Мысли на каждый день

Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша.

Зов, 03.03.1923

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все

Ответы Н.Д.Спириной на вопросы присутствующих
на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества

Сибирское Рериховское Общество на протяжении 14 лет проводит "круглые столы" по вопросам Учения Живой Этики и творческого наследия семьи Рерихов.

Основателем и постоянной ведущей являлась Наталия Дмитриевна Спирина - известный рериховед, поэт, прозаик, более 60 лет изучающая Учение Живой Этики и творческое наследие семьи Рерихов, основатель и Почётный председатель Сибирского Рериховского Общества; инициатор и постоянный участник традиционных научно-общественных конференций "Рериховские Чтения", начатых совместно с академиком А.П.Окладниковым в 1976 г.

Н.Д.Спирина - ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха, неоднократно встречалась с С.Н.Рерихом, многие годы переписывалась с З.Г.Фосдик - ближайшей сотрудницей Рерихов в Нью-Йорке, была в большой дружбе с П.Ф.Беликовым - крупнейшим рериховедом, биографом семьи Рерихов.

Е.И.Рерих давала высокую оценку стихам Н.Д.Спириной: "О"Каплях"... могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. (...) Очень бы хотела иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их" (Из письма Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову 24.01.1954).

З.Г.Фосдик писала о Н.Д.Спириной: "...Люблю её чуткое, красивое творчество. (...) Большой, чистый талант, выявляющий тонкую духовность".

Академик А.Л.Яншин отмечал: "Я восхищаюсь Вашими поэтическими и прозаическими призывами - ибо это призывы к добру, Свету, единению между людьми..."

Вся творческая деятельность Н.Д.Спириной посвящена распространению идей Учения Живой Этики. Это находит отражение в её поэтическом творчестве, многочисленных публикациях и выступлениях, а также в ответах на вопросы участников "круглых столов".

С октября 2000 года ответы Н.Д.Спириной на вопросы по Учению Живой Этики публикуются в журнале «На Восходе» в разделе СОБЕСЕДОВАНИЯ.

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2005-03)
1. Что является необходимостью данного момента для принявших Учение Живой Этики?
2. Как понять: «Нужно знать, что сознание красоты очень редко живёт среди духовности. Разумное понимание явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого» (Листы Сада М. Озарение. 2–VII–14).
3. Что такое психомеханика?
4. Можно и нужно ли применять принцип анонимности во внутренней работе Рериховского Общества? Если да, то как и в чём он может проявляться?
5. Накапливается ли новая карма в Тонком Мире? Творим ли мы там карму или только пожинаем плоды?
6. Когда стыдно за свои поступки — это осознание своих действий. Но когда стыдно за своих сотрудников, за их действия, — это самость?
7. Как быть, когда законы социума требуют причинения насилия и страдания другим лицам и есть ощущение, что данные действия нужны?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2005-02)
1. В книге «Листы Сада М. Озарение» (2-VI-21) есть такие слова: «Запомните, у Нас недовольных нет. Тоже усыплённости, которою кропит вас тёмная сила». В чём проявляется усыплённость?
2. Когда мы приезжаем сюда, в Сибирское Рериховское Общество, — у нас рождается много планов, много мыслей, а потом со временем всё это отходит на другой план. Это тоже усыплённость?
«ВОЗВЫШЕННАЯ МИССИЯ ТВОЯ...» Ответы Наталии Дмитриевны Спириной на вопросы сотрудников (из бесед в 2001 г.)

«Осознание цели своей жизни — ключ от по­следующих ступеней. Это делает человека ведущим. Именно ведущие идут в полном соответствии с целью» («Искры Света», вып. 2–3, с. 41). Каким образом и когда Вы осознали цель своей жизни?

Цель жизни — это изучение и распространение Учения? В какой форме может происходить распро­странение этого Учения? Распространение Учения — это и строительство Музея, и проведение выставок, и лекции, и слайдпрограммы?

«...Не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях и столько ответственности на последующих», — сказано в книге «Агни Йога», 273. 

В Письмах Е.И.Рерих сказано, что наступит время, когда мы полюбим препятствия и их преодоление, что только через это мы растём. Мы стараемся помочь Вам, но больше Вы нам помогаете.Вы несёте свет, знания, понимание, сострадание. Для нас это пример; и мы стремимся к тому же. Как достичь этого?

Приходилось наблюдать, что когда проявляется в ком-то единоначалие, для Вас это самое неприятное.


СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2004-08)
1. При каких обстоятельствах рвётся «серебряная нить»? Не прервётся ли связь с Учителем, если интересуешься разными религиями, ходишь в церковь, не всегда регулярно читаешь Живую Этику из-за нехватки времени?
2. Какие книги Учения Живой Этики сейчас более важно читать?
3. Вы как-то сказали, что наша задача сейчас успеть за Новой Эпохой, а если наши качества не соответствуют, мы можем отстать и не войти в эволюцию.
4. «Постановляем отныне ступень новую». В чём же она заключается? Учение отвечает: «Нет на Земле выше данного плана Общего Блага». Для этого нам предлагается усвоить «чистоту мысли и соизмеримость действий». Почему выделены именно эти два аспекта?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2004-06)
1. В книге «Община» (176) сказано: «Государственная задача вызвать к жизни наиболее производительные условия, принимая меры и направляя учёных к облегчению жизни коллектива вплоть до анонимности.
2. Если я не могу избавиться от осуждения других людей – что делать?
3. «Некоторые мечтают припасть к ногам Учителей, но идти с Ними на бой не дерзают. Но теперь, именно, бой, и Можем звать лишь на бой. Полные изучения истин блага, за личною ответственностью Мы утверждаем бой, но законный», — говорится в книге «Община» (18). Поясните, пожалуйста, этот параграф.
4. Архат вмещает добро и зло, но сознательно выбирает добро. Каким же образом обуздывается зло?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2004-04)
1. Сегодня говорилось о «Зове сроков». Может быть, стоит поговорить о том, как нам готовиться к каким-то сильным потрясениям на планете, которые могут произойти, и какие качества нам особенно нужны?
2. «Когда дух ищет только повторных путей, тогда бывает застой. Повторность в Космосе выражается в разрушении. Повторность человеческого разума сказывается в нежелании применения новых путей», — сказано в книге «Беспредельность», 92. Что значит «повторность человеческого разума»?
3. «Говорите по сознанию собеседника. Нетерпимость есть несменная одежда», — сказано в книге «Агни Йога», 328. Объясните, пожалуйста, смысл последнего предложения.
4. Некоторые люди считают, что проводить Дни Культуры, посвящённые семье Рерихов и другим Светочам, — это не настоящее действие. Поясните, пожалуйста, какие действия несут Свет и что есть действие с точки зрения Учения Живой Этики?
5. Как посылать благие мысли другому человеку, чтобы они дошли?
6. Чем могу помочь, какой вклад могу внести в лучшее будущее Нового Мира?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2004-01)
1. В «Гранях Агни Йоги» часто говорится о том, что победить свои недостатки нужно здесь, на земле. Поясните, пожалуйста.
2. Братство подразумевает под собой взаимоуважение и дружбу между людьми. Как могут быть друзьями начальник и рабочий, офицер и солдат, правительство и народ и т.д.? Ведь волк и ягнёнок не могут быть друзьями.
3. Мы следим за тем, что происходит на нашей планете — идут сводки чрезвычайных ситуаций. Хотелось, чтобы Вы, Наталия Дмитриевна, сказали, что сейчас самое главное? Хочется получить напутствие на ближайшее время для каждого из нас в отношении жизни, к этим событиям. Как их расценивать, как понимать?
4. Что является искупительной жертвой?
Из писем Наталии Дмитриевны Спириной
«Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни. Научитесь, как зазвучать центрами к зову радости. Научитесь понять, что такая радость не есть безделие, но жатва сокровища» (Агни Йога, 546). Нужно настраивать себя ежедневно, иначе как продержаться и быть в состоянии работать, так как поводов для огорчений более чем достаточно. Но — «чем хуже, тем лучше», если всё использовать во благо. Это и есть наша необходимая внутренняя работа в процессе нашей эволюции. (...)


Из писем Н.Д.Спириной
Надо приучаться к новому темпу, привыкнуть всё делать быстрей, и не раздражаться, и не обижаться. Дел всё больше. Надо принимать их спокойно, приучаться всё делать быстрее. Ничего нельзя откладывать: Огонь у порога! Доктрина напряжения суждена, — так говорится в «Братстве». Попробуй отложить — и уже что-то упустишь. Нельзя отложить. И так всё время. И хочешь отложить, и нельзя. И это хорошо! Мы с Б.Н.Абрамовым неторопясь работали с Учением. Изучали, но без спешки, без запарки. Сейчас я говорю: «Читайте Живую Этику!» Только начинают читать, а уже магнит, и к ним уже идут, спрашивают. В 1940 – 1950-е годы никто не шёл. Сегодня надо так напрячься в изучении Учения, чтоб давать людям. Кому много дано — с того много спросится.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-11)
1. Как правильно, грамотно в городских условиях делать пранаяму?
2. Почитая Светочей мира, мы отмечаем дни их рождения как торжественный праздник. А как нужно отмечать дни их ухода?
3. В книге «Озарение» (2-IV-19) сказано: «Кому же отдать новую землю? — Кто принесёт щепоть старого знания. — Узел народов закреплён на пустом месте. Ушедшие пусть придут». Поясните, пожалуйста, эти слова.
4. К нам время от времени поступают вопросы: почему некоторые из тех сотрудников, которые работали в нашем Обществе раньше, теперь с нами не работают?
5. Как держать равновесие духа?
6. «Луч — это меч, рассекающий тьму, это меч, пронзающий тёмных» (Грани Агни Йоги. XII. 128). Как создаётся луч духа для защиты?
7. «...Для успешной борьбы и противостояния тьме необходима соответствующая поляризация своего собственного сознания» (Грани Агни Йоги, XI, 544). Поясните, пожалуйста.
8. Как утвердить в действии мысль о надземном пребывании?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-10)
1. В книге «Беспредельность» (568) говорится о трёх сферах, разрушающих жизнь человечества: о сфере самости, зависти и самомнения. В чём разница между самостью и самомнением?
2. В книге «Мир Огненный» (I, 661) говорится: «Изуверство недопустимо, в нём нет ни преданности, ни любви, ни великодушия, но лишь возвращение к животному состоянию. Изуверство рождает предательство, вражду и жестокость. (…) Именно изуверство потрясало прекрасные Учения и вытравляло зачатки любви». В чём выражается изуверство?
3. Наталия Дмитриевна, как Вы относитесь к крещению? Нужно ли креститься взрослому человеку, если он не был крещён?
4. В Учении говорится о необходимости утверждать в сознании Облик Владыки. Какое нужно взять изображение?
5. Как с точки зрения Учения Живой Этики можно оценить использование мантр? Допустимо ли применять мантры, взятые из древних текстов, посвящённых йоге?
6. В последнее время появляются книги, в названиях которых встречаются имена Учителей, такие как «Тайная Доктрина Учителя Раккоцци» и другие, записанные, как утверждается, Платоновой. Ни стиль изложения мыслей, ни их воздействие никак не похожи на Океан мысли Учителя, к которому мы прикоснулись через книги Учения и Грани Агни Йоги. Действительно ли эти книги даны из высокого источника, или же это очередная выходка известных лиц?
7. Мир Огненный. III, 540. «Предательство предполагает доверие с противоположной стороны. И чем больше предательство, тем сильнее было доверие». Поясните, пожалуйста, этот параграф.
8. Способствует ли образование расширению сознания?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-09)
1. В последнее время к нам приходят вопросы примерно такого содержания: «Опишите процесс — как свет рождает звук; имеет ли психическая энергия ядерную природу; что такое аэролит и протоплазма, о которых говорится в книгах Учения?», и т.д. и т.п. Это писалось не нам, и поэтому не всё, что там написано, может быть нами понято и объяснено.
