Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Мир Огненный, ч. 3, 395 |
Когда-нибудь, может быть скоро, в программу обучения войдёт предмет «Сравнительная история религий». Там будут объективно изложены основы всех крупнейших религий мира. И там будет глава, посвящённая религиозным войнам. Это будет страшная глава для тех, кто, ознакомившись с сутью всех религий, ясно увидит, что суть эта едина и причин для розни и резни никаких не было и нет. И будут ужасаться кровавым крестовым походам, распрям между католиками и протестантами, преследованиям староверов и многому другому.
А в данное время на Западной Украине происходит конфликт между униатами (греко-католиками) и православными. В 1989 году униаты прибегли к насильственному захвату православных храмов, начались покушения на жизнь православных священнослужителей и прихожан1.
Точно все эти ревнители веры верят не в одного и того же Бога, почитают не одного и того же Христа. Битвы идут из-за формы, из-за буквы; и не поняты и забыты слова Христа: «Буква убивает, а дух животворит».
В Откровении Св. Иоанна (Апокалипсисе) предсказывается: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» Что же минует и что ляжет в основание нового неба и новой земли? В основание лягут основы, а разрушатся надстройки, скрывавшие эти основы. Все религии в своей первооснове едины.
Елена Рерих пишет: «...слово "религия" заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в своё исключительное владение, потому каждый народ обособил, ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему, выражения её у своих ближних»2.
ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ. Калимпонг, Индия. 1950 – 1955
Эти различия выражаются в обрядах, ритуалах, канонах, наименованиях, архитектуре храмов и их убранстве и так далее. Всё это принимается за самое главное, и тут расхождения неминуемы.
На протяжении всей известной нам истории человечества можно наблюдать, как приносимые духовными Учителями основы жизни почти сразу же обрастали многочисленными комментариями, произвольными толкованиями, которые хоронили под собой простые и ясные общечеловеческие принципы жизни земной и надземной; законы, общие для всех жителей планеты Земля и для всего Космоса.
В книге «Община» говорится: «Новое Учение почитает Носителей прежних Заветов, но идёт без багажа конченных времён. Иначе караван пособий примет непередаваемые размеры. Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трёх веков от ухода Учителя. Надо когда-нибудь почистить полки. От этой чистки вырастут Облики Учителей Света»3.
Каждая религия — луч единого Солнца Истины, и этот луч посылается через великих Провозвестников в определённое время и определённому народу в той форме, в какой она ему соответствует по уровню его развития и национальным особенностям. И не отвлечённая мораль — заветы Учителей, а путь жизни.
Мы подошли к тому роковому времени, когда становится ясно, что не только знание, а именно применение основных законов Бытия, введение их в жизнь спасёт человечество и планету от конечной гибели и откроет путь эволюционного развития без тех препятствий и нагромождений, которые до сих пор тормозили продвижение по этому пути.
После предельного разъединения, которое привело человечество к краю бездны, пришло время неотложного объединения его на единой основе духа и Истины.
Елена Рерих под псевдонимом Наталия Рокотова написала книгу «Основы Буддизма». В день памяти Елены Ивановны вспомним об этой книге.
Обложка и фронтиспис книги «Основы Буддизма»
Обратите внимание на слово «основы». «Нас не занимают позднейшие нагромождения около буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего»4.
Кстати, «слово "Будда" не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе — "познавший", или тот, кто овладел совершенным знанием — мудростью»5.
Мой небольшой доклад — попытка хотя бы в малой степени сопоставить некоторые заветы буддизма, христианства и Живой Этики при разборе этой книги.
Живая Этика продолжает развивать положения учения Будды, как и других заветов, в соответствии с временем и степенью развития людей. Даются новые грани единой Истины, новые сведения о законах Бытия. Если, как говорил Будда, «человек есть процесс», то и раскрытие Истины есть тоже процесс. Эволюция во всём, и она беспредельна, и нет ей завершения. «Для кого-то решительно всё конец, но для Нашего ученика всё начало»6, — говорит Живая Этика, и это является источником постоянной радости, не житейской, а той, которая есть «особая мудрость», проистекающая из Знания, которое Будда ставил превыше всего.
Идолам поклоняются, Учителям следуют. Идолы требуют бездумного почитания. Учителя зовут к свободному, непредубеждённому знанию и сотрудничеству. «Знание позволит подойти к Великим Учениям свободно, жизненно...»7 — говорится в «Основах Буддизма». «Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности»8.
Он советовал приобщать детей к наукам и искусствам, этим способствуя расширению их сознания; по возможности больше путешествовать. «Рост сознания, истинно, праздник Наш»9, — говорит Живая Этика.
Будда утверждал, что «невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценимым, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы»10.
Но знание без применения нежизненно, так же как и вера без дел мертва. «...Целые страны отпадали от Учения, когда оно, вместо жизненных применений, обращалось в отвлечённые трактаты»11. «...Не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут»12, — говорит апостол Павел.
«И сказал Благословенный: ''Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни.
Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их.
Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценные знания и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира''»13.
Насколько важно применять заветы, данные для нашего спасения, неоднократно говорится в Евангелии. «Не всякий, говорящий Мне: ''Господи! Господи!'', войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»14, — говорит Христос.
В этом высказывании также даётся понять, что механическое повторение Имени не даёт желаемых духовных результатов. Будда не признавал никакой действенной силы за словесными формулами. «Выздоровление возможно лишь посредством внутреннего процесса работы над собою»15.
Будда отрицал внешнее поклонение Учителям, возведённым в ранг Божеств. Он утверждал путь освобождения только личными усилиями. Он «порицал все ритуалы и другие внешние действия», «цепляние за безжизненные формы»16. Только тот, кто понимает Учение, понимает Учителя, давшего его.
Исполняющего заповеди Христос уподобляет человеку, построившему дом свой на камне (на основе космических законов), и ни ветры, ни наводнения его не могли снести; а слушающего и не исполняющего — построившему дом на песке, и дом тот был снесён бурей жизни, «и было падение его великое»17.
«Условие Наше для сотрудников — полное желание приложить к жизни Наши основы, не теория, но практика»18, — говорит Живая Этика. К этому можно добавить указание из «Агни Йоги», что «не ценно мозговое заучивание, но осознание и применение»19.
«...Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества...»20 В «Основах Буддизма» он назван первым научным общинником. Закладывая зёрна общины, Будда предвидел в далёком будущем, в век Майтрейи, осуществление великой Мировой Общины.
Он знал, «что ничто не существует вне сотрудничества», что во всём мире взаимосвязь; «что эгоистический гордец не может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока жизни, несущего всё сущее к совершенствованию...»21
В общине Будды «жизнь среди людей, объединённых одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении»22.
«Община Будды стремилась не обезличить своих членов, но дружественно спаять их единым устремлением на общее благо.
Община не желала сглаживать индивидуальные особенности, наоборот, Будда ценил каждую инициативу, каждое индивидуальное проявление, ибо в Учении, которое утверждало, что каждый является своим творцом и освободителем и что необходимы совершенно личные усилия для достижения этой высокой цели, индивидуальное начало имело все данные для развития»23.
«Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях»24.
В Учении Живой Этики целая книга посвящена общине. В ней развиваются основные положения общины Будды. Там говорится: «Часто обвиняют общину в насилии над свободою личности. Это обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но не к общине. В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрён новыми достижениями. Нет скуки механического выполнения, ибо работник является в то же время испытателем. Он понимает значение задачи, чтобы, не нарушив общий комплекс движения, внести совершенствование работы».
Далее приводятся примеры из жизни великой гималайской Общины и в заключение говорится: «Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменять её. Таким образом, нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идёт для будущего, и каждый несёт лучший камень»25.
«Семья, род, страна, союз народов — каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании. Никто не может показать предела эволюции»26.
«Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты...»27
В Живой Этике устанавливается космичность значения общины. «Будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община»28.
Община состоит из общинников. Какими они должны быть, чтобы сформировать подлинное содружество, чтобы осуществилось объединение, чтобы образовался монолит, могущий оказывать помощь в делах Общего Блага и противостоять всем натискам сил враждебных? Обо всём этом говорится кратко в «Основах Буддизма» и очень развёрнуто и подробно в Живой Этике. Вся она направлена на то, чтобы подготовить людей, могущих принять её законы, для формирования содружества, общины. Община Будды была начальным шагом к этой цели, закладывающим её основание. Человечество погибает от разъединения, остановить гибель может только принятие основ общины.
Основой учения Будды, заложенной в его общине, была самодисциплина. Именно самодисциплина, наложенная на себя добровольно и вполне сознательно, с полным пониманием того, что без обуздания своих беспорядочных чувств и мыслей никакое продвижение невозможно. И только когда ученик овладевал своими чувствованиями, Будда допускал его к глубинам знания.
«Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей хотел Готама Будда создать работников общего блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины»29.
«Доктрина покорения самого себя... даётся не для уничтожения человеческой души, но ради сохранения её. Тот, кто покорил самого себя, более достоин жить, преуспевать, одерживать победы, чем раб самого себя»30, — говорится в «Основах Буддизма».
Христос ставил конечной целью: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». К этой высочайшей вершине ведёт путь труда над собой, путь сознательного самосовершенствования, ежедневная работа, самоконтроль во имя своего будущего блага, своей судьбы и во имя пользы для других. Никто не может подниматься или падать сам по себе. Он или тянет кого-то за собою вниз, или возносит вместе с собою. Среди земных дел и забот совершается продвижение и рост духа, трудности используются для преодоления их. И если нельзя изменить какие-то отягощающие обстоятельства внешней жизни, то можно изменить своё отношение к ним, и они перестанут угнетать, будут побеждены в себе.
«В начале учения дисциплина касалась главным образом очищения сердца и ума от предрассудков и дурных свойств. (...) Трудно подняться человеку, если он не прошёл суровый путь очищения»31.
«Дисциплинированный человек свободен, будучи свободен, он радостен, он покоен и счастлив»32, — говорил Будда.
Живая Этика продолжает эти утверждения: «Можете понять дисциплину духа как крылья»33.
«Самая обобщающая Йога накладывает обязательства построения всей жизни в соответственной незаметно-внешней дисциплине. Если эта незаменимая дисциплина может не быть цепями, но претворится в радость ответственности, то можно считать первые Врата открытыми»34.
«Нужно понимать дисциплину как организованное свободное сотрудничество»35.
Дисциплина — «добровольная гармония, лежащая в основании трудов Братства»36.
Осуществление в своей жизни основ Бытия ведёт к радости; давая их, «Будда стремился к тому, чтобы жизнь общины была радостна. Когда он формулировал наставления своему сыну, то, наряду с любовью, состраданием и терпением, он наказывал ему хранить радость»37. В христианстве уныние считалось одним из семи смертных грехов, и существовало приветствие «радуйся, радуйтесь». И Живая Этика заповедует мудрую радость, которая помогает преодолевать трудности и является лучшим пособником для общения с Высшим Миром. «Радость есть здоровье духа»38.
Одним из правил в общине Будды был отказ от личной собственности. «Причём отказ от собственности нужно было выявить не столько внешне, сколько принять его сознанием.
Однажды ученик спросил Благословенного: ''Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой остался в окружении вещей, но не заслужил упрёка''.
''Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником''»39.
Живая Этика не призывает раздать всё и потом возложиться на других. Она говорит: «Владей всем, но не считай своим, но данным на время».
Будда в своей общине установил взаимопомощь. «Тот, кто хочет прислуживать мне, должен прислуживать больным», — говорил он. Христос говорил, что помогающий ближнему помогает Ему. Живая Этика указывает, что «путь жизни есть взаимная помощь»40. «Мочь помочь — счастье»41.
Стремление помочь ближнему возникает на основе любви к нему.
«Чем глубже вникаем мы в Учение Благословенного, — говорится в ''Основах Буддизма'', — тем ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми преисполнены все его мысли и действия.
''Подобно матери, охраняющей своё единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам''»42, — говорит Будда. — «Превыше всего — любящее сердце»43.
Две основные заповеди, данные Христом, — это заповеди о любви к Богу и к ближнему. В Живой Этике сказано: «Любовь есть венец Света»44.
Будда не принуждал жить в тесном общежитии, но о тех, кто слишком уединялся, говорил: «Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей»45.
Живая Этика говорит: «Монастыри есть антитеза жизни».
Также не поощрял Будда и аскетизм. «Аскетизм не имеет никакой ценности для освобождения от уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом и кореньями, одевающегося корою и листьями». «Когда человек ослаблен голодом и жаждой, когда он слишком утомлён, чтобы владеть своими чувствами и представлениями, может ли он достичь цели, которая овладевается лишь ясным разумом расширенного сознания?»46
Теперь мы коснёмся главной основы Учения Будды — понятия кармы. Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме»47. Карма — следствие всего, совершённого человеком. Ответственность перед всем сущим и прежде всего перед самим собою.
«Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая должна руководить всеми поступками человека»48.
Будда говорил: «Человек рождается согласно тому, что он создал»; «соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно»49.
«Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов кармы. (...) Буддисты говорят: ''...Что человек посеял, то он и пожнёт''». «Зло содеянное следует за безумцем, как тлеющая искра, которая наконец разгорается в жгучее пламя»50.
Не всегда следствие сразу следует за причиной. Всему свои сроки. «Бог правду видит, да не скоро скажет», — говорит народная мудрость. Не всегда в том же самом воплощении человек пожнёт то, что посеял. Это может произойти и в одной из последующих жизней.
«Человек посеявший — не тот самый, который жнёт, но он и не другой»51, — говорит Будда. Закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.
Значение мысли тесно связано с понятием кармы. «''Из трёх видов действия, — говорил Будда, — наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль''. С момента возникновения решения зла человек уже виновен — выявлено ли оно или нет.
''Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего — мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобною мыслью, страдание сопутствует ему...''
''Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним...''»52
Карму ткут побуждения, утверждает Живая Этика. Чрезвычайно показательна в этом отношении последняя, 10-я заповедь Моисея (Библия). В отличие от остальных заповедей, предполагающих действия, она гласит: «Не пожелай!». «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
В корне желания лежит мысль. И не с этого ли «пожелай» начинается нарушение и других заповедей этого великого законодателя: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради». В Учении Живой Этики очень много места уделено этому кардинальному понятию жизни и судьбы человека — значению мысли и контролю над ней.
Будда указывал на наличие скрытых сил в человеке и на два способа их развития. Один, низший вид достигается путём аскетических и других физических упражнений. Другой, более высокий — силой внутреннего развития. Первый непрочен и может быть утерян, но внутреннее развитие никогда не может быть утрачено. Эти силы развиваются постепенно и обычно сами собой по мере преодоления низших проявлений в себе в целом ряде прежних жизней.
Будда не поощрял стремления производить чудеса, ведущие лишь к смущению умов и создающие тяжкую атмосферу насильственно потревоженных стихий.
Войну Будда считал оправданной в том случае, если она ведётся не во имя своих личных интересов, а за правое дело, когда исчерпаны все средства к сохранению мира и вступивший в бой не питает ненависти к врагу в своей душе. Тот, кто борется за справедливость и истину, получит воздаяние.
Вспоминается, как Преподобный Сергий спросил приехавшего к Нему князя Дмитрия, все ли меры мирные он использовал, чтобы предотвратить страшную битву. И только когда тот ответил утвердительно, Сергий дал благословение на великий бой за Родину на поле Куликовом.
Мужество в учении Будды было положено в основу всех достижений и понималось исключительно широко. Он говорил: «''Нет истинного сострадания без мужества; без мужества нельзя достичь самодисциплины; терпение есть мужество; без мужества нельзя проникнуть вглубь истинного знания и обрести мудрость Архата''. Готама требовал от своих учеников полного уничтожения страха. Заповедано бесстрашие мысли, бесстрашие действия. (...) И потому учение Готамы Будды можно, прежде всего, наименовать учением бесстрашия.
"Воины, воины, так зовём мы себя, о ученики,
ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную доблесть,
за высокие стремления, за высшую мудрость,
Потому зовём мы себя воинами''»53.
«Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды в буддизме развито почитание Бодхисаттв — будущих Будд. (...)
Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущего более, нежели Будд прошлого. (...)
По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрейю.
И сказал Благословенный Ананде [своему ученику]: ''Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель Дэв и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями''. (...) ''Имя Его будет Майтрейя''. ...Как указывает Его имя — Будда Сострадания и Любви»54.
«Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная, кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: ''По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход''»55. Эта притча приводится в книге «Община». «Не видим конца цепи Учителей...»56 — говорится там же.
Теперь от изложения основ перейдём к их искажениям. Назрела в этом неотложная необходимость. «Положение мира — как море в бурю»57, — говорится в книге «Община».
Попробуем разобраться, пока не поздно, что же препятствует принятию основ. Кто, что и какими способами отвлекает и уводит нас от них?
В Евангелии от Матфея говорится: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна'ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (...) Итак, по плодам их узна'ете их»58.
