Мысли на каждый день

Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим».

Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Детям о книге»

Автор: авторы одной статьи   Омский филиал СибРО



Теги статьи:  книги, работа с детьми

24 января 2004 года в Сибирском Рериховском Обществе прошла педагогическая секция на тему «Детям о книге». В настоящее время очень остро стоит проблема детского чтения, всё больше и больше внимание наших детей занимает телевидение и компьютеры, и даже поднимается вопрос: а нужна ли книга вообще? Наша секция опирается на Учение Живой Этики, на литературные труды семьи Рерихов и их учеников. И поэтому для нас очень важно, что в Учении сказано о книге и о чтении.

«Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги. Такое умение нужно воспитывать. Люди, если и принимают книгу, то это не значит, что они умеют прочесть её. Можно видеть, как относительно толкуют прочитанное и как далеко понимание от мысли писателя»1.

«Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почётного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу, как друга дома. Кооператив, прежде всего, имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины и связи её с миром; показаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердятся, так же как и милосердие. Много примеров, зовущих к познаванию и открытиям»2.

В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Есть книги, срок жизни которых весьма краток, а есть и такие, что переживают века и даже тысячелетия. Срок жизни книги зависит от длительности срока жизни мыслей, в ней заключённых»3. Тайна совершенной речи заключается в полной гармонии формы и содержания. «Слово, в своём звуковом выражении, имеет глубокое огненное значение, по своему вибрационному ключу. (...) В творениях великих писателей порой можно уловить этот ритм, но многие пишут целые книги, никакого ритма не соблюдая и даже не подозревая о нём. Такие книги в разрозненном и беспорядочном ритме или совсем без него или совсем не читаются, или забываются скоро. Но те, пусть это будет хотя бы маленький рассказ, где ритм соблюдён и постигнута музыка речи, те читаются много, и люди их любят. (...) Именно музыкальной симфонии можно уподобить хорошую речь, или хороший рассказ, или целое произведение. У великих поэтов эта гармония мыслей и слов иногда выражается особенно ярко. Зовут таких людей мастерами слова. Незримое воздействие правильно и гармонично построенной речи особенно велико»4. Примером этих слов служат стихи и сказы Н.Д.Спириной, один из которых мы публикуем здесь же. Гармонию формы и содержания этих небольших произведений очень чувствуют дети, которые с большим удовольствием слушают или читают сами.

Омским филиалом СибРО было подготовлено сообщение на эту тему, приводим его в сокращении.

Обаяние первых книжек

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми.

К.Г.Паустовский

Нельзя заставить человека полюбить книгу и понять её. Никто за нас не устроит нашу судьбу — ни человеческую, ни читательскую. Отношения с книгами могут сложиться по-разному: далеко не всякий человек, обученный грамоте, становится читателем. Есть люди, которые выросли среди книг и могли бы каждый день снимать с полки замечательные издания Пушкина или Данте, но они не делают этого. Зато другие берут в руки маленькую брошюрку так, как будто это и есть открытие мира. Есть те, кто слышит каждое слово, каждый звук, каждый вздох в стихотворной строке, и те, кто вообще ничего не слышит.

Действительно ли книга играет важную роль в воспитании и развитии маленького ребёнка? Если да, то когда и как начинать знакомство с ней? В каком возрасте малыш готов к самостоятельному чтению, и как правильно подобрать книгу для его возраста?

 «Для меня до сих пор, — вспоминает писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк, — каждая детская книжка является чем-то живым... Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. Дети благодаря именно этой книжке сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ».

Многие родители путают два совершенно разных навыка — грамоту и чтение книг. Первый необходим для того, чтобы стать полноценным человеком и специалистом в любой отрасли. Второй является основным способом знакомства с культурным наследием человечества.

Вопрос о присутствии в жизни малыша книг в каждой семье решается по-своему. Обширное понятие «детская литература» включает в себя несколько категорий книг: те, что учат грамоте; те, что предназначены для самостоятельного чтения; те, которые вы будете читать детям; и последняя категория — книги познавательные, обучающие или справочные.

Самыми первыми в жизни ребёнка становятся книги с большими и яркими картинками. Первая встреча с книгой может произойти очень рано, ведь даже с 5-6 месяцев можно вместе с малышом разглядывать яркие картинки. Наверняка, играя с крохой, вы прибегали к разнообразным «пестушкам», «потешкам» и «потягушкам», именно это и было первым знакомством с фольклором и рифмой. Поэзия легче всего воспринимается детьми.

Сказки народные, в литературной обработке, авторские произведения мастеров слова — прозаические и стихотворные — обогатят начало жизни наших детей, внуков и правнуков так же, как и нашу собственную. Сказки братьев Гримм, Шарля Перро, русские народные сказки, сказки народов мира, Аксаков и Толстой, Погорельский и Одоевский, Пушкин и Ершов, Мамин-Сибиряк и Ушинский, Чуковский, Житков, Олеша, Маршак, Бианки, Гайдар, Хармс, Чарушин, Волков, Барто, Михалков, Носов, Драгунский, Коваль, Успенский и другие должны поселиться на детской книжной полке обязательно.

Существует опасность, что не прочитав с вашей помощью сказки Андерсена и Кэрролла, Родари и Киплинга, Метерлинка и Линдгрен, ребёнок уже никогда к ним не придёт. А значит, его культурный багаж не будет достаточно весом.

