аромат Земли нашей станет подобен самому лучшему цветку Вселенной.


1

1

1 Грани Агни Йоги. VII. 218.
2 Грани Агни Йоги. III. 445.
3 Там же.
4 Грани Агни Йоги. VII. 218.
5 Грани Агни Йоги. III. 445.
6 Грани Агни Йоги. VII. 513.
7 Иерархия. 316.
8 Письма Елены Рерих. Т. 2. 14.05.1936.
9 Мир Огненный. I. 638.
10 Там же. 663.
11 Сердце. 153.
12 Листы Сада М. Озарение. 2-V-11.
13 Листы Сада М. Озарение. 3-II-20.
14 Аум. 176.
15 Р.Тагор. Садхана. М., 2003. С. 153-157.
16 Грани Агни Йоги. II. 415.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость.

Надземное, 47
Неслучайно-случайная
статья для Вас: