Мысли на каждый день

...Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет.

Рерих Е.И. Письмо от 06.12.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«МИР НАПОЛНЕН ПРЕКРАСНЫМИ ОБРАЗАМИ И ИДЕЯМИ...» Экскурсия по выставке картин С.Н. Рериха

Автор: Толстихина Людмила  

Журнал:


Теги статьи:  Святослав Рерих

В новосибирском Музее Н.К. Рериха экспонируются картины Святослава Николаевича Рериха, предоставленные для временной экспозиции частными коллекционерами и Центром искусств «Москва». Мы сердечно благодарны за возможность непосредственно прикоснуться к творчеству великого мастера.

С.Н. Рерих часто сам проводил экскурсии по своим выставкам, отвечая на вопросы и о картинах, и о своём искусстве в целом. Как правило, его комментарии были очень краткими. Он всегда оставлял зрителям возможность самостоятельно общаться с картиной, самим увидеть и почувствовать её. Святослав Николаевич говорил: «Поскольку я художник, мои картины являются лучшим выражением моей жизненной позиции, сокровенных переживаний и размышлений. Попытаться описать это словами трудно»1. Он не однажды рассказывал, как Рабиндранат Тагор, познакомившись с картинами Н.К. Рериха, писал ему, что пытался и не мог найти слова, чтобы выразить идеи, заключённые в картинах. «Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашему уму особые врата, ключ к которым в его исключительном владении... Когда какое-либо искусство может быть полностью выражено средствами другого искусства, тогда это неудача»2, — писал Тагор Николаю Рериху. Картина с каждым говорит на языке его сердца.

Хотя Святослав Николаевич и не давал подробных пояснений к своим картинам, он подсказывал, как найти подход к его творчеству: «Ключ к моим картинам... в моём отношении к жизни... (...) Я люблю жизнь. Меня она всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но и всей природы — вся Жизнь»3.

Он разделял мнение философов древности о том, что необходимо искать красоту повсюду. Часто цитировал слова Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной красоте». И всеми мерами и средствами, какие у него были, С.Н. Рерих искал красоту во всём: в природе, искусстве, повседневной жизни и в каждом человеке. В этом он видел назначение художника — находить красоту и показывать её людям. Поиск красоты был не только творческим, но и жизненным кредо Святослава Николаевича. К этому он призывал всех: «Будем всегда стремиться к чему-то прекрасному»4. «Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни»5. Он утверждал, что эволюция есть стремление к красоте, поиск всё более совершенных, гармоничных форм. Это стремление заложено во всём живом самой природой. Когда мы смотрим на что-то прекрасное — картину, скульптуру или какое-то явление в природе — оно пробуждает в нас этот коренной глубинный импульс. Глядя на прекрасное, мы становимся лучше. Художник, открывая эту красоту людям, тем самым служит эволюции человечества.

С.Н. Рерих был выдающимся портретистом. В своём искусстве он выдвинул человека на первый план и говорил, что его всегда привлекали люди, он любил людей. Среди его портретируемых были главы государств и выдающиеся общественные деятели, блистательные актрисы и тибетские ламы, простые труженики, рыбаки и кочевники, дети. Он написал много портретов своих родителей — Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. В каждом человеке он умел найти и показать не только внешнюю красоту, но и красоту его внутреннего мира.

Картины «Молодой Римпоче» и «Розы сердца» вызывают глубокие размышления и чувства.

«Розы сердца» — одно из самых ранних произведений С.Н. Рериха. Уже здесь мы видим, что художник проявляет особый интерес к природе женского характера и через внешний облик стремится раскрыть и запечатлеть внутренний мир портретируемой.

С.Н. Рерих создаёт множество портретов близких друзей из числа американских артистов театра. Его первые шедевры своим появлением обязаны американской балерине Рут Пейдж. Ей он посвятил и картину «Розы сердца», написанную в Париже в 1923 году и отправленную в Музей Н. Рериха в Нью-Йорке, — образ прекрасной девы, изображённой на сказочном фоне средневекового города. Эта картина известна под несколькими названиями: «Розы сердца», «Княгиня Ольга», «Мадонна роз», «Мадонна с розами». Ничего больше, кроме её загадочных названий, нам об этой картине не известно. Не будем комментировать, пусть каждому сердцу она скажет своё.

Во всех своих картинах любого жанра Святослав Николаевич затрагивает проблемы философского, общечеловеческого характера. Как пишет П.Ф. Беликов, биограф и исследователь творчества С.Н. Рериха, в его искусстве «заложены элементы того русского реализма, который считает обязательным в любой области искусства давать ответ на вопросы: что? для чего? и как?»6, о смысле человеческого бытия. Но чтобы получить ответы на эти вопросы, «мы должны сознательно пытаться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь, и тогда будем в состоянии почувствовать воздействие произведения искусства»7.

«Молодой Римпоче». Нам ничего не известно о человеке, изображённом на картине. Чей это портрет? С.Н. Рерих всегда писал портреты с натуры, у него нет вымышленных, обобщённых образов — только конкретные живые люди, с которыми он общался и которые были ему симпатичны. Значит, и с этим молодым Римпоче Святослав Николаевич встречался, значит, это его современник.

Само слово «Римпоче́» (Ринпоче), в переводе с тибетского означающее «драгоценный», — это уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме. Такой титул используется при именовании нового, современного нам перевоплощения какого-то святого или высокого духовного лица.

Мы видим совсем молодого человека в одежде тибетского монаха. Он Римпоче, а значит, уже признан специальной духовной комиссией перевоплощением какого-то буддийского святого, — это точно установлено комиссией по определённым признакам. И он знает, что был святым в прошлой жизни и что родился вновь, чтобы продолжить свой духовный путь, может быть, продолжить свою миссию или выполнить новое предназначение. Что может чувствовать молодой человек, который только вступает в жизнь, — вот она перед ним, как белый, ещё не заполненный лист бумаги. Зная о своём высоком предназначении, он понимает, что не может прожить жизнь обычно, он должен совершить что-то особенное, важное.

По-видимому, здесь Римпоче изображён в ту безмятежную пору, когда он ещё не вышел за стены монастыря и только начинает задумываться о том, что ему предстоит.

«Портрет И.М. Богдановой». Это простая русская девушка, которая участвовала в экспедиции Рерихов по Центральной Азии на самом трудном её этапе — через пустыню Гоби, соляные болота Цайдама, Тибет, Трансгималаи. Потом она осталась с Рерихами, помогала по дому. С.Н. Рерих в 1930-е годы создаёт целую серию её портретов.

«Если художник действительно стремится передать что-то прекрасное, он и себя возвышает, и помогает другим»8, — говорил Святослав Николаевич. Это значит, что, создавая портрет, художник творит не только произведение искусства, но в каком-то смысле и самого человека, которого изображает. Если он видит и отображает его прекрасные внутренние черты, то этим как бы усиливает их и помогает человеку стать ещё лучше.

С.Н. Рерих рассказывал, что его часто спрашивали, почему он не передаёт отрицательных сторон жизни. Он отвечал, что они, безусловно, есть, и мы должны их знать и учитывать, «но в искусстве они уже фиксируются! Если в жизни мы можем отойти от этого, то переданное в картине это отрицательное начинает жить своей жизнью и, конечно, становится началом, которого мы уже не можем избегнуть, — оно зафиксировано»9.

«Портрет девушки». Простые люди — жители индийских, тибетских деревень — вызывали у художника неизменный творческий интерес. С.Н. Рерих относился к ним с любовью и уважением, это помогало проникнуть в их внутренний мир. В этом портрете он передал то, что подметил в людях, постоянно живущих среди прекрасной природы, — открытое, доброжелательное выражение их лиц, спокойствие и какую-то природную мудрость, духовную красоту. Художник достигает этого в том числе и благодаря продуманному фону, который помогает раскрыть характер человека, проникнуть в мир его мыслей и переживаний. Девушка на картине изображена на фоне природы тех мест, где она родилась и где в мирном труде проходит её жизнь.

Фон на портретах С.Н. Рериха всегда неслучаен, он придавал ему большое значение. В связи с этим можно вспомнить историю, которую рассказывал Святослав Николаевич: один человек привёл в ученики к Ван Дейку своего сына, сказав, что тот уже знает, как писать фон для портрета. «Что ж, — ответил Ван Дейк, — в таком случае ему уже нечему учиться», имея в виду, что фон почти так же важен, как и сам портрет.

«Портрет девушки» и «Портрет И.М. Богдановой» написаны маслом, как и большинство портретов кисти Святослава Рериха. Он работал в разных техниках и очень много экспериментировал с материалами, приёмами и средствами выразительности. Каждый материал имеет свои преимущества, но и минусы. Святослав Николаевич говорил, что «материалы, которые мы используем в живописи, далеко не совершенны. Если б мы только смогли сочетать точность масляной живописи с яркостью темперных красок... мы открыли бы в живописи новый мир. Цвета, передаваемые темперой, не точны»10, они изменяются при высыхании. Пастель была бы прекрасным материалом, но её обязательно нужно фиксировать, а при этом она меняет оттенок. Масляная техника даёт точность мазка и сравнительную устойчивость цвета, не считая общего потемнения. Но тона масляных красок некрасивы сами по себе в сравнении с исходными пигментами.

Художнику нужно учитывать все особенности материала. Кроме того, его выбор диктовал сам климат Индии: большие перепады температуры, сухости и влажности делают практически невозможным использование масляных красок. Когда очень жарко, масло быстро высыхает и растрескивается. Поэтому индийские художники на протяжении столетий писали темперой. При этом в различных частях Индии сохранялись свои приёмы и секреты, благодаря которым даже по истечении столетий краски остались такими же яркими. С.Н. Рерих не только сам много экспериментировал, но и разыскивал рецепты старых мастеров, для чего много ездил по стране. Через документы, через общение с семьями художников с вековыми традициями он старался установить и возродить методы старины.

Учитывая все особенности материалов и климата, Святослав Николаевич для портретов выбирал масло, а пейзажи писал в основном темперой. Дело в том, что пейзажи создавались на пленэре, на открытом воздухе, а портреты художник чаще писал в студии, где он мог в какой-то степени поддерживать необходимую температуру и влажность.

Тем не менее большая работа «Портрет тибетской женщины и её внучки» (1934) выполнена темперой — возможно, потому, что была написана Святославом Николаевичем в долине Лахул во время экспедиции. Жители деревень, по-видимому, охотно откликались на приглашение Рериха позировать для картин. Ненадолго отрываясь от повседневных дел, они получали возможность быть запечатлёнными в произведении искусства.

Суровая природа, горы — величественные, мудрые, хранящие спокойствие — составляют фон картины. Эти горы видели многие сменяющие друг друга поколения и их мирную жизнь на берегу горной реки. Такую же мудрость, спокойствие, понимание жизни мы видим в лицах совсем ещё юной девочки и её бабушки. Нет ощущения спешки, суеты, тревог, потому что они, даже девочка, понимают, как мудро и просто устроена жизнь, как она течёт. Спокойная уверенность чувствуется в их обликах. Девочка, перед которой только открывается жизнь, и её бабушка — в их образах воплощается мысль о смене поколений. Вечность бытия и неповторимость каждого мгновения, вечное обновление жизни, её мимолётность — это одна из главных философских тем в картинах Святослава Рериха. Мудрое устройство мира определяет красоту и гармонию жизни человека. Всё приходит и уходит — это вечный, справедливый закон. Всё имеет свои циклы — цветы, люди, деревья и даже горы, которые в свой срок — через тысячелетия — рассыплются в прах.

