Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

ЕДИНЫЙ ПЛАМЕНЬ

Автор: Николаиди Г.С.



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней), Николай Чудотворец

Если мы перелистаем журналы Сибирского Рериховского Общества за последние годы, то непременно встретим в майских и декабрьских номерах страницы, посвящённые Святому Николаю Мирликийскому. Эта традиция была положена Наталией Дмитриевной Спириной, которая выразила пожелание всегда готовить к памятным датам Святителя Николая посвящённые ему материалы.

Время, в которое мы живём, Наталия Дмитриевна характеризовала так: «Эпоха поклонения сменяется эпохой подражания. Если мы не станем подражать тем, кому поклонялись, мы погибли — новая эпоха не состоится. Для подражания надо чётко знать, кому подражаешь. Для этого мы стараемся углублённо познавать жизнь и деяния Светочей Мира, дававших нам мировые религии или осуществлявших их в самой высокой мере и тем прокладывавших нам путь от человекообразия к богоподобию»1.

По словам Святослава Николаевича Рериха, «главная задача нашей жизни — это облегчить доступ тем Силам, которые так стараются к нам пробиться, чтобы помочь нам осуществить себя здесь, на этой Земле. Будем стараться всеми силами это сделать, и это будет самое лучшее и для всего человечества»2.

Елена Ивановна Рерих писала: «Неимоверно важно сдвинуть сознание человечества. Какой великий подвиг — постепенно привести сознание лучших среди людей к необходимости вернуться к первоисточникам Христианства, к первым Отцам, жившим на протяжении первых трёх веков после Р[ождества] Хр[истова]»3.

Именно в III веке и жил Святитель Николай из Мир Ликийских. Это было время решительной борьбы между христианством и язычеством. Христианство, несомненно, уже превосходило разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на Учении Христа и Его апостолов, но на стороне язычества находилась внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась воспрепятствовать продвижению христианства. Римские императоры Диоклетиан и Галерий издавали злобные эдикты о гонениях на христиан. Особенно были гонимы священнослужители: Святой Киприан из Карфагена был обезглавлен, Святой Лаврентий — заживо сожжён в Риме.

Именно в это самое время, когда лилась мученическая кровь, на землю пришёл Святитель Николай.

Главным содержанием жизни Святого Николая была его неустанная помощь людям. Наталия Дмитриевна часто говорила о его необычайной отзывчивости и готовности откликнуться на зов каждого нуждающегося. Своё выступление на радио, вышедшее в цикле бесед «Светочи Мира», Наталия Дмитриевна так и назвала: «Воплощённая Помощь. Святитель и Чудотворец Николай, Архиепископ Мирликийский».

 «Святой Николай воспринимается как воплощённая Помощь, олицетворённая в одном человеке, который стал земным ангелом для людей», — говорит Наталия Дмитриевна. «Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. (...)

Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества. (...)

Для Николы нет ни больших, ни малых дел помощи. Он не мерит малое и великое действо. Там, где нужда, там и помощь нужна. Великое сердце откликается на всё»4.

Земной путь Святого Николая, наполненный непрестанными духовными подвигами и чудесами, совершёнными во имя спасения людей, закончился в Мирах Ликийских. Но с XI века городом Святителя Николая становится г. Бари (Италия), куда были перенесены его мощи. Со временем здесь воздвигся величественный храм во имя Святителя, где с благоговением хранятся его реликвии.

Как сказал в наши дни Никола Лафорджа, ответственный Отдела культуры и религии Муниципалитета г. Бари, «благодаря присутствию мощей Николая из Мир, ''Святого и Восточного и Западного'', город Бари, с большим уважением относясь к ''инакомыслящим'', смог построить и укрепить отношения, которые через различные культурные средства объединяют народы в едином стремлении к развитию и солидарности... Жители города Бари любят повторять в разговоре между собой, что ''святой Николай любит чужеземцев''. Бари и Апулия пользуются преимуществом находить общий язык с представителями других национальностей и, несмотря на различия, вести с ними позитивный диалог, приглашая к плодотворному обмену знаниями, религиозными традиция­ми, культурой»5.

Многие реликвии, хранящиеся в Бари, имеют характерные символы — Евангелие и три сферы. Евангелие в руках Святителя олицетворяет собою Учение, которое принёс в мир Христос и которое своею жизнью утверждал Николай Мирли­кийский. Известно, что само слово «евангелие» переводится как «благая весть», «радостная весть».

А теперь вспомним первые слова Учения Новой Эпохи, данного миру уже в XX веке: «В Новую Россию Моя первая весть». Так на новом витке эволюции из единого Великого Источника Истины на землю вновь была принесена Благая весть Знаний — Учение Живой Этики. Оно, по словам Наталии Дмитриевны Спириной, есть «прямое продолжение тех вдохновений свыше, которые от времени до времени получало человечество через своих пророков и Великих Учителей; прямое продолжение Евангелия в его современной, доступной человечеству ХХ века форме»6.

Знак трёх сфер, которыми так изобилуют изображения Святителя Мир­ликийского, лишь в наше время — в трудах Н.К.Рериха, в Записях Б.Н.Абрамова, в словах Н.Д.Спириной — получил своё наиболее полное объяснение. Этот древнейший Знак, прошедший сквозь тысячелетия, является символом Великого Братства и «имеет значение общемировое, объединяя в круге всё человечество». Знак Триединства был использован Н.К.Рерихом для создания Знамени Мира — Знамени охранения памятников культуры всего человечества. Как сказано в Записях Б.Н.Абрамова, «работающие под этим Знаменем постигнут всю мощь объединения, заключающегося во всевмещении»7.

Широко чтившийся в Византии, Святой Николай получил совершенно особую популярность на Руси. Его даже называли «русским Богом». В сознании русского народа он встал сразу вслед за Богородицей, возвышаясь не только над Святыми, но даже над Апостолами. В знак особого почитания Святого Николая народ возводил множество храмов и часовен. По количеству Никольских храмов Русь превзошла Византию.

Благодаря тому почитанию, которым пользовался в Древней Руси Святитель Николай Мирликийский, в нашей письменности очень рано составилась о нём значительная литература — множество свидетельств, идущих из глубокой древности. Так, уже в ХI веке один киевлянин писал: «Приди в Русь и смотри, как нет ни града, ни села, где не было бы чудес многих святого Николая».

«Скажи нашей старухе, — пишет писатель В.Крупин, — что Святитель Николай не русский, а грек, она, пожалуй, и обидится. Как это может быть — Николай Чудотворец, да не русский? Быть не может. Ведь наш Святитель Никола-зимний — в полушубочке, в валенках, усы и борода в инее, глаза добрые, ласковые. Но и строгие. Никола-вешний — в зипуне, в лёгких лапоточках»8.

Дошедшие до наших дней житийные описания и иконы дают нам возможность приблизиться к об­ликам Святых. Так, известный русский философ С.Н.Булгаков говорил: «Икона даёт чувство осязательного присутствия Божия».

Мы знаем о том, что сокровенный смысл иконы очень глубок. В переводе с древнегреческого слово «икона» означает «отражение»; икона являлась отображением Бога-Творца, воплощённого в каждом его творении.

Иконопись заключает в себе тайну воплощения в зрительном образе невидимого, неосязаемого смысла, самой Божественной Благодати. В Записях Бориса Николаевича Абрамова сказано: «Иконы, священные Изображения и предметы имеют значение не сами по себе, но как посредствующие звенья, соединяющие сознание с теми или с тем, к кому или чему оно устремлено»9. «Изображение служит только как бы соединительным мостом...»10 «Когда смотрите на Священное Изображение Учителя Света, соприкасаетесь с неисчерпаемым по глубине резервуаром Его Духа и можете из него черпать вдохновение»11.

Многие факты жизни Святителя Николая, Его труды и подвиги вошли в клейма на житийных иконах: это и случай с купцом, изменившим маршрут корабля, чтобы накормить голодных, и чудесное избавление не просто осуждённых, но уже выведенных на казнь, когда Никола вырвал меч из рук палача. Всё это известные чудеса, а сколько же было совершено их Святителем, при его долгой праведной жизни, Бог весть... И сколько он оказывал людям благодеяний, сколько исцелений, и всегда, подражая Христу, он запрещал разглашать о себе.

Никола являлся народу главным образом в двух ипостасях: как милосердный покровитель всех обездоленных, их небесный заступник, и как воитель, одинаково грозный для захватчиков и еретиков, с которыми Он яростно боролся.

Наши преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский глубоко чтили Святителя Николая. У Сергия были келейные иконы, два древних образа — «Богоматерь Одигитрия» и «Никола». О чём же мог разговаривать Сергий со своим Небесным Гостем — Николаем Мирликийским? Этого мы не знаем, но знаем другое — когда князь Дмитрий, получивший благословение Сергия, шёл к реке Непрядве на страшный бой с татарами, в видении ему явился Никола и сказал князю, чтобы он шёл и не боялся. И Дмитрий Донской со своим воинством пошёл навстречу страшной орде, которая всё на своём пути сметала, — и победил.

«Дивен Бог во Святых Своих» — эту фразу из Евангелия часто повторяла Н.Д.Спирина, поясняя, что лишь через Святых и Подвижников, в которых Божественное Начало выявлено в максимальной степени, можно приближаться к познанию Бога.

Неоднократно Наталии Дмитриевне задавали во­прос: почему она чаще всего обращается к Святому Николаю? На это она отвечала, что именно он провёл её через всю жизнь, от самого детства. «Там, Наверху, всё едино, — говорила она, — и к кому бы мы ни взывали, наши обращения к Старшим обязательно дойдут, но у каждого человека есть свой наиболее близкий ему Святой». Просто и убедительно Наталия Дмитриевна открывала нам великий облик Святого Николая, приближая его к нам и одновременно стараясь поднять нас до него. В книге «Сердце» читаем: «...Каждый, кто приготовит сердце своё и возвысит сердца ближних, тот уже творит волю Пославшего»12.

Если собрать всё сказанное Наталией Дмитриевной о Николае Чудотворце, то перед нами предстанет очень яркий и живой Образ Великого Светоча. Своё отношение к этому Вселенскому Святому она стремилась передать всем, с кем ей приходилось общаться. Все её слова, написанные и сказанные о Святителе Николае, являлись прославлением великого Чудотворца.

Наталия Дмитриевна очень скупо рассказывала о своей жизни, но некоторые факты её биографии, связанные с проявлением помощи Святого Николая, она старалась донести до нас. Из её рассказов мы узнали о том, каким чудесным образом был спасён её родной город Харбин, находившийся, как считали многие, под покровительством Святого Николая.

Во время Второй мировой войны японская авиация готовилась разбомбить Харбин «ковровым» налётом, что означало сравнять город с землёй. Жители, зная о готовящемся нападении, обращались за помощью к Николаю Чудотворцу. «Харбин хотели разбомбить, но Никола обошёл город, кому-то сказал, что бомбить не будут. И я с вами бы тогда сейчас не разговаривала. Они — Старшие Братья человечества — уже сложили макет будущего», — так просто рассказывала об этом Наталия Дмитриевна.

И не только спасением жизни она была обязана Святителю Николаю, но и духовным рождением — по её упоминаниям, именно благодаря Святому Николаю она подошла к Учению Живой Этики: «С него началось моё духовное развитие: совершилась развязка и пришло Учение».

Приехав в Россию, Наталия Дмитриевна выбирает для жительства город Новосибирск, который изначально назывался Новониколаевском, мечтая о том, чтобы городу было возвращено его исконное имя. «Как прекрасно, как зовуще было бы вернуть первоначально данное нашему городу имя — Новониколаевск, в честь великого вселенского Святого», — говорила Наталия Дмитриевна.

Вместе с книгами Учения она привезла из Харбина в Россию икону Николая Угодника и книгу Алексея Ремизова «Николины притчи», с которыми не расставалась. Книга Ремизова в последние годы жизни постоянно находилась рядом с Наталией Дмитриевной, и она часто перечитывала притчи о любимом Святом. Приведём одну из них.

 

СВЕЧА ВОРОВСКАЯ

Жил-был один человек, а время было трудное, вот он и задумал себе промыслить добра, да недобрым делом.

Что у кого плохо лежит — не обойдёт, припрячет, а то накупит дряни какой, выйдет купцом на базар и так заговорит ловко, так выкрутит, совсем тебя с толку собьёт и втридорога сбудет, — одно слово, вор.

И всякий раз, дело своё обделав, Николе свечку несёт.

Понаставил он в церкви свечей, только его свечи и видно.

И пошла молва про Ипата, что по усердию своему первый он человек и в делах его Никола ему помощник.

Да и сам Ипат-то уверился, что никто, как Никола.

И однажды хапнул он у соседа, да скорей наутёк для безопаски. А там, как на грех, хватились, да по следам за ним вдогонку.

Бежал Ипат, бежал, выбежал за село, бежит по дороге — вот-вот настигнут! — и попадает ему навстречу старичок, так, нищий старик, побиральщик.

— Куда бежишь, Ипат?

— Ой, дедушка, выручи! Не дай пропасть, схорони, настигнут, живу не бывать.

— А ложись, — говорит старик, — вона в ту канавку.

Ипат — в канаву.

А там лошадь дохлая.

Он под лошадь и закопался.

Бегут по дороге люди и прямо по воровскому следу. А никому и невдомёк, да и мудрено догадаться...

Так и пробежали.

Ипат и вышел.

И старичок тут же на дороге стоит.

— Что, Ипат, хорошо тебе было в скрыти-то лежать?

— Ой, дедушка, хорошо, — чуть не захлебнулся!

— Ну вот, видишь, захлебнулся! — сказал старик и стал такой строгий, — а мне, как думаешь, от твоих свечей слаще? Да свечи твои, слышишь, мне, как эта падаль!

И пошёл такой строгий13.

 

Наталия Дмитриевна учила нас обращаться к Святому Николаю за помощью во всём: «Запомните, нам помогут только Сверху, наша защита — там!»

Обращаясь к участникам «квадратного стола» СибРО 29 сентября 2002 года, Наталия Дмитриевна сказала:

«Победа Света — как восход —
Неотвратима, непреложна;
Пусть ночь глухая безнадёжна,
Наступит час — она пройдёт.

И свет, и красота Нового Мира! Наступит новое небо и новая земля, и старое уже не вспомянется. И начинается это в самом центре огромного материка, на самой твёрдой части Земли. Такой город полуторамиллионный! И с такой часовней Святого Николая — какой больше нигде нет!

Он поддерживает нас во всём и спасает нас и на суше, и на море. В честь него поставлена такая дивная часовня, все туда ходят, и стар и млад, и молятся, и ставят свечи ему. И он всегда откликается и помогает всем. Вот такой у нас город!»

15 января 1996 года в одной из бесед Наталия Дмитриевна рассказала о последнем по времени чуде, совершённом Святым Николаем, — о спасении им от урагана города Новосибирска: «24 декабря, когда у нас был ''круглый стол'', Никола спас наш город. На ''круглом столе'' было сделано сообщение о нём, мы непосредственно обратились к Николе, и он помог. А если бы не обратились, может, город пострадал бы. Я ощущала его присутствие в зале, и оно было. Мы имели пример непосредственного общения с Иерархией».

Наталия Дмитриевна написала по этому поводу заметку «Нерушимая стена». «Как бы мы существовали, — говорила она, — если бы не было таких вот ''нерушимых стен'', которые так нам помогают. Как бы мы жили, если бы не к кому было обратиться?»

Сейчас можно сказать о том, чего не упомянула Наталия Дмитриевна в своей заметке, — о её непре­станных обращениях к Святому Николаю с просьбой защитить город и о том, что в молитве она провела тогда всю ночь... «Молитва есть возношение и восхищение. (...) Молитва есть провод к потоку Благодати. Поток льётся в избытке, но нужно приобщиться к нему. Нужно найти сердечное соотношение, достойное для встречи высшей, сокровенной Ценности...», — сказано в книге «Аум»14.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Можно уйти от земли и землю оставить, чтобы сочетаться с огнями пространства, но можно принять их в себя, не покидая земли. Землю оставить не прочь слабые духом, но сильные духом, восстав, землю с собой поднимают, — им благо. У сильных забота о том, как поднять человечество в целом. У сильных путь только вперёд, кверху, к достижениям новым, полезным и нужным всем людям. Забота о мире, о всех — признак человека новой расы»15.

«Истинно чудесно, поистине прекрасно, — писал Н.К.Рерих, — среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешённых социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утончённых душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением»16. Памятные дни — «это дни особо углублённых, интенсивно сердечных воспоминаний о тех Светочах Мира, без которых было бы очень темно на нашей планете. Эти памятования открывают канал для выявления Светочей, и невозможно учесть, какие благие последствия это порождает»17, — говорит Наталия Дмитриевна Спирина.

И не только 19 декабря и 22 мая, но и ежедневно в Музее Н.К.Рериха звучит голос нашего земного Учителя, обращённый к Святому Чудотворцу Николаю Мирликийскому с благодарностью за помощь.  

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!18

 


1 Спирина Н.Д. Отблески – 1992. Екатеринбург, 1997. С. 34.
2 Цит. по: Спирина Н.Д. Отблески. 1940 – 1989. Новосибирк, 1996. С. 79.
3 Рерих Е.И. Письма. III. М., 2001. С. 336.
4 Спирина Н.Д. Отблески – 1993. Екатеринбург, 1997. С. 57 – 61.
5 Сокровища Базилики Свт. Николая в Бари: Каталог выставки. М., 2005. С. 12.
6 Спирина Н.Д. Отблески – 2002. Новосибирск, 2003. С. 17.
7 Запись Б.Н.Абрамова от 13.04.1953 // Восход. 2004, № 4. С. 2.
8 Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб., М., 2003. С. 4.
9 Грани Агни Йоги. V. 163.
10 Грани Агни Йоги. XII. 441.
11 Там же. 536.
12 Сердце. 332.
13 Ремизов А.М. Сочинения: В 2 кн. Кн. 1.: Звенигород окликанный. М., 1993. С. 310 – 311.
14 Аум. 35.
15 Грани Агни Йоги. Т. 1. 26.01.1960.
16 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 124.
17 Спирина Н.Д. Отблески – 1997. Новосибирск, 1998. С. 37.
18 Спирина Н.Д. Подняться в духе до Звезды… Новосибирск, 2002. С. 22.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Николай Чудотворец

Статьи по теме, смотреть список



Материалы чтений по теме, смотреть список


 

 

 
Мысли на каждый день

Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа.

Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934

Неслучайно-случайная
статья для Вас: