Лишь в бою и в час нужды проявляем мы свою истинную сущность. Рерих Е.И. Письмо от 12.11.1935 |
В произведениях Рериха отражается великая полнота его мировоззрения. (...) Эта целостность мировоззрения, великий жизненный опыт и богатство переживаний сообщают полотнам Рериха ту силу воздействия, которая убеждает зрителей, словно они смотрят в лицо самой истине жизни. С другой стороны, Рерих проявляет изумительную способность художественного воображения, что, несомненно, является следствием духовной культуры, наблюдательности и опыта. (...) Его поистине огненная, творческая фантазия создала бесконечное многообразие художественных форм, тематики и изобразительных средств, — тот самобытный, единственный в своём роде «Мир Рериха», в котором каждое проявление оригинально и ничто не повторяется.
Девиз Рериха, которым он руководствовался в своём творчестве, — «Мир через Культуру». Он был глубоко убеждён, что именно тесное и сердечное взаимопонимание и содружество людей на поприще культуры, искусства и науки может упрочить настоящий, длительный мир, ибо незыблемый мир должен расцвести из глубин человеческого сердца, из энтузиазма, радости, восторга перед всем возвышенным и прекрасным. (...)
Само слово «Мир» (которое он нередко, так же как и слово «Культура», пишет с заглавной буквы) для него настолько возвышенно и сокровенно, что он призывает людей повторять его как утверждающую формулу, молитву сердца. (...)
У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известны его «Мадонна Орифламма», где Мадонна изображена с развёрнутым Знаменем Мира в руках, и «Sancta Prоtectrix» («Святая Покровительница»), своим широким плащом укрывающая бесчисленные храмы и памятники культуры. (...)
В творчестве Рериха часто повторяется мотив прекрасного образа Сольвейг — чистой, благородной девичьей души, вечно ждущей возлюбленного — воплощение мечты, великой радости сердца, того, кто принесёт возрождение и придаст её жизни смысл.
«У рубежа» — на взгорье девушка внимательно смотрит вдаль, на горизонт, где небо и земля сливаются в сине-фиолетовой мгле. Быть может, там крайний предел, за которым начинается совсем иная жизнь? Кто знает? Даже воздух кажется насыщенным невыразимым трепетом устремления.
«Вечное ожидание» — три человека в белом одеянии, на рассвете, сидят на берегу фиорда, взирая на тихие, зеркальные воды, и чего-то ждут. В другом варианте темы — «Ждущая» — изображена одинокая девичья фигурка. Возможно, её сердцу кажется, что в любой момент перед нею откроется самое большое событие её жизни.
Показательно, что Николай Рерих повторил эту картину через двадцать пять лет. Девушка всей своей сущностью сосредоточена в ожидании. Первый луч солнца коснулся её фигуры. Сердце Сольвейг ведает, что дождётся жданно-нежданного, пусть через долгие годы, и поэтому она полна солнечного порыва. Золотисто-розовые тона восхода солнца, придающие картине просветлённый гималайский колорит, делают её одной из самых привлекательных в наследии Рериха.
Мотив ожидания встречается и в других картинах Рериха первого периода. «Cor ardens» («Пылающее сердце») — из окна замка женщина смотрит на далёкую лодку на озере. Вся она, как белое пламя, устремлена навстречу сверкающим водам. Кто знает, может быть, вместе с лодочником придёт к ней весть, которая преобразит всё её бытие.
«Властитель ночи» — на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проём, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы её духовно и социально. (...)
Вся эта символика ожидания будущего обретает ещё более яркую и конкретную форму, когда Рерих соприкасается с восточной психологией, с духовной жизнью народов Азии. (...)
Рерих расслышал в душе азиата тоску по Новому Миру, по лучшей эре, которая осуществит его сокровенные надежды и идеалы, принесёт как социальную справедливость, так и духовное пробуждение, возрождение лучших традиций духовной культуры. ...У Рериха имеется ряд картин, в сюжете которых исполняются эти сокровенные ожидания и действительно является вестник Света. (...)
Известная картина «Знаки Майтрейи» («Майтрейя Победитель») — девушка-горянка погрузилась в глубокую молитву перед высеченным на скале изображением Майтрейи. Взор её обращён к востоку, где в небе, в радужных облаках образовался целый полк стремительных красных всадников. Образ девушки необычайно нежный, чистый, вся она — душа и чувство, вся — мелодия молитвы. Эта картина — не только гимн, но и героический эпос. Ибо в этой небольшой по размеру работе Николай Рерих выразил безмерно много, целую благословенную эпоху священно ожидаемую в воображении огненного сердца народов Востока. (...)
Своеобразное видение этого возвышенного понятия [грядущего Владыки Мира] народом Горного Алтая Рерих выразил в картине «Ойрот — вестник Белого Бурхана». В сине-фиолетовую лунную ночь, у подножия горного ледника, перед белым сияющим всадником склонилась, закрыв лицо руками, юная девушка, ослеплённая видением. Чуткая девушка сердцем поняла приближение Новой Эры, и эту радостную весть она понесёт в долины — своему народу. (...)
На картинах Рериха остроконечные горные пики устремляются в Космос. Можно сказать, что их сущность — стремление вверх, желание врасти в беспредельность. (...) И кажется, что от прикосновения кисти Рериха не только горные вершины и скалы, но все предметы, облака, деревья и сам человек освободились от силы притяжения и подчиняются какому-то неизвестному, ещё не открытому наукой закону невесомости. Всё стремится ввысь, навстречу насыщающей и возрождающей мощи солнца.
Но воображение художника взлетает всё выше, к более грандиозным космическим горизонтам. «Превыше гор» — любимая картина Рериха. Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолёте, в лазурной вышине летит девушка. (...)
На вершинах Гималаев, среди космических просторов, Николай Рерих ощутил «дыхание вечности». Показательна картина «Капли жизни» — на краю горного утёса сидит девушка, погружённая в думы, ждёт, пока её кувшин наполнится водой из ручья, капля за каплей, и кажется, сама вечность медленно течёт в серебристой струйке родника. Далеко вокруг — симфония горных хребтов и бездн ущелий.
На такой высочайшей высоте, в надземной «стратосфере», для души искателя, познающего, открывается нежданная свобода и великая тишина. Здесь человек ближе всего соприкасается с первым лучом рассвета, который так часто прославляет кисть Рериха-художника. (...)
В восточных учениях господствует убеждение, что наша мысль — энергия, реальная сила, что доброй мыслью можно помочь другому человеку, независимо от его физического присутствия, если только мысль направлена с сердечным огнём и любовью. (...) «Огненные мысли» — благородная женщина сидит у обрыва высокой скалы, и кажется — её мыслеобразы, как огненные птицы, улетают вдаль, в мировое пространство. (...)
Одна из последних картин Рериха, своеобразная и поэтическая, — «Огни на Ганге». Звёздной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом, в 1924 году. (...)
...Одна из наиболее одухотворённых картин Рериха — «Оттуда». Среди ледников и скал, через бурную горную реку по узкой доске идёт в снежно-белых одеяниях женщина, торжественная, просветлённая, руки её сложены в благословении. По эту сторону реки, на берегу сидит другая женщина, которая её ждёт... Откуда идёт эта женщина? Этого не постигает разум, об этом молчат уста, и только сердце знает. (...)
Исключительное место в творчестве Рериха занимает галерея героев духа, затрагивающая зрителя высокой тематикой, словно он читает далёкую и всё же вечно близкую эпопею о героях, которые и сегодня воспламеняют нас огненным дыханием своей самоотверженной жизни. (...)
Достоин внимания триптих, посвящённый судьбе Жанны д’Арк. Мы видим девятнадцатилетнюю героиню французского народа, прекрасную сердцем девушку, молящуюся перед решительной битвой с англичанами, и в конце — её фигуру, объятую алым пламенем, как возвышенный символ Будущего, как свидетельство, что дух всё же сильнее мук инквизиции и служителей тьмы. И поверх костра — небо, как триумф, то самое, необъятное, овеянное трепетом синевы, которое Рерих умеет так чутко воспроизводить на полотне.
...Много рыцарей в воинстве Грааля, тех, кто сражается за Свет Истины и самоотверженно несёт его человечеству, учит людей жить лучше. ...В сердце художник чтил каждого из них — факелоносцев человечества, указующих путь и прокладывающих мост к возрождению человеческого сознания.
Но звёздный венок в сияющей плеяде воителей за восхождение человечества принадлежит женщине. Рерих прославляет Матерь Мира — высший аспект матери человечества и женского начала, которую он называл создательницей героев человечества.
Самая замечательная в этом цикле картина — «Матерь Мира». На недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звёздного неба, в круге света своего всеобъемлющего сияния, с закрытым лицом (это означает, по восточной легенде, что женский принцип на земле ещё не уравновешен с мужским), Она благословляет мир. (...)
Замечательна «Madonna Laboris», изображающая легенду о том, как Богоматерь в своём безграничном сострадании спасает души грешников, спустив свой шарф за стену рая, и Владыка радуется её подвигу. (...)
Два варианта картины «Агни Йога» Рерих посвятил высшему отражению принципа Матери Мира на земле. На горе, поверх облаков, стоит Она и держит в руке светлое пламя. Второй вариант — Она сидит у вершины скалы, обвитая кругами ауры. От её сияющей сущности, кажется, светлеют все дали мира.
К этой же теме относится и одухотворённая «Держательница Мира» («Камень несущая») — величественная, благородная женщина на фоне Гималайских гор.
Принцип вечной женственности Рерих не меньше прославил и в своих очерках. Как на картине «Ведущая» девушка ведёт юношу вверх по горной тропе, над бездонными пропастями, так и в жизни для Рериха женщина — и мать, и вдохновительница мужчины в жизненной борьбе, лучший друг его помыслов, соратник, носительница мира и красоты. В женщине больше развиты сердце и чувствознание, или духовные возможности, потому не случайно учения Востока называют грядущую космическую эру Эпохой Матери Мира или Женщины. (...)
«Кто же как не женщина внесёт в дух человеческий высшее понятие Культуры? (...) Говоря о женском участии в этой великой культурной работе, мы не должны забыть слова глубокой древности: "Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины". Подвиг, вдохновение, сотрудничество — все эти сокровища женщина приносит Культуре».
«Матери, жёны и сёстры, обратите тёмные будни в праздник Великого Служения! Покажите младшему поколению, что каждый труд должен быть исполнен высшего качества в его духовном осознании. Это высокое качество должно наполнить человеческую жизнь от зари до заката. И в этом постоянном усовершенствовании мы найдём улыбку счастья.
Матери, жёны и сестры, творите героев!»