И конечно же, домашняя детская библиотека не обойдётся без книг познавательных, справочников и энциклопедий. Даже полугодовалый малыш найдёт в каждой из таких книг несколько интересных для себя страниц с животными, машинами и самолётами. Читая художественную литературу и обращаясь за разъяснениями к энциклопедии, вы воспитываете в ребёнке культуру чтения.

Чтение книг не только развивает воображение и художественный вкус ребёнка, но и способствует становлению мышления и характера, формирует его духовный облик. Доверительная атмосфера, домашний покой и уют — в такие минуты возникает что-то особенное между ребёнком и родителем, который ему читает. Если родители с раннего детства читали ребёнку книги, они уже много сделали для развития его ума и души.

В своих воспоминаниях князь Голицын пишет: «Книга "Рыцари Круглого стола" заставила меня о многом задуматься. Я искренно считал себя "самым противным мальчишкой на свете". Но теперь, под влиянием этой книги, я — девятилетний — решил совершенствоваться и сдерживать себя, чтобы быть похожим на рыцаря. Рыцари храбры, а я боялся темноты, боялся мальчишек с соседнего двора и чужихсобак. И я по вечерам нарочно забирался в тёмную комнату, там сидел и думал о подвигах Ланселота, о том, как Ховейн, Парсифаль и Галлахад отправились искать Чашу святого Грааля. А днём я подходил к воротам дома № 12 и становился сбоку, наблюдая, как играют тамошние мальчишки. А они не обращали на меня внимания. Позднее, на лоне природы, я приучил себя не бояться гусей, собак, козлов и даже быков.

Рыцари терпеливы, и я стоически переносил голод. А когда я ушибался, или у меня текла кровь из пальца, или рассаживалась коленка, я никогда не плакал. И я старался не капризничать. Рыцари служат дамам сердца. После Любочки Оболенской, уехавшей на Кавказ, у меня никого не было на примете, кроме младших сестёр. Теперь я никогда не задирал их первый и по возможности старался их защитить. Рыцари никогда не врут. А я врать привык, и исправить этот недостаток мне было очень трудно. Время от времени я забывался и нарушал своё обещание, однако утешал себя, что делаю это "во спасение", как говорила няня. Рыцари не ябеды. Этот закон я усвоил ещё год назад. Таким образом, книга "Рыцари Круглого стола" оказала на меня определённое благотворное влияние. Несколько лет я жил её героями. Существовал целый сказочный мир, куда я уходил в своих мечтах, перебирая в памяти различные эпизоды из этой книги. Светлые грёзы о рыцарях были моей сокровенной тайной...»

Опыт доказывает, что именно дети, которым много читали и рассказывали в детстве, становятся хорошо образованными и много читающими взрослыми. И есть много причин, чтобы продолжать читать ребёнку и после того, как он начал ходить в школу. Это глубокое познание родного языка, восхищение литературой, развитие фантазии...

Решающей предпосылкой успешного освоения навыков чтения является то, что ребёнок слышит мелодику речи, её ритм, голосовые интонации. Уже одного этого достаточно для того, чтобы продолжать ежевечерние чтения, разговоры и игры. Это даёт ребёнку возможность знакомства с книгами, которые он сам из-за их большого объёма, мелкого шрифта и особенностей языка осилить пока не в состоянии. И никогда не отказывайте ребенку, если он просит вас послушать, как читает он сам. Действительно, «радость о книге есть радость о будущем»5.

«Необходимо помнить, — пишет М.В.Муратов, что иногда одна неудачно выбранная книга может навсегда оттолкнуть начинающего читателя, к первым шагам которого надо особенно внимательно и бережно относиться».

Учение предупреждает о несовершенстве существующих книг: «Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. (...) Ложь писателя — по числу отпечатков книги. Занимать ложью место народных книгохранилищ тяжкое преступление. (...) Можно бы сказать — переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу»6.

Для детских книг особенно важно, чтобы их внешний вид соответствовал содержанию. Первая книга должна быть не только познавательна, но и (обязательно!) красива: здесь художественный образ соединяется со словом, здесь создаётся особый, неповторимый мир впечатлений, целостное мировосприятие жизни, окружающего, себя... Красота книги будет воспитывать и бережное обращение ребёнка с ней. «Как магические знаки, — писал Н.К.Рерих, — истина и красота книги впитывается постепенно»7.

«Мы отлично знаем, — писал Н.К.Рерих в статье "Сокровище дома", — что истинная книга не может быть прочтена лишь однажды»8. Также в Учении сказано, что «нужно возобновлять своё впечатление от прочитанного. Напрасно думают, что книга, прочитанная три года назад, не будет новой при следующем чтении. (...) При обновлённом кругозоре человек усмотрит новое содержание в книге»9.

Это правило — перечитывать несколько раз — активнее всего претворяют в жизнь дети. Они готовы бесконечно слушать любимую сказку, просят много раз подряд читать понравившуюся историю; они получают огромное удовольствие от того, что уже знакомо, значит, находят и в привычном новые штрихи, тонкости, смысл.

В моём шкафу теснится к тому том.
И каждый том на полке — словно дом...
Обложку-дверь откроешь второпях —
И ты вошёл, и ты уже в гостях...
Как переулок — каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф — чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож —
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь...

(Д.Кугультинов)

 


1 Братство. 115.
2 Община. 107.
3 Грани Агни Йоги. II. 209.
4 Грани Агни Йоги. III. 10.
5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 13.
6 Община. 94.
7 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 112.
8 Там же.
9 Аум. 169.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика