Мысли на каждый день

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза.

Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
ПЕРМСКИЙ ИКОНОСТАС НИКОЛАЯ РЕРИХА*

Авторы: Полтавская Людмила / Мих Анатолий   



Теги статьи:  иконопись

Творчество Николая Константиновича Рериха многогранно и поистине неисчерпаемо, и многим поколениям исследователей предстоит открывать в нём всё новые и новые грани. К малоизвестным произведениям Рериха можно отнести иконостас, созданный художником в 1907 году для церкви Казанской Божией Матери в Перми. Перелистаем страницы истории создания этого шедевра русской религиозной живописи.
                                                                                                                                  * * *
Казанская церковь входила в состав Успенского женского монастыря, который был возведён стараниями купцов-меценатов Фёдора и Григория Каменских в 1870 – 1880-х годах. Церковь была построена на территории монастыря как усыпальница рода Каменских; заказчиком её строительства выступил Иван Григорьевич Каменский (1857 – 1919).
Удивительна судьба Ивана Григорьевича. Будучи сыном крепостного ямщика, он окончил с золотой медалью Московскую академию коммерческих наук, увлёкся химией, защитил диссертацию в Боннском университете, получив степень магистра химии и доктора философии. Управлял заводами Товарищества «Братья Каменские», входил в органы местной власти, провёл много реформ для улучшения жизни и быта рабочих и крестьян. С 1906 по 1911 год избирался в Государственный Совет при Императоре от Пермского земства. «Сильнее сознания правдиво и полезно прожитой жизни едва ли может что-нибудь быть», — писал И.Г. Каменский в поздравлении своему любимому учителю и поэту Л.Н. Афанасьеву.
Иван Каменский был также знатоком и коллекционером отечественного искусства, собирал шедевры мировой живописи. В его коллекции были  произведения Рафаэля, Рембрандта, В. Васнецова, И. Репина, И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, Н. Рериха. Многих русских художников Иван Григорьевич знал лично.
В начале XX века Н.К. Рерих был уже широко известен не только как талантливый художник, но и как знаток древнерусской и западноевропейской религиозной живописи. Его статьи и живописные работы нашли живой отклик в русском обществе и вызвали волну интереса к сокровищам отечественной старины. Поэтому не случайно именно Рериху И.Г. Каменский заказал иконы для фамильной церкви, задуманной им в память о своей матери.
                                                                                                                              * * *
Казанская церковь была построена по проекту архитектора В.А. Покровского. В 1906 году Покровский и Рерих вместе работали над созданием храмов в cеле Пархомовка (в имении Голубевых) и в селе Морозовка под Шлиссельбургом. В архитектуре этих храмовых ансамблей проявились черты нового стиля, получившего название неорусский и ставшего очень популярным в России. Во внешнем облике Казанской церкви просматриваются элементы псковско-новгородского зодчества XII – XIII веков, а в триаде окон — византийских построек, но в целом для её архитектуры характерен тот же неорусский стиль.
«Иконостас в любой православной церкви — это главная архитектурная доминанта, и смысловая, и декоративная. Иконостас Рериха в Казанской церкви — одноярусный, он выполнен в традициях ранних православных христианских храмов»2.
Проект иконостаса Казанской церкви был разработан московским художником С.И. Вашковым, чьё творчество считается высшим достижением в создании произведений церковного обихода рубежа XIX – XX веков. Он был художественным руководителем знаменитой фабрики по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья», чьи клейма стоят на окладе иконостаса.
Так для создания небольшой церкви в далёкой от столицы Перми объединились усилия трёх крупных мастеров, и в результате появился выдающийся памятник культуры, в котором гармонично сочетались внешний вид и внутреннее убранство.
                                                                                                                                * * *
Много испытаний выпало на долю Казанской церкви за годы советской власти. В 1920 году её имущество было национализировано и передано в городской художественный музей. Церковь могли вообще снести, но, к счастью, этого не случилось. Сильно пострадали уникальные майоликовые панно на фасаде здания — Спас Нерукотворный и Казанская Божия Матерь. В настоящее время силами возродившегося женского монастыря здание Казанской церкви отреставрировано, восстановлены панно на фасадах, установлен новый иконостас.
В 1920 году комиссия по приёмке имущества Казанской церкви г. Перми составила протокол, который гласит: «Внутри стенной росписи не имеется... Иконостас деревянный, обшитый бронзовой золотистой басмой3, одноярусный. (...) Исполнен в стиле древненовгородских церквей по проекту московского художника С.И. Вашкова... Все иконы в иконостасе написаны в древнехристианском духе особым своеобразным декоративным способом известным художником Рерихом и имеют высокохудожественную ценность»4. Действительно, никаких росписей в Казанской церкви не было. Стены были белыми, чисто оштукатуренными. Каменный свод здания не имел барабана, который обычно служит основанием для купола, поэтому иконостас не мог быть высоким. «Но близость его к молящимся, мягкий боковой свет, льющийся из трёх небольших окон... позволяли возбудить чувства не менее возвышенные»5, чем созерцание «великолепия средневековых русских храмов»6.
С.И. Вашков «одел» иконы Н.К. Рериха басмой, усилив божественное свечение образов, возникавших перед молящимися словно в море золотой благодати.
В результате национализации церковного имущества, в 1920 году иконостас попал в фонд Пермского музея. Целостность произведения была нарушена в 1935 году, когда икона «Архангел Гавриил» была передана Свердловскому музею изобразительных искусств в обмен на другие произведения.
В 2023 году Пермь отмечала своё 300-летие. К этому знаменательному событию в городской художественной галерее открылась выставка «Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские», на которой впервые в Перми был представлен иконостас Николая Рериха.
                                                                                                                                    * * *
Пермский иконостас стал для Рериха третьей работой в области храмового искусства. В письме на имя секретаря канцелярии Петербургской Академии художеств от 26 февраля 1909 года Николай Константинович писал: «В отделе церковных декораций за последние годы были произведены работы: в храме села Пархомовка (имение В.В. Голубева); в храме под Шлиссельбургом на Пороховых заводах; в женском монастыре г. Перми; и в настоящее время для Почаевской Лавры»7.
Иконостас состоит из 13 икон; источники подтверждают, что эскизы всех икон были выполнены Н.К. Рерихом. Так, в списке работ Рериха, составленном в начале XX века коллекционером А.П. Ивановым, значится: «1907. Иконостас для женского монастыря в Перми. 13 эскизов (м[асло])»8. Естественно, возникает вопрос: коснулась ли кисть Рериха самих икон? Рядом искусствоведов высказывались предположения о том, что Рерих написал лишь отдельные иконы Пермского иконостаса либо выполнил только некоторые из видов иконописных работ.
Ещё со времён Древней Руси иконы и росписи в храмах выполняла бригада мастеров. Это было обусловлено разной степенью сложности работ. Рерих сам в статье «Иконный терем» описал процесс создания иконы: «По заведённому порядку создаётся икона. Первую и главную основу её положит знаменщик и назнаменит на липовой или дубовой доске рисунок. По нему лицевщик напишет лик, а долицевщик — доличное всё остальное: ризы и прочие одеяния»9.
Реставрация Пермского иконостаса в 2017 году10 выявила целый ряд особенностей, которые указывают на то, что все иконы были написаны самим Николаем Рерихом. После реставрации живописного слоя икон реставраторы отмети­ли, что они «не увидели руки второго художника».
Кроме того, выяснилось, что Рерих использовал собственную, оригинальную технологию иконописи. С древних времён и до наших дней при создании икон по дереву применяется левкас — слой грунта из мела и клея. Реставраторы установили, что пермские иконы Рериха написаны совсем без левкаса, а контуры рисунка продавлены
в мягкой липовой доске, создавая впечатление прорисей, выполнявшихся процарапыванием в слое левкаса. На такой эксперимент помощник художника вряд ли отважился бы, в то время как Рериху новаторство было свойственно.
Иконы написаны в технике масляной живописи по липовой доске, пропитанной оливковым маслом. При этом использовались приёмы, которые мог применять только большой мастер. Например, зачастую красочный слой нанесён настолько тонко, что просматривается структура древесины, добавляя образам свечение и глубину.
Отметим некоторые художественные особенности Пермского иконостаса Рериха. Как пишет в своём исследовании искусствовед Е.П. Маточкин, одна из них заключается в том, что Н.К. Рерих ввёл в систему православного иконостаса композиционные схемы художников итальянского Возрождения. В этом проявилось стремление Николая Константиновича к сближению художественного мышления разных культур. Такое нововведение явилось феноменом в русской религиозной живописи.
Ещё одна из характерных особенностей Пермского иконостаса — объёмные нимбы над ликами Святых. Они выполнены в характерной «рериховской» манере. Научный сотрудник ПГХГ А.И. Пестова отмечает также, насколько «органично и цельно» смотрится басма на рериховских иконах, «её поле так богато, разнообразно. Басма очень выразительно дополняет и подчёркивает эту фактурную, очень красивую плотную живопись»11.