Объединяя в одном полотне портрет с пейзажем, С.Н. Рерих раскрывает связь человека с миром, что является характерной особенностью его портретной живописи. Выявляя индивидуальные черты человека, художник никогда не обособляет его, но изображает в единстве с окружающим.

Пейзаж присутствует в творчестве С.Н. Рериха не только как фон, но и как самостоятельный жанр. Точно так же, как портреты его кисти не являются простым изображением внешности, но передают духовную сущность человека, так и пейзажи художника отображают не просто природу, но жизнь человека в природе, его отношения с природой, ощущение слитости с ней.

Природа всегда, с самого детства, увлекала Святослава Рериха. Она занимала большое место в его жизни и творчестве. Как он говорил, ничто не доставляло ему «столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. (...) И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам»11.

Особое место в творчестве Святослава Николаевича занимают Гималаи, так же как и в творчестве его отца — Н.К. Рериха. У Николая Константиновича Гималаи величественны и торжественны, у Святослава Николаевича — наполнены особым светом. Он стремится передать сложные световые эффекты, фактуру скал и ледников, туманов и облаков, а главное — своё личное отношение к этому дивному храму природы.

Картина «Пейзаж с соснами. Гималаи» — одна из первых работ художника в жанре пейзажной живописи. Она создана во время экспедиции в Индию. Кроны деревьев насыщенно выписаны углем, а очертания гор едва намечены. Это создаёт пространственную перспективу и объёмность изображения.

У Святослава Николаевича немало пейзажей, написанных во время экспедиций. К ним относятся картины «Кейланг»12 (1930) и «Горы. Лахул» (1930 – 1940-е гг.), представленные в нашей экспозиции. Как известно, после завершения пятилетней научной экспедиции по Центральной Азии семья Рерихов поселилась в Индии в долине Кулу, где ими был основан Институт гималайских исследований «Урусвати». С.Н. Рерих руководил всеми естественно-научными работами института. Там проводились исследования по орнитологии, зоологии, ботанике, минералогии, а также изучалась местная медицина. Каждый год совершались экспедиции по всей долине и прилежащим местам.

Особенность долины Кулу в том, что в неё проникает муссон. К концу июля здесь, как и в остальной Индии, на два месяца устанавливается период дождей. Но если отправиться на север долины и перейти через перевал Ротанг, в долину Лахул, то здесь уже совсем другие — тибетские — условия, сюда муссон не проникает. «Дальше идут нагорья, осадки не выпадают; очень сухо и очень высоко... Особые условия жизни, очень красиво и очень интересно»13, — пишет Святослав Николаевич. В Лахуле Рерихи занимались различными исследованиями. Юрий Николаевич изучал тибетские диалекты, обряды, записывал местные напевы. Святослав Николаевич изучал местную фармакопею. В монастырях Лахула хранится огромное количество медицинских книг и поэтических описаний местных святынь.

Рерихам приносили эти сочинения, хранимые ламами и ещё никем не переведённые. Здесь многие святыни и древности — пещера Миларепы, высоко на скале древнейший монастырь, основанный самим Падма Самбхавой.

Кроме исследований Н.К. и С.Н. Рерихи занимались живописью. Как уже было сказано, для создания пейзажей Святослав Николаевич использовал темперу. Он утверждал, что добиться передачи свечения неба можно только при помощи темперы. Художник ищет разные способы её приготовления и разные технические приёмы. Чтобы пигмент оставался как можно более чистым, использует минимальное количество связующего вещества и замешивает только непосредственно перед работой, чтобы жидкость меньше контактировала с пигментом. Обычно темпера меняет свой цвет на более светлый, причём изменение тона неодинаково для разных пигментов, это нужно отрабатывать на опыте и учитывать. С.Н. Рерих часто использует приём письма «по-сырому», размывки и вымывания, это позволяет придать поверхности качество трёхмерности, плоская же поверхность, какой бы яркой ни была, не производит впечатления живой.