2. Мир Огненный, I. 525. «Благосостояние народов складывается около одной личности. (...) Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток; кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнём, делающим общение лёгким. Но необходимо и другое качество со стороны самого народа — нужно доверие и сознание силы». Сознание чьей силы? Звена Иерархии?
3. Мир Огненный, I. 530. «Правильно направить мышление к труду сотрудничества с Природою». Что подразумевается под трудом сотрудничества с Природою?
4. Мир Огненный, I. 550. «Именно, малые слизкие уродцы пересекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи! Потому для скорейшего передавания мысли, нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей». Что такое «ничтожные мысли», «слизь мышления»? Ведь в жизни часто приходится заниматься житейскими проблемами и о них думать. Будут ли эти мысли «слизью», или нет?
5. «Цель оправдывает средства» — это лозунг иезуитов. Можно ли в Рериховском Обществе использовать для достижения благих целей недостойные методы?
6. Как развивать и утверждать устойчивость сознания? Какие качества духа нужно утверждать в первую очередь? Когда о человеке можно сказать, что его сознание устойчиво?
7. Мир Огненный, I. 558. «Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы». Посылка «спирали Агни» возможна на нашем уровне или нет?
8. Можно ли хоронить или кремировать тело умершего до истечения трёх суток с момента смерти? Что происходит в таком случае с тонким телом?
9. Как известно, Живая Этика не отменяет ни одно Учение, бывшее прежде, но очищает от искажений Вечные Истины. Значит ли это также, что Живая Этика не отменяет этики житейской, но углубляет и утончает её?
10. Мир Огненный, I. 555. «Насколько легко происходит одержание, настолько трудно достигается сотрудничество с Тонким Миром. (...) При одержании происходит насилие нежелательное, но разумное сотрудничество упускается из сознания». Что такое «разумное сотрудничество» с Тонким Миром? Почему оно «трудно достижимо», в отличие от одержания?
11. Мир Огненный, I. 564. «Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт огни сердца». Великодушие — это врата любви, то есть оно ведёт к любви. Почему великодушие ускорит путь сердца к Миру Огненному?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-08)
1. Как понять смысл слов из книги «Аум» (14): «Живая мысль из Беспредельности есть уже утверждение человека, как одухотворённого существа, как посланца, как стража светлого»?
2. «Человечество созидает тонкое тело планеты», — сказано в книге «Искры Света» (вып. 2-3, 6.04.1952). Как это происходит?
3. «Каждое условное подразделение наносит вред основе Единства. Осознание силы всеначальной поможет освободиться от ненужных наслоений» (Аум, 533). Какие могут быть условные подразделения, наносящие «вред основе Единства»?
4. «...Всему положен урок...», — сказано в книге «Листы Сада М. Озарение» (1-XI-7). Что подразумевается под словом «урок»?
5. «Умеющий различать в самом малом присутствие Высшего Мира — уже на пути восхождения», — сказано в книге «Аум» (82). Что это значит, и как это умение развивать?
6. В книге «Озарение» (1-XII-2) говорится: «Улыбайтесь, когда говорят о понимании духа непочтительно». Что значит «улыбайтесь»?
7. «Можно видеть, как предательство во всех видах вызывает быстрое образование кармы. (...) Можно наблюдать, как ехидна поражает внутреннее существо при этих самопоражениях. (...) Так можно лишь огнём сердца оградиться и очистить канал, который несёт заразу» (Иерархия, 365). От чего можно оградиться огнём сердца?
8. Поясните смысл фразы из книги «Листы Сада М. Озарение» (1-XI-5): «Укрощу каждую забывчивость».
9. В книге «Аум» (186) говорится: «По всей жизни раскинуты соприкасания к Высшему Миру, даже в малых обиходных делах можно различать искры высшего напряжения». Как научиться «различать искры высшего напряжения»?
10. «Нельзя уговорить людей без переходной ступени обратиться к столь отличной сфере, как Мир Высший», — сказано в книге «Аум» (239). Что значит «переходная ступень»?
11. В Письмах Е.И.Рерих (Т. 1. 11.02.1929) говорится: «…Применяя дары указаний и возможностей, проливаемые щедрою рукою Учителя, мы многое можем сложить для возвеличения своей личности в глазах мира, и в этой же жизни нашей исчерпать добрую карму послушания указаниям ведущим». Что это значит?
12. Поясните, пожалуйста, на примерах слова из книги «Иерархия» (370): «Можно вспомнить, как люди часто, совершив ошибку, пытались объяснить последствия её, как жертву Иерархии, но не понимая, что тем самым уже осуждают Иерархию».
13. В чём должна заключаться работа «квадратных столов» Сибирского Рериховского Общества?
14. Как Вы относитесь к тому, чтобы отвечать на поступившие вопросы экспромтом, то есть без предварительной подготовки?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-05)
1. «Если бы люди всегда помнили, что они ходят по краю пропасти! Ведь так оно и есть. Они могут быть снесены в любой момент удачным или неудачным оборотом» (Иерархия, 115). Что имеется в виду под краем пропасти?
2. «Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание. Каждый, при внимательном наблюдении за рефлексом его бытия, может усмотреть множество характеристик огненного обихода» (Мир Огненный. I, 158). С чего начать эти наблюдения?
3. Как нужно относиться к большим и малым предательствам вообще; в частности — если они исходят от близких и родных?
4. Н.К.Рерих писал: «...Каждым поступком лжи, гнева и глупости создаём бесчисленных тварей, безобразных и страшных по виду, кровожадных и гнусных. (...) Берегися рой их умножить. Твои порожденья тобою питаться начнут». Где находятся эти порождения?
5. Насколько чёток в воображении должен быть Облик Учителя? Как можно этого достичь? Есть ли зависимость между чёткостью Образа Учителя в воображении и связью с Ним?
6. «Все имейте Учителя на Земле» (Агни Йога, 103). Здесь имеется в виду учитель на земном плане, с которым можно встретиться в плотном теле, или же Великий Учитель или один из Его учеников, пусть даже перешедший Великие Границы?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-04)
1. Из чего складывается подвиг?
2. Как можно в повседневной жизни быть героями?
3. Из каких положений состоит дисциплина по Агни Йоге?
4. Как рассматривает Учение Живой Этики молитву?
5. «Ум и сердце не борются только плывя океаном творчества» (Листы Сада М. Зов. 16.02.1922). Поясните, пожалуйста, эти слова.
6. «Но среди достижений оставь время для молчания духа» (Листы Сада М. Зов. 14.10.1922). Что такое молчание духа?
7. «Лучшие явленные аппараты заключены в мозгу» (Листы Сада М. Зов. 26.04.1922). Что это значит?
8. В книгах Учения Живой Этики говорится о необходимости лёгкой пранаямы. Что это такое?
9. «Не надо дерзать в обычной жизни — проще будьте» (Листы Сада М. Зов. 6.02.1921). Как это понять?
10. «Жить психожизнью всего сердца — значит перенести сознание в сердце» (Грани Агни Йоги. VIII, 653). Поясните, как это применить на практике?
11. «Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания лёгких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное...» — сказано в Письмах Е.И.Рерих (1.08.1934). Что такое ментальное дыхание?
12. На пути к Йоге может быть тот, «кто не принимал участия в ложных явлениях религии» (Агни Йога, 182). Что имеется в виду под ложными явлениями?
13. Чем сейчас можно помочь отчаявшимся людям, какие слова найти, если человек не знаком с Учением?
14. В книге «Агни Йога» (177) сказано: «Утверждайте правильность всего нового строя жизни. Особенно разите подделывателей чужих ценностей». Поясните, пожалуйста, последнюю фразу.
15. Взаимосвязаны ли процессы познавания и расширения сознания?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-03)
1. «Как часто дух приписывает свои действия хорошему побуждению, но сила духа в своём импульсе направлена на обратное» (Беспредельность, 906). Поясните, пожалуйста, эти слова.
2. «Пространственный огонь растворяет все накопления» (Иерархия, 127). Поясните, пожалуйста, это предложение.
3. «Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу» (Иерархия, 190). Что значит заражение нервного вещества, как оно происходит?
4. В чём заключается воспитание психической энергии?
5. Как применить чистую мысль, чтобы защитить входы в нервную сферу?
6. «Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения. Как же люди должны развивать в себе это свойство!» (Иерархия, 63). Поясните, пожалуйста, эти фразы.
7. «Почему же дух закаляется в различных устремлениях? Красота закалки духа заключается в явлении потенциала устремления» (Беспредельность, 891). О каких устремлениях говорится? В чём заключается потенциал устремления?
8. «Замечайте, как перед действием психической энергии требуется дать ей свободное мгновение. Нужно как бы отпустить земные повода, чтобы дать ей приобщиться к Первоисточнику» (Аум, 462). Поясните, пожалуйста, что значит «отпустить земные повода»?
9. Что это за состояние, как его прочувствовать, или его требуется ещё накопить или воспитать?
10. Как правильно обратиться к Силам Света?
11. «Нужно напрячь вмещение настолько, чтобы и внизу и вверху ощущать Дыхание Космическое» (Аум, 479). Что значит «ощущать Дыхание Космическое»?
12. «Много сердец неиспытанных, ещё больше сердец засыпанных» (Сердце, 19). Что значит неиспытанное и засыпанное сердце?
13. «Щит Наш един, потому Мы ценим полное сознание. Частичные проблески часто тушатся, потому нужно уметь распознавать полнопреданность. Только так можно достичь и расширить сознание» (Иерархия, 121). Что значит полное сознание, полнопреданность и частичные проблески?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-02)
1. «Всем сердцем, всем помышлением, всем существом напрягите устремление» (Грани Агни Йоги. IV. 387). Как напрячь устремление и как удержаться, чтобы устремление не угасало?
2. Почему сердце может ожесточиться?
3. Если сказано, что жестокосердие есть мертвосердие, то может ли такое сердце возродиться, если человек осознает, что с ним происходит? Или это уже необратимый процесс?
4. В чём заключается способность к сотрудничеству? Как развивается такая способность?
5. «Можно стоять пред величайшим произведением искусства, полным глубочайшего смысла, и не понимать, не чувствовать, то есть не осознавать его значения. И многие так и реагируют на великие явления жизни. Всё дело в сознании. Его можно закрыть на тысячи застёжек даже и тогда, когда оно уже достаточно расширено». (Грани Агни Йоги. VII. 1). По каким причинам сознание может закрыться на тысячи застёжек, если оно уже было достаточно расширено?
6. В книге «Надземное» (420) говорится о несвоевольной смене оболочки. Что значит «несвоевольная»?
7. Аура и заградительная сеть человека. В чём их различие и каково назначение?
8. Скажите, зависит ли эволюция духа от возраста человека, и есть ли для духа самый благоприятный период земной жизни?
9. «Хочешь ли прославлять труд? — покажи свою способность к нему. Не осуждай того, кто может трудиться каждый день. Не обессиливай себя неравномерным трудом. Судорога мускулов не есть сила. Так покажи насколько труд сделался потребностью жизни» (Братство, 550). Как понять слова «Не осуждай того, кто может трудиться каждый день»?
10. В книгах Учения Живой Этики очень ярко прослеживается мысль об огромной значимости понятия Общины. Сказано, что человечество в будущем должно прийти к общемировой Общине и что страна наша может стать первой, кто явит миру построение Общины собственным примером. Каким образом это может произойти?
11. В Учении говорится, что у человека, который следует путём Учения, отрицательные свойства его характера начинают яро выявлять себя для сознательной их трансмутации в положительные. Возможно ли таким же образом взглянуть на современные проблемы Рериховского движения? Явили они себя для того, чтобы быть сознательно изжитыми и никогда более не возникать?
12. «Помните, как надо хранить устав, особенно в дни потрясения мира» (Листы Сада М. Зов, 29.01.1923). Поясните, пожалуйста, о каком уставе идёт речь и как его применять?
13. «Ищущие Братство принадлежат огненности. Из огня рождается восторг и вдохновение. Можно уявлять светлую стихию в каждом вздохе о Братстве» (Братство, 497). Как это понять и как в жизни уявлять светлую стихию?
14. В одном из выпусков «Искр Света» есть утверждение о музыкальности рассказов Куприна. Читая рассказ «Суламифь», я убеждаюсь, что рассказ мне непонятен и что он не согласуется с Учением, где есть одно упоминание о Суламифи: «Когда Соломон искал власть красоты, когда символом Суламифи был показан символ нечеловеческой правды, он всё же остался царём и донёс свою жертву» (Листы Сада М. Зов. 23.09.1922). Как найти правильное отношение к такого рода художественным произведениям?
15. Что такое смущение и сомнение, о которых говорится в книге «Надземное» (508)?
16. Есть ли взаимосвязь между физическими силами человека и ростом духа?
17. «...Ощущение несовершенства людей было всегда, но теперь и этот плод отпал» (Листы Сада М. Зов. 2.06.1922). Поясните, пожалуйста, эти строки.
18. Всегда ли в земной жизни духи с родственной кармой идут рядом? В каждом ли воплощении они встречаются?
19. «Когти вам не страшны, рычание вам не ужасно. Звери машут хвостами и готовы служить. Именно, путь Йоги превращает опасности в огненные цветы» (Агни Йога, 223). Что означает последняя фраза?
20. «Ценим мысль, породившую решение. Решение оценивается качеством применимости. Применимость судима знанием духа, тогда получается действие, которому можно радоваться» (Листы Сада М. Озарение. 3-V-5). Поясните, пожалуйста, как понять «применимость судима знанием духа»?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2003-01)
1. Что такое терпимость?
2. «Замечайте, как перед действием психической энергии требуется дать ей свободное мгновение. Нужно как бы отпустить земные повода, чтобы дать ей приобщиться к Первоисточнику. Ошибочно сразу насиловать энергию земными посылками» (Аум, 462). Как это понять?
3. У меня пьёт сын, и я его лечу. Стоит ли это делать? А если я вмешиваюсь в его карму?
4. В книге «Грани Агни Йоги» встречаем: «Тёмные действуют мыслью». Также говорится, что плохие мысли «подбрасываются» ими, но далее встречалось: «Мысль сокровенна и тёмным не доступна». Как совместить эти два противоположных утверждения?
5. В Учении Живой Этики сказано, что надо помнить, что мы – творение мысли. А каково происхождение именно такой мысли?
6. «Особенно избегайте обещаний, эти посулы, как ракушки, облепляют корабль. Дайте достойному заслуженное, но не отягощайте его обещаниями. Спаянная группа должна быть свободна от взаимных обещаний» (Агни Йога, 137). Поясните, пожалуйста, эти слова.
7. Хотелось бы многим и многому помочь. Значит, для этого надо правильно мыслить?
8. «От обольщений, и прельщений, и прельщающих мыслей надо освободиться, пока ещё на Земле. Потом будет поздно» (Грани Агни Йоги. XIII, 295). Что является прельщением для рериховцев сейчас, в это трудное переходное время?
9. «В это трудное время сознание надо стремиться удерживать на Основах. Против них тьма бессильна. Их повторяйте в себе неустанно» (Грани Агни Йоги. XII, 811). Назовите эти Основы.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-12)
1. В книге «Иерархия» (45) сказано: «В развитии явления чуткости залог расширения сознания». Скажите, пожалуйста, как развивать чуткость, которая явится залогом расширения сознания?
2. «...Сколько струн порвано предположением сроков» (Иерархия, 34). Поясните, пожалуйста, эти слова.
3. В «Гранях Агни Йоги» (Т. I. 11.03.1960) говорится: «Контроль необходим, зачем же прорывать в пространстве каналы, ведущие в низшие сферы». А если такие каналы уже есть, то как от них избавиться, очиститься или освободиться?
4. Наталия Дмитриевна, Вы как-то сказали, что очень серьёзно относитесь к пространству. В чём должно выражаться это отношение?
5. Если, прочитав в Учении Живой Этики о чём-то близком и нужном, пытаемся применить это в жизни, но со временем понятия забываются, как-то отходят, то что это будет – закладка зёрен на будущее или «Сизифов труд», когда снова нужно начинать сначала?
6. Как понять, изжиты ли кармические отношения с определёнными людьми или же человек самовольно их прервал?
7. Как усмотреть, совпала ли воля человека с Высшей Волей или он пошёл против этой Воли?
8. «Корень мысли или побудительная причина должна быть явлена для утончённого сознания» (Мир Огненный. I, 535). В чём заключается корень мысли?
9. Если желание помочь не подкреплено представлением какого-то конкретного результата, но просто желание оказать помощь, то будет ли оно действенно?
10. Как понять слова: «Ад устлан лучшими намерениями не применённого в жизни знания» (Грани Агни Йоги. Т. XII, 226)?
11. В книге «Надземное» (740) сказано: «Люди часто говорят о сходстве характеров, необходимом для сотрудничества, но следует говорить не о сходстве, но о гармонии. Только гармония энергий может быть полезна, но гармония не есть повторение; она даёт аккорд; пусть он будет силён и звучен. Невозможно представить симфонию из однозвучных октав. Пусть люди полюбят полифонию, и чем она будет богаче, тем больше человеческих сердец она затронет и вызовет к действию...» В чём разница между мелодией из однозвучных октав и полифонией?
12. «Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы» (Мир Огненный. I, 558). О какой спирали здесь идёт речь?
13. Что такое заградительная сеть?
14. Если в сознании промелькнула какая-то негативная мысль по отношению к другому человеку, оказала ли она своё отрицательное влияние, если породитель её тут же понял, что несут такие мысли, что они не допустимы и попытался перестроиться на благожелательные отношения?
15. «Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа» (Община, 163). Что такое творческое терпение?
16. Какое отношение имеет творческое терпение к вдохновению?
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (2002-11)
1. "Человек, претворяя пространственные огни в формы, не может сложить с себя ответственность. Каждая форма Космоса будет соответствовать форме духа. И все порождённые формы будут отвечать формам, порождённым духом..." (Беспредельность, 73). Значит ли это, что творение не может быть лучше своего творца и, наоборот, человек не может быть хуже, чем всё, что он создаёт?
2. "Только когда есть приемлемость, можно проявить напряжённость; только тогда можно устремиться в смещение космических сил. Потому Наши Доверенные являют приемлемость" (Беспредельность, 624). Что значит "являют приемлемость"?
3. "Перед мечом очищения просыпается устремление" (Беспредельность, 576). Какое устремление просыпается?
4. В книге "Аум" (214) говорится о высокомерии и о том, что "умалитель почти равен предателю". Возможно ли сотрудничать с людьми, имеющими достаточно большие знания и опыт, но считающими своё превосходство над остальными естественным и самим собой разумеющимся?
5. Как помочь таким людям?
6. "Порыв творчества не должен угасать из-за несвоевременности" (Беспредельность, 76). Видимо, поэтому многие художники и поэты не были признаны при их жизни, так как люди ещё не готовы были их принять? То есть их творчество для будущего?
7. "Особенно нужно наблюдать, как ведут себя люди, которым была оказана помощь. Кто отринул Сен-Жермена, те имели мрачную судьбу. Помощь, отринутая, обращается в груз непомерный - это закон" (Мир Огненный. III, 449.) Почему помощь отринутая ляжет грузом непомерным?
8. Кто такие Ангелы? Воплощались ли Ангелы в теле человека?

Статьи 121 - 140 из 165
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец