Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
В августе 2022 года Сибирское Рериховское Общество торжественно отметило 120-летие со дня рождения Юрия Николаевича Рериха — выдающегося учёного-востоковеда, путешественника, исследователя и глубокого знатока истории и культуры стран Центральной Азии, автора многих уникальных научных трудов и переводов.
Впервые имя Ю.Н. Рериха широко прозвучало в Сибири в 1992 году, на конференции, посвящённой 90-летию учёного. Эта конференция стала ярким, неординарным событием в жизни не только Сибирского Рериховского Общества, но и города Новосибирска. С того времени прошло 30 лет, и мы решили напомнить и рассказать об этом форуме, чтобы ощутить необыкновенную энергетику тех дней и по-новому осмыслить важность этого большого события и его значение для будущего.
Не будет преувеличением сказать, что юбилейная конференция, организованная Сибирским Рериховским Обществом в Новосибирске в 1992 году, для многих её участников стала той отправной точкой, с которой началось их подлинное знакомство с Юрием Николаевичем Рерихом.
В нашей стране и раньше проводились форумы и встречи, посвящённые Юрию Рериху. Так, 15 октября 1962 года в Институте востоковедения в Москве специальной научной сессией был отмечен 60-летний юбилей Ю.Н. Рериха. В 1982 году в честь 80-летия Юрия Николаевича Бурятский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР организовал в Улан-Удэ Третьи Рериховские чтения. Но эти мероприятия проходили в формате научных чтений и были рассчитаны на сравнительно небольшой круг учёных и специалистов.
Новосибирская конференция 1992 года стала поистине прорывной, так как все представленные на ней доклады, воспоминания, выставки, фильмы и радиопередачи были посвящены одному человеку — Ю.Н. Рериху, жизнь и деятельность которого до этого оставалась как бы в тени и была мало известна не только широкой публике, но и тем, кто занимался изучением рериховского наследия. Конференция имела статус общественно-научной, и это не случайно, потому что большое участие в ней приняла общественность в лице рериховских обществ и групп. Ведь именно в эти годы в стране и в мире активно развивалось и набирало силу Рериховское движение, уже представлявшее собой заметное явление отечественной культуры.
Отметим, что к лету 1992 года прошло чуть больше года с момента официальной регистрации Сибирского Рериховского Общества (до этого работа проводилась в рамках Рериховской секции при Обществе советско-индийской дружбы), и эта юбилейная конференция стала первым масштабным мероприятием СибРО как самостоятельной организации. Но так как уже несколько лет его сотрудники вели серьёзную просветительскую работу, почва была основательно вспахана и о деятельности СибРО хорошо знали не только в рериховской среде, но и в городе и области. Существенную помощь в подготовке и проведении конференции Обществу оказали комитеты по культуре и искусству мэрии Новосибирска и администрации Новосибирской области, учёные Сибирского отделения Академии наук, а также руководство Новосибирской картинной галереи.
Что касается участия рериховских организаций, то здесь была своя особенность. Она заключалась в том, что форум готовился в содружестве трёх крупных организаций: Сибирского Рериховского Общества, Международного Центра Рерихов (МЦР, Москва) и Уральского Рериховского Общества (Екатеринбург).
Начало конференции было запланировано на 16 августа, день рождения Ю.Н. Рериха, но подготовка началась задолго до этой даты.
Сотрудниками СибРО были предприняты поездки в ряд городов — Ригу, Москву, Барнаул — для встреч с людьми, которые могли поделиться какими-то сведениями о Юрии Николаевиче, для бесед с теми немногими, кому посчастливилось в своё время видеться и общаться со старшим сыном Рерихов.
Эти беседы записывались, и в итоге был собран ценный материал, на основе которого подготовлены две радиопередачи для Новосибирского областного радио и фильм «Не угасить Свет Огня». Всё это потом было представлено на конференции.
Для помощи сибирякам в Новосибирск приехали рериховцы из Екатеринбурга.
Штабом всей работы была, конечно, квартира Наталии Дмитриевны Спириной, руководителя
СибРО. Там шло обсуждение всех вопросов и проблем, возникавших в ходе подготовки. После деловых обсуждений общались, говорили о Юрии Николаевиче, о котором мы постепенно узнавали всё больше и больше. Наталия Дмитриевна, понимая, какая нагрузка лежит на сотрудниках, старалась всех ободрить, снять напряжение; она много шутила, читала стихи, рассказывала о любимых поэтах, угощала чаем с бутербродами.
Мероприятие обещало быть масштабным, ожидалось много гостей из разных городов страны, поэтому на форум решили отвести два дня —15 и 16 августа. На конференцию съехались представители около сорока рериховских обществ, организаций и групп почти из всех бывших республик Советского Союза. Всего же в первый день работы зарегистрировалось более 400 участников.
Первый день конференции проходил в большом зале Дома учёных в новосибирском Академгородке и длился практически 12 часов — регистрация началась в 9 утра, а последние гости покинули Дом учёных в 9 вечера, после просмотра фильма о Ю.Н. Рерихе.
В фойе Дома учёных были развёрнуты выставки фотографий, предметов, книг и архивных материалов, предоставленные, помимо СибРО, Международным Центром Рерихов, Институтом востоковедения РАН, Музеем-усадьбой Н.К. Рериха в Изваре, Новосибирской научно-технической библиотекой и рядом других организаций, а также частных лиц.
Во второй день участники конференции перебазировались в центр Новосибирска: утреннее заседание прошло в бывшем Доме политпросвещения (ныне на этом месте располагается Концертный зал им. А.М. Каца), а завершающая часть — в Новосибирской картинной галерее, директором которой в то время был Евгений Палладиевич Маточкин.
Всего было заявлено около 20 выступлений, правда, не все смогли приехать, и несколько докладов были прочитаны сотрудниками СибРО.
На конференции выступили: Людмила Степановна Митусова (Санкт-Петербург), Ирина Владимировна Орловская (МЦР, Москва), Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко (Москва), Леонид Васильевич Митрохин (Институт востоковедения, Москва); прозвучали воспоминания Гунты Рихардовны Рудзите (Рига), Ариадны Александровны Арендт (Москва), Илзе Рихардовны Рудзите (Барнаул), Леопольда Романовича Цесюлевича (Барнаул).
Сотрудники СибРО подготовили доклады, слайд-композицию, фильм. Екатеринбуржцы выступили с музыкально-поэтической программой «Жизнь — это подвиг, если путь — вперёд». Во время конференции по областному радио транслировалась передача о Юрии Николаевиче Рерихе из цикла «Светочи Мира», подготовленная сотрудниками СибРО, и весь зал слушал её в прямом эфире. Работники Картинной галереи провели для гостей конференции экскурсию по постоянной экспозиции полотен Н.К. Рериха.
Не будем останавливаться на названиях и содержании докладов — они опубликованы в книге «Воспоминания о Ю.Н. Рерихе», которая по окончании конференции была издана большим тиражом*. Скажем о главном — в чём была особенность этой конференции. Она заключалась прежде всего в том, что впервые было представлено много новых, неизвестных ранее фактов биографии Юрия Николаевича, и особенно важно, что говорилось о духовной стороне его жизни. Он открывался для нас не только как великий учёный, но и как Человек с большой буквы, носитель Живой Этики, — человек, образ которого восхищал и вдохновлял, за которым хотелось следовать. В эти дни мы жили в атмосфере его личности, и прикасание к его удивительному облику рождало ощущение счастья.
Была и ещё одна радость — радость общения с единомышленниками. Сколько новых знакомств состоялось здесь, сколько новых друзей появилось в те дни у многих из нас! Некоторые встречи помнятся и сегодня, и радостно сознавать, что родившиеся тогда дружба и сотрудничество с годами только укреплялись.
