Не слова, но лишь мысль убеждает и перерождает сознание. Община, 219 |
В декабре 2007 года сотрудники Сибирского Рериховского Общества предложили мне выехать на Алтай, для участия в плановых работах в Музее Н.К.Рериха. Взяв билет на вечерний автобус, собрался в путь. На автовокзал меня проводила дежурная сотрудница СибРО, которая в течение всей поездки держала со мною связь по телефону: зимний путь длиной почти 1000 километров может иметь всякие неожиданности. Настроение приподнятое, поудобнее устраиваюсь — и вперёд, на Алтай. Ранним утром — пересадка в Горно-Алтайске, и снова ровно гудит мотор, автобус мчит к намеченной цели.
За окном — удивительные пейзажи: покрытые чистым искрящимся снегом крутые склоны гор, в белом пушистом убранстве могучие лиственницы и кедры. Дорога — то взлёт, то спуск, то серпантином вьётся над рекой. Через каждый час сообщаю: проехал Усть-Кан, Семинский перевал, Кырлык, Амур, Громотуху... Вновь и вновь радуют глаз взметнувшиеся ввысь, в синее небо, острые вершины гор, заросшие склоны в серебристом одеянии заиндевевших деревьев...
А на связь уже вышли наши «алтайцы». В полдень на пограничном пункте пассажирам оформили пропуск — и мы в Усть-Коксе, где меня уже поджидает наш уазик. Преодолеваем последний отрезок пути через реку Катунь по новому мосту — и мы на территории Музея. Вот она, Благословенная Долина, а вокруг — синие горы, прозрачный серебристый лес. Прозрачен воздух, настоящее серебряное царство тишины!
Стало спокойно на душе: вот мы и дома. Устраиваюсь жить вместе с тремя сотрудниками СибРО в старом доме, которому более ста лет, но его стены ещё хорошо держат тепло. В доме уютно от потрескивания в печи дров.
Иду смотреть мастерскую. Вокруг неё на снегу — штабеля заготовленных досок и брусьев для второго этажа. Мастерская по деревообработке ещё строится, но в ней уже вовсю работают станки. Внутри стоит густой смоляной запах свежеоструганного дерева: янтарные стены сделаны из кедровых и сосновых брусьев; уже начали настилать полы, по которым так и хочется, сняв обувь, пройти босиком. У стен закреплены современные лёгкие белые батареи водяного отопления.
Светлый дымок от берёзовых поленьев вьётся над мастерской, а вокруг — близкие горы, чистота свежего снега и тишина...
Летят стремительно дни, наполненные работой и впечатлениями. С утра надо наколоть дров, истопить несколько печей, наносить воды, приготовить обед и не снижать ритма основного труда и в Музее, и в подшефном сельском клубе, где производится ремонт.
К наступившим морозам мы с Анатолием Петровичем Веселёвым спешим вставить вторые рамы в избе, где разместились сотрудницы СибРО. Этот старый дом был отремонтирован ещё в прошлом году, и сейчас три просторные комнаты с белыми потолками и светлыми стенами выглядят просто великолепно! В большие окна сквозь кружева занавесок заглядывает солнце, освещая свежевыкрашенный пол, а в середине избы стоит большая тёплая печь — согреет в любую стужу.
Склоны заснеженных гор подступают к ограде соседних домов. Когда вечером возвращаемся из Музея, горы, в сиянии луны и алмазной россыпи звёзд, становятся таинственными и такими близкими, что кажется: протяни руку — и дотянешься до этих крутых склонов. В такие минуты и рождаются стихи.
Благословенная Долина
Благословенная Долина Здесь, в царстве чистого снега, гор, тишины и солнца, Встретим мы жизни Вечность, мудрости Свет и покой. И наполняет сердце благоговейный трепет, И улетает в небо дух наш за синевой. Здесь расцветают розы в чудных садах и скверах; Строится Светлый Город, рай приближая земной
31 декабря 2007 г.
Несмотря на декабрь, Музей продолжают посещать и взрослые, и дети. У них вызывают неподдельный интерес не только прекрасные репродукции
Н.К. и С.Н. Рерихов, Г.И.Чорос-Гуркина — ребят восхищает и коллекция минералов.
По средам в сельском клубе показываем для ребят мультфильмы. Привозим свою аппаратуру, разворачиваем экран, расставляем кресла. Несмотря на крепкие морозы, зал быстро наполняется малышами, и в течение часа мультфильмы смотрятся на одном дыхании, сопровождаясь смехом и возгласами малышей.
По выходным дням в Музее работает изостудия для сотрудников СибРО под руководством А.П.Веселёва и В.Н.Лихачёва. Каждый по своему желанию рисует натюрморты, пейзажи, цветы, птиц... Родился замысел нарисовать могучего всадника на белом коне — как символ СибРО, вступающего в 2008-й год, — и за два занятия он был осуществлён. Некоторые так увлекаются рисованием, что не желают прерываться на обед. Прекрасная творческая атмосфера царит в Музее, и кажется, что так бывало в старинные времена, когда вечерами собирались мастерицы прясть, вышивать и звучала песня: «В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит...» А мы включаем магнитофон — и звучит музыка Вивальди, Шопена, Рахманинова...
Прекрасна и торжественна атмосфера в Музее в дни памятных дат, когда проходят просмотры фильмов, прослушиваются выступления Наталии Дмитриевны Спириной. Надолго запомнятся такие дни в декабре, посвящённые памяти Наталии Дмитриевны Спириной, Николая Константиновича Рериха, Николая Чудотворца. Через них мы обрели доступ к сокровенной высшей мудрости, чтобы применять знания на общее благо. Только спустя годы начинаем осознавать истинное величие этих Светочей, столько для нас сделавших, и огромную степень добровольно взятой на себя ответственности за продолжение больших дел, оставленных нам...
В напряжённом труде быстро пролетел декабрь, заполненный событиями и яркими впечатлениями; весело встретили Новый, 2008 год. Но главное — пройдя испытания морозами и временными бытовыми неудобствами, мы стали ближе и роднее друг другу. А это значит, что, вступая в 2008 год, ещё сильнее и сплочённее стало СибРО. Природная красота Алтая и ежедневный напряжённый труд укрепили наше духовное родство. Зимнее чудо Алтая навсегда останется в наших воспоминаниях. До новых встреч, светлая радость Алтая!
...Январским вечером, перед отъездом, затянутое облаками небо вдруг очистилось и засияло необыкновенно чистыми лазурными и сапфировыми красками, а длинные пряди высоких облаков, как бы обозначив предстоящую ночную дорогу в Новосибирск, вспыхнули золотыми огнями!..