Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Знаки Агни Йоги, 52 |
95 лет минуло с тех пор, как Центрально-Азиатская экспедиция под руководством Николая Константиновича Рериха прошла по сибирским просторам. О самой экспедиции, её маршруте, целях и задачах, а также о её выдающихся результатах написано немало статей и книг. Опубликован путевой дневник Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи», в котором рассказано о трудных тропах этой уникальной экспедиции, о многих странах и встреченных людях, приводятся легенды и живые истории народов Азии. Фотографии, сделанные Ю.Н. Рерихом, стали документальным свидетельством пребывания экспедиции в самых разных уголках Азии, в том числе малодоступных.
До настоящего времени эта экспедиция волнует умы не только изучающих наследие Рерихов, но и учёных разных направлений, проводятся исследования, по материалам которых издаются научные и научно-популярные труды, вызывающие неподдельный интерес читателей. И при этом нельзя поручиться, что изучено всё, касающееся этого грандиозного предприятия, и не осталось «белых пятен», ждущих своего пытливого исследователя.
Одним из интереснейших этапов экспедиции был так называемый алтайский маршрут. Отправившись на пароходе по Оби из Новосибирска через Барнаул в Бийск, 1 августа члены экспедиции выехали из Бийска на конях и подводах и направились вглубь Алтая, к конечной цели — Уймонской долине, туда, откуда видна «Владычица Алтая» — белоснежная Белуха.
Вот что пишет Н.К. Рерих в начале этого путешествия: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников — финно-тюркский род, затерянный в Алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя — Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединённого племени»1.
Через несколько дней труднейшего пути по бездорожью экспедиция добралась до Кырлыка — маленького алтайского селения. Рерих записывает: «Размытая ливнями дорога утомила коней. Остановились в Кырлыке. Придётся здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут приход Белого Бурхана. В скалах, стоящих над Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли»2.
6 августа экспедиционный караван добрался в Усть-Коксу. Уставшие и промокшие, с раскисшими от непрерывных дождей чемоданами, путешественники остановились на ночлег в здании конторы госторга — небольшом деревянном доме. Несмотря на то, что условия ночлега были очень далеки от домашних, путешественники не смутились, ведь цель пути была уже близка. Наутро они переправились на пароме через Катунь и наконец оказались в Верхнем Уймоне, населённом в основном русскими староверами.
По свидетельству участницы экспедиции, Зинаиды Григорьевны Лихтман (Фосдик), «удалось снять два дома, очень хороших; один для Рерихов, другой для нас. Прелестное место, чистое. (...) В общем ехали семь дней по опасным и почти непроезжим дорогам»3. Дом, в котором поселились Рерихи, принадлежал Вахромею Семёновичу Атаманову — знатоку Алтайских гор, человеку многоопытному и даровитому, ставшему для Николая Константиновича надёжным проводником и помощником.
В течение полутора недель члены экспедиции совершали радиальные походы по долине, поднимались на Катунский хребет, к Погорелому и Студёному белкам. «А со Студёного белка лучше всего видно самую Белуху, о которой шепчут даже пустыни»4, — записывает Рерих.
Из дневниковых записей З.Г. Фосдик за 8 августа: «Предстоят две поездки к Белухе»5. 10 августа: «Третий день верхом. Ездим в разные места, ищем материалы, посылаем проводников в разные стороны. Особенно были интересны вести, принесённые одним из проводников об Аккеме — озере с белой, молочного цвета, водой (ак — белый)»6.
В.С. Атаманов провёл экспедицию по хоженым и нехоженым тропам, по местам, о которых мало кто знал. Спустя три года Н.К. Рерих скажет сибирским друзьям Музея Н. Рериха в Нью-Йорке: «...когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».
Члены экспедиции беседовали с местными жителями, наблюдали их быт и традиции, покупали у них вышитую одежду, плетёные опояски; пополняли коллекцию минералов. И постоянно выполнялась одна из важнейших задач — сбор легенд и поверий, бытующих в народе. Например, были записаны легенды о Шамбале — Беловодье, а также духовные стихи о царевиче Иосафе, то есть о Будде. Как написала 7 августа Е.И. Рерих, «сюда доходил Будда. ...Можно повестить народу Алтая»7.
«Говорят, что Благословенный после посещения Хотана посетил великий Алтай, где находится священная Белуха. В Ойротии, где кочевники ждут прихода Будды, Белого Бурхана, знают, что Благословенный Ойрот уже путешествует по всему миру, провозглашая великое Пришествие»8. «Алтайцы помнят о Белом Бурхане»9, — пишет Н.К. Рерих в путевом дневнике.
Перед отъездом он записал: «Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород»10.
В тетради Елены Ивановны в тот день тоже появилась запись: «Сегодня видели Белуху и долину города».
Как вспоминала З.Г. Фосдик, в день отъезда они снова любовались Белухой: «Сегодня утром переправились через Катунь в Уймонскую долину и видели прекрасную Белуху и её снежные вершины. День такой ясный, чудный, и Белуха видна во всём великолепии»11.
Белухе — этому величественному храму природы — Рерихи придавали особое значение. По словам Рериха, она приравнивается к мировой горе Сумеру. В своих письмах Е.И. Рерих называет её «Храм Ориона». На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион.
«Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища»12.
19 августа экспедиция отправилась в обратный путь. До Бийска, по более удобной дороге, их проводил В.С. Атаманов, и затем путешественники отправились на пароходе по Оби в Новосибирск.
Здесь Рерихи пробыли восемь дней. Они отдыхали после трудного путешествия и готовились в новый путь. Сохранилось несколько фотографий, сделанных в Новосибирске в эти дни. Спустя десятилетия, в 1974 году, Зинаида Григорьевна прислала Наталии Дмитриевне Спириной фотографию, на которой у Дома Ленина запечатлены члены экспедиции Рериха.
28 августа 1926 года Юрий Рерих выехал в Верхнеудинск, а Елена Ивановна и Николай Константинович отправились туда 4 сентября. Из Бурятии их путь лежал в столицу Монголии — Ургу, где они задержатся на несколько месяцев, готовясь к последнему, самому трудному этапу экспедиции.
В своих картинах и книгах Рерих всему миру рассказал об Алтае как о будущем средоточии культуры, месте возрождения духовности и осуществления светлых надежд.
И хотя «не построен ещё город на месте новом», как мечтали Рерихи, но ощущение чего-то нового и прекрасного уносят в своих сердцах многие побывавшие в Уймонской долине, увидевшие белоснежные вершины Белухи и прикоснувшиеся к идеям великого Мастера, одна из которых — построение будущего города Искусства, Науки и Знания.
Ирина СЕРЕБРОВА
1 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 119.
2 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2020. С. 363.
3 Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., 1998. С. 262.
4 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 366.
5 Фосдик З.Г. Мои Учителя. С. 264.
6 Там же. С. 265.
7 Из Записи Е.И. Рерих от 7.08.1926.
8 Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994. С. 84
9 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 119.
10 Там же. С. 377.
11 Фосдик З.Г. Мои Учителя. С. 267.
12 Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 50.