Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» |
О.А.Черкасова, директор Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре, Ленинградская обл.
Практическая работа в сфере воспитания и образования детей в наши дни делает особенно актуальным изучение культурно-образовательных идей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, творческое наследие которых представляет значительный и ещё не в полной мере оценённый вклад в развитие русской культуры. При этом их собственное сотрудничество и взаимопонимание в многообразной деятельности являют нам замечательный пример воплощения высших идеалов Культуры в жизни. Именно проблемам просвещения, воспитания и образования они сами придавали первостепенное значение. Свидетельств этому множество — и в письмах Елены Ивановны, и в очерках Николая Константиновича, которому «около двадцати лет пришлось стоять во главе образовательного учреждения»1.
«Устремить нужно мысль к творческому созиданию, к широким задачам общего блага в космическом размахе. (...) Опять возвращаемся к тому же краеугольному вопросу воспитания и образования. Величайший Ум сказал: "причина всех страданий — невежество..."»2 — писала Елена Ивановна.
О развёртывании содержания этого вопроса у Николая Константиновича читаем: «...Не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению.
Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодёжи, что такое истинные сокровища, в чём Великая Реальность, в чём найдёт опору дух человеческий»3.
Многообразие творческой деятельности семьи Рерихов вызывает восхищение и энтузиазм у всех, кто соприкасается с той или иной гранью их наследия. Но как они сами относились к своей работе? Что считали определяющим?
«Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная, — писал Н.К.Рерих. — ...Как от первого начала, так и до сих пор остаёмся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу»4 (выделено мной. — О.Ч.). Заметим, что в этом высказывании Николай Константинович начинает с самого себя, а заканчивает обобщением: «...остаёмся... преданными культурно-образовательному делу», имея в виду прежде всего Елену Ивановну, спутницу, другиню, вдохновительницу. И если мы подойдём к изучению наследия семьи Рерихов именно с этой точки зрения, мы откроем для себя как целостную систему идей, непосредственно направленных на практику, на реализацию великого понятия Культуры в жизни, так и неоценимый источник вдохновения в этой столь обширной работе, вдохновения, подкреплённого примерами претворения этих идей самими Рерихами в России, США, Индии. И чем больше мы будем изучать их деятельность, тем больше будем убеждаться в том, что вся жизнь подвижников общего блага, Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, была служением «трижды священному», как они говорили, понятию Культуры, неразрывно связанному с просвещением и образованием.
Среди ключевых понятий сформированной ими системы культурно-образовательных идей (кроме главного из них — понятия Культуры как почитания Света, включающего в себя синтез религии, искусства и науки, а также преемственность лучших достижений человечества) — мы находим понятие красоты, восходящее к древнему принципу единства этического и эстетического начал, «калокагати'и»5 античности; понятие искусства, неразрывно связанное с духовно-нравственными идеалами, способными объединить человечество; понятие школы как «просветительного приготовления к жизненному труду»; понятие учителя — как Учителя жизни, музея — как Музейона, храма Муз, и многие другие. Все эти понятия были творчески осмыслены Рерихами и с успехом воплощались в жизнь.
«Мне приходилось в разных странах встречать наших бывших учащихся. По их настроению и воспоминаниям вижу, что бывшее ими оценено сердечно.
Было у нас и издательство, были выставки, были лекции и беседы, были многие мастерские... (...) Были собеседования и консультации по разным вопросам Искусства и Педагогики. Был Музей...»6 — вспоминал Н.К.Рерих в 1936 году.
Центральное место в системе педагогических принципов Н.К. и Е.И. Рерих занимают вопросы духовно-нравственные: воспитание сердца, чувств, способности к подвигу. Особое значение в этом процессе придаётся воспитанию любви к Родине. «Для того, чтобы любить Родину, нужно познать её», — писал Николай Константинович в своём «Завете» в 1939 году.
Не представляется возможным даже кратко обозначить все составляющие этой поистине грандиозной культурно-образовательной системы, чью суть Елена Ивановна определяла так: «Духовность, Подвиг, Красота — эта троица вмещает в себя всё».
Обращая своё внимание в этой работе прежде всего на детей и молодёжь, Рерихи тем не менее никогда не ставили возрастных рамок для участников культурно-образовательного процесса, считая, что человек должен пребывать в состоянии непрерывного познавания и самовоспитания в течение всей жизни: «ведь вне возраста вечное обучение»7. «...Культура есть дело всенародное. Творится она всенародно»8.
