Пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость. Надземное, 477 |
Моё знакомство с Наталией Дмитриевной Спириной состоялось 7 октября 1987 года у неё на квартире. Признаться, я очень волновалась и даже побаивалась, думая, что Наталия Дмитриевна при встрече определит всю степень моего несовершенства и мне будет стыдно. Она представлялась мне очень строгой и серьёзной. Но при общении с ней я почувствовала себя просто — пропала скованность и было очень легко. С этого времени, приезжая в Новосибирск, я всякий раз бывала у Наталии Дмитриевны по её приглашению.
Однажды Наталия Дмитриевна протянула мне две книги — В.Сидорова «На вершинах» и Е.Поляковой «Николай Рерих» — и сказала: «Берите, я дарю Вам. Читайте, изучайте, и будете специалистом, будете рассказывать о семье Рерихов, о их жизни и творчестве». Признаться, я была озадачена такими словами: я — человек с техническим образованием, всю жизнь проработала конструктором, имела определённый словарный запас, состоящий в основном из профессиональной лексики, и даже представить себе не могла, что смогу когда-нибудь рассказывать людям о Рерихе. Наталия Дмитриевна почувствовала моё искреннее удивление, но в тот момент ничего не сказала и только спустя много лет напомнила мне: «А помните, когда я Вам подарила книги и напутствовала Вас, ведь Вы мне тогда не поверили».
1988 год. Наталия Дмитриевна просила меня помочь разобрать её архив. Это теперь, протянув руку к книжной полке, можно взять любую нужную книгу и найти интересующий нас материал, а тогда книг о семье Рерихов почти не было.
Что же представлял собой архив Наталии Дмитриевны, который мы должны были разбирать? Это была периодическая литература: журналы и газеты со статьями о Н.К.Рерихе, с фотографиями и репродукциями его картин («Вокруг Света», «Огонёк», «Работница», «Азия и Африка», «Смена», «Болгария», «Украина», сборник «Земля и люди» и другие). Много лет Наталия Дмитриевна пользовалась услугами «Союзпечати», заказывая в Москве на свою скромную пенсию вырезки из всех газет, где были упоминания о Рерихах.
Также надо отметить, что в 1976 году в журнале «Музыкальная жизнь» была опубликована и статья Наталии Дмитриевны «Рерих о музыке и музыкантах».
Архив был огромный, хранился он в квартире Наталии Дмитриевны, на сундуке и на антресолях в коридоре. Когда приступили к разбору, я взгромоздилась на табурет, но моего роста не хватило, тогда Наталия Дмитриевна со словами «давайте, я попробую», опершись на моё плечо и холодильник, стоящий в коридоре, в один миг оказалась на табурете. Она снимала пачки архивных материалов, а я быстро относила их в комнату. Уже были завалены стол и все стулья, часть архива разместилась на полу. Я, признаться, уже устала, а Наталия Дмитриевна продолжала вынимать всё новые и новые пачки с бесценной литературой.
Вдруг Наталия Дмитриевна перехватила мою улыбку и спросила, почему я улыбаюсь. Я ответила, что на миг представила стоящей на табурете свою маму, которая всего на один год была старше Наталии Дмитриевны, но к тому времени ничего не могла делать. Наталия Дмитриевна сказала: «У меня нет такой дочери, а все полки на кухне и в комнате расположены высоко, и поэтому в утреннюю зарядку я включила упражнение — вставать на табурет».
Этот табурет стоял в комнате у кровати; держась за спинку кровати и опираясь на стол, Наталия Дмитриевна ежедневно проделывала это упражнение, а было ей тогда 77 лет.
Более трёх недель мы работали, разбирая материалы, я ежедневно приходила к Наталии Дмитриевне к 11 часам утра и была у неё до позднего вечера, с перерывом только на обед и её отдых. Мы отобрали несколько экземпляров всех имеющихся материалов для городов, в том числе для Новосибирска, Омска, Владивостока, Красноярска. Сейчас уже не все города помню, а тогда не догадалась записать. Уникальные материалы направлялись туда, где зарождались Рериховские общества.
К Наталии Дмитриевне нескончаемым потоком шли люди, и каждый раз, перед тем как открыть дверь, она повторяла: «Помоги помочь». Люди шли разные и с разными вопросами: это были педагоги и учёные, экстрасенсы и просто чудаки. Наталия Дмитриевна всегда предлагала мне присутствовать при этих встречах. Разбирая архив, я невольно слушала, впитывая каждое слово. Как я благодарна Наталии Дмитриевне за эти уроки!
Уезжая домой, я везла неподъёмную сумку с материалами, предназначенными для Омска. Дома, наклеивая газетные и журнальные статьи на листы ватмана, я не на один раз перечитала их. Были оформлены большие альбомы. Закончив эту работу, я показала её Наталии Дмитриевне, она одобрила и попросила оформить такие же альбомы и для Сибирского Рериховского Общества. Только через несколько лет я поняла, как много мне дала эта кропотливая работа по подбору материалов. Как же мудро умела дорогая Наталия Дмитриевна направлять людей по нужному руслу!
Наталия Дмитриевна поручила омичам продолжить начатую Д.Поповым работу по описанию картин Н.К.Рериха. Она подарила нам экземпляр каталога В.В.Соколовского и предупредила, что при составлении описания картин можно пользоваться только материалами семьи Рерихов и П.Ф.Беликова. Работая над материалами описания картин, я вновь и вновь перечитывала статьи Н.К.Рериха, письма Е.И.Рерих.
В 1991 году в Омске проходила выставка подлинников картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, на которой мне, наряду с сотрудниками музея, пришлось рассказывать о творчестве художников, отвечать на вопросы посетителей музея. Первые шаги были, конечно, робкие.
Запомнилась встреча в обществе слепых: предварив небольшим вступлением, включаем аудиозапись сказа «Медведь». Незрячие люди плачут. Переписываем для них аудиокассеты с передачами Новосибирского радио, сказами «Медведь» и «Егор», стихами Наталии Дмитриевны из сборников «Капли» и «Перед Восходом».
В Областной библиотеке имени А.С.Пушкина мы провели конференцию, посвящённую жизни и творчеству семьи Рерихов. Встречались с заведующими учебной части по воспитательной работе омских колледжей. В Доме учителя проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, пенсионерами. В процессе этой работы невольно возникали вопросы, которые мы старались непременно согласовать с Наталией Дмитриевной, бывая в Новосибирске. И всё чаще и чаще звучал её призыв: «Надо идти к детям». И вот в октябре 1992 года принято решение провести День Культуры у детей в седьмом классе, где наша сотрудница была классным руководителем. Первый раз стоя перед классом, почти всё читаю по бумажке, где-то запинаюсь, но всё проходит нормально, начало положено. Может быть, тогда впервые пришло осознание важности наставлений Наталии Дмитриевны — она ориентировала нас на более глубокое изучение материалов, учила работать над собой.
Часто она напоминала нам, что многие работают во имя Дела, а некоторые работают во имя своё, из тщеславия, из желания показать себя. «Сотрудничество на личных чувствах непрочно, только на деле для Общего Блага — крепкое единение», — говорила Наталия Дмитриевна. Она учила нас: «При работе в группах необходимо любую работу замыкать на двоих, чтобы можно было подсказать ошибки, посоветоваться, заменить друг друга».
В 1990-е годы, когда в печати стали появляться статьи, направленные против Н.К.Рериха, Наталия Дмитриевна говорила: «Николай Константинович — явление в культуре безграничное, нам это ещё нужно понять и осознать». «Надо сделать так, чтобы невозможно было спекулировать на его взглядах, для этого нужно много знать». Отвечая на наши сетования по поводу трудностей, Наталия Дмитриевна тут же, не задумываясь, цитировала нам строки К.Симонова:
Человек выживает, когда он умеет трудиться, Так умелых пловцов на поверхности держит вода.
Часто мы говорили с ней о свободной воле, поначалу многие прикрывались этим понятием. Наталия Дмитриевна разъясняла: «Свободная воля — только на момент выбора, но когда выбор сделан, вступив на этот путь, нужно служить».
«Очень большая ответственность должна быть при работе с детьми», — говорила она. Дети порою задают вопросы, на которые нелегко ответить. Готовясь к встречам с детьми, мы всегда помнили наказ Наталии Дмитриевны: «Устремлять к прекрасному и воспитывать основные этические нормы».
Работая с детьми, мы использовали слайды, рассказывали о жизни и творчестве Н.К.Рериха. Так как материал большой, делили его на две-три части, в заключение показывали небольшую слайдкомпозицию, во время которой в классе всегда наступала полная тишина. После окончания программы дети не расходились. Во время таких бесед в классах удавалось поговорить о Наталии Дмитриевне, о её творчестве, почитать её стихи «Капли».
Но конечно, самая плодотворная работа — когда удаётся несколько лет подряд встречаться с одним и тем же классом и когда учитель по-настоящему заинтересован в этих встречах. С одним из таких классов я работаю на протяжении пяти лет. Впервые с ребятами я повстречалась в 1999 году на выставке репродукций картин Н.К.Рериха, когда они учились во втором классе.
Наша совместная работа с детьми приносила радость от общения: мы говорили о Наталии Дмитриевне, читали её стихи, сказы. Полная тишина воцарялась после прослушивания сказа «Медведь». Когда издали повесть-сказку «В Стране, где всё возможно», мы читали её с учителем вслух во время классного часа, потом обсуждали. Каждый хотел поделиться своим мнением. С этими ребятами мы говорили о богатстве духовном и физическом, о счастье, о красоте, о космосе, о высоком качестве труда. Часто я задавала вопрос — о чём бы ребята хотели услышать при следующей встрече? И вот в конце учебного года они сказали: «Давайте поговорим о том, как стать лучше». Музыкой прозвучали для меня эти слова. Я тут же позвонила Наталии Дмитриевне. Она очень обрадовалась, что к вопросу о совершенствовании дети пришли сами, без навязывания.
Оглядываясь на годы, которые мне посчастливилось пройти рядом с Наталией Дмитриевной, я понимаю: всем, что умею, я обязана моему дорогому наставнику.
Сейчас Наталии Дмитриевны нет рядом с нами, но остались её труды — огромное богатство, которое помогает нам всем в нашей работе!
«Круглый стол»
Сибирского Рериховского Общества
25 сентября 2005 года