Мысли на каждый день

Любите всякое расширение сознания, ибо это – первая цель.

Озарение, ч. 3, гл. 6, п. 17

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

КАК СЛЕДОВАТЬ ЗА УЧИТЕЛЕМ. Н.Д. Спирина о пути ученичества

Автор: Кочергина Наталья  



Теги статьи:  Наталия Спирина (отзывы и обращения)

Ученичество есть суровая ответственность, состояние, требующее
максимальной напряжённости, устремлённости, мужества
и самоотверженности. Нужно потерять себя, чтобы приобщиться
к сознанию учителя... Сурово? Да. Но иначе не войти...

Из Записей Б.Н. Абрамова. 10 апреля 1951 г.

Наталия Дмитриевна Спирина — ученица Бориса Николаевича Абрамова, сегодня это хорошо известно всем изучающим Рериховское наследие. Но что значило для Наталии Дмитриевны быть ученицей ученика Николая Константиновича Рериха, ученицей человека, состоявшего в доверительной переписке с Еленой Ивановной Рерих и имевшего контакт с Великим Учителем Света?
Наталии Дмитриевне нередко приходилось отвечать на вопросы о том, что такое духовное ученичество вообще и что оно значило лично для неё. Одно из самых ранних по времени Слов Н.Д. Спириной — «Звено» (1991 г.) — посвящено понятию Иерархической цепи, или Лестницы Иакова, — закону, которым держится Мир. В этом Слове Наталия Дмитриевна говорит о том, какие качества должен развить в себе ученик, чтобы его действия не привели к разрыву цепи и разрушению иерархического построения.
Позже, в беседах с отдельными людьми и рериховскими группами, она не раз возвращалась к теме духовного ученичества и с позиций собственного опыта разъясняла суть этого непростого положения, без понимания которого невозможно продвижение по пути духа.
Остановимся на некоторых аспектах этой темы, которые звучат в Словах и беседах Н.Д. Спириной.

Готовность к ученичеству
Важнейшим условием ученичества, утверждает Живая Этика, является готовность к нему.
Наталии Дмитриевне был задан вопрос: «Если человек чувствует внутреннюю потребность в земном учителе, всегда ли ему суждено обрести его или же это совершается по воле Бога?»
Она ответила: «Иметь учителя — не воля Божья, конечно, это готовность иметь учителя на земле. И это совсем не просто — принять его, признать и соответственно с ним сотрудничать»1. «Моим учителем был Борис Николаевич Абрамов... Вероятно, это было обусловлено кармой, нашими предыдущими духовными связями, может быть, тем, что это нужно было, и я была уже готова»2.
О первых шагах своего ученичества Н.Д. Спирина рассказывала: «Каждый человек притягивает то, что он максимально может притянуть. Я притянула книги Учения... Помню: я открыла книгу "Аум", стала читать и говорю: "Так это же моя книга! Я её искала давно, — я понимаю, я знаю!" Учитель появляется тогда, когда ученик готов, по готовности, — это тоже закон духовного магнита. И появился учитель, который помогал мне в дальнейшем разъяснять те места, которые мне самой было трудно понять. А что-то мне и самой открывалось, я уже что-то понимала тогда, иначе я не стала бы заниматься Учением, если бы... оно никак не звучало во мне»3.
«Вы ощутили сразу, с первой встречи, что готовы к ученичеству?» — спросили Наталию Дмитриевну. «...Когда мы начали заниматься с Борисом Николаевичем, я как-то поняла, что не только готова к этому — что я в этом нуждаюсь чрезвычайно и что, может быть, для этого даже и воплотилась»4.
Так, по закону духовного магнита и благодаря своей давней связи с учителем, которая нарабатывалась и укреплялась не одну жизнь, Наталия Дмитриевна притянулась к своему старшему звену. Подумаем — какими же были эти накопления, её духовный багаж! Борис Николаевич не случайно называл Наталию Дмитриевну старшей ученицей, отмечая у неё именно «большую вместимость
сознания»5, что давало ему возможность раскрывать для неё всё новые глубины знаний.
Отметим, что духовные накопления Наталии Дмитриевны выразились прежде всего в её необычайно развитой способности к распознаванию, умению безошибочно чувствовать суть явления, отличать истинное от подделки. Так, даже сегодня немало тех, кто сомневается в Высоком Источнике Записей Б.Н. Абрамова, хотя уже опубликованы и широко известны материалы, подтверждающие это. Но для Наталии Дмитриевны никогда не стоял вопрос об Источнике Сообщений, получаемых её Руководителем, настолько явственно ощущала она их огненные вибрации. Она верила своему сердцу, которое знало. «Елена Ивановна трижды подтвердила подлинность Высокого Источника его Записей, он читал нам эти её письма, — вспоминала она. — Но мы... ещё и не зная того, при каждой встрече с жадностью слушали чтение его Записей и черпали из них всё необходимое для нашего продвижения»6. «Мы никогда не сомневались в Абрамове, в подлинности Записей, — чувствовали всем своим существом, что это Оттуда»7.

Земной учитель — звено Иерархии
Итак, когда духовные накопления человека достигают определённого качества и полноты, а его кармические обстоятельства складываются в нужный узор — только тогда на его пути появляется земной учитель.
Кто же он, суждённый учитель? Так ли легко распознать его?
Учения всех времён говорят одно: Гуру, земной учитель, — тот, кто сам является учеником, кто включён в Иерархическую цепь и восходит по ступеням Лестницы Иакова, крепко держась за своё ближайшее звено.
На встречах с сотрудниками рериховских обществ Наталия Дмитриевна так говорила об этом: «Учитель у всех один — Тот, Кто дал нам Живую Этику. Были ближайшие ученики, которые были нашими учителями, — семья Рерихов, [затем] ближайшие к ним, такие, как Борис Николаевич Абрамов — признанный ученик Николая Константиновича...»8. «...Для нас совершенно ясна единая линия: единый Источник, единый Луч, по которому Иерархия Света дала нам Учение, потом Рерихи и Борис Николаевич. И другой линии, другой цепи Иерархии мы не знаем»9.
Здесь невозможно не коснуться очень серьёзного вопроса — лжеучительства. Огромное значение придавала Наталия Дмитриевна его разъяснению. «Сказано, что подлинный Йог никогда не скажет, что он Йог, — напоминала она слова Учения. — Так же и человек, который мог бы быть земным учителем, никогда этого не скажет, никому не навяжется, а будет продолжать свою работу. И только тот, кто увидит и распознает, может к нему приблизиться»10. И конечно, подлинный учитель никогда не будет искать себе учеников. По этим признакам всегда можно отличить истинного наставника от лжеучителя, ибо последний будет именно во всеуслышание утверждать себя звеном Иерархии, или учеником Рерихов, или Посланником Высших Сил и т.п.
Без устали предостерегала Н.Д. Спирина от таких самоявленных «гуру», предупреждая, как легко
попасть в их страшные сети и насколько это губительно для духа человека. Так, на вопрос: «Как относиться к тому, кто утверждает себя иерархическим звеном, ибо через него было получено Учение?» — она ответила: «Берегитесь такого человека! Утвердить это может только Иерархия... Тот, через кого мы получили Учение, — совсем не обязательно наше звено. В Учении сказано — "даже волки могут принести". А тот, кто утверждает себя звеном, не может духовно продвигаться»11.
К этому добавим и другое, о чём также говорила Наталия Дмитриевна: быть последователем или помощником духовно высокого лица, выполнять его поручения или даже быть его доверенным — отнюдь не значит быть его учеником; духовная жизнь строится совсем по иным законам, чем земные дела. Вспомним: у Рерихов по всему миру было много друзей, соратников и сподвижников, но духовных учеников — единицы.

Как следовать за Учителем
Отвечая на вопрос: «Что значит в жизни следование за земным учителем, легко ли это?» — Наталия Дмитриевна подчёркивала, что важнейшим условием будет доверие своему Гуру, доверие полное, абсолютное, во всём и до конца. Здесь не может быть никакой половинчатости или условности. А если, говорила она, человек считает, что учитель в чём-то может быть прав, а в чём-то ошибаться, если он сомневается в чувствознании учителя — значит, он совершенно не понимает закона Иерархии и не может быть учеником12.
На вопросы: «Что для Вас значило быть ученицей Б.Н. Абрамова? Что Вы вкладываете в понятие земного учителя?» — Наталия Дмитриевна отвечает: «То, что говорится об этом в Учении, что земной учитель — это связь с Высшим, связь с Великим Учителем, и это Контакт. (...) Я полностью доверяла Борису Николаевичу, как Посреднику между мной и Великим Учителем»13. Он «всегда давал те советы, которые действительно были мне нужны; указывал мне на мои ошибки, недостатки, критиковал — я была всегда ему очень благодарна за это; или, наоборот, за что-то хвалил — это тоже имело для меня огромное значение»14.
Как-то Наталия Дмитриевна привела двустишие Анны Ахматовой, которое она переосмыслила применительно к своему Руководителю:
От других мне хвала — что зола.
От тебя и хула — похвала.
Только так — с безмерной благодарностью — принимала она от Б.Н. Абрамова всё, что он говорил и советовал.
«Иметь земного учителя — значит верить ему абсолютно, отдать ему своё сознание, считаться со всем, что он говорит, выполнять то, что он говорит. Все ли это могут? Кажется, что если встретил учителя, то он облегчит ученику путь. Нет, путь всё равно будет очень трудный. Учитель может указать на недостатки, но изживать их всё равно приходится самим. Наш учитель, Борис Николаевич... иногда очень сурово с нами говорил, но предлагал самим бороться, предлагал те средства борьбы, которые указаны в Живой Этике»15.
Следование за учителем «не будет иерархией насилия, это добровольно. При этом человек забывает о себе, старается перенести своё сознание в сознание Учителя, и тогда он может его продвигать и помогать»16. «Борис Николаевич говорил — и я полностью была согласна, ничего не отвергала, я впитывала, и это делалось моим»17. «Выполнением Воли Моей даёшь Мне возможность исполнить волю твою. Где граница между волями, стремящимися к Свету?»18  — цитирует Наталия Дмитриевна слова Живой Этики и подытоживает: «Так что учительство и ученичество — это очень не просто, и не надо кидаться куда-то в поисках учителя на земле»19.
Примером безусловной преданности своему Наставнику, а значит, и Делу Владык явилось решение Н.Д. Спириной последовать за своим Учителем в Советскую Россию. Сегодня нам невозможно представить всю трудность принятия такого решения в условиях того времени. Политическая ситуация в Китае и в СССР в 1950-х годах была очень непростой. Так, за обычную переписку с Н.К. Рерихом, жившим в Индии, Альфред Петрович Хейдок, один из членов Харбинского содружества, вернувшийся в Советский Союз, был осуждён на много лет и отбывал ссылку в лагерях. Подобной же участи подверглись и другие члены Содружества — супруги Гавриловы, Г.П. Кучма, а И.И. Варфоломеев, в письмах к Рериху допускавший резкие высказывания о жизни в Советской России, даже поплатился жизнью.
Харбинцы знали об этом. И тем не менее у Наталии Дмитриевны не было ни малейшего сомнения в том, куда, в какую страну ей следует ехать из Китая, политическая обстановка которого уже не позволяла оставаться здесь русским. Анализируя события тех дней, она говорила: «Если люди духовно развиты, им путь открыт судьбой, им понятно предназначение: у Бориса Николаевича не было выбора — он ехал в Россию, он знал своё предназначение. А у нас, его учеников, был момент выбора»20. В результате произошло разделение группы: Борис Николаевич и Наталия Дмитриевна принимают решение ехать в страну, указанную Великим Учителем, остальные же его ученицы направились в другие страны.
Никогда не забудется, как, рассказывая о таком решении своих сподвижниц, Наталия Дмитриевна воскликнула: «Они уехали, они не выполнили Указ Иерархии!». И в этих словах слышалась и невозможность для себя поступить вопреки Воле Учителя, и боль за своего руководителя, и горечь за подруг, ибо она понимала, что нарушить Указ — значит остановить своё духовное продвижение.
«Иметь возможность выполнить [Указ] хоть насколько-то, не пойти против Воли, против Указа — это счастье, как бы ни было трудно, — говорила Наталия Дмитриевна. — Ни на один момент, никогда я не пожалела об этом... А мы не знали, на что мы едем, — нас могли на границе взять и куда-нибудь на Колыму или на Север сослать. Но нас не тронули...»21
Не только вера в Высшую Помощь, но и полная спаянность, слитость сознания учителя и ученицы позволили им беспрепятственно приехать на Родину, привезти книги Учения и другие ценные материалы.

Ступени ученичества
Поднимаясь за Учителем по ступеням самосовершенствования, ученик неизбежно должен пройти ряд этапов.
В «Агни Йоге» говорится: «...не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях и столько ответственности на последующих. (...) Первые зовы и приятны и благостны, и состояние опекаемого дитяти неответственно, но сознание растёт, и дух становится достоин особых поручений. (...) Истинно, мало кто научается радоваться преодолеванию препятствий! И многие готовы даже пожалеть о прошлом среднем сознании»22.
Н.Д. Спирина поясняет: такое среднее сознание «не обязывало их к каким-то героическим поступкам, к самоотверженности, а просто они жили, получали Учение, принимали Учение, но их это не обязывало отречься от чего-то, может быть, для них очень ценного, но ненужного и мешающего; это не обязывало их жертвовать чем-то во имя Дела, во имя Общего Блага. Но когда человек поднимается по ступеням, то эти эгоистические тенденции отпадают, и тогда он уже не о себе думает, не о своём удобстве или приятной жизни, а думает о том, что надо что-то делать, хочется это или не хочется, нравится это ему лично или не нравится. Это уже другое состояние, другая ступень»23.
Спустя почти 30 лет со времени ухода из жизни Б.Н. Абрамова Наталия Дмитриевна говорила сотрудникам СибРО: «Я когда-то была рядом с Борисом Николаевичем и тоже себя чувствовала вроде "опекаемого дитяти". А потом, когда он ушёл, пришлось самой уже нести Учение; а люди всё подходят, и надо было встать на ту ступень, на которой он был, в смысле самоотверженного труда. Пришлось тогда лучше его понять — как ему трудно было с нами. Мы сидели, внимали, радовались, наслаждались тем, как он об Учении говорил, записывали кое-что, но это нас ещё не очень обязывало. А сейчас уже от этого долга не уйти»24.
И долг свой Наталия Дмитриевна выполняла с полной самоотверженностью, не жалея себя и отдавая всё своё сердце и опыт тем, кто шёл следом. Делала это она с такой же самоотдачей, как в своё время Б.Н. Абрамов, стремившийся научить своих учеников крепко стоять на основах Учения и дать знания, которые помогут им нести этот Свет дальше.

Преемственность. Ученик — продолжатель Дела Учителя
8 марта 2001 года пришедшие поздравить Наталию Дмитриевну сотрудники говорили ей: «Вы несёте свет, знания, понимание, сострадание. Для нас это пример, и мы стремимся к тому же. Как достичь этого?» «Это благодаря преемственности от Бориса Николаевича, — сказала она. — То, что я от него почерпнула, я стараюсь нести дальше. Без него я тоже была бы не такая, какая сейчас есть, так же как он был бы не такой без Рериха, с которым он в Харбине встретился; и был бы не такой, если бы не переписывался с Еленой Ивановной. Всё это — преемственность. А вы, значит, мои преемники. Восхищаться — это только первая часть, когда человек признаёт; а вторая часть — когда он претворяет. И теперь идёт вторая часть»25.
«Благодаря моей связи с Борисом Николаевичем я несу это и стараюсь передать, это цепочка; я хочу, чтобы люди это продолжали; кто-то сорвался, а кто-то, может быть, и будет продолжать»26.
«Мы должны понимать, что мы — проводники, надо стать проводниками, это наша главная функция, — это колоссально, если через нас идёт Луч Учителя... Тогда и Учитель может помочь — через нас — делу... И все мы нужны! Невзирая ни на успех, ни на неудачу, — мы должны делать то, что надо»27.
Так Н.Д. Спирина готовила сотрудников к тому, чтобы подняться на новую духовную ступень — принятие всей полноты ответственности за претворение Учения и несение его людям. «Если не я, то кто же?» — часто повторяла она слова Жанны д'Арк.
Единственными часами, когда Наталия Дмитриевна была совершенно счастлива, она называла часы общения с Б.Н. Абрамовым, который, по её словам, был «самым близким ей человеком на земле», «посредником между нею и Великим Учителем».
Достойно, высоко и свято прошла Наталия Дмитриевна свой путь ученичества, став в свою очередь наставником и духовным руководителем для многих ищущих. Она никогда не провозглашала себя учителем, но всегда утверждала, что признаёт лишь сотрудничество, говорила: все мы — только сотрудники. Так поразительно скромно определила она своё место в созданной ею организации — Сибирском Рериховском Обществе.
Заветы своего Гуру Н.Д. Спирина с честью пронесла по жизни, исполнив своё предназначение. Всё, о чём говорила она в своих беседах, словах и выступлениях, — всё это было пройдено ею, испытано в огнях и трудностях жизни. Живая Этика стала органичной частью её духовного облика.
Наталия Дмитриевна Спирина покинула земной план в 2004 году, когда Сибирскому Рериховскому Обществу было без малого 14 лет. Задачи, поставленные перед СибРО Наталией Дмитриевной, и данные ею указания очень конкретны. Всю ответственность за продолжение порученного нам Дела мы понимаем. Как понимаем и то, что только при выполнении порученного можем рассчитывать на помощь нашей Ведущей.
Эту поддержку мы ощущаем. И наши сердца сливаются в единой благодарности судьбе за то, что были удостоены в лице Наталии Дмитриевны Спириной иметь Старшего Друга, которого мы называем Учителем на Земле.


1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 180.
2 Там же. С. 179.
3 Там же. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 63.
4 Там же. Т. 5. С. 28 – 29. Здесь и далее в цитатах курсив автора статьи.
5 Из бесед Н.Д. Спириной с сотрудниками. 13 сентября 1994 г. (записала Н.М. Кочергина).
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 22.
7 Из бесед Н.Д. Спириной. Август 1994 г.
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 308.
9 Там же. Т. 7. С. 440.
10 Там же. Т. 5. С. 180.
11 Из бесед Н.Д. Спириной. Ноябрь 1998 г.
12 Там же. 18 августа 1992 г.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 106 – 107.
14 Там же. С. 107.
15 Там же. Т. 5. С. 179.
16 Там же. С. 308.
17 Из бесед Н.Д. Спириной. 13 марта 1997 г.
18 Агни Йога. 657.
19 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 308.
20 Из бесед Н.Д. Спириной. 16 декабря 1996 г.
21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 328.
22 Агни Йога. 273.
23 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 180 – 181.
24 Там же. С. 181.
25 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. С. 183 – 184.
26 Из бесед Н.Д. Спириной. 27 июня 2000 г.
27 Там же. 8 июля 1995 г.
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы