Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
Лариса КЕЛИМ, ст. науч. сотр. Государственного музея Востока, г. Москва
Творчество Николая Константиновича Рериха наполнено темами героизма и подвига. По названию любимой Рерихом «Героической» симфонии № 3 Людвига ван Бетховена он даёт заглавие «Heroica» своим произведениям — картине («Героика Китая», 1935 – 1936), сюите художественных полотен (1917), книге2. Герои войны и труда, святые и подвижники, исторические памятники, эпические пейзажи в произведениях Рериха предстают как столпы и величественные цитадели человеческого духа.
В галерее героев разных эпох и народов художник отвёл место и образам средневековой Франции. Картины «Жанна д'Арк», «Слава герою», «Святая Женевьева», «Тайна Розы» написаны Николаем Константиновичем в одно время — 1930-е годы. В дальнейшем в творчестве Рериха, за исключением повтора «Славы герою», картин, посвящённых Франции, не будет. Почему же возникли эти сюжеты и образы? Каковы художественные особенности и контекст создания этих работ? Начнём с картины «Святая Женевьева» (1933) из фонда Государственного музея Востока.
Святая Женевьева — монахиня, жившая в Париже в V – VI вв. Жизнь её была полна пророчеств, знамений и чудес. Согласно легенде, она предсказала поражение войску гуннов под предводительством Аттилы, в 451 г. шедшему на французскую столицу. Молитвами и подвижничеством она не раз спасала город от бедствий и нашествий. Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться как небесная покровительница Парижа.
Изображённая на полотне героиня стоит в молитвенной позе с крестом в руках напротив открытого арочного входа, сквозь который видно, как гигантское пламя охватывает средневековый город. Рерих, как всегда, мастерски сочетает контрастные краски: в глубоком бархатном синем пространстве выделяется бирюзовый просвет неба в проёме входа и жёлто-красное с лиловым пламя пожара. Это, возможно, момент, когда войска Аттилы подступали к городу. Женевьева молится о его спасении.
Мы не видим лица монахини; её образ прописан скупо, схематично. Непреклонная вера чувствуется в прямом строгом силуэте, вытянутом как прочная опора. Молитва святой противостоит буйству разрушительной стихии. Пламя в виде зловещих силуэтов надвигается, но его как бы пронзает шпиль готической башни на заднем плане картины. Три «вертикали» «противостоят» огненному натиску — упомянутая башня, скульптура на колонне внутреннего пространства храма и фигура самой Женевьевы Парижской.
Прототипом центрального изваяния на картине является скульптура северного портала Шартрского собора. Художник в точности воспроизводит смиренный облик святого, чуть склонившего голову и держащего в руках ягнёнка. Вопрос о том, изображён ли на ней Иисус Христос в образе Доброго Пастыря или Иоанн Креститель, мы оставляем открытым, так как есть ряд иконографических черт, присущих и тому, и другому образам. Стоит упомянуть, что до сих пор атрибуция многих витражных и каменных изображений Шартра остаётся загадкой.
Почему художник обращается к Шартрскому собору? И какие вообще сооружения изображены на картине? Архитектура времён жизни Женевьевы — это галло-римское зодчество, от которого сегодня почти ничего не осталось. Образцов более поздних, романских церквей в Париже также очень мало. Все они были перестроены в готическом стиле. На картине собор, объятый пламенем, и храм, где находится Женевьева, — готические сооружения, причём объём последнего явно преувеличен. Скорее художник даёт условный образ, опираясь на известные памятники, которые могут вызвать отклик у зрителя. Наиболее знаменитыми французскими древними сооружениями являются Собор Парижской Богоматери (1160 – 1330) и собор в г. Шартре (1194 – 1260). История последнего связана с историей друидов, тамплиеров, с появлением знаменитой христианской реликвии — Покрова Богоматери. Католический кафедральный собор сохранился с конца XIII в. до наших дней в первоначальном виде. Он украшен лучшими образами европейской готической скульптуры. Практически все витражи средневековых европейских храмов — это подражания знаменитым витражам Шартрского собора. Рерих также неоднократно использовал витражи и архитектурные элементы знаменитого храма в своих картинах3. В картине архитектура перекликается с силуэтами и Шартра, и Нотр-Дама, являя собирательный образ средневекового зодчества.
Один из видов Шартрского собора с лестницей, ведущей в часовню, послужил прототипом для написания внутреннего храмового интерьера в картине «Святая Женевьева». Это видно по архивной открытке из личной коллекции семьи Рерихов4, изображение которой художник слегка творчески переработал. То, что в действительности является небольшим арочным входом, становится в картине нишей со скульптурой. Большой свод, сквозь который виден город, придуман автором. Н.К. Рерих применяет в картине один из своих излюбленных композиционных приёмов — вид вдаль через распахнутые ворота или окно, с помощью которого он передаёт мифологемы или создаёт образы идеального мира5. В данном произведении разрушительной стихии противостоит духовная сила и непреклонная вера святой.
