Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Нужно с малых лет привыкать к постоянному труду»*

Авторы: Стройнова Юлия / Никитина С.В.



24 июля 2004 года в Музее Н.К.Рериха прошла очередная педагогическая секция Сибирского Рериховского Общества. На ней обсуждалась тема «Нужно с малых лет привыкать к постоянному труду». Вопрос трудового воспитания ребёнка касается и родителей, и воспитателей, и учителей.

В Учении Живой Этики говорится: «При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую»1.

У каждого человека, так или иначе связанного с воспитанием детей, возникает масса вопросов: будет ли ребёнок любить труд, какая цель будет стоять перед ним, какими будут продукты его трудовой деятельности, каким сотрудником он будет?.. И конечно же, в первую очередь на эти вопросы должны ответить взрослые, а затем уже — дети.

Присутствующие на педагогической секции делились своим опытом, каждый услышал много советов и конструктивных предложений о том, как прививать любовь к труду, как сформировать у ребёнка понятие, что «труд — венец Света»2.

Т.М.Бугаева, психолог, сделала сообщение на тему: «Влияние внутрисемейной иерархии на развитие трудолюбия у ребёнка». Она говорила о том, что внутрисемейная иерархия — это то, что помогает нам понять, как организовано взаимодействие родителей и детей в семье; её важный элемент — авторитет обоих родителей. Так называемые «ленивые дети» часто бывают в семьях, где один из родителей не авторитетен. Это может происходить, если мама умаляет авторитет отца в присутствии ребёнка, то есть критикует отца, не соглашается с его требованиями относительно ребёнка. В итоге у детей труднее развивается самостоятельность и ответственность, это сказывается на их самооценке, которая может быть либо занижена, либо неадекватно завышена (смотря с каким родителем идентифицирует себя ребёнок — с более или менее авторитетным). Единение родителей, одна линия воспитания, глубокое взаимное уважение — вот тот фундамент, на котором воспитывается любовь к труду и ответственность за свои поступки.

Педагог из Омска С.В.Никитина подготовила сообщение, которое предлагается вашему вниманию.

Воспитание трудом

Нужно духовно подготовить воспитанника к труду.

В.А.Сухомлинский

 

«Не будем молчать о необходимости труда с малых лет, — говорится в Живой Этике. — Пусть семья и школа творят тружеников и творцов»3.

«Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания, — говорится в лучших педагогических творениях. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть. Трудно переоценить значение того, что уже в годы детства, на пороге отрочества человек осознаёт свои творческие силы и способности. В этом осознании — самая сущность формирования личности».

 «Труд может быть четырёх родов, — сказано в Учении, — труд с отвращением, который ведёт к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд, преданный и любовный, который даёт жатву благую и, наконец, труд, не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии»4.

Трудясь, люди руководствуются разными мотивами. Некоторые жаждут славы и работают для славы. Одни хотят иметь деньги, и они работают для денег. Третьи работают, чтобы обрести власть. Другие хотят попасть на небо и трудятся, чтобы достичь своего. Иные хотят оставить после себя имя...

«Лишь труд на пользу Мира даст равновесие, — утверждает Учение Живой Этики. — Труд даёт и радость, и понимание Беспредельности. Он же даст и познание движения миров. (...) Лишь в труде образуется очарование совершенствования»4. «...Мы должны знать, что каждая капля труда уже есть неоспоримое приобретение»5.

Приучить к труду, совершенствоваться в труде — во все времена говорили об этом школьные наставники. Труд поощряли и трудом наказывали, труд становился как наградой, так и карой. Трудовое воспитание школьников было одним из первейших направлений воспитательной работы и стало практически забытым в сегодняшней школе, забыто воспитание трепетного отношения к труду.

И всё же «человечество начинает понимать труд как высшую ценность»7. О воспитании трудом с малых лет говорили мудрецы древности и мыслители современности; ценные мысли о труде в жизни человека, подрастающего и развивающегося, находим и у классиков педагогики.

«Труд, — писал К.Д.Ушинский, — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека». Ушинский был уверен, что «без личного труда человек не может идти вперёд. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если... у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь».

Лучшие умы человечества всегда были убеждены, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

«Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда. Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач», — писал К.Д.Ушинский.

Великое множество «рецептов», как научить труду, находим в разнообразных источниках: в художественной литературе, в высказываниях великих людей, в воспоминаниях, в педагогических трудах.

Самое главное — дать возможность ребёнку действовать как взрослые «как большие» не ограничивать его в желании что-то сделать самому. Пусть в самом раннем возрасте у малыша будет поручение, за выполнение которого только он ответственен. Это должно быть дело, которое поручено только ему, и только он должен его выполнять: убирать свою одежду, стирать носовые платочки, раскладывать столовые приборы, поливать цветы, или что-то другое, посильное для ребёнка.

«В годы отрочества привычка трудиться объединяется с осмыслением роли труда как важной духовной потребности. В этот период, — особо отмечал известный советский педагог В.А.Сухомлинский, — важно не только то, сколько и как человек работает, но и то, что он думает о труде».

Трудовое воспитание В.А.Сухомлинский непосредственно связывал с гражданским становлением подрастающего человека: «одухотворённость творческой работой, переживание чувства гордости от мысли, что я мастер своего дела, у меня "золотые руки", меня уважают за то, что я властелин труда, — всё это является настоящим рождением гражданина». «Труд, — писал В.А.Сухомлинский, — становится основой гармонического развития личности ещё и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, переживает чувство гражданского достоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, своё творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе — это одно из важнейших правил трудового воспитания».

Для того чтобы труд был действительным накоплением сокровища психической энергии, он должен обладать известными качествами. Труд должен быть постоянный, ритмичный, сознательный и радостный. Такой труд облагораживает чувства, открывает красоту окружающего мира и человека.

«Радость труда своеобразна. Её можно сравнить разве что с чувством, которое переживает человек, поднимаясь на вершину высокой горы. В годы отрочества каждый подросток должен подняться на эту вершину. Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство», — отмечал В.А.Сухомлинский.

В Учении Живой Этики сказано: «Труд радостный является успешным в несколько раз»8.

«Каждый труд, несомненно, даёт кому-то радость. Такая радость может быть не велика, но может быть огромная. Явление вселенской радости будет тоже следствием труда»9.

«Хочешь ли прославлять труд? — покажи свою способность к нему. Не осуждай того, кто может трудиться каждый день. Не обессиливай себя неравномерным трудом. Судорога мускулов не есть сила. Так покажи насколько труд сделался потребностью жизни»10.

 

Ответственная за педагогическую секцию Ю.В.Стройнова

 


* Община. 8.
1 Сердце. 411.
2 Община. 117.
3 Надземное. 839.
4 Мир Огненный. II. 118.
5 Надземное. 102.
6 Братство. 125.
7 Надземное. 839.
8 Агни Йога. 572.
9 Надземное. 844.
10 Братство. 550.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Дети и Живая Этика

Статьи по теме, смотреть список


Новости по теме, смотреть список



 

 

 
Мысли на каждый день

Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе.

Мир Огненный, ч.1, 146
Книги - почтой

Листы Сада Мории. Книга 1. Зов. Из серии книг Живой Этики (Агни Йоги)



Неслучайно-случайная
статья для Вас: