Мысли на каждый день

Утонченность духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей.

Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
«Любовь и мудрость преподобного Амвросия Оптинского»

Авторы: Житийная литература / авторы одной статьи    Неганова А., составитель



Теги статьи:  христианство, Амвросий Оптинский

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь».

 

Эта соборная молитва в основном составлена Амвросием Оптинским, но некоторые части внесли в неё жившие после него оптинские старцы, поэтому она и называется «Соборная молитва оптинских старцев».

В тяжёлые минуты каждый человек надеется получить духовную помощь или мудрый совет, обрести надежду на исцеление или уменьшить свои страдания. И тогда устремляются люди к святым местам. Одним из таких чудодейственных мест является Оптина пустынь, которая прославилась своими старцами.

Старец — это многоопытный монах, который своей прозорливостью и любовью может помогать другим людям. Всякий человек, приходящий к такому старцу, ощущал особую благодать мягкой сердечности, теплоты, внимания и сострадания. Словно Ангел Божий, сиял старец непрестанным светом любви, покоя и кротости и согревал уставшую душу. Выходя от него, человек летел как на крыльях. Старец не жил для себя, вся жизнь его была принесена в жертву людям.

Явление старчества очень древнее, оно возникло во времена раннего христианства. Большинство старцев прошлого канонизированы ещё греческой православной церковью. Это преподобный Антоний Великий, святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский и многие другие.

В России историки отмечают несколько периодов расцвета старчества. Так, в XIV веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского; в XVIII веке народ чтил преподобного Паисия Величковского, которого считают основателем старчества в Оптиной пустыне. Он переводил святоотеческие труды, в частности перевёл «Добротолюбие» с греческого языка на славянский. В ХIХ – начале XX века старчество процветало в таких церковных центрах, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Оптина пустынь, Саровский и Валаамский монастыри.

Старцы Оптиной пустыни заложили характерную основу оптинского старчества: обязательное изучение иноками аскетических трудов и применение их на практике, бескорыстное служение народу, готовность оказать духовную помощь каждому страждущему. Старцы Оптиной пустыни оставили миру бесценное наследие в виде мудрых изречений, духовных трудов и жизнеописаний.

Оптина пустынь расположена на правом берегу глубокой реки Жиздры, у опушки величественного векового бора, который протянулся на десятки вёрст. Откуда бы ни приближался к обители путник — по большой ли почтовой дороге от Калуги, по луговому или лесному берегу от Козельска, глухой ли лесной дорогой от города Лихвина, обитель производит на него одинаково сильное, глубоко умиротворяющее впечатление.

Под сводом вековых сосен царит невозмутимая тишина, особенно в жаркий летний день. Тихо струится причудливо-извилистая, зеркально-серебристая в изумрудной оправе берегов Жиздра. Белые постройки монастыря, синие главы церквей с их золотыми крестами красиво выступают на тёмной зелени леса. Виднеющийся в стороне город Козельск оживляет местность, не нарушая её уединения.

Первые сведения о Козельске появились в 1146 году. В русской истории он отмечен как надёжный заслон южных границ молодого Московского государства от опустошительных набегов крымских татар. За отчаянное сопротивление он был разрушен войсками Батыя, но вскоре восстановлен жителями заново.

Точных сведений о времени основания Оптиной пустыни не сохранилось. По одной из версий, её основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий. Однако большинство историков склоняются к мнению, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые носили название оптиных.

Первые сведения о пустыни появляются около 1620 года, при царе Михаиле Фёдоровиче, который пожаловал никому не нужные и неудобные для хлебопашества земли под огороды Оптиной пустыни.

После светлой эпохи, связанной с Преподобным Сергием Радонежским и его учениками, наступил период духовного застоя. На смену подвигу, состоявшему в очищении сердца от страстей с помощью непрестанной молитвы, пришёл телесный подвиг — время железных цепей и пудовых вериг.

