Мысли на каждый день

Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час.

Мир Огненный, ч.1, § 118

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Считайте меня живым…». Стихи поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны: Борис Богатков

Авторы: Цыганкова Юлия / Подборки   

Журнал:


Теги статьи:  подвиг, стихи

О, РОССИЯ МОЯ!

Брянск оставлен, фашисты — в Вязьме.
Прёт вперёд бронированный изверг.
Патриоты! Впервой нам разве
Бить врага, не жалея жизни?

По снегам полки Бонапарта
От Москвы бежали к границе.
Вся отчизна гневом объята,
Весь народ встал с недругом биться.

О, Россия моя, народ мой,
Сын ваш верный всегда и всюду,
Я рождён на земле свободной
И рабом никогда не буду.

Сгинет враг в океане крови.
Мы сильны и свободолюбивы.
Победим иль умрём, как герои, —
Ведь неволя хуже могилы!

  

16 октября 1941 г.

 «Я рождён на земле свободной...»*
 Через день после начала войны, 24 июня 1941 го­да, в Правительство Советского Союза было направлено обращение писателей Сибири: «...в дни, когда весь наш советский народ гневно поднялся на отпор фашистской чумной гадине, мы, работники советской литературы, считаем своё перо мобилизованным на оборону великой Отчизны.

Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его остриё мы направим против врага, прославляя нашу священную землю, неся высокие идеи коммунизма. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину».

В Новосибирске есть улица имени Бориса Богаткова. В месте, где она пересекается с улицей Кирова, стоит памятник молодому двадцатилетнему парню — поэту, герою, погибшему в годы Великой Отечественной войны.

Вот несколько страниц из биографии нашего земляка.

Борис Андреевич Богатков родился 3 октября 1922 года в Ачинске. Отец, Андрей Михайлович, был партийным работником и часто уезжал в командировки. Мать, Мария Евгеньевна, работала преподавателем математики. Борис был единственным и любимым сыном в семье Богатковых. Мальчик рос ласковым, подвижным и любознательным. Родители каждую свободную минуту проводили вместе с сыном, рассказывали ему сказки, читали стихи. Борис рано научился читать, и потому его первыми друзьями стали книги. Родителям будущий поэт обязан ранним приобщением к литературе. Он зачитывался стихами Пушкина и Лермонтова. Кумиром его был Маяковский.

В 1931 году его мама тяжело заболела; из больницы она написала записку сыну: «Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик». После смерти матери его взяла к себе родная тетя, Татьяна Евгеньевна Зыкова, тоже учительница. Борис приехал в Новосибирск, поселился в семье Зыковых и пошёл во второй класс местной школы.

Он учился в школе № 3, которая сейчас носит его имя, на здании установлена мемориальная доска. А находится эта школа совсем недалеко от Музея Рериха — на улице Октябрьской, 5.

Учась в школе, Борис обожал историю и литературу, с годами всё больше увлекался поэзией. Подражая своему кумиру, он начал писать стихи уже в 10 лет. Постепенно его произведения стали печатать в стенгазетах, на страницах «Пионерской правды». По окончании школы он поступил в Литературный институт имени Горького в Москве, на вечернее отделение, а днём работал проходчиком на строительстве метро.

Начавшаяся Великая Отечественная война определила дальнейшую судьбу Богаткова — он записывается добровольцем на фронт. Богатков получает контузию: их эшелон попадает под бомбёжку. Бориса отправляют в госпиталь; врачи признают его непригодным к службе в армии.

Вернувшись в Новосибирск, он работает в «Окнах ТАСС». Равняясь на Маяковского, он говорил: «...если твоя строчка сегодня вдохновила рабочего, если он, прочтя твои стихи, сделал лишний снаряд — ты, поэт, можешь чувствовать себя счастливым!» (по воспоминаниям Николая Мейсака). Б. Богатков сближается с местными писателями: Василием Фёдоровым, Александром Смердовым, Елизаветой Стюарт, Афанасием Коптеловым. Последнему Борис Богатков запомнился таким: «Сероглазый, светловолосый, немножко медлительный, он был на редкость простым, мягким и задушевным человеком. О нём говорили: "Скромный, как красна девица". К этому можно добавить: честный, как сама правда». Стихи, песни, злые частушки Бориса Богаткова появлялись в окружной военной газете «Красноярская звезда», звучали в сатирических радиопередачах «Огонь по врагу».

Но всё это время Богатков настойчиво добивался возвращения в строй, несмотря на запреты медиков. В январе 1943 года он отправился на фронт и был зачислен в 22-ю Сибирскую добровольческую дивизию. Из письма с фронта своему другу Н. Мейсаку: «Ты и представить себе не можешь, как я счастлив. На мне снова военная форма, я сержант Сибирской добровольческой дивизии».

Вскоре он получил звание старшего сержанта и возглавил взвод автоматчиков.

Борис Богатков погиб при взятии Гнездиловской высоты. Фашисты особенно сильно укрепили высоту с отметкой 233,3. Разведчики доносили: немцы опоясали её несколькими линиями траншей, противотанковыми рвами, километрами колючей проволоки и минными полями. Разведчики насчитывали более двухсот огневых точек. Артиллеристы израсходовали на высоту девяносто вагонов снарядов. Советское командование отдало приказ: «Высоту 233,3 штурмует Новосибирский полк».

Уже дважды бросался полк на штурм вражеских укреплений, но откатывался назад. Дважды автоматчики гвардии сержанта Богаткова поднимались в атаку и, прижатые бешеным огнём, ложились на сухую дымящуюся землю. Сколько погибло ребят, а сколько ещё побьют!

Огромнейшим усилием воли Борис Богатков заставил себя оторваться от земли. «Стой, Борис! Куда?! — закричали солдаты. — Ложись!»

Но он встал, оглянулся и, бросив потрясённому взводу короткое и властное «запевай», во весь рост двинулся вперёд, прямо на вражеские пулемёты.

Несколько мгновений изумлённые солдаты смотрели на своего командира. Высокий, сильный, с лицом, чёрным от пыли и дыма, он упрямо шёл вперёд, не падая, не оглядываясь, шёл и всё громче пел песню, которую написал сам и теперь, как знамя, понёс впереди полка:

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных
Новосибирской области родной.
Немало получили враги ударов грозных
От гвардии сибирской огневой!

Нас месть ведёт в атаку, и наш порыв неистов,
Мы все преграды превращаем в пыль,
Чем дальше мы на запад идём, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь!

В тот миг, когда, пробиваясь сквозь шум боя, загремела подхваченная сотнями голосов песня, немецкие пулемётчики прекратили огонь, они с ужасом смотрели на людей, поднимающихся в разных концах поля с громкими яростным припевом:

Всё, гвардеец, в боях изведай!
Холод, голод, смертельный риск
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск.

Немцы повели огонь ещё злее, ещё ожесточённее, но первые цепи сибиряков уже ворвались во вражеские траншеи. Схватка была стремительной и острой. В том бою погиб Борис Богатков, это произошло 11 августа 1943 года.

Гнездиловская высота была взята. А после боя собрались на опушке рощи усталые бойцы и, подходя к развесистой берёзе, низко склоняли головы. В тени ветвей на окровавленной шинели неподвижно лежал их любимый друг и командир, юноша с чистой душой и ласковыми глазами.

Посмертно Борис Богатков награждён орденом Отечественной войны I степени, его имя навечно внесено в списки 22-й Гвардейской Сибирской дивизии, его автомат передавался лучшим стрелкам взвода.

После гибели Бориса Богаткова его тетради и блокноты со стихами переслали в Новосибирск Николаю Мейсаку. Стихи были опубликованы в различных сборниках, а Западно-Сибирское книжное издательство выпустило в свет «Единственную книгу» со всеми стихами и письмами Бориса, воспоминаниями о нём. Богатков посмертно был принят в члены Союза писателей СССР.

В Новосибирске в честь поэта-героя названа одна из главных улиц города. Кроме того, имя Богаткова получила школа, где он учился, а также одна из библиотек города.

Недалеко от деревни Гнездилово (Калужская область) создан Мемориальный комплекс «Гнездиловская высота». Вокруг памятника по трём сторонам периметра установлены стелы, на которых выбиты тысячи фамилий. Значится там и имя Бориса Андреевича Богаткова.

Меткое слово поэта на войне глубоко проникает в души бойцов! Так и стихотворение «Перед наступлением» хорошо передаёт чувства не только Бориса, но и всех молодых сибиряков-гвардейцев, патриотов своей Родины.

ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ

Метров двести — совсем немного —
Отделяют от нас лесок.
Кажется, велика ль дорога?
Лишь один небольшой бросок.

Только знает наша охрана:
Дорога не так близка.
Перед нами — «ничья» поляна,
А враги — у того леска.

В нём таятся фашистские дзоты,
Жёстким снегом их занесло.
Воронёные пулеметы
В нашу сторону смотрят зло.

Магазины свинцом набиты,
Часовой не смыкает глаз.
Страх тая, стерегут бандиты
Степь, захваченную у нас.

За врагами я, парень русский,
Наблюдаю, гневно дыша.
Палец твёрдо лежит на спуске
Безотказного ППШа.

Впереди — города пустые,
Нераспаханные поля.
Тяжко знать, что моя Россия
От того леска — не моя...

Посмотрю на друзей-гвардейцев:
Брови сдвинули, помрачнев, —
Как и мне, им сжимает сердце
Справедливый, священный гнев.

Поклялись мы, что встанем снова
На родимые рубежи!
И в минуты битвы суровой
Нас, гвардейцев, не устрашит
Ливень пуль, сносящий пилотки,
И оживший немецкий дзот...
Только бы прозвучал короткий,
Долгожданный приказ: «Вперёд!»


* Материал подготовлен Ю. Цыганковой на основе публикации: http://www.phys.nsu.ru/school/museum/bb.htm 

1942

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Вечные ценности. Рассказы, очерки