Когда С.Н. Рериха спросили, отчего его краски светятся, он ответил: «Если вы дадите правильный контраст и правильно наложите тени, которые вводят этот контраст, то получится правильное звучание тона — он начинает светиться. Гоген говорил, что свет нельзя изобразить, но можно попробовать его передать, то есть можно создать иллюзию света»14.

Гималаям С.Н. Рерих посвятил не только многие картины, но и красивые, возвышенные строки: «Над опустошительными раздорами царит дух Гималаев, очищающий своим воздействием весь мир. (...) Как незабываемо прекрасны эти величественные горы: каждое возможное разнообразие формы и цвета — их. (...) Можно определённо сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, нельзя увидеть больше нигде на Земле. (...) Химават-Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навечно ты останешься стражем Великой Тайны — Священного Союза Неба и Земли»15.

А вот как он описывает один из самых ярких моментов в своей жизни: «И когда мы ехали сквозь леса у подножия гор и за одним из поворотов неожиданно увидели залитые оранжевыми лучами сияющего восхода вершины Гималаев, я почувствовал себя неописуемо счастливым. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвышающихся в небеса как символ нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния. Такие минуты жизни подобны прекрасным звёздам, сияющим на небосводе нашего бытия. Каждая прекрасна, каждая уникальна и неповторима»16.

Святослав Рерих запечатлевает такие касания Прекрасного, Высшего, Вечного, когда оно блеснёт в жизни, словно звезда, стараясь не упустить ни одной такой благословенной минуты. «Каждое мгновение нашей жизни мы окружены бесконечными чудесами Природы... Прекрасные цветы, красивые птицы и насекомые, удивительно сложные симметрии кристаллов, игра света на отдалённых облаках, вершинах гор, вечно зовущих и выражающих гармонию необычайной красоты. Или человеческое лицо со всеми своими характерными особенностями, и человеческое тело как вершина эволюции! Мир буквально наполнен прекрасными образами и идеями, вдохновляющими примерами высокого совершенства. Мы только должны постараться открыть свои глаза и быть готовыми к восприятию более совершенных явлений»17.

Как художник, С.Н. Рерих умел уловить и запечатлеть мимолётное, может быть существующее всего мгновение, сочетание красок, игру света или чувство, мелькнувшее во взгляде человека.

Его картины обращают на себя внимание широким цветовым диапазоном — от нежнейших нюансов, тончайших переходов цвета до сопоставления больших плоскостей контрастных цветов. Такие разные приёмы позволяют выразить и разные мысли и чувства: бесконечную изменчивость мира или покой, разлитый в нём. На вопрос, символизируют ли что-либо в его картинах те или иные цвета, С.Н. Рерих отвечал категорически: «Нет! (...) Они отображают только то, что я видел»18. Но при этом именно цвету он придаёт первостепенное значение: «Я полагаю, что цвет даёт жизнь. Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас»19. «Однажды я был в горах, путешествовал в пасмурный день. Ущелья внизу казались мрачными, тёмными. Но вот поднялось солнце, всё озарило, и ущелья стали яркими, весёлыми, полными радости. Значит, мы тоже можем обогатить нашу жизнь радостью красок...»20

По мнению С.Н. Рериха, «художник должен быть чем-то бесконечно бóльшим, чем просто человеком, воспроизводящим внешнюю природу»21. Он должен обладать внутренним видением, способностью «мысленного проникновения в изображаемый предмет»22 и в то же время его всестороннего охвата, то есть синтеза, сведённого к самой сути предмета. Такая способность достигается не сразу, она является результатом глубокого изучения и опыта. И если непросто создать такой синтетический образ предмета или человека, то ещё труднее создать свой собственный образ — образ себя. Потому автопортрет считается одним из сложнейших жанров в искусстве. Художнику, пишущему автопортрет, приходится направлять взгляд внутрь себя — заниматься глубоким самоисследованием.

«...Так же, как бывает трудно, подчас невозможно выразить словами то, что мы ощущаем в глубинах наших сердец, так же трудно, даже труднее бывает воплотить это в двух измерениях полотна»23.

Существует несколько автопортретов Святослава Николаевича Рериха, графических и живописных, созданных им в разные годы — с 1920-го по 1940-е, а также эскизов и набросков к ним. На выставке представлен автопортрет, выполненный пастелью. Вероятно, он относится к раннему периоду творчества художника.

В начале 1920-х годов С.Н. Рерих серьёзно увлекался также и графикой. «Его графические работы на сказочные сюжеты, исполненные чёрной тушью на бумаге, были представлены в 1922 го­ду на выставке зарубежного русского искусства и получили высокую оценку со стороны американской художественной критики. Чёткость, лёгкость и изящество рисунка навсегда остались характерной чертой живописи Святослава Рериха»24.

Две графические работы представлены в нашей экспозиции.

В статье «Святослав», посвящённой С.Н. Рериху, Николай Константинович пишет о воздействии, оказываемом на нас творениями великих мастеров: «Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас всё лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдёт в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста»25. И далее он продолжает, говоря о картинах Святослава Рериха: «Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины — в них именно выкованы симфония и гармония. Всё безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество»26.

«Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа»27.

Закончим призывом С.Н. Рериха ко всем нам: «Я думаю, именно в эти дни мировых пожарищ и сдвигов следует обратиться к ценностям вечным, к ценностям высших творческих устремлений человека, которые неподвластны временным разрушениям и смятениям. Давайте устремимся и найдём достойную цель в жизни, чтобы не просто жить и улучшать наше материальное существование! Давайте посмотрим шире и поверх этого — и увидим жизнь в новом свете, полную смысла и значения!»28


1 Рерих С.Н. К беседе с художниками // Свет искусства. М., 1994. С. 70.

2 Цит. по: Рерих С.Н. К беседе с художниками // Там же.

3 Рерих С.Н. Радость красочного обихода // Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 44.

4 Рерих С. Искусство и Жизнь. М., 2007. С. 18.

5 Там же. С. 12.

6 Цит. по: Рерих С.Н. Красота — закон творчества // К беседе с художниками. М., 2006. С. 10.

7 Рерих С.Н. Творческая мысль // Там же. С. 22.

8 Рерих С.Н. Когда я пишу портрет // Стремиться к Прекрасному. С. 47.

9 Там же.

10 Рерих С. Искусство и Жизнь. С. 47.

11 Рерих С.Н. Радость красочного обихода. С. 44.

12 Кейланг — административный центр округа Лахул и Спити в индийском штате Химачал-Прадеш.

13 «Будите в себе Прекрасное...». Т. 1. М., 2015. С. 184.

14 Там же. С. 74.

15 Рерих С.Н. Дух Гималаев // Свет искусства. С. 30 – 31.

16 Рерих С.Н. Источники моего вдохновения // Стремиться к Прекрасному. С. 62.

17 Там же.

18 Рерих С. Священная флейта. Самара, 2000. С. 30.

19 Там же. С. 24.

20 Рерих С.Н. Радость красочного обихода. С. 42.

21 Рерих С. Искусство и Жизнь. С. 52.

22 Там же. С. 66.

23 Рерих С.Н. Звучание нашего духа // Стремиться к Прекрасному. С. 50.

24 Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М., 2004. С. 46 – 47.

25 Рерих Н.К. Святослав // К беседе с художниками. С. 100.

26 Там же.

27 Там же. С. 101.

28 Рерих С.Н. Творческая мысль. С. 21 – 22.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : С.Н. Рерих