Об этих лжеучителях, духовных властолюбцах, стремящихся поработить сознание и души людей, имеется немало предупреждений в Письмах Елены Рерих и в книгах Живой Этики.
Елена Ивановна пишет: «Удивительно сознание людское! Оно готово поверить любому самоутверждённому и ничем не подтверждённому земному авторитету, передавшему весть, полученную якобы из Высшего Источника»59. И далее: «Сейчас столько расплодилось всяких ''посвящённых'', ''иерофантов'' и великих ''воплощенцев'' и т.д. — Но не так трудно отличить самозванцев, ибо у них, прежде всего, будет отсутствовать простота. И тогда как истинно приближённый или доверенный будет именно прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, все самообольщённые ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких посвящениях, принимать титулы и имена»60.
«Встретите много людей, которые будут твердить о своих высоких достижениях, о посвящениях, о космическом сознании, озарившем их, и т.д., знайте, что, за редкими исключениями, все они или заблуждающиеся, или обманутые персонификаторами из тонкого мира, или же, что ещё хуже, просто нечестные люди»61.
«За последнее время появилось много всяких представителей, посланцев, учителей, принадлежащих к Солнечной Иерархии (?!), и даже якобы самих Белых Братьев! Все эти самозванцы сеют лишь смуту и разложение среди невежественных и наивных искателей дешёвых сенсаций.
Но каждый истинный посланец или учитель, каждое учение может стоять лишь на основе Истины и своих личных заслуг и достоинств»62.
Живая Этика говорит: «История отмечает всех лжепророков и самозванцев, но недостаточно отмечены все духовные самозванцы и лжеисточники. Если в основание Государства принять духовное начало, можно будет уследить все пагубные следствия лжеисточников». «...Cамозванцы живут Майей... и уйдут в Майю...»63
Здесь упоминаются не только духовные самозванцы, но и лжеисточники. О них Елена Ивановна пишет: «Не засоряйте своего сознания отрывочными, бессистемными знаниями! Не бросайтесь к разным источникам ранее усвоения основ!»64 Это же предупреждение даётся и в книге «Зов»: «Не раскрывайте случайных книг»65.
С того времени как были даны эти предупреждения, число книг, уводящих от истинного знания, единственно нужного нам и данного к сроку, безмерно увеличилось. Наряду с новыми материалами на оккультные темы переиздаются и оставшиеся от прежних времён. Все они вносят смуту и недоумение в сознание людей, жаждущих духовной пищи, и мешают сосредоточиться на основах, данных в книгах Живой Этики, в Письмах Елены Рерих, в книгах Клизовского, которые курировала в своё время Елена Ивановна и рекомендовала широко распространять. Все эти книги в нашей стране уже издаются, и их возможно будет доставать. Часть их у вас уже есть.
К чему ведут лжеучителя? Они соблазняют лёгкими способами высоких духовных достижений без затрат огромных усилий в борьбе со своими недостатками и отрицательными свойствами; искусственными приёмами для раскрытия центров без очищения сознания и сердца, что приводит к психизму, открывающему вход низшим слоям тонкого мира и тёмным сущностям, которые стремятся овладеть сознанием человека.
Об этих двух путях духа, идущих в противоположных направлениях, Христос говорил: «...Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Входите тесными вратами; ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими»66. Картина Н.К. Рериха «Путь духа». Посмотрите, как продвигается дух к Свету. Он идёт по очень узкой тропе над краем пропасти. Он цепляется за скалы, лишь бы дойти туда, где светит ему Свет. Труден путь духа и не может быть облегчён, но тот, кто прошёл его, тот достигнет.
Елена Ивановна разъясняет: «На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих лёгкие способы, как механическим путём развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне тёмных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих тёмных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли атмосферу, отравленную низшими эманациями, необходимую для их существования»67.
«...Нужно утверждать разницу между медиумизмом, психизмом и истинным духовным развитием. Много вреда принесли книги о всяких хатха-йогических упражнениях. Какое невежество думать, что высшее и тончайшее может быть достигнуто чисто механическим путём! ...Люди, стремясь к духовному развитию (причём они часто понимают это именно как достижение психических проявлений), совершенно упускают из виду, что без действенного служения общему благу развитие это будет однобоким и непрочным»68.
«Механические способы, так широко рекомендуемые для развития психической энергии, не могут дать высшего качества этой энергии, они развивают лишь чёрный огонь, приводящий к губительным следствиям»69.
«Людям гораздо легче... механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть единая цель всех истинных Учений»70.
Также Елена Ивановна предупреждает, что занятие спиритизмом и магией есть духовный разврат, «ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей, в большинстве случаев, сущностям из низших слоёв тонкого мира и, конечно, так же как и магия, не может входить в эволюцию»71.
«В то время, когда один полагает душу за Мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце своё во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они всегда устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира»72.
«...Единая концентрация, допускаемая ими [высокими йогами], есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него»73.
«...Как работать над своей психикой? Ответ один — именно применяя Учение в жизни, и всё придёт в надлежащее время. (...) Самый верный, самый естественный путь есть развитие сердца и очищение сознания. (...) Ценны только те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они будут проявлением внутреннего развития, то есть духовного. При таком развитии, с течением времени, становятся возможными все исчерпывающие явления. ...Развитие сил, которое достигается путём разных упражнений, не прочно, тогда как всё, достигнутое внутренним духовным развитием, утеряно быть не может»74.
И в заключение приведу ещё слова из Писем Елены Рерих: «Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо, истинно, последняя битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твёрдо решить, в какие ряды воинов, на какой стороне записывается он. Каждый должен проверить свой духовный багаж и встать определённо на ту или иную сторону. Выбор должен быть сделан, иначе, кроме разложения, ничего не получится. Наш путь, путь указанный всеми великими подвижниками, путь преображения духовного, путь развития сердца без всяких магий и насильственных приёмов»75.
«Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом, стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути», — призывает наша духовная водительница, Матерь Агни Йоги.
Доклад, прочитанный 10 февраля 1991 г.
на торжественном собрании, посвящённом
112-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих
1 Литературная Россия. 1991. № 4.
2 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 203 (25.05.1936).
3 Община. 40.
4 Рокотова Н. Основы Буддизма. Новосибирск, 1990. С. 56.
5 Там же. С. 13.
6 Сердце. 30.
7 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 3.
8 Там же. С. 4.
9 Иерархия. 60.
10 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 18.
11 Там же. С. 66.
12 Римл. 2: 13.
13 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 66.
14 Матф. 7: 21.
15 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 38.
16 Там же.
17 Матф. 7: 24 – 27.
18 Община. 65.
19 Агни Йога. 627.
20 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 65.
21 Там же. С. 16.
22 Там же.
23 Там же. С. 24.
24 Там же. С. 63.
25 Община. 202.
26 Там же. 1.
27 Там же. 72.
28 Там же. 143.
29 Там же. С. 17.
30 Там же. С. 35.
31 Там же. С. 25.
32 Там же. С. 40.
33 Листы Сада Мории. Озарение. Предисловие.
34 Агни Йога. 163.
35 Сердце. 571.
36 Братство. 13.
37 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 40.
38 Мир Огненный. I. 298.
39 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 16 – 17.
40 Община. 5.
41 Листы Сада Мории. Зов. 15.10.1921.
42 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 43.
43 Там же. С. 44.
44 Иерархия. 281.
45 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 22.
46 Там же. С. 39.
47 Там же. С. 52.
48 Там же.
49 Там же. С. 53.
50 Там же.
51 Там же. С. 50.
52 Там же. С. 26.
53 Там же. С. 17.
54 Там же. С. 64 – 65.
55 Община. 95.
56 Там же. 60.
57 Там же. 54.
58 Матф. 7: 15 –16, 20.
59 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 354 (31.07.1937).
60 Там же. Т. 1. Рига, 1940. С. 277 (12.08.1934).
61 Там же. С. 383 (16.01.1935).
62 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 418 (30.11.1937).
63 Мир Огненный. III. 11.
64 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 450 (30.04.1935).
65 Листы Сада Мории. Зов. 22.02.1921.
66 Матф. 7: 13 –14.
67 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 22 – 23 (5.09.1935).
68 Там же. С. 28 (24.09.1935).
69 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 290 (19.02.1937).
70 Там же. Т. 1. С. 253 (21.07.1934).
71 Там же. С. 274 (11.08.1934).
72 Мир Огненный. II. 14.
73 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 254 (21.07.1934).
74 Там же. С. 334 – 335 (8.11.1934).