Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Знаки Агни Йоги, 55 |
В книге «Зов» сказано: «Новое знамя требует новых людей»1.
В своих очерках и письмах Н.К. Рерих иногда называет сотрудников содружниками, Воинами Света, а общества, работающие на ниве Культуры, — содружествами.
Можно сказать, что сотрудники и содружники — это люди, которые объединены не только совместным трудом, но и дружбой. «...Для Воинов Света, — отмечает Н.К.Рерих, — требуется и сплочённость, и содружественность»2.
«Неопытные люди могут думать, что внешне формального единения вполне достаточно, но ведь это не так, ведь активное Единение и действительное дружелюбие заключаются прежде всего в глубинах сознания»3.
«Для невежд единение, сердечность, дружба — всё это абстракции, но познающие понимают всё непреложное и неотложное значение этих великих понятий. За ними высятся и любовь, и Братство»4.
И не случайно новых людей Н.К.Рерих отождествлял с дружинниками Добра. Само понятие «дружины Добра», о которой мечтал Николай Константинович, говорит о многом.
В «Большом энциклопедическом словаре» читаем: «Дружина — отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявших привилегированный слой общества».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дружба, дружество определяются как «взаимная привязанность двух или более людей... бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении», а дружить — значит «желать добра, покровительствовать, потакать, помогать».
Можно сказать, что дружина Добра предполагает служение во имя Добра, или Общего Блага. В Учении Живой Этики сказано: «Существование Иерархии есть основание всей жизни. Помните, что дружина Служения есть действо Иерархии. Не уставайте собирать дружины эти, ибо нет задачи более успешной, чем Служение Иерархии»5.
«Хочу видеть ваши дружины истинными обителями для сильных духов»6.
В представлении Н.К.Рериха дружинники Добра являются сознательными героями, которые в жизни каждого дня являют силу духа своего. «Сознательный герой, — отмечает он, — растёт в грозе Армагеддона. Герои — в сражении, герои — целители и просветители»7.
«Для них нет будней, для них нет рутины, как её часто понимают. Они всегда движутся и всегда восходят. Не стесняясь дальними расстояниями, они утверждают друг друга. В этих благих и мужественных взаимоутверждениях укрепляется великая мощь»8.
«Пусть все герои-подвижники соберутся в дружину непобедимую и радостную»9.
Н.К. Рерих. СОКРОВИЩЕ ГОР. 1933
Для того чтобы стать дружинником Добра, требуются поистине героические усилия, направленные на преобразование своего сознания, или улучшение, очищение своих излучений, которые в Учении Живой Этики иногда называются знаменем человека. «Человек несёт своё знамя, когда живёт в Надземном Мире, он не может скрыть свой свет. (...) Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему»10.
Таким образом, самоусовершенствование зависит от добротворчества, или от творения добра. И не случайно в Учении Живой Этики на понятия добра, добротворчества, доброжелательности обращается особое внимание. В книге «Надземное» сказано: «Наше преуспеяние зависит от свободной воли, которая направлена к добру»11.
Н.К.Рерих утверждает: «...Только добром можно пройти жизненный путь»12.
«Живая Этика не есть отход от жизни и отвлечённое песнопение, но именно деятельное преображение всей жизни на Общее Благо»13.
В книге «Агни Йога» сказано: «Действие как развевающееся знамя воина...»14.
И знамя каждого воина Света должно соответствовать утверждённому Знамени Мира, полотнище которого имеет белый цвет. Из курса физики мы знаем, что белый цвет являет собой синтез семи цветов. Человек видимый также есть синтез семи тел, каждое из которых имеет своё излучение. Эти излучения, соединяясь, и составляют его истинное знамя. И только очищенные излучения могут дать белый цвет.
В Учении Живой Этики сказано: «Кристалл сердца белый, бесцветный. Конечно, это звучание сердца не часто наблюдается, но нужно стремиться к нему»15. «Ведь кристалл психической энергии может быть окрашен различно»16.
Также сказано: «Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она, как бы сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час. Он как камень чудесный, который вы знаете. Не забудем качество камня и утвердим его нашим знаменем»17.
