Мысль есть здоровье, обновление, обмен веществ, так поймем спасительность мысли. Мир Огненный, ч.1, 646 |
В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.
Среди картин новосибирской коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная «Сантана». Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе. Подобную картину Рерих мог наблюдать в Гималаях, и в то же время это полотно глубоко символично.
«Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», и, как писала Е.И.Рерих, в буддизме принято сравнивать цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца. «Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком... — говорится в Учении Живой Этики. — Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём — основа сущего» (Аум. 494). Так, горная река на картине Рериха есть образ самого бытия, — утверждает Павел Фёдорович Беликов. «Каждая капля — человеческая жизнь», но лишь тот, кто постигнет принцип бесконечного стремления к совершенствованию, «будет вносить свою лепту в беспредельность бытия», — пишет он.
Наталия Дмитриевна Спирина, прекрасно знавшая новосибирское собрание картин Н.К.Рериха, так поясняет содержание «Сантаны»: «Старец сидит на берегу Реки Жизни. Он уже выше, он поднялся над потоком вечно текущей и вечно меняющейся жизни. Он сидит и созерцает её с недосягаемой высоты. Его этот поток снести вниз не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком жизни». «Он уже на берегу. Он переплыл этот океан рождений и смертей и находится на другом уровне». И действительно, от фигуры старца веет такой нерушимостью и спокойствием, что мы понимаем: его сознание достигло самых высоких, огненных сфер. Тёплая цветовая гамма, в которой художник рисует образ подвижника и окружающее его пространство, каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшееся ввысь пламя, — всё это словно говорит о том, что стихия огня близка его духу.
Записи Бориса Николаевича Абрамова помогают ещё глубже понять духовную суть картины Н.К.Рериха. «При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности её, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. (...) То, что пройдёт и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом — свобода от власти внешних условий над духом. (...) Непрочно и неустойчиво всё, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течёт, меняется окружение человека» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 382).
Вокруг несётся жизнь стремительным потоком, Бурлит и пенится шумливою рекой, А ты возносишься над ней единым вздохом В безмолвный голубой космический покой В Пространстве обретая мир такой, Что ни судьба, ни горе, ни могила Жемчужины Небес лишить тебя не в силах.
(Н.Д.Спирина. Капли)