«Трижды священное понятие Культуры» стало целью мирового общественного движения, начатого Рерихами в защиту культурных достижений человечества, знаменитого Пакта Рериха. Его символом стало Знамя Культуры, Знамя Мира, названное современниками «великой новой мировой идеей», способной существенно изменить жизнь всего человечества, стать поворотным пунктом в его истории.
«Уже существует много индивидуальных толкований этого простого красивого символа, — писал в 1935 году в историческом очерке А.В.Шибаев, член оргкомитета по подготовке III Международной конвенции, посвящённой Пакту Рериха, — из которых самыми распространёнными являются: Религия, Искусство и Наука, как проявления Культуры — или Прошлые, Настоящие и Будущие Достижения человечества, окружённые кольцом Вечности. "Обе эти интерпретации, — сказал акад. Рерих, — одинаково хороши, ибо они представляют собою синтез жизни, а это мой руководящий принцип"»9.
Зная о том, что Рерихи считали этот символ символом Нового Мира, Мира Культуры, обратимся ещё раз к его глубинному значению — принципу «синтеза жизни», который должен стать действенным началом, «руководящим принципом».
Понятие триединства составных частей Культуры — религии, искусства и науки — постепенно входит в нашу жизнь, всё чаще встречается в публикациях по вопросам культурного строительства, особенно в изданиях Рериховских Обществ. Но зададимся вопросом: а какое из этих понятий является ведущим, скрепляющим их все в единое целое? В уже указанном очерке А.В.Шибаева, вышедшем при жизни Н.К.Рериха, на первом месте стоит религия. Случайно ли это?
Обратимся к работам Н.К.Рериха по вопросам культуры и образования.
«"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты". (...) Её великое древо питается неограниченным познаванием, просвещённым трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным. Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.
Любовь открывает эти Врата прекрасные»10.
Уже в одном этом определении заложен принцип системы просвещения, культурного образования. Николай Константинович подчёркивает иерархию основных понятий этого принципа: познавание, просвещённый труд, творчество, подвиг, но во главе всего — любящее Сердце.
В определении духовно-нравственных целей воспитания у Николая Константиновича читаем: «"Дети, любите друг друга", — так заповедуют Высшие и Лучшие. Для любви надо открыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца — разве не расцветают они в саду Прекрасном?»11
Ещё более торжественно и определённо Н.К.Рерих формулирует путь к истинной Культуре в статье, которая называется «Новая Эра»: «Три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи. И во имя озарённой Новой Эры мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенные дара»12.
Переводя эти великие принципы в русло воспитательно-образовательного процесса, Николай Константинович подтверждает незыблемость их иерархии: «Основание школ есть дело поистине священное. Примат Духа заложится среди правильных, освобождённых от предрассудков оснований»13.
Следуя за мыслью и чувством, выраженными этими возвышенными словами, обратимся ещё к одному произведению Николая Константиновича, являющему собой, на наш взгляд, квинтэссенцию его взглядов на понятие религии, религиозности и, соответственно, религиозного воспитания, — его философско-религиозному эссе «Бог», каждая строка которого звучит сегодня живым призывом ко всем мыслящим о культуре: «Но именно сейчас особое время, чтобы вспомнить о Боге, чтобы вспомнить о том, как сказано в Заветах древних, о том Неизреченном, Несказуемом, Непознаваемом, Беспредельном и, в то же время, о так близком и всенаполняющем каждое сердце человеческое, когда оно мыслит о Благе»14.
Неразрывны у Николая Константиновича понятия Блага и Бога, само понимание которого связано с познаванием и радостью. «Отрыв от Бога, отрыв от свободного, неограниченного, светлого познания, отрыв от суждённой радости совершенствования, обращает знаменательное земное существование в Остров Слёз»15.
Поистине краеугольным камнем на пути к истинной Культуре становится вера: «Суждена высокая радость, суждён творящий трепет мысли, суждён благовонно-омытый Престол Сердца. И не остров Слёз, но Сад Прекрасный, Сад преображённого Труда и Знания в руках самих людей, обратившихся к Богу»16.
И вновь возвращаясь к процессу воспитания, который должен помочь ребёнку подойти к этому высшему объединяющему понятию, «без которого невозможно стало бы само представление о величии Беспредельности»17, находим в очерке Н.К.Рериха место, где об этом говорится определённо и широко: «Священнейшая Непреложность Бога Всевышнего зачинается в каждом детском мозгу, впервые обратившемся к мирам бесчисленным, и приходит эта мысль к той же светлой формуле: "У Отца Моего Обителей много"»18.