В поисках причины обращения Н.К. Рериха к французским образам взглянем на контекст создания произведения через призму общественной деятельности художника. Николай Константинович был проводником идеи защиты памятников культуры во имя блага всего человечества. Культура для Рериха — это всеобщее, универсальное понятие, которое пронизывает все проявления жизни и включает высшие стремления человечества. Культура и красота — преобразующие силы, которые могут стать основой единения людей на планете.
Семья Рерихов, их сотрудники были вовлечены в большую работу по организации международного движения за сохранение культуры. Особенно насыщен такой активностью был период 1930-х гг., когда готовился документ, который бы регламентировал действия по защите мирового культурного наследия. В 1935 г. такой документ будет подписан в Вашингтоне двадцатью одной страной и получит название Пакта Рериха.
По всему миру создавались Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира, общества и кружки имени Рериха. В Париже в 1929 г. также было основано Общество им. Н.К. Рериха. Тогда же именно Парижский университет выдвинул кандидатуру Николая Константиновича на соискание Нобелевской премии мира. Французские юристы-международники доктор Георгий Гаврилович Шклявер и профессор Альберт Жоффр де ла Прадель разработали юридическую форму основного документа Пакта Рериха в соответствии с нормами международного права. Шклявер был председателем Европейского Центра в Париже и Французской ассоциации друзей Нью-Йоркского Музея Рериха. Таким образом, Франция в то время была форпостом для продвижения идей Рериха в Европе.
В своём литературном творчестве Николай Рерих в начале 1930-х гг. обращается к французскому народу, пишет очерки и доклады «Созидательная работа» («Декларация Комитету Французского Общества имени Рериха в Париже») (1929), «Привет Франции» (1930) и др. В Париже впервые издаётся книга Николая Константиновича «Твердыня Пламенная» (1933), посвящённая теме защиты сокровищ культуры. В те же годы в своих живописных работах художник воссоздаёт образы, которые способствуют возвышению французской нации, возжигают дух, самые лучшие человеческие качества. Что же это за образы?
Н.К. Рерих отвечает на этот вопрос в своём эссе: «Без различия направлений и возрастов, в минуту необходимости народ знает, кто был его выразителем. Так же твёрдо, как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережёт её имя, и в чествовании памяти её выражается всё большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастырстве над народом целой прекрасной страны!»6
Обращаясь к душе французского народа, Рерих в 1931 г. пишет триптих «Жанна д'Арк», воспевая подвиг национальной героини. Художник повторяет здесь скульптуру коленопреклонённой Жанны из местечка Домреми, откуда она родом7, и знаменитый витраж Богородицы Шартрского собора.
Любимым духовным идеалом французов стала и по сей день является фигура Святой Женевьевы. Рерих выбирает и этот героический образ в качестве символа, призывающего к борьбе за охранение культуры. Напомним, что картина «Святая Женевьева» написана в 1933 г. Если мы посмотрим, что ещё художником создано в эти годы, то увидим произведения «Слава герою» и «Тайна Розы». И если их сопоставить, то очевидно сходство и темы, и колористики, и композиции этих трёх полотен.
Эти картины представляют образы средневековой героической Франции. На всех трёх — витражи. Правая створка диптиха «Слава герою» содержит витраж с изображением Жанны д'Арк на коне, «Тайна Розы» — мозаичные сцены Рождества Христова и открытия гробницы Христиана Розенкрейца. На стекле лестничного пролёта в картине «Святая Женевьева» проглядываются изображения всадников. Диптихи («Слава герою» и «Тайна Розы») вписаны в раму, изготовленную по заказу художника, вдохновлённого силуэтами бифориев — арочных окон, разделённых колонкой или столбиком на две части. И даже картина «Святая Женевьева», не будучи диптихом, воспроизводит композицию этих произведений. Левый полукруг (условный), созданный архитектурной конструкцией в виде лестничного пролёта, уравновешивается аркой справа. Таким образом, очевидно визуальное единство всех трёх полотен.
Сюжет одной из самых загадочных картин, «Тайна Розы», навеян средневековым «Романом о Розе» Гийома де Лорриса и Жана де Мёна, в котором эстетические и этические искания нашли воплощение в кодексе «учтивой любви» для аристократического общества. Аллегорическая поэма XIII в., которая была очень популярна в своё время и является уникальным памятником французской средневековой литературы, содержит трактаты о женщинах, судьбе, свободном выборе, Природе и Гении. Символика картины сложна и многомерна. Теме полярной ипостаси розы, дуализму рождения и умирания, противопоставлению любви земной и небесной и их глубокой взаимосвязи в картине посвящено исследование Ю. Будниковой и Е. Маточкина8.
В этом произведении Н.К. Рерих также использует метод цитирования. Прототипами мужской и женской фигур картины стали герои миниатюр к средневековому «Роману о Розе»9, а также образ мойры (одной из трёх богинь судьбы, изображённых на фландрском гобелене10, — Антропоса, символа неумолимой, неотвратимой участи).
Не менее сокровенным и глубоким по смыслу предстаёт полотно «Слава герою». О правой створке диптиха есть упоминания самого Рериха: «Вспомнилась Жанна д'Арк. На диптихе "Чаша героя"11 — правая створка имеет большой витраж с изображением воительницы Жанны на коне»12. Обращает на себя внимание необычность образа Орлеанской Девы. В изобразительном искусстве Жанна д'Арк часто изображается в доспехах верхом на коне. Но на картине Рериха героиня не шествует по городу, а летит над ним. В нижнем правом углу можно заметить силуэт некой поверженной сущности. Такой образ скорее отсылает к изображению Георгия Победоносца, лишь вместо прямого копья — оружие наподобие турецкой сабли. Конь напоминает единорога: конская амуниция дополнена рогом, исходящим изо лба лошади.
Изображение на левой части диптиха сходно с образом сестры Беатрисы (с эскиза «В монастыре» к опере «Сестра Беатриса» А.А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка)13. Монахиня облачена в белые одежды, что может говорить о принадлежности её к общине, почитающей Деву Марию. Героиня пьесы Беатриса отличалась сердечной преданностью Пречистой Деве. Единорог — символ целомудрия, чистоты духовных исканий. Жанна, как известно, называла себя «Жанной Девственницей». В левой части полотна, над дверью, помещено изображение сцены «Благовещения». Вышеперечисленные детали указывают на то, что лейтмотивом произведения проходит тема почитания Богоматери, женской самоотверженности, тема священного Женского Начала. Монахиня в белом одеянии с лампадой или, скорее, чашей в руках, словно Дева Грааля, прославляет героическое служение.
Таким образом, не только визуально, но и концептуально все три полотна связаны: аллегорией Пути к Богу, мотивом рождения и смерти, темами подвига женщины, стихии огня (от физического огня пожара до божественного света, льющегося через витражи). Программность — характерная черта творчества Николая Константиновича. У него одна картина порождает другую, складывая диптихи, триптихи и многочисленные серии, в которых разворачивается эволюция человеческого духа.
В начале 1930-х гг. общественная деятельность во Франции перекликается с художественным творчеством Н.К. Рериха. Художник создаёт работы, в которых призывает современников к культурному восхождению. И делает это он в свойственной для него манере: через героические образы, легендарные символы прошлых времён. Для Николая Константиновича именно старина, былое обладает значимой силой, ценностью и убедительностью. Он всё время творит, обращаясь к образам прошлого, опирается на образную память, которая является генетическим кодом культуры, — отсюда его многочисленные цитаты и реминисценции. Но Рерих не пересказывает нам историю. Он соединяет различные события и объекты во времени и пространстве, создавая вневременную картину. Через прошлое он обращается к нам, сегодняшним, говоря, что герои и подвиг — актуальны на все времена. И сегодня нужно проявлять героические качества, и в наше время есть место подвигу.
Доклад прозвучал на Х Рериховских чтениях. Новосибирск, 21 – 23 марта 2020 г.
2 Roerich N. Heroica. New York: Nicholas Roerich Museum, 2018. http://www.roerich.org/roerich-writings-heroica.php
Книга готовилась к публикации ещё при жизни Н.К. Рериха, но не была издана. «Отбираю листы для "Heroica", — писал Н.К. Рерих в 1946 г., — выбор труден, и порою не знаешь, что отобрать, а что отложить на будущее».
3 Например, в картине «Тени прошлого» (1937) использован ромбовидный витраж Шартрского храма с изображением сцены охоты.
4 См. архивные материалы на сайте Музея Рерихов:
https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1181.pdf
5 В качестве примера можно назвать картины «Земля Славянская», «Властитель ночи», «Cor Ardens» («Пылающее Сердце») и др.
6 Рерих Н.К. Душа народов // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 151.
7 См. архивные материалы на сайте Музея Рерихов: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1181.pdf
8 Будникова Ю.Ю., Маточкин Е.П. Тайна «Тайны Розы» // Электронный журнал «Грани эпохи». http://www.facets.ru/articles12/5019.htm (дата обращения: 4.06. 2020); см. также: Восход. 2012. № 2 (214). С. 17 – 22.
9 Roman de la Rose of Guillaume de Lorris (1225 – 1230) & Jean de Meun (1280). By: Master of the Prayer Books, 1490 – 1500.
10 «Триумф Смерти, или Три Мойры». Фландрский гобелен (ок. 1510 – 1520).
11 Встречаются разные названия к эскизам диптиха «Слава герою»: «Пламень герою», «Чаша героя».
12 Рерих Н.К. Памятный день // Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 370.
13 Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара, 1996. С. 71.