Состоялась общая встреча представителей рериховских организаций, на которой её участники рассказали о своей работе, поделились проблемами, задали вопросы. Это было зарождение, прообраз будущих «квадратных столов» СибРО.
Резолюция, принятая на конференции, весьма примечательна. Так, среди её решений значилось: установление памятной доски Н.К. Рериху на здании Новосибирской картинной галереи, открытие Мемориального Рериховского кабинета при галерее, обращение к администрациям Ленинградской области, Москвы и Екатеринбурга с просьбой оказать содействие местным рериховским организациям в получении помещений для работы. Но самым замечательным, на наш взгляд, был пункт о поднятии Знамени Мира над зданием Картинной галереи. При этом в обсуждении и принятии резолюции участвовали не только представители рериховских организаций, но и работники комитета по культуре и искусству мэрии Новосибирска. Конечно, не все решения впоследствии были реализованы, но сам факт включения пункта о поднятии Знамени Мира над Новосибирском говорит о многом — значит, уже тогда об этом думали, это считали возможным. А сегодня мы можем констатировать, что Знамя Мира над нашим городом поднято, установлена и памятная доска. И всё это реализовано на территории Музея Н.К. Рериха, рядом с Художественным музеем (ранее — Картинная галерея). Так что мы с вами — свидетели того, как во времени осуществляются мысли и мечты, имеющие в своей сути самый благой посыл.
Невозможно передать тот духовный подъём, которым все были тогда охвачены! Несмотря на усталость, вечерами, после каждого рабочего дня конференции, друзья и сотрудники собирались в квартире Н.Д. Спириной. Вдохновенные беседы с Наталией Дмитриевной и всё более глубокое знакомство с личностью Юрия Николаевича буквально вливали во всех новые силы. В дружеском кругу Наталия Дмитриевна приоткрывала то, что тогда ещё не могла сказать широкой аудитории. Так, она не раз повторяла, что совсем не случайно Н.К. Рерих подарил сыну картину «Гесэр-хан», ибо к этому герою Юрий Николаевич имел прямое отношение.
Кроме того, как только заходил разговор о Ю.Н. Рерихе, Наталия Дмитриевна поднимала тему Вождя. Она подчёркивала, что у Юрия Николаевича (как и у Николая Константиновича) ярко выражены черты подлинного, духовного Вождя. Многими жизнями складывался и закалялся в нём характер воина, кшатрия, воителя со Злом. И в то же время его отличали человечность, необычайные участие и заботливость, стремление действенно помочь каждому к нему обратившемуся. Наталия Дмитриевна отмечала также, что ей очень импонировала склонность Юрия Николаевича к юмору. И ещё она не раз говорила, что многие из нас увидят его на своём веку...
Приведём несколько высказываний Наталии Дмитриевны, которые в те дни удалось записать:
«На Востоке очень почитают Ю.Н. Рериха».
«Все подлинно великие были очень просты в жизни; с людьми и с Высшим Миром они общались через любовь, через сердце. Возьмите любого подвижника, посмотрите — как он прост во всём! Таким же был и Юрий Николаевич».
«Юрий Николаевич оценивал людей по внутреннему огню и по способности отдать себя на Общее Благо».
«У него была накоплена зоркость опыта; сколько он знал и понимал! Это — многоопытный путник».
«Юрий Николаевич — это была великая жертва. Может быть, он и ушёл вовремя, чтобы скоро воплотиться. Так мало было людей, которые могли его понять! Сказано: "И хотел возложить руки, и некуда было", — это как будто о Юрии Николаевиче».
Об участии Наталии Дмитриевны Спириной в конференции хочется сказать особо. Именно она была духовным стержнем, фокусом всей этой работы, начиная с процесса подготовки. Она открыла конференцию Приветственным словом; подготовила и вдохновенно прочла доклад о Светлом даре — коллекции картин Н.К. Рериха, переданных нашему городу Юрием Николаевичем. Она также прочла доклад Гунты Рихардовны Рудзите, которая не смогла приехать, — и прочла его, пропустив через сердце каждое слово, как будто сама была на встречах с Юрием Николаевичем.