Процесс приобщения детей к понятию Высшей Реальности, по мнению Н.К.Рериха, самым тесным образом должен быть связан с преподаванием Этики Жизни: «Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом каждого ребёнка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться, хотя бы до размеров Заветов Древности»19. Каких именно? Речь идёт о великом понятии Бога в разных культурах, начиная от Неведомого Бога древних эллинов, возглавлявшего пантеон.
Николай Константинович даёт концепцию курса истории духовной культуры человечества, который должен показать преемственность объединяющего все культурные эпохи Священного Понятия: «...Тот же огонь священный... слагал огненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов Добротолюбия, много знавших и в конце концов мало понятых»20. «При этом, — отмечает Н.К.Рерих, — эти великие понятия не были чем-то отвлечённым, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое»21.
Понять, или, точнее, почувствовать эту живоносность должно помочь искусство, которое также отражает это Высшее. Не раз приводит Н.К.Рерих определение искусства, данное Р.Тагором, близкое его собственному: «В искусстве наша внутренняя сущность шлёт свой отклик Наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов». «Мы говорили о введении в школах курса Этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мёртвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие живые понятия Этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным»22. Одновременно он подчёркивает и другую закономерность, ссылаясь на высказывание С.Вивекананды: «Кто не способен чувствовать красоту и величие искусства, того не назовёшь истинно религиозным человеком».
В конечном итоге, все истинные пути Культуры, и прежде всего её три главных понятия, ведут к познанию Высшего — таков вывод Н.К.Рериха. «Истинно, истинно, Красота — это Брахман23. Искусство — это Брахман. Наука — это Брахман»24, — приводит он восклицание индусского святого, пережившего величайшее откровение.
Значение культурного образования особенно возрастает во время любых кризисов. «Когда на наших глазах потрясаются основы... многожитейской мудрости, то не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются? (...)
Когда же, как не теперь, должны быть зажигаемы сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании и познавании. Может быть, ещё не было такого времени, когда самым спешным порядком нужно входить в трудности семьи и, на основании всех исторических примеров, указывать, чем именно были преоборены многократно возникавшие в истории человечества кризисы»25, — призывает Николай Константинович.
Во время второй мировой войны, в июле 1942 года, Н.К.Рерих писал: «Культура страдает. Так-то так! Но что же делать-то? Ошибка-то в чём? Да в том, что учиться нужно. Учиться, учиться и учиться! Знать, знать и знать! Не только в начальной школе учиться, но во всей жизни. И полюбить надо эту беспредельную учёбу».
Именно во время кризисов и мировых потрясений единственный оплот Николай Константинович и Елена Ивановна видели в Культуре и Просвещении, понимая, что в подобных условиях они слагаются лишь героическими усилиями. Потому так часто встречается в их работах великое русское слово «подвиг»: «Если где оскудела культура, то поможет тогда русский подвиг, которым росла Земля Русская»26, — веровал Н.К.Рерих. «Велика миссия зажигать сознание людей подвигом... Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас»27, — утверждала в письмах Елена Ивановна.
Но и сама работа просвещения не случайно приобретает значение героических усилий. Просвещение — это борьба. Борьба с невежеством, которое не сводится только к безграмотности: невежество — это и грубость чувств («окаменелость восприятия», — пишет Николай Константинович), и бессердечие, жестокость, агрессия. Потому и война — следствие того же невежества. Но другого пути к Новому Миру нет, «к великому восприятию мира можно подготовиться лишь деятельным просвещением».
Поэтому, чтобы воспринять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот, кто осознает эти ценности, тот научится и хранить их — формула предельно ясна, в связи с чем и само понятие Знамени Мира как Символа Культуры, объединяющего религию, искусство и науку, все прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в осознании Беспредельности, естественно приобретает ещё один глубинный смысл — оно олицетворяет собой цель воспитания и образования — во всех возможных формах.
Лишь приобщаясь к Культуре мы можем созидать мир. «Мир через Культуру» — и нет иного пути...
В трудное время как никогда насущно единение всех культурных сил — к единению призывали Николай Константинович и Елена Ивановна. «Пусть же молодёжь, пусть женщины встанут на священном дозоре. Много раз к ним обращался именем светлого будущего. Особенно теперь, когда много туч и тумана, надо обратиться к культурному единению». При этом важно качество взаимосердечности между работниками культуры, «ибо неразделимы сердце и Культура»28. Работник просвещения, культуры должен обладать рядом необходимых для этого качеств.
В связи с тем, что воспитание — это, как пишет Николай Константинович, «формирование миросозерцания», которое достигается «синтезом радости совершенствования и творчества»29, — самим воспитателям необходимо нести в себе эту радость, а это возможно лишь в том случае, если сами они убеждены в жизненности программы культуры, принимают её и участвуют в процессе приобщения к ней.
Вопрос практики, действия — важнейший. «Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах, — пишет Рерих, — и более всего обязываемся к просвещённому действию»30.
В этом беспрерывном подвиге действенного просвещения совершенно необходимы сердечность, неутомимость, мужество и неустанный труд «познавания во Благо Общее», который и «есть задача Культуры», — считали Рерихи. И, обращаясь ко всем, кому дороги идеалы Культуры, призывали: «Пусть каждый в своей области сообразит и принесёт к общему очагу то благое, на что способна его опытность и его творчество»31.
Проводя аналогию с Красным Крестом, — называя Знамя Мира Красным Крестом Культуры, — Рерих сравнивал с врачами и работников культуры: «Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.
Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. (...) Помогая, и сам он вечно учится, ибо в "даянии мы получаем". Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.
Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.
Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжжённых. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся»32.
«Священным» называет Николай Константинович процесс организации школ. Священно понятие Учителя, велика его роль и требования, которые к нему предъявляет эволюция: учитель должен ввести ребёнка в мир красоты, науки и всех высших и священных понятий. Поэтому «позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны»33. Процесс обучения должен быть процессом совместного творчества учителя и ученика: «Не урок заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика, значит вместе с ним полюбить великое творение»34.
И далее: «Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос. Как разъяснить, что хаос очень близок; для него не нужно переплывать океан. Также трудно пояснить, что одичание начинается от самого малого. Когда сокровище торжественности потеряно и жемчуг знания сердца рассыпан, что же остаётся?»35 Но спешить, спешить нужно, ибо «основы миросозерцания... складываются вовсе не в юношеские годы, но гораздо, гораздо раньше. (...) Вот этот прозорливый ум ребёнка и нужно занять... самыми светлыми мыслями»36.
Так всесторонне и подробно рассматриваются, отчётливо очерчиваются и предлагаются к действию в трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих принципы отношения к культуре и образованию, обоснованные непреложными законами развития человеческой эволюции, её Высокими Целями — стремлением к Высшему, Огненному Миру путём внутреннего преображения самого человека, его отношения к миру в целом, включая Природу.
Целостная и развёрнутая программа воспитания и образования оставлена нам как руководство к действию. Сами они непреложно проводили её в жизнь.
«Вы знаете, как мы, основная группа сотрудников, вносили эти же основы и в построение Просветительных дел в Америке. (...) Основы Этики и Культуры всюду нужны. Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. "С оружием Света в правой и левой руке". Всё это не отвлечённость, но великая основная реальность, — писал Н.К.Рерих. — Шлю Вам наши старинные мысли как основу новых нерушимых построений. Со всем мужеством в добрый путь!
Дума о Культуре есть Врата в Будущее»37.
Пусть этот замечательный призыв вдохновляет и всех нас «в неустанном труде познавания во Благо Общее... (...) Всё благое, всё познавательное нужно и должно быть приветствовано. В этом приветствии от сердца, в несокрушимой устремлённости к сотрудничеству, во взаимности начнём нашу новую работу»38.
Редакция журнала «На Восходе» благодарит сотрудников Музея Николая Рериха в Нью-Йорке за предоставленные фотоматериалы.
1 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 83.
2 Письма Елены Рерих. Т. 1. 17.04.1934.
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 45.
4 Там же. С. 618.
5 Калокагати'я (от греч. kalo's — прекрасный и agatho's — добрый) — идеал физического и нравственного совершенства.
6 Н.К.Рерих. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. С. 224.
7 Там же. С. 222.
8 Н.К.Рерих. О Вечном. М., 1994. С. 160.
9 Н.К.Рерих. Сборник статей. Рига, 1935. С. 61.
10 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 63.
11 Там же. С. 4.
12 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда: 1992. С. 106.
13 Н.К.Рерих. Врата в будущее. С. 221.
14 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 61-62.
15 Там же. С. 62.
16 Там же.
17 Там же. С. 58.
18 Там же.
19 Там же. С. 241.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же. С. 240.
23 Брахман — высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нём находится.
24 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 45.
25 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 266-267.
26 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 55.
27 Письма Елены Рерих. Т. 1. 6.05.1934.
28 Н.К.Рерих. Врата в будущее. С. 225.
29 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 269.
30 Там же. С. 66.
31 Там же.
32 Там же. С. 64.
33 Мир Огненный. I. 582.
34 Там же. 583.
35 Там же. 588.
36 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 267-268.
37 Н.К.Рерих. Врата в будущее. С. 225.
38 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 66.