Сюжеты икон Пермского иконостаса


Царские врата — архитектурно-художественный центр иконостаса; здесь располагается семь икон: Евангелисты, Благовещение, Великомученицы, Тайная вечеря, Херувимы.
В центре Царских врат согласно канону размещена сцена Благовещения. Фигура сидящей Девы Марии окружена сиянием басмы, с небес на Неё изливаются три луча, символизирующие нисхождение Духа Святого. Она облачена в тёмно-зелёный плащ, украшенный крупными растительными узорами в византийской традиции. Лик Девы Марии пленяет красотой. Прекрасный образ, созданный Рерихом, напоминает мадонн итальянского Возрождения.
В древнерусской традиции Архангел Гавриил, принёсший Марии Благую весть, всегда изображается стоящим. Здесь же Рерих следует западной традиции, где Божий посланник предстаёт коленопреклонённым перед Девой Марией. Возможно, в иконостасе для женского монастыря Рерих хотел отдать дань особого уважения Женскому Началу.
«Евангелисты на створах Царских врат всегда изображаются отдельно. Рерих объединяет их по два и размещает одного над другим в оригинальной композиции, которая не имеет аналогов в древнерусском искусстве»12. На иконах нет надписей, позволяющих определить, в каком порядке нарисованы Евангелисты, но каждого из них художник наделяет характерными чертами.
Так, Иоанн Богослов по традиции изображается в характерной позе с раскрытой ладонью левой руки и лицом, обращённым к небу, откуда на него нисходят лучи Божественного откровения. «Матфей обычно держит в руках полураскрытое Евангелие и в большинстве случаев помещается на других створах против Иоанна. Лука располагается чаще всего в нижней левой половине врат; пальцы его правой руки как бы сопровождают написанный им текст. Марк же, как правило, сосредоточенно выводит какие-то письмена. (...) В целом образы Евангелистов традиционны для иконописи, хотя и написаны маслом»13.
На столбики Царских врат Рерих помещает образы двух святых жён вместо положенных по канону изображений литургистов — как напоминание послушницам женского монастыря о подвижницах и страдалицах за веру Христову. Святая Великомученица на северном столбике изображена Рерихом почти в профиль со склонённой головой. Монахиня как бы всматривается в простой четырёхконечный крест, который она держит перед собой. Такие мученические кресты, по образу голгофскому, изображали на иконах русские иконописцы XI века.
Образ святой Великомученицы на южном столбике Царских врат словно призывает к самопожертвованию во имя великого служения. Её огромные глаза выражают одновременно неизбывное страдание и духовную силу. Это один из лучших женских образов в русском религиозном искусстве начала XX века.
В надвратной сени Рерих помещает композицию «Тайной вечери», в которой особой одухотворённостью и выразительностью выделяется образ Христа. В его взоре — боль будущих страданий и понимание своей искупительной жертвы. По обе стороны от Учителя стоят, склонив головы, апостолы и внимают Ему с жестами благодарения. Нимб над апостолами общий. Общая обрисовка нимбов — характерная черта Пермского иконостаса; Рерих здесь следует древнерусской традиции. «Сравнительно небольшой по размерам и расположенный выше всех в надвратной сени лик Христа... притягивает к себе и как бы составляет психологический фокус всего ансамбля»14.
В общей композиции Царских врат можно увидеть полную глубокого смысла идею. Мудрость, идущая Свыше, осеняет Евангелистов. Божественная истина предстаёт как осиявший их свет, который они должны нести людям. Благовещение — поклонение Вечной женственности — ассоциируется с Красотой. Так Царские врата Пермского иконостаса — это ещё и Врата в будущее, в мир Красоты и Духовности.
Спас Нерукотворный. Традиция изображения Спаса Нерукотворного восходит к наиболее древнему и достоверному свидетельству об Облике Иисуса Христа, явленном чудесным путём по воле самого Спасителя. Несмотря на внимательное следование древним канонам, рериховский Образ Спаса достаточно самобытен. Едва заметными линиями и мазками художник сообщает Образу внутреннюю динамику. «Кажется, что Спас прозревает не только огромное пространство, но и время, прошедшее и будущее. (...) Художник словно бы преодолел психологическую грань между божественным и человеческим и приблизил своего Спаса к нашему дольнему миру»15. Взор Его очей полон сострадания к людям. Он как бы предчувствует надвигающиеся тяжкие испытания для человечества.
Прямого живописного аналога этому образу нет, он является уникальным иконописным произведением в творчестве Н.К. Рериха.
«Праздники». Традиционно в православном иконостасе слева от Царских врат помещают главную икону храма. В Пермской церкви ею стала особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы Казанской (XIX – XX вв.), принадлежавшая Каменским; ради неё и была построена церковь. Для главной иконы художником были написаны «Праздники», обрамляющие средник.
«Праздники» Рериха — это пример органичного синтеза средневековой русской иконописи с образами известных творений итальянских мастеров. «Праздники» располагаются ярусом один под другим и включают в себя «Поклонение волхвов», «Введение Богородицы во храм» и «Успение Богоматери». Все три композиции решены Рерихом необычно для древнерусской живописи.
«Поклонение волхвов» исполнено Рерихом нетрадиционно. По православному канону, волхвы никогда не возводились в ранг святых и потому не наделялись нимбами. В католических же изображениях они предстают в образах святых царей Каспара, Бальтазара и Мельхиора. Именно такому толкованию сюжета следует и Рерих в своём иконостасе. Справа склонились три волхва с дарами — ладаном, золотом и миррой, слева изображено Святое семейство.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Вся композиция «Введения» гармонично сочетается со срединной иконой. В левой половине автор помещает Святую Анну с дочерью, в правой — Первосвященника Захарию. По ступеням поднимается трёхлетняя Мария, её провожает мать — Святая Анна. Правой рукой она показывает на ступени, а левой на храм. Первосвященник Захария стоит на ступенях перед Иерусалимским храмом. Замечателен лик наставника будущей матери Христа. Он написан тонкими линиями, передающими облик мудреца с глубоким проницательным взглядом. Следует отметить одну характерную особенность рериховской композиции, которая не встречается больше нигде: первосвященник и девочка Мария, приближающиеся друг к другу, несут в руках платы — знак высокой мудрости, которую будет постигать Мария. «Возможно, таким наглядным путём художник хотел усилить смысл передачи сокровенного учения. А плат в левой и правой частях композиции, разделённой средником на две половины, воспринимается как символическое соединяющее звено»16.
«Успение Пресвятой Богородицы». В композиции «Успения» нет традиционного архитектурного фона. Всё спокойно, торжественно и молчаливо. Это не столько Успение, сколько Прощание с Пресвятой Богородицей. На пермской иконе Ей предстоят семь персонажей: две израилевы жены и пять апостолов. Апостолы стоят в ногах Богоматери, склонившись в молитве. В «Сказании о земной жизни Пресвятой Богородицы» говорится: «Матерь Божия завещала отдать две одежды Ея двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим Ей и имевшим от Нея пропитание». «...В русской иконописи ни жёны-мироносицы, ни свидетельницы Успения не возводились в ранг святых. Помещая фигуры двух израильских жён с нимбами у изголовья Богоматери, Рерих, надо полагать, хотел... ещё раз напомнить послушницам женского монастыря о высоких жизненных примерах»17.
Архангелы — один из высших ангельских чинов. Их сущность — это сам Свет. С древних времён отмечали их сродство с огнём молнии. Такими существами огненной природы предстают в иконостасе Рериха на северных и южных дверях Архангелы Гавриил и Михаил. Их яркие силуэты составляют два равновесных полюса. Краски, которые использовал художник при изображении этих образов, воплощают огненную природу Архангелов.
Архангел Михаил (на южных дверях) — Небесный Архистратиг (военачальник), полководец в великой битве с врагами Бога. В Древней Руси Архистратиг Михаил изображался в воинских одеждах и с оружием в руках и почитался как покровитель князей и ратной славы.
На подоле его верхнего одеяния три белые жемчужины образуют знак, который часто выводили старые мастера на одежде Архангела Михаила. Этот знак триединства — один из древнейших символов человечества.
«Взгляд Архангела грозен, строг, самоуглублён и в то же время как бы устремлён к небесным сферам, которым он сосредоточенно внимает»18. Он служитель Богу, Ангел предстояния перед престолом Божьим.
Архангел Гавриил на северных дверях иконостаса написан симметрично Архангелу Михаилу. Лик Гавриила более спокойный и умиротворённый, нежели у Михаила. Правой рукой он поддерживает упирающийся в землю жезл, в левой руке — развёрнутый свиток. Свиток Архангела Гавриила не содержит традиционного текста Священного писания. Вместо букв Рерих помещает на нём две колонки знаков в виде восьмиконечных звёзд и символов луны и солнца. Возможно, таким зашифрованным способом художник хотел поведать о важной вести, которую принёс в мир Архангел Гавриил — провозвестник тайн Божьих. Нам ещё предстоит разгадать эту тайну.
Две большие иконы Предстоящих, или Избранных Святых, — нововведение для русского иконостаса. На них изображены небесные покровители заказчиков и пожертвователей монастыря. Эти иконы на северных и южных дверях завершают живописный ансамбль Пермского иконостаса Николая Рериха.
                                                                                                                                               * * *
10 октября 2023 года в Государственной Третьяковской галерее открылась большая выставка к 150-летию Николая Константиновича Рериха. Это уже вторая в этом году выставка, где можно увидеть Пермский иконостас. К радости почитателей творчества Николая Рериха, здесь иконостас представлен в полном составе, включая икону Архангела Гавриила из фондов Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выставка в Третьяковской галерее продлится шесть месяцев. Затем иконостас будет выставлен в Санкт-Петербурге, в Музее-институте семьи Рерихов. После завершения строительства нового здания Художественной галереи в Перми он займёт достойное место в её постоянной экспозиции.