Наталия Дмитриевна присутствовала на конференции оба полных дня её работы, участвовала во встрече рериховских обществ. А вечерами дверь её квартиры не закрывалась, к ней шёл нескончаемый поток людей, и всех надо было приветить, ободрить, направить. Никому не отказывала Наталия Дмитриевна, к каждому старалась найти подход, понять проблемы, ответить на волновавшие вопросы. И все эти встречи и беседы проходили под знаком присутствия Юрия Николаевича, как бы при его незримом участии, ибо, о чём бы ни шла речь, Наталия Дмитриевна постоянно приводила в пример человеческие качества Ю.Н. Рериха, подчёркивала отдельные черты его удивительной личности.
И если образ Юрия Николаевича стал нам немного ближе и все мы стали немного другими — а мы это действительно ощутили, — то в этом, несомненно, была огромная заслуга Наталии Дмитриевны.
Конференция завершила свою работу. Но тот мощный духовный заряд, который получили её участники, они понесли дальше. Инициативу сибиряков подхватили и другие Общества. Так, спустя два месяца, 10 октября, в Екатеринбурге состоялся День культуры, посвящённый 90-летию Ю.Н. Рериха, а по сути это была мини-конференция. Праздник привлёк большое число людей. На нём были представлены выступления и слайд-программы сотрудников Сибирского и Уральского Рериховских Обществ, работали фото- и книжная выставки.
А ещё через несколько дней, 15 – 17 октября, рериховцы Сибири и Урала приняли участие в конференции в Москве, организованной Международным Центром Рерихов. Среди учредителей, наряду с МЦР, Музеем Рериха в Изваре и Институтом востоковедения РАН, значилось и Сибирское Рериховское Общество.
Полные впечатлений от юбилейных мероприятий, сотрудники Уральского Рериховского Общества (среди них тогда была и автор этой статьи) решили позвонить Святославу Николаевичу Рериху 23 октября, чтобы поздравить его с днём рождения и рассказать о прошедших событиях. Звоним в гостиницу в Бангалоре, где Святослав Николаевич жил в последние годы, трубку берёт он сам. В сердце трепет и волнение... Говорим слова поздравления, желаем здоровья. Рассказываем, что в трёх крупнейших городах нашей страны прошли конференции, посвящённые Юрию Николаевичу, и для нас открылся замечательный и прежде почти неизвестный образ его старшего брата. Святослав Николаевич благодарит и затем, в свою очередь, с каким-то особым чувством поздравляет нас и говорит, что очень рад, что на родине звучит имя Юрия Николаевича, этого поистине замечательного человека. Святослав Николаевич произнёс это так, что его слова, сама интонация, голос — всё это накрепко осталось в памяти. И подумалось: мы хотели поздравить его, а получилось, что он нас поздравил — с чем-то очень-очень значительным. Значит, «встреча» с Юрием Николаевичем была важным, может быть, даже судьбоносным событием — и для нас, её участников, и для всей нашей страны, Родины Рерихов, Страны Будущего.
Напоследок, прощаясь, мы спросили Святослава Николаевича: не думает ли он когда-нибудь побывать на Урале или в Сибири? Как мы были бы рады этому! Он немного помолчал и сказал: «Иногда я думаю об этом».
А через три месяца Святослав Николаевич Рерих ушёл с земного плана...
К сожалению, тогда, во время нашего разговора, телефонная связь была плохой, из-за чего часть слов Святослава Николаевича расслышать не удалось. Но Наталия Дмитриевна, которой мы передали наш разговор, сказала: «Самое главное — что общение состоялось, а оно шло поверх слов. И всё, что сказал вам Святослав Николаевич, ваш дух услышал и запомнил. Такое не проходит бесследно».
С того времени минули десятилетия, но ничего не забылось, и доныне горит в сердце огонёк — отблеск тех светлых дней и незабываемых встреч.