Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. Рерих Н.К. «Врата в будущее» |
«Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону, он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни лишь в стремлении восставшего духа. Для поворота эволюции нужно перестроить всю жизнь»1.
Безусловно, Николай Константинович Рерих является провозвестником Новой Эпохи — Эпохи Истинной Культуры, основанной на Знании и Красоте. Знания, принесённые им и Еленой Ивановной Рерих, направлены на пробуждение духа человеческого и ведут к пониманию основ жизни и основ эволюции.
Н.К.Рерих в статье «Грозы» писал о духе человеческом, что его «не зальёшь наводнениями, не испепелишь его жарою. Всё-таки проснётся он, его дух вечный и одарённый… в озарённом сознании он вспомнит о добротворческом устремлении, которое ведёт к вратам расцвета. И ключ найдётся»2.
Как уже отмечалось в сообщении «Н.К.Рерих о Красоте», Елена Ивановна Рерих в одном из писем к сотрудникам в Америку назвала Николая Константиновича светлым Предстателем Добра и Красоты. Мы знаем, что Елена Ивановна никогда и ничего не говорила просто так.
В словаре Владимира Даля читаем: «Предстатель — это заступник, ходатай, проситель за других, заботник, покровитель, защитник». И действительно, Николай Константинович Рерих на всех путях своих защищал или, правильнее сказать, утверждал Добро и Красоту.
В книге «Надземное» сказано: «Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждающие, что красота есть добро, и добро прекрасно»3.
Все Великие Подвижники, в какие бы времена они ни жили, несли в мир Добро и Милосердие. И не случайно называют их Светочами Мира, ибо, как сказано в Учении Живой Этики, «Добро есть свет»4. Само Учение иногда называют «Учением Добра». В книге «Надземное» сказано: «Не легко продвигать Учение Добра, когда оно не прилагается к жизни»5.
Мысли Н.К.Рериха о Добре и Красоте, высказанные им в очерках и письмах к сотрудникам, в настоящее время приобретают особое значение. Об этих эволюционных понятиях он твердил неустанно, пытаясь привлечь к ним внимание современников. Он считал, что, будучи применёнными в жизни, они перестроят жизнь и повернут эволюцию к пониманию и развитию сердца. Говоря о добре, он указывал: «Не будем пугаться нагромождения и повторения определительных о добре. Добро нужно. Добро неотложно. Добром держится твердь»6.
«Справедливость и добро, — сказано в Учении, — являются понятиями неопределёнными, но нужно заглянуть в сущность сознания, чтобы почуять нерушимые Основы Бытия»7.
В одном из писем Н.К.Рериха к сотрудникам есть краткий призыв, который можно сравнить с лозунгом: «О добре, по-доброму, для добра»8. Можно без преувеличения сказать, что в этой формуле он выразил основу своей жизни и многогранного творчества. И не случайно свои картины Николай Константинович называл вестниками добрыми.
Не менее интересно и другое замечание Н.К.Рериха: «Жизнь идёт, воплощая идеи, а идеи ведут её. Возможно, что Идея Идей по-платоновски и есть добро, которое воплощается в жизни»9. Из Учения Живой Этики нам известно, что готовность допустить расширяет сознание и позволяет увидеть новые, не видимые ранее, горизонты. Может быть, это допущение Н.К.Рериха об Идее Идей поможет нам взглянуть на многие явления иными глазами.
В книге « Надземное» сказано: «Агни Йога есть доброслужение»10. Также сказано: «Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. Пусть он вначале может ошибиться и принять за добро излишество самости, но если он углубит своё размышление, то, в конечном смысле, он найдёт в себе искры Общего Блага»11.
«Нелепо думать, что добро отвлечённость или заслуга. Оно есть спасение будущего, ибо без него нет утверждения восхождения. Так каждая мысль добра есть уже стрела Света»12.
С.Н. Рерих. ПОРТРЕТ АКАДЕМИКА Н.К. РЕРИХА. 1937
В одном из очерков Н.К. Рерих пишет: «...Человечество в сердце своём всегда взывало "о Мире всего Мира". Истина не ржавеет, в какой бы промозглый подвал её ни пытались запрятать. Прекрасный Жар-Цвет правды и добра преоборет любой мрак. В какое бы самоомрачение ни впадали слабовольные люди, но Надземная Истина их опять-таки просветит. Жаль, что "Надземное" ещё не могло быть издано. В нём много повелительных зовов, так неотложных сейчас»13.
В то время, когда были сказаны эти слова, книга «Надземное» ещё не была опубликована, и потому в своих трудах Николай Константинович всячески утверждает понятие Добра, указывая на него как на единственное условие жизни и преуспеяния.
«Очевидно, человечество, — отмечает он, — само чует, насколько бесчисленно раз оно должно повторять самому себе о действенности блага и о постыдности зла.
Но в каких почти незримых скверных червях ползает по миру зло. Недаром сами люди называют червем зависти, червем сомнения, червем подлости постыдное одержание, в котором попирается всё лучшее и высокое. (...)
Много говорится об эволюции. Но ведь со всякой точки зрения, от нижайшей до высочайшей, эволюция предполагает преуспеяние добра. Люди знают, что препятствовать чему-то доброму — уже означает сотрудничать со тьмою. Зачем об этом опять говорится? Если говорится, то, значит, существуют к тому причины. Не просто повторяется о том, что все уже должны знать, но твердится это по причине являющейся. Задавите в себе червя скверного. Освободите сердце от губительной заразы. Всё равно — "Свет побеждает тьму". Всё равно — Добро победоносно. В Добре ведомы настоящие сроки, и во Благе рождается соизмеримость.
Нерушимость есть условие каждого созидания»14.
«...Доброе зерно нерушимо!»15 — утверждает Н.К. Рерих. «...Будем надеяться, что удастся по всей земле посеять те благостные семена, которые называются добром. Это семя добра нуждается в прекрасной оправе, и потому, призывая к добру, будем служить и красоте. Красота и добро — ключ к радости»16. «Итак, будем радоваться каждому добру. Ведь оно уже рассеивает чьё-то смущение и заменяет безобразие красотой»17.
«Каждое добро само в себе уже активно и наполняет собою неизмеримо далёкие пространства. Если зло поражает и заражает атмосферу, то добро является истинным целителем и восстановителем растленных тканей»18.
Н.К.Рерих понимает, что необходимы срочные меры против всемирного разрушения. Он пишет: «Не приспело ли время обратиться к вечным панацеям Добра и Света, к законам Божеским, чтобы отогнать приступы сатанизма?
Когда сгущаются солнечные пятна, когда космически твердь содрогается, не пора ли сосредоточиться на мысли о том, как изгнать всеразрушающее безумие злобы?
Не пора ли признать, что ложь и клевета порождают самых безобразных пространственных сущностей?
Не наступает ли последний час, чтобы развернуть запылённые кодексы добра и омыть глаз сердца?»19
«Именно теперь людское сознание помутилось, — отмечает Н.К.Рерих — ...В последних статьях мне приходится напоминать: "Армагеддон войны окончен, но теперь человечеству предстоит Армагеддон Культуры — ещё более трудный"»20.
По мнению Николая Константиновича, основная трудность заключается в том, что каждому человеку предстоит осознать: самую ожесточённую борьбу ему необходимо вести с самим собой, со своими недостатками, за утверждение в себе доброго начала. «Сказанного достаточно, — пишет он, — чтобы встрепенулся дух человека, если он не принадлежит к теням, населяющим теперь мир, — теням незнающим, теням утерявшим, в ужасной пляске заканчивающим свои дни на планете... Но устремлённый дух встрепенётся и будет искать, а ищущие — всегда найдут. Но нелишне будет указать, что учуявшим Новый Мир на развалинах Ветхого нужно преобразить своё сознание и воспитать сердце на действенном добре»21.