«Если мы хотим идти далее, мы должны приложить действенную доброту. Мы должны понять, что место ямы мы можем заполнить истинным храмом. Мы должны шаг за шагом заполнять пропасть светлыми твердынями. Мы должны поверх личного настроения слагать камни добра»18.
«Нет такой бездны, — отмечает Н.К.Рерих, — которая не могла бы быть заполнена творящим благом и превращена в сад прекрасный»19.
«Вся жизнь полна высшими дарами, но человечество, так часто обуянное ненавистью, топчет и разрушает сады самые лучшие. Горы духовных богатств заповеданы человечеству, но оно, не разглядев ценности их, часто само же стремится разрушить своё суждённое достояние. Вы знаете, что такое Знамя Мира. Вы знаете, что если под этим объединяющим знаком Культуры сойдутся люди, то не дерзнут они более на постыдное разрушение своих же истинных сокровищ»20.
В одном из писем к сотрудникам Н.К.Рерих обращает внимание на то, что «добро более принадлежит к надземным понятиям, нежели к плотно-земным»21.
Из вышесказанного можно предположить, что каждое доброе действие в Надземном мире является своеобразным камнем, который мы приносим, слагая свою «Гору Совершенства»22, а каждое злое — подобно вырытой яме.
В одном из очерков Н.К.Рерих пишет: «Радостно сознавать, что самоусовершенствование не есть самость, но именно широкое добротворчество. Только в этом сияющем горниле Вы можете преуспеть. Люди особенно часто вредят и себе, и всему окружающему, допуская злоречие и глумление за спиною, подло, тайком. При случае поясняйте людям, что всякое злоречие и глумление на них же обернётся удесятерённо. Обернётся в самую неожиданную для них минуту, когда, может быть, они находятся в иллюзии победы. Часто люди воображают своё победительное благополучие именно тогда, когда они находятся уже на краю вырытой ими самими же пропасти. Но там, где сердце чисто, где оно было раскрыто, там не может быть тёмных зарождений. В то время, когда тёмные будут клеветать, и глумиться, и кривляться за спиною, — Вы будете радостны духом, ибо в духе Вы будете сильны, тверды, нерушимы»23.
В Учении Живой Этики сказано: «В духе каждого человека живёт начало добра, которое может насыщать всё сущее, если сознательно вызывать эти энергии Света»24.
Также сказано: «Аум есть Благодать. Уже в глубокой древности люди замечали Премудрость Божью как всенаполняющую энергию»25.
«Люди много изобретали разные способы, чтобы приурочить свой быт к величию прекрасной энергии, но мало думали о прямом значении слова ''благодать''»26.
Слово Благодать в понимании церковном означает «дары Духа Святого», «помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей; любовь, милость, благодеяние, благотворение»27.
Другое значение слова Благодать — дать благо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля благо, или добро, означает «всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».
В книге «Аум» сказано: «Огненная мощь, временно названная психической энергией, даст человеку путь к счастью будущего»28. Если мы сопоставим приведённые выше определения, то можем заключить, что Благо, или Добро, и есть та Огненная мощь, или энергия, которая временно названа психической.
В одном из писем к сотрудникам Н.К.Рерих отмечает: «Безразлично, каким путём или в каких словах проникает в мир добро. Всюду, где мы добро примечаем, будем помогать ему. Да живёт добротворчество! Умножатся в добротворчестве силы и возможности Ваши»29.
Из Учения Живой Этики нам известно, что в наступающей Светлой Эпохе особая роль отводится женскому началу.
В книге «Надземное» сказано: «В древности являли Силу Матери, представляющей силу энергии. Даже настойчиво требовали — Мать, помоги! Тем они вызывали напряжение энергии»30.
«Психическая энергия, прежде всего, живёт в сердце. (…) Само развитие человечества стоит на той ступени, которая должна призвать решительно всех к сотрудничеству, ибо основа Бытия есть разумное сотрудничество и осознание психической энергии...»31. «Ведь кристалл психической энергии может быть окрашен различно».