Созданные Н.К. Рерихом иконы для иконостаса Пермской церкви Казанской Божией Матери можно по праву назвать уникальным явлением в творческом наследии художника. Уникальность этого творения в том, что в нём слились воедино искания современности, наследие лучших мастеров всех времён и глубокая национальная основа.
Образы, запечатлённые Николаем Рерихом на пермских иконах более века назад, поражают своей красотой и одухотворённостью. В годы отчуждённости, брожения умов и утраты идеалов Николай Рерих как бы заново обратился к вечным общечеловеческим ценностям. Он был убеждён в том, что всепобеждающая сила Красоты исцелит души человеческие, а «молитва духа вознесёт страны на ступени величия»19. И в наше сложнейшее время это творение Мастера воспринимается как ещё один пронзительный призыв к Миру Горнему, Миру Спасительному и Прекрасному.


* По материалам одноимённого выпуска видеопроекта СибРО «Держава Рерихов» (https://youtu.be/j8IeAG7KdV0).
2 Из интервью научного сотрудника Пермской художественной галереи (ПГХГ) А.И. Пестовой 21.06.2023 г. (видеозапись, архив УрРО).
3 Басмой называют тонкие листы металла, часто драгоценного, с тиснёными узорами. Она широко применялась на Руси для украшения икон. За неимением золота или серебра тиснение осуществлялось на меди. Именно такой басмой украшены Пермский иконостас и многие предметы церковной утвари Успенского женского монастыря, изготовленные по проектам С.И. Вашкова.
4 Цит. по: Скоморовская Н.В. Иконостас и церковь Казанской Божией Матери // Маточкин Е.П., Скоморовская Н.В. Пермский иконостас Николая Рериха. Самара, 2003. С. 10 – 11.
5 Там же. С. 25.
6 Там же.
7 Цит. по: Маточкин Е.П., Скоморовская Н.В. Пермский иконостас Николая Рериха. С. 21.
8 Там же. С. 35.
9 Рерих Н.К. Иконный терем // Восход. 2023. № 1. С. 3.
10 Реставрация произведена в Отделе реставрации Государственного Эрмитажа по заказу Государственного Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург). Проведённая работа не только открыла возможность для экспонирования иконостаса, но и дала ряд важных сведений, касающихся истории его создания.
11 Из интервью А.И. Пестовой.
12 Маточкин Е.П. Пермский иконостас Н.К. Рериха. С. 52.
13 Там же. С. 53.
14 Там же. С. 68.
15 Маточкин Е.П. Пермский иконостас Н.К. Рериха. С. 75.
16 Там же. С. 93.
17 Там же. С. 95 – 96.
18 Маточкин Е.П. Пермский иконостас Н.К. Рериха. С. 101.
19 Рерих Н.К. Щит // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара, 1999. С. 138.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов