Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим». Озарение, ч. 2, гл. 9, п. 10 |
Галина НИКОЛАИДИ
В «Искрах Света» есть запись от 5 октября — это день ухода Елены Ивановны Рерих: «...С нею ушёл свет. Тяжко и для нас, и для планеты. Мир плотный нуждается в освещении духом. Очень тяжко лишиться прямого руководства, имеющего громадное значение для воплощённых. (...) Пусть годовщина ухода будет радостной, а не скорбной»1.
Прошло три года, как на физическом плане с нами нет Наталии Дмитриевны. Эта утрата невосполнима! Сейчас боль в наших сердцах стала тише, появилась радость от того, что она трудится в Высших сферах и помогает нам оттуда. Эту помощь мы чувствуем постоянно. Она говорила, что после ухода сможет помогать нам ещё больше. Мы видим, как неожиданным образом разрешаются сложные обстоятельства, как дела растут, и понимаем, благодаря кому это происходит.
Мы считаем — всё, что говорила и писала Наталия Дмитриевна о высоких обликах, можно смело использовать для описания её образа. Ведь в своей сущности она — светоносец, который несёт в себе самые высокие качества духа и живёт по космическим законам. О таких людях сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Разве солнечное сознание не озаряет своими красками и светом всё, на что устремляется его луч? А если это так, то попасть в сферу солнечного сознания — благо. И это по всей Иерархии сверху донизу»2. Мы знаем, что все качества духа имеют большое значение для пространства и воздействуют на очень большие расстояния.
Общение с Наталией Дмитриевной было у многих, и каждый получал необходимую помощь: кто-то выздоравливал, кто-то устраивался на работу, у кого-то менялась атмосфера в семье. Можно перечислять долго...
Вспомним и о том, как устремляла Наталия Дмитриевна к творчеству. Особое значение для неё имело поэтическое творчество. Если она говорила о поэзии, то сразу говорила об ответственности, о качестве стихов; советовала нужную литературу, приводила пример требовательности Бориса Николаевича к её стихам. После таких встреч многие начинали пробовать писать стихи, статьи, которые печатались в нашем журнале, а к 4 мая — дню Рериховской поэзии, который мы празднуем в день рождения Наталии Дмитриевны, — в СибРО начал выпускаться сборник стихов «Огни трудов». Издано уже 5 выпусков.
Наталия Дмитриевна — истинный учитель и строитель Новой жизни. Она сама знала жизненную битву и готовила всех нас к принятию этого боя. Не научи она этому сотрудников, не вооружи для борьбы, как могло бы остаться дееспособным созданное Наталией Дмитриевной Общество после её ухода с земного плана?
Вся жизнь Наталии Дмитриевны есть пример для нас, и это было самым главным фактором нашей подготовки.
Последний год её жизни был очень сложным. Завершая свой земной путь, Наталия Дмитриевна подготовила сотрудников, живущих не только в Новосибирске, но и во многих других городах. Остались те, на кого надеялась, кто может и должен продолжить Дело, которому она посвятила всю свою жизнь. Наша задача — оправдать её доверие. Нашу любовь к ней подтвердят дела.
Она учила нас, как можно извлечь урок из каждого обстоятельства; гасила конфликты, подчёркивая положительную сторону в любом явлении. Например: сотрудники договаривались с Наталией Дмитриевной о встрече в определённое время, а потом опаздывали на несколько часов. Видя, как она ждёт, я, а иногда и те, кто пришёл вовремя, начинали справедливо, как нам казалось, возмущаться. Наталия Дмитриевна же говорила о том, сколько работы в Обществе, как там загружены люди, как они трудятся не покладая рук. Мы успокаивались, и менялась тема разговора.
Второй пример. Как-то, вернувшись из магазина, спохватилась, что забыла купить соль, и шутливо сказала: «Всегда забудешь соль и спички», — и вдруг услышала вопрос Наталии Дмитриевны: «Галина Семёновна, а вы Учение читаете? Что там пишут о забывчивости, рассеянности, любопытстве? Давайте прочитаем параграф 250 в книге ''Иерархия''». Читаем: «Забывчивость, рассеянность, двойственность, любопытство принадлежат к несовершенствам, которые следует искоренять. Любое из них можно признать как предательство, ибо из них родится самое низкое. Нужно понять, как неизбежны последствия их для самого себя». Так был получен хороший урок, как применять Учение в жизни.
Случалось, что сотрудники, приходя к Наталии Дмитриевне, порою забывали рассказать о чём-то важном. Наталия Дмитриевна предложила: «Давайте начнём им помогать. Будем у всех приходящих спрашивать: может быть, у нас что-то хотели спросить? И в следующий раз, увидев нас, они сразу вспомнят, что хотели сказать, уже не ожидая наших вопросов. Через время, если устремятся в этом направлении, будут всё помнить. Помочь можно только терпением, заботой, вниманием, любовью».
Видя, что какое-то несовершенство сотрудника могло пресечь его путь, она не молчала, указывала на это, — такие примеры тоже есть у многих, но всегда это было продиктовано заботой о сотруднике. «Лучше выслушать порицание Учителя или что-либо неприятное от Него, нежели не услыхать и не иметь от Него ничего. И в порицании и в неприятном — Забота Его и Внимание. Их многие ли имеют?»3
Многие слышали от Наталии Дмитриевны, что ей 25 лет. И не только слышали, но и видели, как духовная мощь, внутренний свет, пробиваясь через физическую оболочку, преображали её. Она была лучезарная. Лёгкая для её возраста поступь, все движения изящные, красивые. Весь облик утончённо-хрупкий. При других же обстоятельствах в ней проявлялась решительность и твёрдость, и мы видели мужественного, непобедимого воина. Наталия Дмитриевна могла быть разной, но всегда была прекрасной.
«Тело может стареть, но не дух. Дух старости не знает. Дух вечно молод и юн. Только если Агни растрачен и дух идёт вниз, ощущение юности исчезает. Когда накапливается Агни и Камень растёт, ощущение молодости и силы не оставляет сознания, хотя бы физическое тело и старело»4.
Наталия Дмитриевна говорила, что многие оказывают посильную помощь другим, но надо учиться помогать мысленно, а это могут и должны делать все, устремляясь по пути Света и Красоты. Сама Наталия Дмитриевна не только помогала мысленно, но, как подлинный носитель Света, излучала этот Свет на всё окружающее, «без слов благотворя миру»5.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Светить можно словом, светить можно мыслью, и действием каждым, и каждым движением своим. Каждое действие светоносца светоносно по существу, какого бы плана оно ни касалось и как бы ни выражалось оно. Аура света насыщает своими эманациями всю окружающую её сферу и оставляет искорки света на проходимом ею пути. Истинно, Носитель Света является благословением для всего, что Его окружает»6.