Н.К.Рерих отмечает: «Недаром нынешний век называется веком Матери Мира. В этом величественном понятии заключается и признание женщины как не только равноправного, но существа, облечённого особым доверием для выполнения неотложных мировых задач. Среди этих действительно неотложных, нависших задач будет прежде всего внесение в мир доброты. Иначе говоря, внесение самого широкого и глубокого добротворчества. Уж очень недобр стал мир. Уж очень недобры люди. Объясняйте это обстоятельство чем хотите, но всё же отсутствие доброты является понятием международным. Точно бы люди утратили знание, как им прикоснуться друг к другу. Понятие сердца... как бы испепелилось. Если среди высоких мировых задач Матери Мира Она прежде всего установит земную деятельность сердца, то это уже будут поистине открытые врата в сад прекрасный»32.
Н.К.Рерих считает, что для действенного добротворчества необходимо открыть «глаз добрый». «Глазу доброму» он противопоставляет «закрытый глаз».
«Оборачиваясь на корни ошибок, не забудем, что одним из самых существенных среди них будет ''закрытый глаз''. Примеры закрытых глаз бывают прямо поразительны, и если бы они не происходили в жизни, то часто было бы трудно прямо допустить такую возможность. (...)
Слепота и глухота — действительно не там они, где отсутствует глаз и ухо, но там, где незнание их закрыло. И Бетховен был глух, и Гомер был слеп, и эти особенности не помешали остаться их именам в почётном ряду светочей культуры. Если в школах будет уделён момент, когда напомнят о ''закрытом глазе'' и о всех тех непоправимых несчастьях, порождённых этим свойством, то ещё одна опасность уничтожения сокровищ духа человеческого будет устранена»33.
В книге «Беспредельность» сказано: «Глазами сердца видим Бытие»34. Таким образом, глаз открытый зависит от сердца, но именно сердце, по мнению Н.К.Рериха, лежит в основании истинной Культуры. И потому он считает, что «прежде всего в действиях культуры будет открываем глаз, чтобы увидеть действительность. Может быть, одни из самых крупных и непоправимых вандализмов, — отмечает он, — совершались даже не злоумышленно, но именно в силу закрытого глаза и всех ошибок, которые порождала эта искусственная слепота»35.
А для «открытия глаза» необходимо «учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось. (...)
И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы. И у нас откроется глаз добрый»36. «Без него не продвинуться. Хорош ли обычай во всём искать доброе начало? Много злых волков. Многие из них под овечьей шкурой. Пусть и укусят иногда. Лучше ошибиться во благе, нежели не рассмотреть добро»37.
«Каждый, — отмечает он, — может собрать всё доброе, увиденное глазом добрым. Как нужно хранить это качество доброго глаза! Даже там, где оно потенциально живо, его необходимо раскрыть и воспитать»38.
В Учении Живой Этики сказано: «И ещё помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засорённые глаза не вполне различают добро. Они, вследствие болезни своей, различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймёт все зёрна добра и кончит великодушием и любовью»39.
Из вышесказанного следует, что из зерна добра растут истинная Любовь и великодушие, потому Любовь и великодушие в основе своей содержат добро, умноженное многократно, подобно колосу, выросшему из зерна Добра.
И не случайно Н.К.Рерих повторяет: «Лишь бы Сердце работало и стремилось к Добру»40.
«Сердце, предавшееся добру, — сказано в Учении, — излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлёт преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла»41.
Н.К.Рерих отмечает: «Издревле дан благодатный символ серебряной нити, связывающей доброе сердце с Иерархией Света. Именно эта серебряная нить существует в своём прекрасно голубом сиянии»42.
«Много говорим о сердце, — продолжает он. — Но без основного дружелюбия какое же это будет сердце! Даже дикие звери глубоко чувствуют начало дружелюбия. Чем же прежде всего отвращает человек даже самое лютое нападение? Глаз дружелюбия, взор добра остановит самые зверские когти.
Озарение высоких сердец, их светоносность, зажжённая любовью, ведь началась когда-то от такого же повседневного дружелюбия. Началась эта великая сила у того единого костра, к которому сходятся путники пустыни. А разве не путники мы? Разве не обезводили все пустыни духа? Страшно остаться во тьме, безоружным, когда из чёрной мглы несутся вопли ненависти и взаимоудушения.
Нужен свет. Нужен священный огонь. Нужны оружия света, которые сиянием своим рассеют полчища тьмы и разложения. Первым оружием света, о котором так прекрасно сказано в заповедях всех заветов, будет именно общечеловеческое дружелюбие. Первым качеством этого дружелюбия будет непрестанное творчество, созидательный труд, который вместо тяжких оков каждодневности превратится в сияние творящего праздника.
Эту творящую любовь, это всеобщее дружелюбие хранят дозорные, перекликаясь в час торжественный на стенах твердынь. ''Все ли здесь?'' ''Все ли готовы?''
Меттасутта посылает свой мудрый зов дружелюбия словами: ''Как мать, подвергая опасности жизнь свою, блюдёт своё дитя единое, так пусть каждый растит дружелюбную мысль ко всему сущему. Пусть он взрастит в себе желание ко всему миру и дружелюбие и вверху, и внизу, и всюду, неограниченно, без всякой ненависти, без всякой вражды!''»43. Таким образом, глаз открытый зависит от сердца, но именно сердце, по мнению Н.К.Рериха, лежит в основании истинной Культуры. И потому он считает, что «прежде всего в действиях культуры будет открываем глаз, чтобы увидеть действительность. Может быть, одни из самых крупных и непоправимых вандализмов, — отмечает он, — совершались даже не злоумышленно, но именно в силу закрытого глаза и всех ошибок, которые порождала эта искусственная слепота». «Без него не продвинуться. Хорош ли обычай во всём искать доброе начало? Много злых волков. Многие из них под овечьей шкурой. Пусть и укусят иногда. Лучше ошибиться во благе, нежели не рассмотреть добро».
«Дружба, содружество, — указывает Николай Константинович, — не пустой звук, не облачное, не пыльное рассеяние. Наоборот, содружество есть истинный цемент, на котором устоит даже самое массивное здание. Иногда может казаться, что понятие дружбы есть нечто врождённое, чему не надо учиться. Неправильно — и дружбе, и содружеству, и сотрудничеству нужно учиться. Все эти качества нужно воспитывать в себе в постоянном труде. Взаимное доверие, без которого не может быть и дружбы, тоже должно быть развиваемо. Всякие неискренние улыбки пусть будут уделом невежд, которые не знают об основах бытия. Но каждый приобщившийся к Живой Этике, понявший необходимость нравственных основ, отлично понимает, что искренность и сотрудничество будут теми прочными устоями, на которых складывается совершенствование»44.
Но для истинного дружелюбия необходима взаимность.
«Взаимность есть основа соглашений»45 — эту французскую поговорку Н.К.Рерих употребляет очень часто в своих статьях. Именно во взаимности он видит основу сотрудничества и преуспеяния.
«Общежитие даёт множество возможностей для воспитания взаимности. (...) Но много истинной человечности и терпимости нужно проявлять, чтобы сама идея взаимности могла бы расти свободно и добровольно. Взаимность напоминает и об ответственности. Ведь каждый отказавший в предложенной ему взаимности в делах блага тем самым принимает на себя и тяжкую ответственность»46.
Особое внимание Н.К.Рерих обращает на необходимость сближения. В его статье «Сближение» читаем: «Иногда люди мечтают об общем благе — мечта самая успокоительная и ласкающая! Но что же нужно сделать для осуществления её? Необходимо и доброе сближение со всеми деятельными трудниками. Это уже многим не понравится. Не лучше ли сближаться с друзьями только? Но с друзьями вы уже близки. Для широкой пашни нужно расширять и круг друзей. Подозрительность, недоверие шепчут в робкое ухо: ''Как бы не ошибиться? И к чему искать новое, неизвестное, когда можно пребывать в уютном кружке друзей. Там можно сохранить сердечность и не бояться натолкнуться на рифы непонимания''. Очень лукавые успокоения! Лучше расширим добрую пашню до соседних границ. (...) Кто-то не усумнился, доверился, приблизился, и только тогда засияла улыбка — это знамя общего блага. Если даже понапрасну расточите вашу улыбку, ваш привет, ваше доброе пожелание — не беда. Среди сокровищ человечества неистощимы и улыбка, и привет, и доброе пожелание. Около них раздобреет почва и вырастут прекрасные, целительные травы. Добрыми мыслями куётся добротворчество, ради него нужно напрячь все силы, всё умение, всю целесообразность. Для деятельного добротворчества необходимо сближение. Ладный, добрый доспех у каждого добротворца. Он смел, он радостен, он неутомим, ибо мыслит об общем благе»47.
