Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
5 декабря 1907 года в Париже была открыта выставка нового русского искусства, на которой были представлены и работы Николая Константиновича Рериха. Именно в Париже, который называли столицей мирового искусства, Рерих с 1900 по 1901 год совершенствовал своё художественное мастерство под руководством известного французского художника Фернана Кормона, очень верившего в творческий потенциал молодых русских художников.
Среди работ, представленных Рерихом на выставке, были картины, показывающие жизнь древних северных народов — викингов, или варягов, как их называли на Руси.
Н.К.Рерих, чей род имел древнескандинавские корни, не мог в своём творчестве обойти молчанием тему, интерес к которой проявился у него с раннего детства. Эта тема дала импульс для создания целой серии картин, посвящённых викингам, — таких значительных полотен, как «Варяжское море», «Триумф викинга», «Заморские гости» (другое её название «Из варяг в греки»), «Дочь викинга». На выставке в Париже была представлена картина «Песнь о викинге», написанная художником в 1907 году. На ней мы видим женщину-северянку, печально ждущую воина, ушедшего в дальний поход.
Викингами называли участников «вика» — морских походов, — выходцев из Скандинавии, которые в Средние века завоевали ряд государств на побережьях Западной и Южной Европы. С распространением христианства на Севере походы викингов постепенно прекратились, но история сохранила память о могучих воинственных людях, которых влекли неведомые страны.
В парижской выставке приняла участие и княгиня М.К.Тенишева, которую с Н.К.Рерихом связывали большая дружба и творческое сотрудничество. Княгиня «выставила свои эмали и керамику и, кроме того, работы крестьянок Смоленской губернии, сделанные под её наблюдением. Она и проповедуемое ею крестьянское искусство имеют большой успех в Париже, так что многие вещи уже проданы, некоторые даже французскому правительству»1. Так писал известный русский поэт Николай Гумилёв, побывавший на выставке и лично познакомившийся с Николаем Рерихом. Он очень высоко отозвался о художнике и его творчестве. Вскоре в газетах появилась написанная им заметка, в которой говорилось: «5 декабря состоялась 1'inauguration выставки нового русского искусства в Париже. Нужды нет, что в ней участвуют всего пять артистов и что помещение на rue Caumartin очень мало, — оригинальность замысла, дополненная большим художественным вкусом, искупает всё. Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля и, что ещё интереснее, — старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники ещё раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймёт и полюбит русскую старину, найдёт её только в своём воображении. Королём выставки является бесспорно Рерих (выставивший 89 вещей). Мне любопытно отметить здесь его духовное родство с крупным новатором современной французской живописи Полем Гогеном. Оба они полюбили мир первобытных людей с его несложными, но могучими красками, линиями, удивляющими почти грубой простотой, и сюжетами дикими и величественными, и, подобно тому как Гоген открыл тропики, Рерих открыл нам истинный север, такой родной и такой пугающий.
Из больших картин Рериха наиболее интересна изображающая «Народ курганов», где на фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d’Automne. Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав.
«Песня о викинге» — вещь изысканная по благородству красок, серых, синей и бледно-оранжевой: от сбегающего вечера ещё суровее старые стены дедовского дома; белокурая грустная девушка поёт о ком-то далёком, а пред нею, среди сверкающего облака, в яростной схватке сшиблись две призрачные ладьи.
«Сокровище Ангелов» — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. Это — вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России.
Интересна была мысль выставить рядом Рериха и Билибина, одного — как представителя скандинавских и отчасти византийских течений в русском искусстве, другого — как поборника течений восточных. (...)
Выставка, несмотря на свою миниатюрность, производит вполне законченное впечатление»2.
Позже Николай Гумилёв написал в одной из своих статей: «Рерих — вот высшая степень современного русского искусства. Он глубоко национален, именно национален, а не народен. Не принимая современную Россию за нечто самоценное, законченное, он обращается к тому времени, когда она ещё создавалась, ищет влияний скандинавских, византийских и индийских, но всех преображённых в русской душе. Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению»3.
1 Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 260.
2 Там же. С. 259–260.
3 Там же. С. 265.