Сердце человеческое – престол сознания. Сердце, 354 |
...Очень много читаю, и особенно о последней отечественной войне. Мы знаем, что подвигов, подобных совершённым Александром Матросовым, Зоей Космодемьянской, Гастелло, было не десятки, а великое множество. А сколько же было и безвестных героев! Я думаю, что ни одна страна мира никогда не являла примеры такого бесподобного и массового героизма...
Воздадим должное каждому подвигу самоотверженности. Длительность следствий его во времени непреложно приносит свои плоды. Пространство не забывает таких действий. Люди могут забыть и даже не знать таких безымянных героев, но героические деяния запечатлеваются навсегда и следствия их сопровождают героя во времени. Жертвенность и героизм близки по духу, ибо подвиг являют собою. Подвигом отмечается потолок взлёта сознания. Подвиг сознанию крылья даёт. Подвиг не умирает в пространстве. Героические деяния в пространстве живут, вдохновляя людей на совершение новых. Личное пусть не заслоняет всечеловеческое. Первое — конечно; второе продолжается, не прерываясь. Вошедший в поток мировой жизни утверждается в нём и устанавливает явление сверхличного сознания. Отрешение от личных интересов и всего, что связано с эгоизмом и обособленностью, и означает тот процесс, когда человек, отбросивший эгоцентричность, обретает жизнь в сферах сверхличных и пробивает скорлупу своего малого личного мирка. И его уделом становится мировое и космическое понимание. Ограничения эгоизма ужасны. Движение от себя к себе создаёт мирок, равный булавочной головке, ввергая сознание в круг безысходности. Явление самоотверженности космично. Недаром во все времена и у всех народов земли так почитались герои. Героизм и самоотверженность — явления одного порядка. Без самоотверженности нет и героизма. Героические подвиги являются апофеозом самоотвержения.
И ещё хочу сказать, что ощущения человеческие весьма относительны. Воин в бою, будучи ранен, не только не ощущает боли, но даже не замечает и ран. Часто, выполняя ответственное поручение или передав важное донесение, он падает без чувст от усталости или потери крови; напряжение психической энергии преодолевает телесную слабость, и когда оно прекратилось, тело вступает в свои права и заявляет о себе. Но воля сильнее тела, когда призвана к действию. Часто герой на подвиг идёт, даже не думая о том, что может пострадать или уже страдает его тело. Превосходство воли поднимает сознание над болями тела или его неудобствами. Мирный обыватель заболел бы тысячами болезней и простуд, если бы вдруг его поставить в те условия, в которых находится боец. Внутренняя сила человека неисчерпаема, когда призвана, и особенно когда призвана сознательно. При желании или при напряжении воли можно не видеть, не слышать, не ощущать и не переживать то, что иначе остро бы ощущалось, но и наоборот. Многое зависит от внутреннего состояния человека и, призвав волю, многое можно преодолеть.
Как бы ни были трудны обстоятельства, справедливость всё же требует признать, что именно эти трудности особенно плодоносны тем опытом и знаниями, которые они приносят. И чем они напряжённее, тем более они дают богатые и ценные следствия. Получение и приобретение пропорциональны плате. Но многие платить не хотят, хотят просто получать, нахватавшись поверхностных знаний. Но даром жизненный опыт не даётся. Всё надо заработать и за всё заплатить. Боящийся трудностей жизни или мечтающий о лёгкости нахождений героем не станет.
Жизнь может сломить слабую волю; волны житейского моря смывают построения на песке. И удивляются оставшиеся у разбитого корыта, куда всё ушло и где те розовые замки, за стенами которых так уютно, так прочно чувствовало себя окрылённое беспочвенными мечтаниями сознание. Но суров путь самоотверженности и подвиг суров. Не в розовых мечтаниях, но на жизни и в жизни утверждается он, и не всем по плечу стать героями в жизни.
Качество приспособляемости сознания вырабатывается долгим опытом в жизни. Даже дерево, укоренившись в расселине скалы, знает качество приспособляемости. Приспособляемость растений и животных изумительна. Но они не обладают самосознанием. Человек же может культивировать это качество сознательно. Следует отличать качество приспособляемости от приспособленности к вещам, вырабатываемой привычными и длительными условиями жизни. Эта приспособленность терпит крушение, как только условия меняются, в то время как качество приспособляемости позволяет быстро и не теряя равновесия приспособляться к самым, казалось бы, невозможным условиям и находить выход из самых безвыходных положений. И распознавание, и знание природы вещей — всё это совмещает в себе качества приспособляемости сознания. И практичность и смекалка входят в него. Неприспособленность к жизни, беспомощность, неумение примениться к обстоятельствам — всё это указывает на неопытность человека, идущего через жизнь. Следует очень ценить те испытания жизни, которые обостряют и укрепляют качество приспособляемости. Можно радоваться, если оно приобретено, ибо досталось оно большой ценой.
Я бы ещё сказал, что понятие приспособляемости и приспособленчества различны. При наличии первого человек не растеряется ни в бурю, ни во время пожара, а при наличии второго уподобится флюгеру для чужого ветра. (...)
Интересно, что судьба иногда ставит в такие условия, которые изменить невозможно, а если изменишь, то ожидает новый сюрприз.