К широкому добротворчеству призывает Н.К.Рерих, он считает, что оно «настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. В своём неукротимом течении это благое творчество заполнит всё время, воспламенит все помыслы, избавит от утомления»48.
«В творчестве даже самые трудные обстоятельства проходят незаметно, — отмечает он. — Всякое уныние обычно возникает от недостатка творчества — скажем вернее — добротворчества»49.
«Очаги добротворчества нужны так же, как врачебно-санитарные учреждения. Повсюду жалуются на отсутствие достаточных санитарных мероприятий. Так же точно следует стремиться к тому, чтобы очаги добротворчества умножались на благодатных основах. ''С оружием Света в правой и левой руке'' следует пребывать в Священном Дозоре. Вы-то уже достоверно знаете, насколько такие дозоры вовсе не отвлечённость, но самое действенное и неотложное выявление благоразумия. Самое простое благоразумие повелительно требует от людей соблюдения чистоты мыслей. (...) Мысль действенна более слова. Мысль творяща, и потому она является рассадником добротворчества или злоумышления»50.
Н.К.Рерих. ДОЗОР ГИМАЛАЕВ. Серия «Знамёна Востока». 1925
Н.К.Рерих считает, что «каждая культурная организация должна внести свою лепту в великий подвиг оздоровления. Именно каждая человеческая кооперация может преумножить добро и искоренять зло. (...) В каждом человеческом сообществе что-то доброе, ободрительное может быть сделано»51.
Сотрудников Н.К.Рерих предостерегает от взаимных осуждений, указывая: «И не столько заповедано людям быть судьями, сколько дано им быть сеятелями. Вся земная растительность напоминает людям о непрерывном сеянии. Возможно ли оно без доверия, без прямого действа ко благу? Каждый цветок пошлёт пыль свою не во зло, а во благо. Пошлётся семя без осудительства, без предрассудка»52.
«Сеятель не ведает, которые зёрна дадут лучший урожай. Одно неоспоримо, что зёрна добра и на земле, и пространственно не пропадут. Итак, будьте сеятелями и с улыбкой, по сознанию, пошлите добрые зёрна, добрые мысли. Ведь не для себя трудитесь о мире, о преображении жизни, но для неведомых Вам множеств»53.
Понимая, что светлым дружинникам Добра придётся много претерпеть оскорблений и поношений, Н.К.Рерих даёт доброе напутствие: «Для неутомимости позвольте напомнить совет Леонардо да Винчи: ''Терпение для оскорблённых — как одежда для замерзающих. При усилении холода одевайтесь теплее, и вы не заметите холода. Точно так же и при сильных оскорблениях, запасайтесь терпением, и обида не затронет вашу душу''»54.
Особое внимание хотелось бы обратить на одно из обращений Н.К.Рериха к сотрудникам, которое звучит как присяга Воина Света на верность делу Добра: «Скажем друг другу, что будем помогать во благо на всех путях. Будем помнить, что запрещающий дать добрый совет уже есть недостойный разрушитель. Когда обездоленные, когда, может быть, даже целые роды и народы спросят совета и помощи, пусть он будет дан как залог ещё одного доброго взаимопонимания. Пусть путники посмотрят на эту свою возможность как на светлую обязанность, пусть выполнят её со всею сердечностью, прилагая весь свой накопленный опыт. Своим искренним пожеланием преуспеяния они придадут совету своему убедительность, и возрастёт он, как лучшая жатва, и оживит многие человеческие пустыни. Каждый должен помогать всячески и на всех путях своих. Восточная мудрость гласит: ''Серебро, зарытое в землю, чернеет''. Будьте советниками добрыми. Помогайте и сердечно любите дело помощи»55.
Сказка, в которой Добро побеждает зло, может стать явью, если люди, осознав Основы Бытия, явят благоволение и объединятся в заповеданную дружину ДОБРА, чтобы, вооружившись Оружием Света, в жизни каждого дня, на всех путях своих утверждать делами, словами и мыслями Завет Гуру:
«О ДОБРЕ, ПО-ДОБРОМУ, ДЛЯ ДОБРА».
* Окончание. Начало в № 4, 2008.
1 Листы Сада Мории. Зов. 12 апреля 1923 г.
2 Письма с Гор. Т. 1. Минск, 2000. 02.03.1936.
3 Н.К.Рерих. Письма в Америку. М., 1998. 05.11.1937.
4 Письма с Гор. Т. 1. 23.08.1937.
5 Иерархия. 212.
6 Листы Сада М. Озарение. 2–Х–9.
7 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 18.05.1944.
8 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 553.
9 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 18.05.1944.
10 Надземное. 812.
11 Там же. 2.
12 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 01.12.1944.
13 Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000. 16.03.1940.
14 Агни Йога. 309.
15 Сердце. 14.
16 Там же. 7.
17 Мир Огненный. I. 118.
18 Там же. 592.
19 Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Т. 2. М., 1996. С. 133.
20 Письма с Гор. Т. 1. 26.05.1936.
21 Письма с Гор. Т. 2. 12.11.1938.
22 Мир Огненный. II. 48.
23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 14.
24 Мир Огненный. III. 129.
25 Аум. 13.
26 Надземное. 851.
27 В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
28 Аум. 371.
29 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 21.01.1944.
30 Надземное. 275.
31 Там же. 719.
32 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 593.
33 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 38 – 39.
34 Беспредельность.76.
35 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 39.
36 Н.К.Рерих. Пути Благословения. М., 1999. С. 205.
37 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 414.
38 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 32.
39 Мир Огненный. I. 593.
40 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 557.
41 Сердце. 63.
42 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 636.
43 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 210 – 211.
44 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 192.
45 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 385.
46 Там же. С. 387.
47 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 308 – 309.
48 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 489.
49 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 14.
50 Там же. С. 15.
51 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 399.
52 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 622.
53 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 446.
54 Н.К.Рерих. Химават. Самара, 1995. С. 107.
55 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 171.
* Окончание. Начало в № 4, 2008.
1 Листы Сада Мории. Зов. 12 апреля 1923 г.
2 Письма с Гор. Т. 1. Минск, 2000. 02.03.1936.
3 Н.К.Рерих. Письма в Америку. М., 1998. 05.11.1937.
4 Письма с Гор. Т. 1. 23.08.1937.
5 Иерархия. 212.
6 Листы Сада М. Озарение. 2–Х–9.
7 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 18.05.1944.
8 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 553.
9 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 18.05.1944.
10 Надземное. 812.
11 Там же. 2.
12 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 01.12.1944.
13 Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000. 16.03.1940.
14 Агни Йога. 309.
15 Сердце. 14.
16 Там же. 7.
17 Мир Огненный. I. 118.
18 Там же. 592.
19 Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Т. 2. М., 1996. С. 133.
20 Письма с Гор. Т. 1. 26.05.1936.
21 Письма с Гор. Т. 2. 12.11.1938.
22 Мир Огненный. II. 48.
23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 14.
24 Мир Огненный. III. 129.
25 Аум. 13.
26 Надземное. 851.
27 В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
28 Аум. 371.
29 Н.К.Рерих. Письма в Америку. 21.01.1944.
30 Надземное. 275.
31 Там же. 719.
32 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 593.
33 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 38 – 39.
34 Беспредельность.76.
35 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 39.
36 Н.К.Рерих. Пути Благословения. М., 1999. С. 205.
37 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 414.
38 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 32.
39 Мир Огненный. I. 593.
40 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 557.
41 Сердце. 63.
42 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 636.
43 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 210 – 211.
44 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 192.
45 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 385.
46 Там же. С. 387.
47 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 308 – 309.
48 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 489.
49 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 14.
50 Там же. С. 15.
51 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 399.
52 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 622.
53 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 446.
54 Н.К.Рерих. Химават. Самара, 1995. С. 107.
55 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 171.