Начиная с царствования Петра I, в течение 150 лет монастыри подвергались преследованиям со стороны правительства. В 1704 году у Оптиной пустыни отобрали в казну мельницу, запретили рыбную ловлю, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже через два года, по ходатайству стольника Андрея Шепелева, она была восстановлена, а ещё через год ей была возвращена мельница.

Однако полное восстановление Оптиной пустыни началось лишь с 1795 года, когда на неё обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа. Через год был назначен о. Авраамий, который ввёл в обители образцовый внутренний порядок, чем снискал себе уважение всего окрестного на­селения. Он смог благодаря пожертвованиям граждан заняться и благоустройством оби­тели.

1797 год был отмечен вниманием императора Павла Петровича к русским обителям. По указу от 18 декабря Оптина пустынь в числе прочих стала получать по 300 рублей в год «на вечные времена».

Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни была подвижническая деятельность святителя Филарета, епископа Калужского, с 1837 года митрополита Киевского. Как почитатель безмолвной пустынной жизни, он много покровительствовал Оптиной обители. Нередко посещая её, он жил здесь во время постов по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни мужской скит во имя первого пустынножителя Св. Иоанна Предтечи, в котором стали подвизаться старцы. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов — Моисея и Антония, последователей Паисия Величковского. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной пустыни при содействии её тогдашнего настоятеля о. Моисея.

Это был период истинного расцвета Оптиной пустыни. К 1862 году число её насельников насчитывало до 150 человек.

Оптина пустынь была известна школами и госпиталями, своей заботой о неимущих, сиротах, приёмом паломников. Богослужения в ней длились по 8 часов, что, по словам о. Сергия Четверикова, составляло «университет для русского народа». Здесь продолжалось просветительское дело преподобного Паисия Величковского. Благодаря трудам преподобных Макария и Амвросия Оптинских и их духовных чад были переведены и опубликованы многие труды древних аскетов, прежде неизвестные в России. Издательская деятельность Оптиной пустыни была не менее значительной, чем духовная.

По мнению одного из почитателей Оптиной пустыни, особенная притягательность её объясняется тем, что именно здесь в XIX веке открылось миру старчество. С XVIII века российская интеллигенция воспитывалась на образе мысли и культуре Запада, но многие образованные люди не находили в западной философии ответов на запросы русского духа и пребывали в поиске истины. Им нужны были те, кто опытно шёл путём подвига жизни во Христе.

Оптина пустынь была неразрывно связана с русской культурой XIX – начала XX века. До Октябрьской революции 1917 года в Российской империи насчитывалось более 1000 монастырей, около 100 000 храмов, но именно сюда, в Оптину пустынь, стремилось огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования. Среди них многие представители русской интеллигенции — поэты, писатели, композиторы, учёные: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, К.Э. Циолковский, будущий маршал Г.К. Жуков и многие другие. И большинство не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, пользовались их наставлениями.

А теперь кратко изложим биографию Амвросия Оптинского.

Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном пономаря села Большая Липовица Тамбовской губернии Михаила Фёдоровича и его жены Марфы Николаевны. Он родился 23 ноября 1812 года, в день празднования памяти благоверного князя Александра Невского, в честь которого его и назвали. В тот день в доме было много гостей, и старец впоследствии шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

В возрасте 12 лет мальчик поступил в духовное училище города Тамбова, а по его окончании стал студентом духовной семинарии. Среди друзей-семинаристов он славился весёлым и добрым нравом, был отзывчивым товарищем, душой общества. Увлекался музыкой и пением, любил поэзию.

Житие Амвросия Оптинского повествует, что в 23 года он серьёзно заболел и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Болезнь прошла, юноша не забывал своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение.

Совет старца Илариона и молитва Преподобному Сергию окончательно укрепили Александра в намерении оставить мир, и осенью 1839 года он приезжает в Оптину пустынь и получает разрешение остаться. Приняв в 1842 году монашеский постриг, он был наречён Амвросием.

В монастырских стенах будущий Святитель выпекал хлеба в пекарне, помогал поварам, занимался строительством. Несмотря на блестящие способности в науках, Амвросий не гнушался никаким трудом, что воспитывало в нём смирение и терпимость.

Крайняя слабость не покидала его всю жизнь. «Трудно представить себе, — писал историк И.М. Концевич, — как он мог, будучи пригвождённым к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нём сбывались слова: "Сила Божия в немощи совершается". Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог вещал и действовал, такой подвиг, такой гигантский труд, не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать здесь явно присутствовала и содействовала».

Несколько раз Амвросий был на пороге смерти, но каждый раз чудесным образом возвращался к жизни. С сентября 1846 года до лета 1848-го состояние его здоровья было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму, которая полагается умирающим монахам.

В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нём своего преемника. Так и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году, после смерти преподобного Макария, и не оставлял его до своего последнего вздоха.

Глубокая вера, истинная христианская любовь и милосердие всегда воодушевляли его, и никто не был им отвергнут: для знатного и простого, богатого и бедного о. Амвросий был одинаково внимателен и принимал близко к сердцу все невзгоды каждого. Этот согбенный, удручённый недугом старец как бы в душу проникал своим умным взглядом; каждое слово, сказанное им, имело глубокий смысл. И сколько людей ушли от него другими, направленными на светлую, чистую дорогу! Как сердечно просил он помнить, что во всяком звании, во всяком положении можно быть добрым, жить по заповедям Спасителя. Какое знание человеческого сердца звучало в каждом его совете! Всё около него дышало любовью, кротостью, смирением.

Его современники писали, что старца Амвросия нельзя было представить без участливой улыбки, от которой становилось тепло и хорошо, без заботливого взора, когда вы понимаете, что в эту минуту он весь живёт вами и что вы ему ближе, чем сами себе. Вы чувствуете, что эти глаза видят вас насквозь, со всем, что в вас дурного и хорошего. И тянулись к нему люди, чтобы отогреться у его нежного, любящего сердца и поучиться христианской мудрости.

День старца был устроен следующим образом: вставал он очень рано, в четыре часа утра, к пяти уже звал келейников, и начиналось утреннее правило. (Молитвенным правилом называется перечень молитв для утра и вечера.) Затем он молился в полном одиночестве. С 9 утра начинался приём — сначала монашествующих, а затем мирян. Завершал он свой день в 11 часов вечера, когда читалось длинное вечернее правило. К полуночи старец наконец-то оставался один. Таким был распорядок его дня в течение тридцати лет. Так каждый день он совершал свой великий подвиг.

Преподобный Амвросий был духовником и для женщин. Позже он стал основателем и наставником Казанского женского монастыря в Шамордино, где провёл последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестёр в монашеском служении.

Преподобный Амвросий Оптинский стал третьим старцем после преподобных Льва и Макария, самым известным и прославленным среди всех старцев Оптиной пустыни.

Для него не существовало тайн: он видел всё. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал обстоятельства его жизни и зачем он сюда пришёл. Отец Амвросий задавал вопросы посетителям, но внимательному человеку было ясно, что батюшке уже всё известно. Иногда, по живости своей природы, это знание вырывалось наружу, что всегда приводило старца в смущение.

Приведём один пример, свидетелями которого были как монахи, так и миряне. Однажды к нему подошёл молодой человек из мещан с перевязанной рукой и стал жаловаться, что никак не может её вылечить. Не успел пришелец договорить: «Болит, шибко болит», — как старец его перебил: «И будет болеть. Зачем мать обидел?» Но тут же смутился и продолжил: «Ты ведёшь-то себя хорошо ли? Хороший ли ты сын?»

Известно много случаев, записанных со слов людей и свидетельствующих о прозорливости старца. Однажды женщина из Воронежа заблудилась в лесу, который находился в семи верстах от монастыря. И вдруг она увидела старца, клюка которого указала ей дорогу. По ней она вышла к монастырскому домику отца Амвросия. Когда подошла ближе, вышедший келейник вдруг спросил её: где тут Авдотья из города Воронежа? Через несколько минут она вышла от старца и сказала, что Амвросий — это тот самый человек, который вывел её в лесу на правильную дорогу.

Был ещё удивительный случай, когда один мастеровой приехал в Оптину пустынь за заказом и деньгами на изготовление иконостаса. Перед отъездом он решил попросить благословения у старца. Но тот сказал, что необходимо ждать три дня. Мастер подумал, что так он потеряет свой заработок, но всё же послушал старого монаха. Позже он узнал, что, не давая благословения столько времени, старец буквально спас его от смерти. Ведь все эти три дня подмастерья стерегли его под мостом, чтобы ограбить и убить. Только когда они ушли, духовник благословил мастера и отпустил его.

Все исцеления и предсказания старец Амвросий совершал необычным способом. Если предсказывал, то непременно в шутливом тоне, как бы вскользь, ненавязчиво. А недуги излечивал странным методом: ударял по больному месту рукой или палкой — и болезнь проходила. Когда приходящие просили исцеления у преподобного, он всегда говорил, что не он исцеляет и что не у него исцеления просить следует, — он лишь наказывает молиться Господу, Царице Небесной и Святым.

Однажды молодой инок Нестор засобирался в дальнюю дорогу, и Амвросий отнёсся к этому неодобрительно, но, как это было в его характере, не запретил, а по-отечески сказал, что лучше бы отложить поездку. Инок послушал старца. Через несколько дней он заболел тифом. Долгое время пребывая в горячке, 28-летний инок уже потерял надежду на выздоровление и принял схиму. Братия готовилась прощаться с Нестором, а монастырские врачи даже перестали лечить его. Амвросий дал умирающему Почаевской святой воды и наказал пить её понемногу. К удивлению монастырских обитателей, Нестор выздоровел.

Многие свидетельствовали о том, что преподобный старец являлся страдающим людям во сне и в видениях. Его образ видели те, кто находился далеко от Оптиной пустыни и даже никогда не слышал имени старца. Являясь им, преподобный мог дать разного рода наставления, предостеречь от опасностей, указать, чем лечить ту или иную болезнь, или непосредственно исцелить болящих. Некоторые лишь после узнавали о том, кто именно помог им, и приезжали благодарить Амвросия.

10 (23) октября 1891 года, на 79-м году жизни, старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся «батюшка Амбросим», скончался.

Преподобный Амвросий не был епископом или архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Но имя богоносного старца Амвросия Оптинского стоит в одном ряду с наиболее любимыми и почитаемыми народом святыми: Сергием Радонежским, Николаем Мирликийским, Серафимом Саровским.

В ноябре 1987 года Оптина пустынь была возвращена церкви. А в июне 1988-го Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе замироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались и другие чудеса от мощей старца.

В июле 1996 года были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев, им установлено общее Соборное празднование 24 октября.

Когда говорится о жизни человека, обычно имеется в виду видимое течение её, но нельзя забывать и о духовной жизни. Святой Василий Великий дал такое определение: «Человек — невидимое существо». В высшей степени эти слова можно отнести к преподобному Амвросию. Мы можем видеть канву его внешней жизни и только догадываться о сокровенной внутренней, основу которой составлял молитвенный подвиг, незримое предстояние перед Богом.

Составитель Антонина НЕГАНОВА

 

Литература

1. Горбачёва Н.В. Оптинские старцы. М., 1999. (Серия: Великие пророки.)

2. Житие и наставления Преподобного Амвросия старца Оптинского. Л., 1990.

3. Концевич И.М. Оптина пустынь и её время. Издательский отдел Владимирской епархии, 1995.

4. Филякова Е. Старцы и предсказатели Оптиной пустыни. М.: Рипол Классик, 2008.

5. Четвериков С. Описание жизни Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1998.

6. https://www.optina.ru

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества