Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
Н.К. Рерих. УРУСВАТИ. 1939
«Матерь Агни Йоги, Тара, Урусвати — многие несравненные эпитеты посвящены тебе на страницах Живой Этики. Но для нас существует единственное, простое, сердечное звучание, которое сообщает так много дорогого для сердца человека: Елена Ивановна»1. Так пишет о великой Подвижнице, Посланнице Сил Света — Елене Ивановне Рерих — её современник, одухотворённый поэт и писатель, председатель Латвийского общества Рериха Рихард Яковлевич Рудзитис. «...Те, кто имел счастье действовать с нею в тесном духовном сотрудничестве, кто получал бесценные советы и чувствовал всю нежность её материнского сердца, — с этим священным именем они связывают всё, что есть в мире Первозданно Прекрасного, Героически Возвышенного, Одухотворённого Мудростью и, кроме того, пронизанного обаянием высокой женственности»2. Эти строки Р.Я. Рудзитиса раскрывают важнейшие стороны сущности Елены Ивановны и звучат гимном Матери Агни Йоги.
Елена Ивановна творила свой Подвиг в тени мировой известности своего мужа, Николая Константиновича Рериха, и лишь немногие ближайшие знали о её предназначении и величии её миссии. Поэтому мы имеем сравнительно немного свидетельств о ней, оставленных её современниками. Обратимся сегодня к этим свидетельствам, чтобы прикоснуться к её великому образу, представить и понять красоту и значение Подвига её жизни.
Американская сотрудница Рерихов, их преданный друг Зинаида Григорьевна Фосдик говорит о своей духовной Матери: «Когда мы в редкие мгновения духовного подъёма размышляем о жизнях Великих Духовных Тружеников человечества, они становятся нам более близкими, хотя стоят несравнимо выше нас, нашего духовного и умственного развития. Все их достижения — мудрость, знание законов Вселенной, величие духа, близость к Божественным Силам — наполняют нас изумлением и почитанием. (...) Они — носители новых Учений, новых Кодексов морали и этики, появляющиеся среди людей каждое столетие, всегда приносящие очищение мышления и новые откровения скрытых и непонятных сил. Обычно немногие признают в них истинных Носителей Света... (...)
В чём величие духа нашей любимой Духовной Матери и Учителя, Елены Ивановны Рерих? — размышляет Зинаида Фосдик. — Если бы мне надо было выразить это в немногих словах, я бы сказала: "В творчестве духа, в огненном подвиге, в космическом объёме знаний". Но всё же и этими словами мы едва ли можем выразить диапазон её жизни и трудов на благо человечества»3.
Рихард Яковлевич Рудзитис одним из первых услышал Зов и принял Учение Живой Этики, принесённое людям Еленой Ивановной Рерих. Знаем, как достойно пронёс он заветы и идеалы Агни Йоги через все тяготы жизненных испытаний, через застенки ГУЛАГа. Его слова, посвящённые Матери Агни Йоги, исходят из самого сердца: «Елена Ивановна — это имя звучит для нас как призыв к духовному подвигу жизни, как указ быть бдительным за качество и скорость совершенствования... за горение и преданность своего сердца; за чистоту и бескорыстие каждого действия и мысли; за непрестанное улучшение всего нашего существа для нового в высшем понимании, когда всё личное постепенно исчезает в огнях Великого Служения»4. И мы понимаем — для него это не просто красивые слова, но духовный наказ для незамедлительного приложения в жизни.
Зинаида Фосдик говорит об удивительной способности Елены Ивановны ободрить, зажечь, вдохновить на подвиг: «Великое Сердце соприкасалось со многими страдающими, подавленными, угнетёнными жизнями, и внезапно удручённость превращалась в искрящийся праздник. Таково было воздействие каждого сообщения, исходящего от неё»5. Она «стремилась зажечь в каждом человеке, передать ему присущую ей пламенную любовь к служению человечеству и к законам, правящим жизнью Вселенной. (...) Неисчерпаемое терпение, умение ободрить других и готовность помочь всякий раз, как только она замечала в душе приблизившегося к ней хоть маленькую огненную искру, — были её истинными отличительными чертами. Она радовалась малейшему продвижению каждого, кто хоть частично усмотрел значение Учения. Вводя своих учеников и корреспондентов в Йогу Огня, она укрепляла их дух и волю и на препятствиях и испытаниях каждого дня. Она называла препятствия "порогом к победе". Каждое сердце, которое вместило лучезарность её сердца, раскрывалось перед ней, как трепетный цветок. В такие мгновения она в полном смысле слова летела на помощь ищущему духу. Её рука постоянно была протянута для поддержки, и много сердец она направила к расширению сознания...»6
Елена Ивановна — спутница жизни Н.К. Рериха, его Муза и вдохновительница. Много прекрасных строк посвятил этот великий художник и мыслитель своей жене-сподвижнице. В очерке «Великий облик» он пишет: «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь... И весь дом, и вся семья — всё строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству даёт непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою — и всё на пользу человечества»7.
Своей мудростью, чувствознанием сердца и героизмом Елена Ивановна поддерживала и вдохновляла Николая Рериха. Как отмечал Рихард Рудзитис, «часто их творчество было совместным, и в образах, воплощённых художником, увековечены искры её души»8. Об удивительной гармонии, единстве взглядов и устремлений Отца и Матушки нередко рассказывал младший сын Рерихов Святослав Николаевич. Он вспоминал: «Удивительной была жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны... Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяких ветхих ограничений»9. «Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования»10. Их сотрудничество «было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения»11.
О поистине всеобъемлющем эпистолярном наследии Елены Ивановны, о её письмах, которые ещё многие сотни лет будут являться для человечества неиссякаемым источником мудрости, Рихард Яковлевич писал: «Её научная эрудиция необъятна, удивительна. (...) Воистину за ней стоял сам Источник Света. И письма свои она писала как вдохновенный Иерархией поэт, с мастерством высокого стиля. С каким чутким пониманием она подходила к своим корреспондентам, стараясь в каждом разбудить всё, что есть в нём положительного, делясь сердечной щедростью»12. «"Письма Елены Рерих", — дополняет З.Г. Фосдик, — истинно являются глубоким источником духовного творчества, из которого каждый может черпать несчётные сокровища»13.
Старший сын Елены Ивановны — Юрий Николаевич Рерих, известный учёный-востоковед, пользовавшийся уважением учёных лам, — подчёркивал замечательное качество Матушки — её исключительное мужество и бесстрашие. «Елена Ивановна проявляла замечательное мужество, страстно любила слово "подвиг", — вспоминал он. — Можно восхищаться выдержкой, с которой она преодолевала препятствия в экспедиции. Человек с исключительным характером. (...) Никакие обстоятельства не сломили её. Больше всего она не любила, если кто-то проявлял малодушие. Недаром в Учении говорится о её огненном бесстрашии, перед которым склонялись даже полчища тьмы. (...) Как много ей было суждено познать нападений тёмных и предательств. Но всегда и везде она сохраняла героизм, гармонию, дисциплину духа и оптимизм. И других постоянно устремляла к светлой мелодии подвижничества»14.
Многие отмечали и невероятную трудоспособность Елены Ивановны: «Она работала с утра до ночи, разрешая себе лишь небольшой промежуток времени для самого необходимого отдыха»15, — пишет З.Г. Фосдик. Юрий Рерих рассказывал: «В Калимпонге в последние годы жизни она ложилась поздно вечером. Спала всего лишь 4 – 5 часов. Работала чрезвычайно много. (...) Такой режим жизни был возможен лишь высоко в горах, в чистой пране Гималаев, и благодаря мощи сердечной энергии. О колоссальной трудоспособности Елены Ивановны свидетельствует то, что все свои рукописи она перепечатывала на машинке, исправляла и только после этого отдавала секретарю-машинистке. Ни болезни, ни давление высоких токов не могли помешать её работе»16.
Она трудилась, чтобы устремить человечество к лучшей жизни. «Она звала в будущее "трубным гласом", — писала З.Г. Фосдик, — звала всех работать для будущего, стремилась сделать на Земле Свет истины и мира достижимой реальностью для всех. Она сурово осуждала пустые мечты о будущем среди пассивного сонного существования. Она утверждала, что именно радостным принятием труда, усвоением Учения, участием в эволюции придёт сияющая заря для человечества. Любовь, сострадание, терпимость были указаны как путь самоусовершенствования с одной неизменной целью — служить Общему Благу Человечества!»17
«Кажется непонятным и невозможным, что этой хрупкой, прекрасной, утончённой женщине, постоянно переносящей "священные боли", страдающей от холода и усталости, как и все мы, в Сердце и в Центрах которой мучительно отражается каждая боль мира и человечества, все токи и колебания и, более того, катастрофы и землетрясения, — именно ей была дана такая неземная способность участвовать в космических процессах, владеть огненными стихиями... и помогать пламенному очищению нашей планеты и сознания человечества»18.
Завершим этот очерк словами Рихарда Яковлевича Рудзитиса, обращёнными ко всем, кто принял Живую Этику сердцем, как самое прочное основание жизни: «Пусть лучшие воины Грааля клянутся, что трепет святого горения подвигом и преданностью ни на мгновение не погаснет в их сердцах... Пусть они клянутся во имя своей Матери, что со всей вдохновенностью сердца поспешат строить державу Братства и Света на Земле и в первую очередь между собой и ближними. Пусть они клянутся во имя своей Матери трижды повысить качество и мощь труда. Пусть каждой мыслью, словом, поступком они стремятся сеять вокруг себя только свет!..»19