Испытание терпением есть одно из высоких испытаний. Сердце, 212 |
С.Н. Рерих. ПОРТРЕТ ПРОФЕССОРА НИКОЛАЯ РЕРИХА. 1937
По великим космическим законам
На смене рас посылается Откровение,
Чтобы дать человечеству возможность
Не погибнуть, но достойно встретить
Новую грядущую Эпоху
Во всеоружии готовности и знания.
Для этого величайшего дела
Избираются явленные сосуды,
Которые могут вместить сами
Весь океан нового Учения
И, собрав его в единую чашу,
Достойно передать это счастье людям.
И вот приходил такой Вестник,
Он был здесь, среди нас, совсем рядом...
Одни устремлялись на его призывы,
Другие трепетали ожиданьем,
Третьи отворачивались тупо,
И четвёртые отвечали стрелою
На посланную стрелу счастья.
А он шёл по лицу земли,
Прислушиваясь к сердцам разных народов —
Не забьётся ли где-нибудь сердце
Вестью о Новом Мире,
Не затрепещет ли ожиданием?..2
«Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живёт. Таким человеком был Николай Рерих. (...) Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришёл в тот психологический момент истории, когда приход посланца был крайне необходим для будущего человечества»3, — писал Теодор Хеллин.
Жизнь и деятельность Н.К. Рериха прошли под водительством Великого Гималайского Братства. Всемирная известность Рериха и утверждение его имени в мире были необходимы для посева тех светоносных идей, которые через него передавались землянам Старшими Братьями человечества.
Елена Ивановна Рерих писала о Николае Константиновиче: у него нет «ни одной личной мысли, всё решительно направлено на Общее Благо»4. «Чуйте всю истинную мощь, мощь незримую этого строителя Солнечной Жизни. Солнце его жизни сжигает всё темное, всё злобное и разрушительное»5. «Иногда кажется, что источники его мудрости и предвидения неисчерпаемы...»6 «Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. (...) Терпимость великая — природа его, и, как магнит, притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг имени его»7.
Святослав Рерих так писал о своём отце: «Нико-лай Константинович — совсем особое явление. Такие люди появляются очень редко и несут свою неповторимую миссию»8.
Н.К. Рериха характеризовал высочайший уровень сознания, присущий тем великим людям, которые уже принадлежат Новой Эпохе, живут будущим. Такие, как он, — редчайшие представители человечества. Их называют вождями, водителями и объединителями народов, Вестниками.
В биографическом очерке Теодора Хеллина, посвящённом Н.К. Рериху, говорится: «...наивысшая задача сегодняшнего дня требовала водителя, который, главным образом, был бы художником, но который в то же время обладал бы умственными качествами и практическими достижениями испытанного учёного в сочетании с преданностью, благоговением и духовностью, которыми отличается глубоко преданная душа. Таким человеком был Рерих»9. «Для него континенты были тем же, чем области для других. Европа, Америка и Азия предъявляли на него свои права, и весь мир объединился, чтобы воздать ему своё высочайшее почтение»10. «Как посланец невидимого правительства, Рерих пришёл, чтобы отделить тьму от света, открыть путь духа тем, кто пребывает в рабстве материального мира. (...) Для выполнения этой задачи у него была глубокая мудрость, созревшая в протяжении прошедших веков, отказ от личного для служения благу [человечества], опытность в искусствах и науках... Искусства были его средствами выражения. Он их возвысил, придав им новую значимость для настоящего времени. Такова была его вера: когда искусства должным образом будут восстановлены в нашей индивидуальной и коллективной жизни, тогда через их благотворное влияние и мир, и гармония, и правильный образ жизни опять возвратятся на эту землю. Таково было провозвестие Рериха, его иерархическое послание нашему времени, таков — Голос Эпохи»11.
Немало сказано и написано о картинах Рериха, которые называют вестниками Новой Эпохи. Через несколько лет после ухода Николая Рериха из жизни его духовный ученик Борис Николаевич Абрамов записывает о полотнах художника: «В сердце страны введены новые элементы свето-энергетического порядка. (...) Каждый, коснувшийся этих фокусов кристаллизованных в картинах огненных энергий, уносит в сознании и сердце их отпечатки. (...) Магнитная мощь сгущённого Света начала своё воздействие. Идёт незримая трансмутация сознаний, коснувшихся огненных творений настоящего, светоносного искусства. Это воздействие идёт прямо на сердце...»12 «В этом заключено бессмертное значение его творчества»13.
Ученица Б.Н. Абрамова, поэт и рериховед Наталия Дмитриевна Спирина посвятила картинам Н.К. Рериха стихотворение:
Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ и Красот,
неземных и нетленных14.
Рерих обращает людей к их бессмертной, высшей природе, к сокровищам человеческого духа, к истинной Культуре, которая есть почитание Света. «То, что вело Николая Константиновича и Елену Ивановну, — это их постоянное устремление в глубину человеческого бытия, — вспоминал Святослав Рерих. — Главная задача нашей жизни — облегчить доступ Тем Силам, Которые стараются к нам пробиться, олицетворить Себя здесь, на нашей Земле. Будем стараться всеми силами это делать. И это самое лучшее, что мы можем принести человечеству»15.
В Учении Живой Этики есть такие слова: «Чем отличаются первые три десятилетия двадцатого столетия? Войны, ужасы, жестокости, огрубение и самые страшные отрицания!»16. «Человеческая нетерпимость ко всему высшему превратила людей в выродков»17. «Столько столетий множества душ устремлялись к явлению быта, но не бытия...»18
Творчество Рериха ещё при его жизни передовые умы века назовут бессмертным. Но как нелегко было тем, кто приносил на нашу планету свет Истины! Непонимание, клевета и поношения — самое малое из того, что они претерпевали. Испытал это и Николай Константинович Рерих.
Было множество попыток мистифицировать его личность, приписать ему членство в разного рода тайных организациях. В 1930-е годы в Харбине, отвечая на вопросы журналистов, является ли он масоном, художник определённо заявляет: «Не являюсь». На последовавшее за этим: «Во что веруете, господин Рерих?» — он ответил: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя...» — и далее привёл весь «Символ Веры».
В своём очерке «Наскоки» Рерих пишет: «В письмах ваших сообщается, что какие-то индивидуумы упрекают друзей наших в том, что они будто бы считают меня богом, желая этим как бы задеть друзей и меня. Какая вредительская чепуха! (...) Я пишу книги, посвящённые искусству и знанию, посвящённые культуре. Очень многие делают то же самое. (...) В течение семнадцати лет до приезда в Америку я руководил художественными школами и различными просветительными, художественными и научными учреждениями. (...) Я пишу картины, что совершенно естественно для всякого художника. (...) Мои художественные выступления как в России, так и в Европе доставили мне как признание общественное, так и почётные награды и избрания. Никто не негодовал на эти проявления общественного мнения. Мне приходилось постоянно выступать за сохранение сокровищ творчества и за улучшение быта художников и учёных. И эти мои зовы никто не считал чем-то сверхъестественно божественным, но, наоборот, к моему сердечному удовлетворению, мне неоднократно удавалось помочь моим собратьям по искусству и науке. (...) Спрашивается, что же делается мною такого дурного, что бы могло возбудить чьё-то негодование, если только это не есть выражение мелкой зависти и злобы? (...) ...Жалкие сознания шептали, что я не мог написать все мои картины, именно потому, что этот оппонент и не мог бы сам написать столько картин. Шептали, что я вовсе не Рерих»19.
В другом очерке, в ответ на разного рода обвинения, Николай Константинович пишет с горькой иронией: «Выходит, что и Тибет мы прошли из гордости. На горы всходили из тщеславия. В Монголии, в Китае были из честолюбия. Никаких познаваний не было. Ничего не любили. Ни к чему не стремились. Ничему не учились. То же самое приходилось слышать о Льве Толстом, о Павле Третьякове, о Мечникове, о Метерлинке... Выходило, что все действовали лишь из рекламы и тщеславия. (...) Впрочем, нам не привыкать. Уже три раза меня хоронили. Подобно Марку Твену приходилось говорить, что "это слегка преувеличено"»20.
Недоброжелатели, увеличивая вокруг имени Рериха количество кривотолков, записывают его то в стан политиков, вынашивающих имперские планы, то в разряд шпионов, пытаясь унизить этим великого культурного деятеля. Искренние устремления художника к переустройству жизни и духовному возрождению человечества искажаются и трактуются как стремление к политическому лидерству.
«Политикой мы никогда не занимались, — пишет Рерих, — и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили... Но как от первого начала, так и до сих пор остаёмся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу»21. «Культура — одно, а политика — другое. Говорят, что они сёстры, но ведь и сёстры не всегда в ладах живут. Да и сёстры ли? (...) С точки зрения политика многие действия культуры непозволительны, но труженик культуры не поймёт политических перегородок. Он действует прежде всего во имя человечности, а для политика гуманитарные основы закрыты паутиной предрассудков»22.
Кощунственно и невежественно низводить деятельность Н.К. Рериха, в тесном сотрудничестве с Великими Учителями Востока трудившегося на беспредельном поле духовной Культуры, до уровня политических и идеологических интриг. К сожалению, шлейф извращённых представлений о Рерихе дотянулся и до наших дней. Время от времени на экранах появляются фильмы примитивного содержания, в которых авторы делают жалкую попытку открыть неискушённому зрителю «некие тайны» о Рерихе, являющиеся на самом деле небылицами и выдумками, рассчитанными либо на дешёвую популярность, либо на целенаправленное умаление великого имени. Публикуются псевдонаучные исследования, выходят и книги подобного содержания.
Ни один из авторов таких «откровений» не обошёл своей трактовкой и священное для всего Востока понятие «Шамбала». В связи с этим приведём фрагменты из писем биографа и ближайшего доверенного сотрудника Рерихов П.Ф. Беликова. «По правде сказать, — пишет Павел Фёдорович, — мне не особенно по душе то обстоятельство, что к имени "Рерих" с большой готовностью льнут различного толка "эзотерики". (...) Я, конечно, не отрицаю ни истинного эзотеризма, ни тем более Сокровенного. Но именно Сокровенное нужно охранять, а не профанировать, не кричать о нём в форточку первому прохожему. Кроме вреда, ничего это не приносит»23. «...Существование Шамбалы надо принимать как само собой разумеющееся и не требующее особых доказательств. Именно так принимал и так интерпретировал Шамбалу и Н.К. Рерих. Однако он всегда оставлял место для "легенды", ибо наши знания о Шамбале весьма относительны. Мы действительно не доросли ещё до Неё, пытаясь понять со своих, далеко не совершенных позиций... Главное — не уронить Высочайшее понятие. Хотя Шамбала объективно и существует для всех, но, одновременно, Её нет и быть не может для тех, кто не открыл Её в своём сердце. Когда С.Н. Рериха на одном из публичных выступлений спросили, что он может рассказать о Шамбале, то Святослав Николаевич ответил: "Шамбала — это Высший Образ, обобщённое понятие совершенного Братства". А в доверительной беседе сказал: "Дверь в Шамбалу открывается только с Той стороны". Поэтому различные версии о "выдаче разрешений на посещение Шамбалы", карты Её физического местонахождения, "визуальные" описания и т.п. в лучшем случае — иносказательны, в худшем — умаляющи. (...) Поэтому-то безответственные декларации с "рекламными" доказательствами существования Шамбалы никогда Белым Братством не поощрялись»24.
В 1994 году, 9 октября, в день Культуры и день 120-летия Николая Константиновича Рериха, Наталия Дмитриевна Спирина в своём выступлении «Гигант Духа» сказала о великом художнике:
«Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. Они не современны нам и часто бывают в начале их появления не понимаемы и не принимаемы нами. Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено.
Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа. Это происходит на краю пропасти, перед лицом тотальной гибели цивилизации и угрозой полной духовной деградации и одичания. Такое экстремальное положение способствует пониманию его альтернативы, а именно принятию наследия и вмещению образа вождя Культуры, которую он провозгласил как почитание Света, а следовательно, и восхождение к Свету в отличие от падения в бездну тьмы. И тогда мы обретаем как бы наново того, кто родился 120 лет назад и ушёл с нашего плана бытия 47 лет назад.
Ушёл ли? Не совершается ли сейчас, в эти роковые мгновения нашей истории, его новый приход в свете нарастающего понимания того, что он создал и дал?
Этот новый приход, знаменующий новую эпоху духоразумения, мы отмечаем и приветствуем»25.
1 По материалам одноимённого фильма Студии СибРО (2010 г.).
2 Спирина Н.Д. Вестник // Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 262.
3 Хеллин Т. Голос Эпохи // Держава Рериха. М., 1992. С. 42, 44.
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 164 (17.12.1930).
5 Там же. С. 319 (9.11.1931).
6 Там же.
7 Там же. Т. 2. М., 2000. С. 32 – 39 (17.02.1934).
8 Рерих С.Н. Письма. Т. 2. М., 2005. С. 325 (15.09.1973).
9 Хеллин Т. Голос Эпохи. С. 44.
10 Там же. С. 42.
11 Там же. С. 54.
12 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 463 (Новосибирск, 2013).
13 Там же. 1957. 439 (Новосибирск, 2008).
14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 228.
15 Рерих С.Н. Поднимая себя, поднять других // Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 80, 83.
16 Мир Огненный. III. 79.
17 Там же. 337.
18 Там же. 323.
19 Рерих Н.К. Наскоки // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 35 – 37.
20 Рерих Н.К. Бенуа // Там же. Т. 2. М., 2000. С. 196 – 197.
21 Рерих Н.К. Культура // Там же. Т. 3. М., 2002. С. 592.
22 Рерих Н.К. Культура // Там же. Т. 2. С. 440.
23 Непрерывное Восхождение. Т. 2, ч. 2. М., 2003. С. 277 – 278 (15.01.1979).
24 Там же. С. 357 – 358 (14.08.1979).
25 Спирина Н.Д. Гигант Духа // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 66.