Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает. Рерих Е.И. Письмо от 19.08.1937 |
«Свобода убеждений есть первое правило каждого истинного Учения. Потому если учение говорит об улучшении жизни и самоусовершенствовании, то и прекрасно, и пусть каждое такое Учение имеет своих последователей. Но зачем же всех их непременно сажать за один стол?
Люди так различны, и не лучше ли им предоставить объединиться свободно на той ступени сознания, которая им ближе. Зачем их насильно тащить на свою сторону. Ведь если даже прекрасные цветы должны быть подобраны и рассажены по их оккультным свойствам, иначе они друг друга разрушают, если даже пёстрый букет цветов, собранный без этого знания, может явиться в наших руках взрывателем и источником заболевания, то насколько же больше приложимо это к людям и как осторожны должны быть они в своём приближении к Источнику Учения и собираясь в кружки.
Духовное единение есть, прежде всего, допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения уже есть такое навязывание. В основу всего должен быть положен пример Природы, всё в себе вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение жизни во всём её многообразии, ибо в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу, и есть наша настоящая ступень. Придёт время, и дух наш укажет следующую. Итак, мой совет не стремиться к насильственному примирению, но в благостном допущении искренно следуйте тому, кто Вам ближе»1.
«Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить все имеющиеся группы в одну или в несколько "замкнутых" общин — это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света процветают свободно, как прекрасные цветы на жизненном лугу. Единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения и достижения и т.д. Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в дружелюбии и сотрудничестве в жизни каждого дня, во всех условиях. Кооперация, сотрудничество или содружество предполагают самое широкое допущение. Нет места насилию при объединённом сознании»2.
«Приведу Вам страничку из Учения: "Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами. Невозможно исчислить вред миссионеров, и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продаётся Учение с уступкою. Умейте понять, что сознающее своё значение Учение не будет выставлять себя на базаре".
Помните, как у Вас являлось желание объединить все существующие духовные ячейки. Но теперь на личном опыте Вы можете убедиться, как это невозможно при существующем состоянии человечества; природа человеческая не доросла ещё до понимания самого примитивного сотрудничества! У нас есть уже некоторый опыт. Потому мы никогда никого не зазываем, никому ничего не навязываем. Но, конечно, если кто присоединился к нашему Знаку, мы должны следить за тем, чтобы под этим Знаком не преподносилось бы нечто, совершенно противоположное основным идеям и правилам общества»3.
«Конечно, каждое единение представляет собою большую силу, но, как и всё в мире проявленном, оно имеет две стороны, и если такое единение не скреплено огненным уважением к Цепи Иерархии, то оно может оказаться на тёмной стороне вместо светлой. Вот почему так настойчиво, так повторно указывается на огненное уважение и верность Иерархии»4.
«Каждое утверждение единения есть великое действо, следствия которого трудно учесть земными мерилами. Потому от всего сердца шлём признательность всем близким нам по духу и принёсшим лучшие чувства ко дню Праздника Единения. Так пусть всем будет светло и радостно, пусть самоотвержение в единении украшает жизнь каждого истинного служителя Блага»5.
«Имейте также в виду, когда в книге "Живой Этики" говорится о необходимости единения, то, конечно, указывается не внешнее единение, но единение или гармонизация сознаний, которое не может совершиться в одночасие. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического Начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас прежде всего распознаванию. Но хаотическое смешение самых разнородных элементов только потому, что они наклеили себе ярлык "оккультизма", недопустимо. Можно и должно терпимо и доброжелательно относиться к редким доброкачественным группировкам, но незачем непременно садиться за один общий стол. Зачем устраивать искусственные взрывы, комбинируя несочетающиеся элементы. Нельзя объединять овец с волками. Нельзя всех собрать в одну кучу. Неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая всё, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих. Есть растения, которые никогда не будут расти вместе, и, тем не менее, каждое из них полезно на своём месте или почве. Но, будучи насильственно посажены в тесном соседстве, они утрачивают свою полезность и вырождаются. Следует оберечься от вырождения через недопущение ядовитых соседей»6.
«Работайте на объединение сотрудников. Нам дан Завет — единение, мужество и подвиг, этими огненными качествами строится новый мир и зарабатывается право на вход в Твердыню Великого Знания»7.
«Мы так стремимся установить единение среди всех сотрудников и превыше всего дорожим теми, кто понимают значение этого великого завета и единого оплота каждого строительства, тем более духовного. Часто люди, прочитавшие все книги Учения, тем не менее не могут усвоить, что без умения поддерживать единение среди сочленов никакое духовное продвижение невозможно. Многие понимают единение как принятие всеми сотрудниками лишь их мнения и не могут найти в себе великодушия сделать уступку. Да, нет ничего труднее, как научиться сотрудничать. А между тем новая ступень эволюции настоятельно требует установления такой кооперации. Все области науки, все виды труда, вследствие всё прогрессирующей сложности их, уже вышли за рамки единичных усилий, и сотрудничество многих тружеников необходимо для достижения новых и неотложных заданий»8.
«Учение Живой Этики или Новой Жизни нигде не настаивает на тесном общежитии. Даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается злостное разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всём. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут. (...)
Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится всё более и более несущественным. И всё сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Учитель, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находившиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставления Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.
Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения друг к другу, потому замыкание их в закрытые общины только ещё больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себе всё человечество, все планы бытия. Именно создаётся эпоха общего сотрудничества»9.
1 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 59 – 60 (4.11.1935).
2 Там же. С. 235 (3.08.1936).
3 Там же. Т. 1. Рига, 1940. С. 499 (24.06.1935).
4 Там же. Т. 2. С. 247 (24.08.1936).
5 Там же. С. 334 (11.06.1937).
6 Там же. С. 394 (23.10.1937).
7 Там же. С. 405 (19.11.1937).
8 Там же. С. 446 (11.02.1938).
9 Там же. С. 517 – 518 (10.09.1938).