Н.К.Рерих отмечает, что «сущность людей в основе своей добрая»22. Человек же в зависимости от своего образа мыслей может преобразить или изменить своё сознание, причём такое преображение бывает двух видов. Он указывает: «Нужно очень ясно усвоить себе принцип преображения как вверх, так и вниз. При преображении вверх все возможности и достижения как бы развёртываются, как бы в торжественном шествии развёртываются знамёна и являются их внутренние знаки. Так же при отступлении и низвержении знамёна свёртываются. Знаки, только что сверкавшие, погружаются в глубокие тайники.
Часто люди удивляются изысканности и познаниям служителей тьмы. Но ведь никто не сказал, что они всегда были служителями тьмы. Может быть, они низверглись, о чём дан такой замечательный символ. В низвержении свернулись и преобразились вниз их достижения. Правда, изысканность осталась, но она обратилась во зло. При восхождении всё встречаемое, всё познаваемое преобразуется в добро. Так же точно при обратном процессе; всё уже достигнутое во зло обратится. Обратится во вред всему светлому, всему проявленному. Будет затемнять, смущать и обращать в хаос.
В конечном итоге не так уж трудно, хотя бы и человеческим разумением, рассмотреть, что идёт к проявлению и созиданию, а что к разложению, к хаосу»23.
«Шутовство, балаган, осмеяние, поругание идёт к пределам возможного. Те, кто говорят, что зло равносильно добру, не должны забывать, что зло должно быть сводимо и осознаваемо как несовершенство. За добром всегда остаётся первоначало творчества. Но сейчас вместо начала непобедимо ведущего, поистине руководящего, добро отступает на оборонительные позиции и тем теряет первозвестие»24.
«Если бы только люди чаще о добре мыслили!»25 — восклицает Н.К. Рерих. Сколько чаяния и боли заключено в этом восклицании. Твердя о добре, он стремится убедить, что добро полезно прежде всего для того, кто его совершает, и что « чем больше добра, тем лучше. Чем чаще удаётся повторить слово "добро", тем благостнее. Уж больно много зла угнездилось сейчас в Мире — во всём Мире. До мира, о котором мы мечтаем, — ох! далеко»26.
По мнению Н.К. Рериха, «необычность добра и трудна, и путь к ней скучен для многих»27. Указывая этот путь необычный, он напоминает одну апостольскую мудрость: «"Отойди от зла и сотвори благо"... В кратком завете заключено два определённых действия. "Отойди" и "сотвори". И не тем "сотвори", что только отойдёшь. Нет, "отойди" и непременно "сотвори благо". Одно отхождение от зла ещё только половина дела. Но "сотвори", сделай, создай благо, как противовес злу. (...) Но как часто для самоуслаждения этот бодрый и повелительный завет превращался в кислое и неподвижное в существе своём отхождение. Если отойдёшь, то уже и благо будет. Нет, родные мои, не слишком ли легко? Для блага нужно ещё всеми силами духа и тела потрудиться. Благо не орех, требующий лишь крепкого зуба. Из безмозглости, из спящего сознания благо не воссоздаётся. Пашня блага, с посевами и жатвами, заповедана Апостолом в истинном всезнании жизни. И ещё вопрос, когда больше пота упадёт, при посеве или при жатве. (...)
Не сражение со злом, не возвеличение этим врага заповедует Апостол, но творческое создание блага. Свет не борется со тьмою, но сожигает, вытесняет её. Но для такой победы требуется поступательная скорость света. И какая скорость, и неудержимость!
Апостол заповедует благородное сопротивление злу созданием массы блага, которая, подобно свету, прободает и рассеет любую тьму зла. (...)
Как же определить зло? Восточная мудрость указует так: "Противостояние злу является одним из основных качеств ищущих Иерархию. Не физические свойства дадут упорство перед злом, но дух и огонь сердца создают доспех перед ухищрениями зла"»28.
Н.К. Рерих считает, что зло есть разложение, приводящее в аморфное состояние, оно всегда сопровождается тлением. «Такому разложению, — пишет он, — надо уметь противостоять. Нужно найти силы духа превозмочь боязнь, свойственную непротивлению злу. Так пусть готовятся к противостоянию злу»29.
Чему же необходимо противостоять во внешнем мире и как разглядеть, где разложение, которое «сопровождается тлением. Тьма питается тлением»30, — отмечал Н.К. Рерих. Предостерегая друзей, он обращает внимание на то, что «повсюду проявились два типа людей. Одни начинают обсуждать от хорошего, но другие даже первое слово своё направят в осуждение. Они не будут искать доказательств. Просто-де не нравится. И в этом заскрипит самая ржавая самость.
Тушителей не исправить. (...) Но опасность в том, что эти носители микробов заражают всё на пути своём. Как говорится, "и трава не растёт на следу их".
Они прикидываются авторитетами. Запасаются иностранными терминами. Окутываются лживою ласковостью. Полны всяких уловок — лишь бы повлиять на слушателей, лишь бы протолкнуть разложение в мозг молодежи. Они особенно охотятся за молодежью. Опасайтесь!»31
«Ох, много в мире "длинных носов", — продолжает Н.К. Рерих, — и не меньше "злых языков".
Каждый день злоязычничают все министерства пропаганды, вся пресса и радио. И всё это повисает в пространстве, испускает психический яд, сильнейший из всех ядов. (...)
"Злой язык жалу змия подобен". Изощрившись во зле, сумеют ли стать добрыми? Ставши акультурными, скоро ли смогут воспринять культуру? (...)
Не мозг, но сердце поймёт, где обитает мир, "мир всего мира", о чём тщетно взывают в церквах! А пока царят "длинные носы" и "злые языки"»32.
Н.К.Рерих напоминает, что в мире идёт постоянное соревнование между силами Света, устремлёнными вверх — ко всему высокому, и силами зла, чьё устремление направлено вниз — ко всему низкому; третьего не дано. Равнодушие он считает злом, отмечая: «Проходят тысячелетия, а класс равнодушных людей не только не уменьшается, но, может быть, даже возрастает. Какое зло заключается в мёртвом состоянии, "к добру и злу постыдно равнодушны"»33.
По мнению Николая Константиновича, победить в этой схватке можно только добром и эта «победа добром будет самой блестящей и поразительной победой. Змеиным жалом можно убить, но не победить, ведь победить будет значить и убедить»34.
«Соревнование в добре, в преуспеянии сломит зло. Невежество — корень зла. В познавании добро преуспеет, а зло, невежественное отрицание, рухнет. (...) Отрицание есть отступление, но развитие движения устремит вперёд, только вперёд»35.
«Не забудем, — продолжает Н.К.Рерих, — что тёмные борцы против добра подчас очень организованны. Не значит ли это, что и объединившиеся около добра, справедливости и взаимоуважения тоже должны быть очень объединёнными. (...)
Сейчас мир в большом смятении, и потому всякое объединение на справедливости и добротворчестве должно быть неотложно. Век Матери Мира не может быть заурядным веком. В чуткой настороженности будем слушать веление улучшения жизни»36.
Николай Константинович считает, что услышавшие веление улучшения жизни должны явить прежде всего благоволение или добрую волю.
Он напоминает о молении, на которое следует обратить особое внимание: «"Слава в вышних Богу, а на земле мир, в человецех благоволение". В торжественный день возносится такое моление. Не о туманном чём-то утверждает оно. В нём выражены три основы: осознание высочайшее, мирное земное строение и благоволение как основа быта. Без этих трёх основ строение невозможно; но предпослать их нужно не отвлечённо, а в полной и неотложной реальности. (...) ...БЛАГОВОЛЕНИЕ. Ведь это слово очень повелительно. Воление, оформленная воля... это уже нечто созданное, сделанное!
Воление не может быть только инстинктивным. Оно производится в полном сознании, за полною ответственностью. (...)
Возможно ли лучшее будущее без благоволения, без благоволения во всём его торжественно-повелительном значении? Какой же это будет мир на земле без благоволения?! И какая же это будет "слава в вышних" без углублённого и непрестанного воления блага?
Лучшее будущее! Ты должно быть лучшим. Ты должно быть лучше дня вчерашнего. Если не захотеть этого, то ведь из самого замечательного, уже сужденного, можно извлечь лишь ничтожный огарок. Все великие знаки могут быть в готовности. Но если не желать блага ради им следовать, то какая же их часть видимо осуществится? Кто же имеет право испортить или умалить сложенное великими путями? (...)
Благоволению нужно учиться. Мир нужно установить. Славою в вышних нужно восхититься всем трепетом сердца. Лучшее будущее!»37
«С полнейшим доверием обратимся к будущему. Не напрасно мы мечтали о лучшем будущем. Призовём его всею мощью духа. Ощутим, что оно — прекрасное будущее — возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству, к добротворчеству.
Мир движется. Ничего нового нет в этом. Да, да, движется, постоянно изменяется и стремится к лучшему будущему. Мечта о будущем! Ради неё и живём. Ради неё любим труд созидательный. Ради неё умеем улыбнуться и радоваться. И немала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовёт вперёд, вперёд и вперёд»38.
К восхождению по пути Добра во имя светлого будущего призывает Н.К.Рерих. Его добрые пожелания сотрудникам звучат порою как наставления полководца своим воинам. Вот одно из них: «Избегайте всяких вредных раздражений и трений. Знайте своё добротворчество и сердечное содружество. И мыслью, и словом, и делом будьте воинами Добра. Буддийская "Ангутара Никайя" говорит: "Воины, воины мы называем себя. Мы сражаемся за благородную добродетель, за высокое стремление, за высшую мудрость, за то мы зовём себя воинами". Да укрепит Преподобный Вас в подвижнической доблести»39.
Н.К.Рерих понимает, что трудно земным глазом разглядеть ростки добротворчества в мире, где царит зло и насилие, и потому, прозревая сердцем, утверждает: «И всё это добротворчество где-то имеется, только бы выявить его, собрать дружину ДОБРА»40.
Дружина ДОБРА — вот на что направлены мысли Н.К.Рериха, и не только мысли, но и дела. Как истинный полководец, для этой ратной дружины он утвердил на Земле самое сокровенное, самое победоносное из всех знамён — ЗНАМЯ МИРА. Он предвидел, что этой дружине, вооружённой оружием Света, предстоит одержать самую блистательную из всех мировых побед — победу Добра и Красоты!
(Продолжение следует)
Составитель И.М.Солуянова
1 Агни Йога. 153.
2 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 588.
3 Надземное. 726.
4 Там же. 386.
5 Там же. 693.
6 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 609.
7 Надземное. 820.
8 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 468.
9 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 557.
10 Надземное. 586.
11 Там же. 515.
12 Мир Огненный. II. 286.
13 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 453.
14 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 635.
15 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 60.
16 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 193.
17 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 87.
18 Там же. С. 41.
19 Там же. С. 49.
20 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 323.
21 Там же. С. 189.
22 Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига, 1991. С. 103.
23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 247 – 248.
24 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 142.
25 Н.К. Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 446.
26 Там же. С. 396.
27 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 199.
28 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 17 – 18.
29 Там же. С. 18.
30 Там же. С. 32.
31 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 204.
32 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 71.
33 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 194.
34 Н.К.Рерих. Нерушимое. С. 195.
35 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 414.
36 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 595 – 596.
37 Там же. С. 245 – 246.
38 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 307.
39 Там же. С. 447.
40 Там же. С. 507.