«...Среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте».
Надземное, 426
Когда мы думаем о Святославе Николаевиче Рерихе, то всегда видим перед собой его прекрасный облик и слышим фразу, которая стала лейтмотивом всей его жизни: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». Он считал служение Красоте долгом перед человечеством.
Сегодняшний мир утратил стремление к прекрасному. «Ушла красота из жизни людей, и наполнилась тьмою их жизнь»1. Большинство людей отравляет окружающее и атмосферу Земли, насыщая её соответствующими эманациями. Учение Живой Этики призывает нас идти путём Красоты. «На смене двух Эпох она даётся как Знамя ведущее, как основа строительства Нового Мира, как безошибочный критерий, позволяющий отделить мир старый от Нового, чтобы этот последний созидался на принципе Красоты»2.
Так давайте обратим свой взор на Прекрасное и устремимся к нему. Пусть слова и облик Святослава Николаевича помогут нам в этом. Наша статья основана на его высказываниях, которые сложно пересказать — настолько они прекрасны. Хочется привести их дословно.
Что есть Красота? Можно ли дать определение этому понятию?
Святослав Николаевич неустанно повторяет, что Красота — это конечная цель эволюции мира. «Анализировать принципы красоты трудно... — пишет он. — Однако существует некий баланс, некая гармония, которую мы инстинктивно улавливаем... Это естественное врождённое качество, поскольку красота является результатом эволюционного развития, естественным следствием лучшего подбора комбинаций»3.
«Выдвигая красоту в качестве цели, в качестве средства достижения большей гармонии, большей утончённости, мы настраиваемся или приобщаемся к эволюционным течениям и по этим течениям продвигаемся к более высокому состоянию, к более высокому пониманию и достижениям. Гармония принесёт нам счастье и радость — ту радость, какую способна принести только красота»4.
«Красота — какая невыразимая тайна заключена в этом понятии. Эта неизъяснимая притягательность, эта неведомая, неотразимая сила — не объясняется ли это тем, что она рождается из самого сокровенного сердца этой развивающейся, эволюционирующей Вселенной? (...) Красота — великая движущая сила нашей жизни, все царства природы стремятся к совершенству, стремятся к красоте. (...) И мы смотрим на красоту как на знак совершенства, свидетельство достижения законченной эволюционной ступени. Мы ищем красоту, мы стремимся к красоте как к предопределённому условию, к состоянию гармоничного равновесия, заключённого в самой сердцевине эволюционного течения»5.
«Красивая жизнь — какое великое и возвышенное понятие. Строить красотой — это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции. Красота — это Гармония, а Гармония — это то высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота — это священный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото, Красота — это наиболее законченное выражение, Красота — это конечная цель»6.
«Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём наши знамёна, развернём знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося всё больше и больше красоты в жизнь каждого дня»7.
Именно Красота во всех проявлениях побуждает нас откликаться на высшие вибрации. «Что погрузило Рамакришну в самадхи, когда он был мальчиком? — задаётся вопросом Святослав Николаевич и отвечает: — Полёт гусей в синеве неба. Какие чудесные состояния экстаза и вдохновения рождали пышные, красочные процессии и ритуалы, когда человек мог подняться к новым высотам и приобщиться к новому, дивному миру»8.
«Процесс творения красоты сам по себе является своего рода служением, молитвенным обращением к высшему. Когда в процессе выявления образов красоты объединяются наши ум и сердце, они пребывают на совершенно другом плане, в ином мире, как бы настроенные на те высшие силы жизни, которые в этот момент протекают через них»9.
Поиски красоты — это поиски более совершенной жизни, высокого идеала, к которому можно стремиться. «Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота — это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем своё восхождение»10.
К сожалению, пишет Святослав Рерих, «наша внешняя цивилизация, со всеми её явно замечательными достижениями, уводит человека от самого себя, за пределы самого себя, и суть человека не становится лучше оттого, движется ли он со скоростью семьсот миль в час или только сто»11.
Ещё один аспект важности устремления к красоте отмечает Святослав Николаевич: «Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир, [это] желание создать что-то более прекрасное — прекрасную жизнь, прекрасные отношения»12.
Велика объединительная роль искусства. Оно «является именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. ...Когда люди собираются на какую-то красивую выставку, концерт или балет или останавливаются около замечательных произведений искусства, они как-то объединяются. Это так во всём мире. Искусство вещает всем людям мир! И через искусство, я думаю, — самые ближайшие пути к дружбе народов, к миру и к осознанию того дружественного строительства, о котором мечтает весь мир»13.
Поэтому особая роль в устремлении человечества к Красоте принадлежит людям искусства — творцам прекрасных образов. И снова обратимся к Святославу Рериху, который, будучи художником, хорошо осознавал это. «Из неизмеримых глубин безграничного Космоса, подобно видимому свету звёзд, отдалённых от нас неисчислимым количеством световых лет, приходят к нам озарения высшего вдохновения. Беззвучный голос проникающего всё сущее сознания»14.
«Часто художник, поэт может предугадывать конечные цели действующих природных сил и давать нам свои пророческие видения, тем самым становясь нашим проводником на царственном пути к более совершенным комбинациям»15.
Святослав Николаевич утверждал, что «влияние, которое великие художники могут оказать на последующие поколения, в известном смысле можно сравнить с влиянием великих духовных вождей и реформаторов»16. «Художник видит и выявляет для нас те великие прототипы красоты, которые оформились в мире субъективного, в мире идей»17. «Миссия художника заключается в том, чтобы нести в нашу жизнь красоту, раскрывать её для других, привлекать к ней наше внимание и показывать нечто большее, чем наша повседневность, — жизнь завтрашнюю, жизнь более великого мира, раскрытие следующей стадии эволюции нашей жизни»18.
Святослав Николаевич постоянно утверждал, что художник должен искать подлинную красоту, к которой инстинктивно тянутся люди, и приводил пример из жизни Будды: «...любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к красоте и её осознанию составляет половину нашей духовной жизни? Не говори так, Ананда, ответил Будда, красота — это вся наша жизнь»19.
И самый важный вопрос для нас: «Как внести в жизнь Красоту? Как воспитать в себе стремление к Прекрасному?» Святослав Николаевич даёт на него конкретные ответы. Прислушаемся к ним.
«Мы должны стараться привносить красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут вполне уравновешены, тогда и наше внешнее поведение и действия станут вполне гармоничными. А когда наше и внутреннее и внешнее поведение будет вполне гармонично, тогда через нас проявятся высшие вибрации. Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя»20. «Давайте будем стараться находить красоту во всех наших повседневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво»21.
Святослав Николаевич убеждает нас делать любое дело с всё большим вниманием: следить за своей речью, так, чтобы мы могли пользоваться красивым языком и правильно выражать свои мысли; одеваться подобающим образом, точно мы должны встретиться с кем-то для нас очень важным. Он призывает: «Давайте проявлять наибольший интерес к собственному поведению, к нашим встречам с другими людьми. (...) Точно так же и наши дома, комнаты, в которых мы живём, мы должны стараться содержать в исключительной чистоте, так как это поможет нашим мыслям»22.
«Всем известно, что ребёнок, воспитывавшийся в окружении красивых вещей, в красивой обстановке, навсегда сохранит в себе живую память о своих ранних впечатлениях и часто неосознанно будет стремиться к прекрасному»23.
По мысли Святослава Рериха, можно прививать красоту ещё до рождения ребёнка. «Как вы знаете, во многих странах молодых беременных женщин окружают красивыми изображениями, предполагая, что они как-то отразятся на ребёнке. Такое поверье я нашёл почти во всех странах. И, может быть, в нём сказывается замечательная мудрость жизни. Я верю в силу мысли, в то, что мысль творит. Я верю, что мысль передаётся. И поэтому, несомненно, красивые образы могут через мать как-то в той или другой мере отразиться на ребёнке»24.
Способность видеть красоту нужно воспитывать. Прекрасное окружение порождает красивые, гармоничные мысли. Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя.
Святослав Рерих призывает нас искать Прекрасное в природе, наблюдать и любоваться ею.
«То, что мы называем красотой, украшает различные Царства Природы. Удивительные кристаллы, красивые по форме, красивые по цвету; колибри, демонстрирующие необыкновенные формы и сверкающее оперение металлических оттенков; цветы — всегда прекрасные, от самых обыкновенных цветов северных лугов до экзотических тропических видов чудесных, причудливых форм, превосходных оттенков и изысканного аромата. Возьмём бабочек, эти подобные цветам создания, великолепные по своей форме и расцветке. Нежный светло-зелёный цвет лунного мотылька и ослепительно синие тона бабочки Morpho. Какая цветовая гамма, какое замечательное разнообразие комбинаций, причудливые узоры, каких больше нигде не увидишь, но, главное, везде — краски, расплёсканные щедрой рукой.
Даже более тёмные их разновидности отличаются богатством глубоких бархатных тонов. И, глядя на эти прекрасные проявления природы, мы должны признать, что красота — это не абстрактная иллюзия, но само выражение жизни, само её дыхание, струящееся в звуках прекрасной песни птицы, обращённой к своей паре, или же изливаемое в неподвижный воздух в чудесном аромате великолепного цветка. Сверканье крыльев бабочки, этих драгоценных камней мира насекомых, разве не воспевают они тайну красоты — эти вестницы Богини Красоты и Любви»25.
Также прекрасно истинное искусство. «Следует постоянно учиться и изучать работы других художников. Произведения искусства всех народов и всех времён должны служить нашей путеводной звездой и нашим вдохновением. Чем больше впечатлений содержится в нашем уме и зрительной памяти, тем легче нам понять и выразить предмет»26.
Святослав Николаевич утверждал, что жизнь и истинное искусство проявляют себя в прекрасных образах. Поэтому он не считал абстракционизм действительно большим искусством. «...Я смотрю на эти разные абстрактные творения как на создание поверхности. Иногда, может быть, даже красивой поверхности — с точки зрения колорита, разного устройства каких-то элементов абстракции, но это не то искусство, которое могло бы пробудить какие-то действительно большие мысли. Нам нужны образы, потому что вся жизнь наша, так или иначе, состоит из образов. И если вы будете обращаться к людям, к человечеству, то вы должны обращаться именно через образ»27.
Одним из любимых изречений Святослава Николаевича были слова Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной красоте». И Святослав Николаевич добавлял: «Платон думал о проникновении именно в тот другой, высший, прекрасный мир...»28.
Большое внимание он уделял и музыке. «Многие философы полагали, что музыка является одним из самых мощных видов благотворного влияния. Считалось, что музыка, в качестве неотъемлемой части нашего образования, формирует характер и прививает нам любовь к гармонии и красоте. Вне всяких сомнений, музыка оказывает глубокое воздействие на нашу жизнь... Ритм и гармония — это всё равно что пища для наших эмоций и внутреннего "я". Но для того чтобы усвоить их, мы должны иметь эти гармонии в глубине нашего существа»29.
Особое значение Святослав Николаевич придавал декоративно-прикладному искусству различных народов. Посетив выставку прикладного искусства в Академии художеств СССР в мае 1960 года, он поделился своими впечатлениями в лекционном зале Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. «На этой выставке... я увидел очень, очень много красивых вещей. И мне захотелось, чтобы они вошли в жизнь широко, глубоко. ...Ничто так не обогащает жизнь, как яркие, красивые вещи»30.
«Прикладное искусство открыто каждому. Наполняя свой дом чем-то красивым, мы возвышаемся. Не нужно думать об искусстве, которое вне нас: нужно обогащать ту жизнь, в которой мы живём»31.
«В прошлом, если вы посмотрите, в древних сёлах все всегда стремились украшать свою жизнь рукоделием: вышивкой, росписью, резьбой. Это имело очень большое значение в быту человека. Он проявлял свою любовь к творческой экспрессии, находил [для неё] выход. И это, несомненно, всегда развивает человека, когда у него есть возможность содействовать чему-то прекрасному, претворять свои мысли, надежды во что-то вещественное и передавать другим»32.
«Давайте украсим свою жизнь, донесём чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному станет нашей ежедневной молитвой!»33
Святослав Рерих призывал думать о совершенном человеке. Для него идеалом был его отец. «Николай Константинович был выдающимся человеком со всех точек зрения, и его действительно можно считать тем совершенным человеком, о котором говорил и к которому стремился в своё время Конфуций. И это образ, к которому мы должны стремиться, если хотим найти пути, которые приведут нас в будущее, в новый прекрасный мир. (...) Будем думать о совершенном человеке: каким он будет, какою будет его жизнь и какие его черты мы хотим воплотить в этом эволюционном потоке. (...) Главное — надо устремиться. Устремление — это та энергия, которая необходима для всего в нашей жизни. Поэтому выберем себе те идеалы, к которым мы будем всегда стремиться и в которых мы сможем воспитать наших детей, это прекрасное молодое поколение»34.
Увидеть образы идеальных людей также можно в былинах. Поэтому их стоит изучать, говорит Святослав Рерих. «Герои былин всегда обладали какими-то особыми качествами, которые превосходили качества обычных людей. Конечно, повторить подвиг былинного богатыря простой человек не мог, но перед глазами у него всегда был пример более совершенного поведения, более совершенных качеств — конкретный, в который он верил, к которому тянулся»35.
«...Мы возвращаемся сейчас к нашему древнему эпосу, когда создавались былинные образы героев, царей. Народ их знал, народ их почитал. И даже если бы народ был безграмотным, он знал их как великие первоосновы жизни, прообразы, которые тоже вышли из народа. И эти былины, и эпос народов других стран играют величайшую роль в воспитании широких кругов человечества»36.
Когда Святослава Николаевича спрашивали, что он ощущает, когда произносит «русское», «русская культура», он отвечал, что ощущает нечто очень родное и близкое. Он считал любовь к Родине прекрасным качеством. «Патриотизм нужен: он оправдывает наше существование в определённой мере на определённой территории. То есть мы оберегаем то, в чём мы родились. Патриотизм учит нас прекрасным, возвышенным мыслям, — говорит Святослав Николаевич и добавляет: — истинный патриотизм»37.
Не однажды Святослав Николаевич отождествляет красоту и молитву. «Что есть, в конце концов, молитва? Это духовное стремление к более прекрасной реальности, которую во многом человек в состоянии сотворить сам»38.
Мы не найдём области жизни, в которой бы Святослав Рерих не искал красоту, не устремлялся бы к ней. Вся его жизнь — это возвышенная красота, молитва прекрасному. Святослав Николаевич — это и есть тот великий облик, тот идеал, который мы должны видеть перед собою и стремиться к нему! Закончим же нашу статью жизнеутверждающими мыслями великого певца красоты.
«Поистине, стремление к совершенствованию, к красоте — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни»39.
«И мы счастливы... что наше стремление к чему-то более прекрасному, более совершенному объединяет нас, даёт нам новые крылья, придаёт нам уверенности, мужества смотреть в будущее — прекрасное будущее, которое будет построено на основе красоты и совершенства»40.
«Всегда стремитесь к прекрасному. Ищите это прекрасное и старайтесь следовать ему в вашей жизни. Всё остальное приложится. Поверьте мне»41.
1 Грани Агни Йоги. 1957. 456 (Новосибирск, 1921).
2 Там же. 1967. 342 (Новосибирск, 1995).
3 Рерих С.Н. Искусство и жизнь. М., 2004. С. 78 – 79.
4 Там же. С. 98.
5 Там же. С. 109 – 110.
6 Там же. С. 20.
7 Там же.
8 Там же. С. 83.
9 Там же. С. 94 – 95.
10 Там же. С. 107.
11 Там же. С. 138.
12 «Будите в себе Прекрасное...»: К 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Т. 1. М., 2015. С. 79.
13 «Будите в себе Прекрасное...». С. 91.
14 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 67.
15 Там же. С. 51.
16 Там же. С. 82.
17 Там же. С. 62.
18 Там же. С. 77.
19 Рерих С.Н. Лекции, интервью, беседы, письма. Одесса, 2013. С. 247.
20 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 15.
21 Там же. С. 20.
22 Там же. С. 84.
23 Там же. С. 82.
24 «Будите в себе Прекрасное...». С. 168.
25 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 97 – 98.
26 Там же. С. 77.
27 Рерих С.Н. Лекции, интервью, беседы, письма. С. 169.
28 Там же. С. 191.
29 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 79 – 80.
30 «Будите в себе Прекрасное...». С. 90.
31 Там же. С. 91 – 92.
32 Там же. С. 90.
33 Там же. С. 33.
34 Рерих С.Н. Лекции, интервью, беседы, письма. С. 197 – 198.
35 Там же. С. 268 – 269.
36 Там же. С. 198.
37 Там же. С. 280.
38 Там же. С. 305.
39 Там же. С. 340.
40 «Будите в себе Прекрасное...». С. 216.
41 Рерих С.Н. Лекции, интервью, беседы, письма. С. 281.